Программа "Музыкальная безопасность"
рабочая программа по обж

Мерзлякова Ольга Александровна

"Музыкальная безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.muzykalnaya_bezopasnost_programma.docx365.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 г. Починка

            Принята на заседании                                                                 Утверждена

            педагогического совета,                                                              приказом №       от

            протокол №       от                                                                        заведующий МБДОУ д/с №1         

                                                                                                                   г. Починка                                                                                

                                                                                             

                                                                                                                    __________Чижова Е.М.  

Программа дополнительного образования

«МУЗЫКАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»  

                                                                                                                                                                Автор программы:

                                                                                       Мерзлякова Ольга Александровна    

                                                                                                Музыкальный руководитель

2024г.

Пояснительная записка

Программа «Музыкальная безопасность» ориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения.  

В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем – всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Дошкольным образовательным учреждениям в этом вопросе отводится особая роль.

  Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых   состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Чтобы подготовить граждан к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях, с раннего детства необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Ведь человек, вне зависимости от возраста будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл.

Актуальность: Актуальностью программы является использование совершенно новых методов работы, такие как метод проектов, мультитерапия, метод стихосложения, моделирование ситуаций, кейс технологий.

Особенность работы по программе, состоит  из положительного примера со стороны взрослых, и прежде всего педагога. Налаживание контактов с родителями и достижение полного взаимопонимания - неизбежные условия эффективности в воспитании детей. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов.  

Если запретов будет слишком много – ребѐнок не сможет выполнить их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Необходимо выделить основное содержание, которое требует совместных усилий педагогов и родителей, определить перечень жизненно важных правил и запретов, выполнение которых для ребенка обязательно и дома, и в детском саду.  

Цель программы - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение, что является на наш взгляд, важными показателями психического и социального здоровья. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

В содержание программы включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». Усвоив программу, дети научатся правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами произойдет становление экологической культуры ценностей здорового образа жизни.

При         реализации         этой         программы         дошкольное         учреждение организует обучение детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий.

Задачи программы:

- для детей

Расширять у детей представления о безопасном поведении дома и на улице.

Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, как на улице и дома.

Познакомить детей с номерами телефонов экстренных служб.

Привлекать детей к посильному участию в изготовлении продуктов деятельности.

Активизировать словарь за счет слов по теме: «Семья», «Транспорт», «Мебель» и т.д.

-для педагогов

В доступной форме отвечать на вопросы детей, связанные с вопросами безопасности.

Создать условия для совместной деятельности взрослых и детей, в рамках реализуемого проекта.

Обеспечить реализацию задач через образовательные области. Участвовать, в проводимых в детском саду акциях, на тему «Я и моя безопасность».

Создание интереса к теме через использование электронных образовательных ресурсов в воспитательно-образовательном процессе.

Способствовать установлению взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ, родителей, социальных партнеров в процессе разработки и реализации проекта.

Создать условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в рамках реализуемого проекта.

Провести рефлексивную контрольно-оценочную деятельность через анкетирование детей и родителей.

- для родителей

Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах.

Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы.

Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Особенности организации и принципы программы

  • Принцип полноты (реализация содержания программы по всем разделам).
  • Принцип системности (системное построение работы в течение учебного года при гибком распределении содержания программы в течение дня).
  • Принцип сезонности (использование местных условий для ознакомления детей с природой).
  • Принцип возрастной адресованности (использование методов работы, соответствующих возрастным возможностям детей).
  • Принцип интеграции (естественное и органичное интегрирование программы в целостный педагогический процесс).
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (привлечение родителей к участию в педагогическом процессе по реализации программы).

Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) и воспитателями

1.Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ

2.Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия педагогов-детей-родителей:

 Ожидаемые результаты

  • для детей

Сформировать у детей представления о безопасном поведении в процессе реализации проекта.

Продолжать формировать у детей навыки социального поведения Повышение познавательной активности.

  • для педагогов

Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий: метод проектов;

Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.

Создание информационно-методической базы по данной теме.

  • для родителей

Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Активное вовлечение в совместную деятельность родителей и детей по данной теме.

