Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кулага Виолетта Алексеевна

№ п/п

Дата

Тема, программное содержание

Виды самостоятельной деятельности детей.

  1.  

01.09

Диагностика

 

 

  1.  

08.09

Диагностика

 

  1.  

15.09

Диагностика

 

  1.  

22.09

Труд-продукт

Программное содержание: Отметить, что результатом труда людей является продукт -полезная  нужная вещь, продукты труда –это богатство.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

  1.  

29.09

Труд-деньги.

Программное содержание: Закрепить у детей  знания о профессиях людей, отметить, что за свой труд люди получают деньги.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу». Рассматривание фотоальбома « Наша станица».

  1.  

23.09

Денежные знаки.

Программное содержание: Дать сведения  о производстве денежных знаков . Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги, что они бывают разного достоинства.

Изотовление кошелька из бумаги. Дидактическая игра « Назови профессию». Просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха»

  1.  

13.10

Аверс, реверс.

Программное содержание: Отметить, что у каждой  денежной единицы есть лицевая сторона-аверс и оборотная –реверс. Уточнить значение пословицы « Копейка рубль бережёт»

Рассматривание денежных единиц. Игра «Орел и решка»

  1.  

20.10.

Валюта.

Программное содержание: Познакомить детей с валютой- деньгами другх стран (франк, доллар, евро)

Рассматривание валюты

 ( монеты, купюры) Игра «три дорожки»

  1.  

27.10

Денежные знаки других стран.

Программное содержание: Дать представление  о разнообразии  денежных знаков в разных странах.

Рассматривание валюты. Игра « Волшебные превращения денежки»Составление кроссворда «Валюта»

  1.  

03.11

Семейный бюджет.

Программное содержание: Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета : пенсия , зарплата, стипендия. Воспитывать уважительное отношение к людям , зарабатывающим деньги.

Рассматривание иллюстраций, фотоальбома «Моя семья». Рисование на тему «Моя семья»

  1.  

10.11

Бюджет-источник дохода и расхода.

Программное содержание: Дать понятие детям, что такое доходы и расходы (основные, неосновные). Воспитывать разумные потребности.

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», « Семья». Дидактическая игра

 « Семейный бюджет»

  1.  

17.11

Сбережения. (Накопления)

Программное содержание: Расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию понятия «сбережения» («накопления»)

Игра «В гостях у трех поросят». Просмотр мультфильмов «Три медведя», «Лиса и заяц».

  1.  

 

01.12

Денежная прибыль и долг.

Программное содержание: Раскрыть детям понятия : «прибыль, «долг»; рассказать о зависимости между «качеством» товара и получаемой « прибылью» при его продаже.

Поделки посуды из пластилина. Сюжетно-дидактические игры: « Магазин», «Посуда»

  1.  

08.12

Банк

Программное содержание: Дать детям понятие, что такое банк. Уточнить представления детей о некоторых операциях, производимых в банке.

Экскурсия к зданию банка. Чтение Э. Успенского « Бизнес крокодила Гены». Рисование на тему «Мой банк»

  1.  

15.12

Деньги-банк

Программное содержание: Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк. Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.

Изготовление экономического куба. Просмотр мультфильма «Приключения Буратино»

  1.  

22.12

Цена-ценник.

Программное содержание: Познакомить с ценником. Научить детей  сопоставлять  цену товара (стоимость ) с имеющимися у них наличными деньгами.

Рассматривание, рисование ценников. Сюжетно-ролевая игра « Супермаркет»

  1.  

29.12

Деньги-средства обмена товарами.

Программное содержание: Расширить знания детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товарами между людьми. Уточнить  значение  понятий «цена», «ценник», «товар».

Игра «Вопросы-ответы». Сюжетно-ролевая игра « Магазин»

  1.  

12.01

Группировка товаров по разным признакам.

Программное содержание: Дать представление о многообразии товаров, научить группировать их по разным признакам. Сформировать у детей понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык)

Игра по типу диаграммы-круги Эйлера-Венна, где дети объединяют предметы по разным признакам.

  1.  

 

19.01

 Разные товары.

