Познавательно-творческий проект "Мир профессий"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Филатова Наталья Александровна

Все профессии прекрасны,

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши дети

Будут городу нужны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательно-творческий проект32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга».

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«В мире профессий»

   

 

                                                                                       

Воспитатель: Филатова Н.А.

г. Советский 2023 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

План мероприятий по реализации проекта………………………………

Ожидаемый результат проекта………………………………………….

Список литературы ……………………………………………………….

Приложения ………………………………………………………………


Введение

Все профессии прекрасны,

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши дети

Будут городу нужны.

Актуальность проекта: 

         Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе окружающих взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Проблема: 

    У детей недостаточная информированность о разнообразии профессий, родители недостаточно владеют информацией и уделяют внимание данной теме.

     Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни

 Цель: формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.

Задачи:

- Расширять представление у детей о разных видах труда взрослых;

- Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

-Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых;

- Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совместную деятельность.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители(законные представители)

Срок реализации проекта: краткосрочный (январь-февраль 2023г)

Тип проекта: информационный, игровой.

Предполагаемые целевые ориентиры

Дети должны знать:

- Название и назначение разных профессий;

- Понимание значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род занятий;

- Атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий;

- Профессии своих родителей.

Дети должны уметь:

- Понимать значение труда людей разных профессий;

- Ценить результаты труда людей разных профессий;

- Самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.

План мероприятий по реализации проекта

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

-Закрепление с детьми знаний, полученных ранее на занятиях о профессиях.

-Консультация с родителями на тему: «Расскажите ребёнку о своей профессии, её необходимости и результатах труда».

II этап – основной.

- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», «Поликлиника».

- Встреча с интересными людьми,

- Экскурсия в библиотеку.

- Составление рассказов на темы: «Кем я буду, когда вырасту», «Если был бы я...., то…», «Профессии моих родителей».

-  Чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, стихотворений о профессиях, людях труда и их результатах.

- Составление альбома рисунков, выполненных совместно с родителями, «Профессии наших родителей».

- Оформление выставки детских работ «Кем я буду, когда вырасту».

- Составление альбома иллюстраций «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

- Создание родителями рекламных листов своей профессии.

III этап – итоговый.

Презентация проекта.

- Представление созданных в ходе реализации проекта альбомов «Профессии моих родителей», альбомов иллюстраций «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», выставки детских работ «Кем я буду, когда вырасту» Выставка

-Проведение совместного досуга родителей и детей на тему: «Все работы хороши – выбирай на вкус». (Конкурсы: «Изобрази человека любой профессии», «Определи по предмету профессию», «Что лишнее?», «Что напутал художник..).

-Работа с родителями по подготовке костюмов, атрибутов, обустройству игровых зон «Больница», «Супермаркет», «Салон красоты», «Дом», куколы ппрофессии своими руками.

-Занятие на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».

План реализации

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие

1. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», «Поликлиника».

2. Беседа о назначении разных предметов.

Беседа о труде взрослых в детском саду.

Познавательное развитие

1. Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», «Из истории профессий»,

2. Просмотр тематических мультфильмов, например, «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей) – кинокомпания «Парамульт»

3. Экскурсии:

- Тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара, заведующей);

- Экскурсия в библиотеку (знакомство с профессиями сферы – культуры заведующий библиотекой, библиотекарь);

- Встреча с интересными людьми

4. Наблюдение за работой дворника на прогулке;

5. Беседы: «Что надо уметь солдату», «Армия-защитница», «Наша служба и опасна, и трудна», «Солдаты во все времена», «Кто такой ветеринар», «Что такое библиотека?», «Профессия – библиотекарь»

Речевое развитие

1. Беседа на тему: «Кто где работает?»

2. Обучение рассказыванию на тему:

- «Женские профессии» (воспитатель детского сада, учитель, медицинская сестра, швея, повар).

- «Мужские профессии» (полицейский, пожарный, спасатель, шофер)

3. Словесные игры «Назови ласково», «Кому что дадим?» и др.

4. Чтение художественной литературы:

С. Михалков «Моя улица», С. Баруздин «Страна, где мы живем», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Ричард Скарри «Город добрых дел», В. Степанов «Художник», Т. Шорыгина  «Военнослужащий», «Мой папа – капитан»,

Серия книг Инны Карповой «Кем быть?».

Ирина Солнышко «Поиграем в докторов, поваров, парикмахеров»

5. Заучивание стихотворений по теме «Профессии».

6. Вечер загадок о профессиях.

7. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Для чего нужен этот предмет?», «Кем быть?», «Умные машины», «От слова к слову», «Магазин», «Знаю все профессии», разрезное лото «Профессии»

Физическое развитие

1. Подвижные игры: «Изобрази профессию», «Самолеты», «Лётчик», «Воробушки и автомобиль», «Вкусный обед», «Иголка и нитка», «Царь-картошка», «Светофор»

2. Пальчиковая гимнастика: «Профессии», «Помощники», «Семья».

3. Физкультминутки: «Разные профессии нужны», «Самолет», «Покупаем продукты», «Профессии и инструменты».

Художественно-эстетическое развитие

1. Рисование: «Мама на работе», «Профессия моей мечты».

2. Аппликация: «Украсим платье», «Ракета», «В гостях у доктора Айболита» и др.

