НОД по финансовой грамотности в старшей группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Мурзагалиева Анар Зайдынгалиевна

Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_finansovoy_gramotnosti_v_starshey_gruppe.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность по финансовой грамотности

(старшая группа)

Группа: старшая

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: «Тратим разумно, экономим»

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы

Учебно-методический комплект: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство»  / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2014. – 321с., А.А.Смоленцева «Введение в мир экономики»; Л.В.Стахович «Азы финансовой культуры для дошкольников» комплект методической литературы.

Формы организации: фронтальная, групповая

Планируемый результат:

  • проявляют дружеские отношения между детьми, желание помогать друг другу;
  • проявляют уважительное отношение к трудовым деньгам
  • проявляют осмотрительность в денежных тратах двух точек зрения «могу» и «хочу»;
  • проявляют интерес к экономической сфере жизнедеятельности;
  • формируется система ценностей, в которой на первое место ставятся бережное отношение к приобретаемым вещам, помощь близким, умение отложить на время личные желания;
  • Проявляют  рациональный подход к выбору товаров, обращая особое внимание на их полезные свойства;
  • Знают, что при трате  денег необходимо, прежде всего, ориентироваться на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями;
  • Проявляют познавательный интерес детей к значению слов тратить разумно, экономить, бережливо;

Цель: способствовать финансовому и просвещению и воспитанию дошкольников посредством формирования умения производить денежные траты с умом, сберегать и экономить.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Воспитательные задачи:

  • воспитывать дружеские отношения между детьми, желание помогать друг другу;
  • воспитывать уважительное отношение к трудовым деньгам

Развивающие задачи:

  • Развивать осмотрительность в денежных тратах двух точек зрения «могу» и «хочу»;
  • развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности;
  • развивать воображение, самостоятельность, мышление, связную речь; активизировать мыслительную деятельность;

      Обучающие задачи:

  • Формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся бережное отношение к приобретаемым вещам, помощь близким, умение отложить на время личные желания;
  • Формировать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая особое внимание на их полезные свойства;
  • Объяснить, что при трате  денег необходимо, прежде всего, ориентироваться на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями;
  • Стимулировать познавательный интерес детей к значению слов тратить разумно, экономить, бережливо.

Предварительная работа:  чтение пословиц о труде, «Три копейки» Шаукат Галиев, И. Ревю «Бережливая птица», Л. Да Винчи «Муравей и пшеничное зерно», дидактическая игра «Открываем бутербродную, закупаем товар».

Оборудование:  раздаточное: купюры по 5 шт. на 1 ребенка, игрушки – товары: овощи, фрукты, машинки, куклы, одежда для кукол, книги и др.; мультимедийное: ноутбук, мультимедиа, презентация, аудиозапись, электронная физминутка, интерактивная игра «Деньги получили – ерунды накупили», мультфильм «Уроки тетушки Совы серия «Умение экономить».

Ход НОД

Этапы (последовательность) деятельности

Методы

Содержание деятельности

Деятельность детей

Планируемый результат

  1. Организационный момент

Психогимнастика

Художественное слово

Стимулирование занимательным содержанием

- Ребята, какой чудесный день сегодня! Светит солнышко! Давайте подарим всем хорошее настроение – улыбнемся друг другу.

На слайде Совенок. Звучит аудиозапись: «Здравствуйте, ребята! Послушайте пословицы:

«Нелегко деньги наживать, а легко проживать»

«Поздно быть бережливым, когда все растрачено»

  1. О чем говорится в этих пословицах?
  2. Почему говорят, что деньги трудно заработать?
  3. Что значит, по-вашему – тратить  разумно? Хотите узнать?»

Проявляют дружелюбие

Слушают аудиозапись

Рассуждают

 Проявляют интерес к предстоящей деятельности

проявляют дружеские отношения между детьми, желание помогать друг другу

Проявляют познавательный интерес детей к значению слов тратить разумно, экономить, бережливо

2. Основной этап

Рассказ

Вопросы стимулирующие процессы мышления

Связь с жизнью

Вопросы стимулирующие процессы

Объяснение

Проблемная ситуация

Ситуация выбора

Беседа

Ситуация «Сашина покупка»

«Выдалась хорошая погода, и родители Саши решили отправиться в парк. В парке было много аттракционов, которые очень любил Саша. Мальчику выделили деньги и разрешили самостоятельно ими распорядиться. Саша взял деньги и радостно побежал выбирать, но вскоре вернулся. Родители удивились и спросили «Ты так быстро накатался?»