Активизировать исследовательскую деятельность родителей.

Участие в совместных мероприятиях, проходимых в рамках данного проекта.

Бережное отношение к продуктам детского творчества.

Этапы реализации работы программы

Подготовительный        (проблема,         планирование,         прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

  • Беседа с детьми
  • Рассматривание         иллюстраций,         плакатов,         фотографий, мультфильмов, презентаций
  • Разработка совместных досугов
  • Совместные экскурсии с воспитателями.

Практический

  • Разработка сюжетно-ролевых игр по темам «Вызов пожарного», «Семья», «Вызов         врача»,         «МЧС-         приходит         на         помощь», «Водитель-пешеход»
  • Оснащение сюжетно-ролевых игр атрибутами
  • Восприятие музыкальных произведений К. И. Чуковский «Путаница», С. Я. Маршак «Кошкин дом», С. Я. Маршак «Мойдодыр», Шарль Перро «Красная шапочка» , К. И. Чуковский «Доктор Айболит», С. Михалков «Дядя Степа», «Котауси и Мауси» , А. Дмитриев «Бездомная кошка»
  • Знакомство и выборочное разучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.
  • Подготовка и проведение тематической экскурсии в поликлинику, к перекрестку, к светофору.
  • Создание выставки книг о безопасном поведении.
  • Оформление памяток «Чужие люди», «Как организовать загородный отдых ребенка», «Ребенок во дворе».
  • Создание компьютерных презентаций.
  • Просвещение родителей по теме, через информацию в коллаже и папки-раскладки.
  • Изготовление масок «Кто может в гости к нам придти».
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Разучивание песен и танцев к досугу.
  • Экспериментирование со звуками «Придумай движение …»
  • Подбор по теме: песен. танцев, музыкальные композиции, этюдов.
  • Изготовление костюмов.
  • Подвижные: игры: «Воробушки и автомобиль», «Кошки и мышки»,

«Слушай сигнал»,«Потуши огонь», «Пожарная тревога».

  • Физминутки «Мы растем», «По грибы все пойдем», «Внимание! Проверь дружок»
  • Создание картотеки физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр.

Завершающий (презентация продуктов и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

  • Досуг  
  • Выставка творческих работ «Моя безопасность».
  • Проведение рефлексии настроения и эмоционального настроения.
  • Опрос детей «Что интересного узнали?»
  • Проведение рефлексивно контрольно-оценочной деятельности через анкетирование и опросники детей и родителей (рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала).

Заключение

В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов. В своей работе я стараюсь объединить знания, умения и навыки всех членов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) создать безопасные условия пребывания воспитанников в ДОУ, особенно в музыкальном зале. Также стараюсь научить детей безопасному поведению в социуме, умению применять полученные знания на практике и при необходимости правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Перспективный план реализации программы

  1. Проведение массовых совместных мероприятий.  
  2. Разработать памятки и рекомендации.
  3. Разработать правила поведения дошкольников, всех возрастных групп, на музыкальных занятиях в ДОУ.
  4. Разработать интеллектуально-творческие игры для дошкольников по безопасности.
  5. Разработать и опробировать сценарии музыкальных, театрализованных развлечений по ОБЖ, для детей.
  6. Создать компьютерные презентации.
  7. Оформить выставку книг по ознакомлению детей с безопасным поведением.
  8. Оформить информационной стенд для детей, родителей и педагогов.
  9. Подобрать материал для родителей: папки-раскладушки, фотогазеты.
  10. Изготовить картотеки         подвижных игр, физкультминуток, динамических пауз по теме.
  11. Принимать участие в фестивалях, конкурсах по теме.
  12. Театрализация сказок для детей младшего возраста по безопасности

Учебно-тематический план

Первый год обучения

  1. Предметы, требующие осторожного обращения

Программное содержание: предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

  1. Контакты с животными

Программное содержание: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

  1. Личная гигиена

Программное содержание: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

  1. Витамины и полезные продукты

Программное содержание: рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

  1. Конфликты между детьми

Программное содержание: научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерѐдность, извиниться).