Программное содержание: Углубить представления детей  о разнообразии товаров. Воспитывать бережное отношение к вещам.

 

 

Дидактическая игра « Специализированные и универсальные магазины». Игра « Говорящие предметы»

  1.  

 

02.02

Взаимообмен товарами.

Программное содержание: Дать представления о взаимообмене товарами между странами.

Игра «Экокуб»

  1.  

09.02.

Магазин. Рынок.

Программное содержание: Уточнить понятия: «магазин», «рынок». Раскрыть специфику купли-продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей.

Экскурсия с детьми к рынку. Сюжетно-дидактическая игра « Рынок»

  1.  

16.02

Реклама.

Программное содержание: Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах : печатная, радио- и видео  реклама.

Рассматривание рекламы разных товаров. Дидактическая игра « К какому товару эта реклама»

  1.  

01.03.

Реклама-двигатель торговли.

Программное содержание: Уточнить знания детей о рекламе; показать рекламные листовки из магазинов , но обязательно понятные детям.

Рисование рекламных буклетов, рассматривание их.

  1.  

15.03

Профессии людей в рекламном агенстве.

Программное содержание: Расширить представления детей о профессиях, связанных  с работой в рекламном  агентстве. Воспитывать  уважение к их труду.

Сюжетно-ролевая игра « Рекламное агенство»

  1.  

22.03

Мастер-художник в рекламном агентстве.

Программное содержание: Дать возможность  практически  осуществить процесс  создания  рекламы. Реализовать знания о работе художника-оформителя, воспитывать желание работать так же красиво, ловко, быстро, как мастер-художник.

Рассматривание иллюстраций из книги Э.Н. Успенского  « Бизнес крокодила Гены»

  1.  

29.03

Аукцион.

Программное содержание:  Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара; развивать желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием.

Сюжетно-ролевая игра « Аукцион»

  1.  

05.04

Лотерея

Программное содержание: Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи.

Изготовление подарков для лотереи.

  1.  

19.04

«Экономическая рыбалка»

Программное содержание: Закрепить в речи слова : « деево-дорого», «продавец-покупатель», «много-мало», «трудолюбивый-ленивый». Развивать быстроту реакции, смекалку; учить радоваться успеху партнера.

Изготовление эмблем, ребусов, кроссвордов.

Игра-соревнования « Экономическая рыбалка»

  1.  

26.04

Экономика в сказках.

Программное содержание: Развить у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления ; выделять слова и действия , относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.

Просмотр мультфильма «Лето в Простоквашино»

Разыгрывание сценок из сказок.

  1.  

03.05

Юные экономисты.

Программное содержание: Развивать смекалку, сообразительность , фантазию; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и сообраительности.

Разгадывание ребусов, кроссворда. Решение проблемных ситуаций, математических задач.

  1.  

17.05

Хочу купить все!

Программное содержание: Выясняем, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?»,читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала»

  1.  

24.05

Заплати долг скорее, тогда будет веселее.

Программное содержание:

Осознаем, что если взял в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство

Обсуждаем русские пословицы:

Умей взять - умей и отдать!

бери, да помни! Не штука занять, штука отдать.

В долг брать легко, а отдавать тяжело

  1.  

31.05

Задания и упражнения на проверку знаний.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование совместной деятельности по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.

Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает комплексную работу по всем областям развития детей подготовительного к школе возраста...

финансовая грамотность с детьми старшего дошкольного возраста

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней восп...

Познавательный проект по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия во взрослую жизнь. Банк»

Паспорт проекта по финансовой грамотности дошкольников «Экскурсия во взрослую жизнь. Банк»Возраст дошкольников: 5-7 летЦель проекта: познакомить воспитанников с работой банка и профессиями...

Организация работы по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование финансовой культуры у детей необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно этот период является благоприятным для приближения ребенка к реальности жизни, закладывания основ по...

"Беспроигрышная лотерея" - игра по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Организация игры на финансово-экономическое воспитание с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:  -  Дать детям начальные представления о государственных  лотереях в нашей ст...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии»

План работы по теме самообразования «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год.Цель: повышение своего т...