Саша ответил «Я решил не тратить деньги на аттракционы, купил только шоколадку!». Саша объяснил, что хочет сберечь эти деньги, подкопить еще и купить себе радиоуправляемую модель автомобиля. Такая трата денег показалась ему очень полезной».

-Правильно ли поступил Саша, приняв самостоятельное решение об использовании выделенных ему денег?

-Должен ли Саша объяснить родителям, на что он собирается потратить накопленные деньги.

- Как бы вы поступили на месте Саши?

Беседа «Почему тратить деньги нужно бережливо?»

- Как вы думаете, почему тратить деньги нужно бережливо?

-Научиться тратить деньги грамотно - нелегко. В магазинах много товаров в ярких красивых упаковках, разных коробочек, пакетов.

Хочется купить и то, и другое. Но на все денег никогда не хватит. Деньги зарабатываются трудом, их ограниченное количество, поэтому к ним надо относиться бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее.

Ведь можно пойти в магазин и потратить все сразу. Но тогда мы не сможем ничего купить, пока снова не заработаем деньги.

Сначала надо купить то, что необходимо, а потом, если останутся деньги то, что хочется.

Проблемная ситуация «Наши покупки»

-Представьте, что мама отправила вас в магазин и попросила купить продукты, чтобы приготовить обед.

У каждого из вас 5 купюр. На одну купюру можно купить только 1 товар.

-Отправляемся за покупками.(дети выбирают в магазине товары и совершают покупки)

-Что купили? Почему этот товар?

-Хотелось ли купить, что-то другое.

-Почему удержались и не купили?

-Как думаете, в каком магазине вы были, ведь здесь можно купить все: и игрушки, и продукты, и инструменты и т.д.? (супермаркет, гипермаркет)

Слушают рассказ воспитателя

Анализируют ситуацию

Высказывают собственное мнение

Выражают собственные мысли

Получают новые знания

Применяют полученные знания на практике

 

Отвечают на вопросы педагога

проявляют уважительное отношение к трудовым деньгам

проявляют интерес к экономической сфере жизнедеятельности

формируется система ценностей, в которой на первое место ставятся бережное отношение к приобретаемым вещам, помощь близким, умение отложить на время личные желания

проявляют осмотрительность в денежных тратах двух точек зрения «могу» и «хочу»

Просмотр мультфильма

Вопросы стимулирующие процессы мышления

Проблемный вопрос

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы серия «Умение экономить»

– Зачем нужно экономить?

– Как сэкономить деньги семьи?

–  Как уменьшить затраты на коммунальные услуги?

(Экономить газ, свет, тепло.)

– Как еще можно уберечь деньги семьи от лишних расходов? (Бережно относиться к одежде, игрушкам, бытовой технике.) 

– Как вы помогаете сберечь семейный бюджет?

(Не прошу много игрушек, конфет и т. п.)

– Значит, бережное отношение к воде, электроэнергии, газу дает возможность сэкономить, а это значит, и доход вашей семьи улучшиться. Вы сможете на эти деньги летом поехать на море с родителями на отдых, или посетить музеи, театр в городе.

- Подумайте, на что бы вы предложили своим родителям потратить сэкономленные деньги? (Дети размышляют)

Смотрят мультфильм

Получают новые знания

 

Размышляют

Выражают собственные мысли

Знают, что при трате  денег необходимо, прежде всего, ориентироваться на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностям

Упражнение

Демонстрация

- А сейчас, Совёнок предлагает немного отдохнуть.

На экране включается электронная физминутка.

Под музыку повторяют танцевальные движения

Рассказ

Демонстрация

Проблемный вопрос

Рассказ

Демонстрация

Проблемный вопрос

Объяснение

– Количество и ценность вещей, которые мы можем приобрести на свои заработанные деньги, зависят от их количества и насколько разумно мы их используем.