  1. Одежда и здоровье

Программное содержание: ребѐнок должен узнать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.

  1. Игры во дворе

Программное содержание: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

Второй год обучения

  1. Опасные ситуации: Контакты с незнакомыми людьми на улице Программное содержание: рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.
  2. Пожар

Программное содержание: рассказать детям, как правильно себя вести в случае пожара.

  1. Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Программное содержание: расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.

  1. Будем беречь и охранять природу

Программное         содержание:         воспитывать         у         детей природоохранительное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

  1. Конфликты между детьми

Программное содержание: продолжать учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться).

  1. В городском транспорте

Программное содержание: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

  1. Дорожные знаки

Программное содержание: научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Учить правилам поведения пешеходов.

  1. К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице.

Программное содержание: дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

  1. Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живѐшь?

Программное содержание: дети должны запомнить и твѐрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости).

Третий год обучения

  1. Внешность человека может быть обманчива.

Программное содержание: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

  1. Как вызвать милицию.

Программное содержание: научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции «02» (запомнить номер).

  1. Использование и хранение опасных предметов.

Программное содержание: рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах.

  1. Контакты с животными.

Программное содержание: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

  1. Скорая помощь.

Программное содержание: познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить своё имя, фамилию и домашний адрес).

  1. Микробы и вирусы.

Программное         содержание:         дать         детям         элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).

  1. Режим дня.

Программное содержание: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения.

  1. Опасные участки на пешеходной части улицы

Программное содержание: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара.

  1. Игры во дворе.

Программное содержание: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

Показатели результативности

1.Дети соблюдает элементарные правила безопасного поведения: дома на улице в музыкальном, музыкально-спортивном зале, детском саду.

2.Имеют представления о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

3.Имеют представления о некоторых типичных опасных ситуациях (ЧС) и способах поведения в них (массовые праздники и развлечения).

4.Знают номерами телефонов экстренных служб.

5. Имеют навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, как на улице и дома.

Результаты стартовой и итоговой диагностики

Материально-техническая база и предметно-развивающая среда по музыкальному воспитанию приведены в соответствие с санитарно гигиеническими требования и требованиями безопасности в ДОУ. На 100% обеспечен процесс безопасного проведения музыкальной деятельности. Отсутствует травматизм на занятиях и при проведении досуговой деятельности.  

Дети приходят в музыкальный зал в удобной для движений одежде и обуви

В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы. Игровое оборудование соответствует возрастным особенностям детей, отвечает гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента и действующим требованиям Сан ПиН.

Диагностика на начало и конец учебного года

2022-2023 уч.г

2023-2024  уч.г

2024-2025 уч.г

Представления детей о здоровье (в, с, н)

Работа по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведению на улице, дома, на воде, в природе через музыкальные произведения, праздники и развлечения (количество мероприятий)

Случаи травматизма у детей на музыкальных занятиях (количество травм)

Работа с родителями по созданию безопасных условий для детей.

(количество мероприятий)

Список используемой литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность».

Рабочие тетради №№ 1, 2. -Спб.: «Детство-Пресс», 2002.

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб.: «Детство-Пресс», 2009.
  2. «Дорожная азбука юного пешехода». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей основам безопасного поведения на улице. -Калининград, 1995.
  3. «Как обеспечить безопасность докшкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста./ К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.: Просвещение, 1998.
  4. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; Под. Ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркнной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой. Программа рекомендована Министерством образования РФ.
  6. «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице». Для среднего и старшего дошкольного возраста. Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей / К.Ю.

Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.Просвещение, 1998.

  1. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
  2. Правила дорожного движения. – М., 2011.
  3. Почемучка. - М.: Педагогика, 1997.
  4. С.Н. Кузнецова Добрая дорога детства» (Сборник методических разработок). Курган, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...

Конспекты занятий и развлечений по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту, общая безопасность)

Представляю конспекты занятий и развлечений по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников (безопасности на дорогах, пожарной безопасности, безопасности в быту, общей безопасности)...

Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...