3. Прослушивание песен о профессиях.

Ожидаемый результат проекта.

1. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

2. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.

3. Дети более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды.

4. Обогащение словарного запаса детей по данной теме.

5. Дети умеют организовать и играть в сюжетно – ролевые игры с различными сценариями.

7. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Практическая значимость результатов.

- Имеющиеся результаты.

- Установлены партнерские отношения с родителями.

- Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.

Методологическую основу  исследования составили теории познания и положение об особенностях формирования динамических представлений о животном и растительном мире (Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Игнаткина и др.), психолого-педагогические исследования экологического воспитания (Л. М. Маневцова, Р. С. Буре, С. Н. Николоева, И. А. Хайдурова и др.), общетеоретические вопросы экологического воспитания старшего дошкольного возраста раскрыты в работах Л. С. Икнаткиной, С. Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др.

Список литературы

1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера, 2005. – 64с.

2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Р. С. Буре.  – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.

3. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др.] // Молодой ученый. – 2015. – №7.

4. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.

5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.

6. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л. В. Куцакова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.

7. Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.

8. Шорыгина, Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 93с.

Приложение 1.

Консультация «Как руководить трудовой деятельностью ребенка»

Цель: рассказать родителям об основном назначении трудовой деятельности. Об основных задачах в области трудового воспитания.

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе и окружающих.

Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психологическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т. д.)

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

- Приобщение к труду через самообслуживание;

- Постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

- Постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

- Тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

- Организация обучения выполнению трудовых операций;

- Формирование у ребенка уверенности и важности выполнения порученной ему работы;

- Учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении поручений;

- Поощрения прилежного выполнения поручений, проявление самостоятельности и инициативы;

- Чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме.

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим. Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру.

В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Многое дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду.

Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.

Приложение 2.

Загадки о профессиях

1. Кто учит детишек читать и писать, 
Природу любить, стариков уважать?   (Учитель)

2. Встаём мы очень рано, 
Ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу.   (Водитель)

3. Наведёт стеклянный глаз, 
Щёлкнет раз - и помним вас.   (Фотограф)

4. Работник этот хоть куда! 
Он сопровождает поезда.   (Проводник, Железнодорожник)

5. С огнём бороться мы должны, 
С водою мы напарники. 
Мы очень людям всем нужны, 
Ответь скорее, кто же мы?   (Пожарники)

6. Кто в дни болезней всех полезней 
И лечит нас от всех болезней?   (Доктор)

7. Ты учишь буквы складывать, считать, 
Цветы растить и бабочек ловить, 
На всё смотреть и всё запоминать, 
И всё родное, родину любить.   (Воспитатель)

8. В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся.   (Клоун)

9. Закину палку, убью не галку, 
Ощиплю не перья, съем не мясо.   (Рыбак)

10. В прошлый раз был педагогом, 
Послезавтра - машинист. 
Должен знать он очень много, 
Потому, что он ...   (Артист)

11. Скажи, кто так вкусно 
Готовит щи капустные, 
Пахучие котлеты, 
Салаты, винегреты, 
Все завтраки, обеды?   (Повар)

12. Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.   (Лесник)

13. Вот на краешке с опаской 
Он железо красит краской, 
У него в руке ведро, 
Сам раскрашен он пестро.   (Маляр)

14. Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку.   (Водитель)

15. Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный ...   (Продавец)

16. Доктор, но не для людей,
А для птичек и зверей,
У него особый дар,
Этот врач - ...   (Ветеринар)

17. В каждом цирке выступает,
Не бывает он сердит,
С ним никто не унывает -
Самых мрачных рассмешит.   (Клоун)

Приложение 3.

Физкультурные минутки по теме профессии

«Профессии»

Мы в профессии играем, дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат, каждый ребёнок делает шаг вперёд

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант. руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх

Токарь, швея, продавец, каждый ребёнок делает шаг вперёд

Менеджер и певец,

Колхозник и акушер,

Садовод, милиционер,

Все профессии нужны, ходьба по кругу, взявшись за руки.

Все профессии важны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, исследовательский и игровой проект «Профессия повар»

создать условия для развития творческих способностей детей, формировать познавательную активность в ходе работы. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, повара в детском саду, которые забо...

Познавательно-творческий проект «Все профессии нужны - все профессии важны»

Дать детям конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 3-4 лет и воспитание положительного отношения к труду взрослых.Создать и поддерживать интерес малышей к деятельно...

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Социально-значимые профессии нашего села»

Автор: Журкова Ольга Николаевна (воспитатель подготовительной группы) Продолжительность: среднесрочный (2 месяца) Вид проекта: познавательно – творческий Возраст детей: подготовительная группа Уч...

Познавательно-творческий проект "Все работы хороши, все профессии важны"

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста помогает познакомиться с различными профессиями, используя формы работы с детьми, родителями и общественностью...

Познавательно-творческий проект «Профессии моих родителей»

Познавательно-творческий проект«Профессии моих родителей»...

Познавательно – творческий проект с детьми средней группы «Колокольчик» на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Актуальность проблемы: каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичн...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (краткосрочный, групповой, познавательно – творческий, информационный) «Все профессии нужны, все профессии важны»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (краткосрочный, групповой,  познавательно – творческий, информационный) «Все профессии нужны, все профессии важны»...