Экономическая задача «Покупка велосипеда»

– Представьте себе, что два ваших друга Ваня и Петя получили от родителей для покупки велосипеда одинаковую сумму – 10 рублей. Ваня сразу же пошел в ближайший магазин и купил себе велосипед за 9 рублей. Петя, напротив, пересмотрел много марок велосипедов, обошел не один магазин вместе с папой, сравнивал качество различных велосипедов и их цену и только после этого сделал свой выбор.

– Ребята, почему Петя за те же деньги смог купить велосипед лучшего качества, чем Ваня?

 (Петя хорошо обдумывает свои покупки. Он лучше использует свой доход, чем Ваня, который тратит свой доход беспечно).

Экономическая задача «Три богатыря»

-Три богатыря несли исправно службу князю. Получив плату за верную службу, богатыри решили сделать необходимые покупки. Алеша Попович подумал, что продукты питания – самое необходимое, их надо купить как можно больше, и всю зарплату истратил на покупку продуктов (на слайде изображение богатыря и продуктов питания). Добрыня Никитич очень любил развлекаться и есть сладости.  Он накупил себе сладостей и сходил в харчевню (на слайде изображение сладостей). Его зарплаты хватило на один день. А Илья Муромец очень хотел построить себе новую избу. Он долго копил деньги и сейчас, добавив часть зарплаты, смог это сделать (на слайде изображение новой избы).

- Кто из богатырей правильно (разумно) использовал заработанные деньги? Почему? (Дети размышляют)

-  Ребята, Илья Муромец поступил правильно, он планировал свои денежные расходы. Алеша Попович совершил ошибку – он купил очень много продуктов, но продукты имеют срок годности и могут портиться. Добрыня Никитич – все потратил на сладости, это тоже неправильно.

Слушают педагога

Анализируют ситуацию

Выражают собственные мысли

Слушают педагога

Анализируют ситуацию

Выражают собственные мысли

Проявляют  рациональный подход к выбору товаров, обращая особое внимание на их полезные свойства

Беседа

Интерактивная игра

Беседа по содержанию игры

Интерактивная игра «Деньги получили - ерунды накупили»

-Во что упакованы товары в магазинах?

-Вам нравится красивая упаковка товаров?

-Какой товар вы купите в первую очередь, в красивой или некрасивой упаковке? Почему?

Давайте поиграем. Представьте, что вы семья и у вас ограниченное количество денег. Вы идете в магазин и вам надо купить важные вещи. Но вам нравится красивая упаковка товаров, и вы в первую очередь покупаете их. Давайте посмотрим, что из этого получится.

(На экране картинки, на которых красивые упаковки и обычные, нажимая на них, появляется не нужный товар, и наоборот….)

-Рассмотрим покупки.

-Можно ли смотреть только на упаковку и не смотреть на сам товар?

Отвечают на вопросы педагога

Применяют полученные знания на практике

Выражают собственные мысли

проявляют осмотрительность в денежных тратах двух точек зрения «могу» и «хочу»

Заключительный этап

Подведение итогов

Беседа по пословице

Рефлексия

Открытый конец

Поддержка детской инициативы

- Так что же означает: экономим и тратим разумно?

-Что нужно делать человеку, чтобы накопить на что-то денег?

- Объясните пословицу «Бережливость лучше богатства»

- Можно ли, покупая товар, смотреть только на красивую упаковку?

- Что нового вы сегодня узнали? Что вас удивило?

- О чем вы сегодня расскажете дома?

- Предлагаю сегодня вечером поиграть с вами в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет»! (Смоленцева 51)

- Хотите? (Да)

- Попробуйте пока подумать какие отделы будут в нашем супермаркете. Договоритесь, кто из вас будет продавцом, и в каком отделе, а кто хочет быть покупателем.

Выражают собственные мысли

Размышляют

Дети делятся впечатлениями

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

проявляют интерес к экономической сфере жизнедеятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе детского сада "Монетный двор"

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ(ЭКОНОМИКА)...

ОТЧЕТ ПО ОБУЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ детей старшей группы с презентацией

Презентация и текст отчета за учебный год по обучению финансовой грамотности детей содержит: фотографии, Актуальность проблемы, Цель, Задачи, Перечень используемых дидактических материалов, технически...

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшей группы

Материал подобран с учетом физиологических особенностей детей 5-ти летнего возраста; методических требований к образовательному процессу в ДОУ, зоны ближайшего развития и образовательной программы....

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...