«Игровые обучающие ситуаций (ИОС) по формированию начальных представлений о финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста».
картотека по математике (старшая группа)

Захарова Наталья Сергеевна

В муатериале представлены разработанные   примеры обучающих игровых  ситуаций по формированию финансовой грамотности  старщих дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komplekt_igrovyh_situatsiy_po_finansovoy_gramotnosti.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 199 «Муравьишка» городского округа Тольятти

Гидротехническая, 8, г. Тольятти, Самарская область, Россия, 445041 тел: 8(8482) 97-40-86, 45-18-08; e-mail: chgard199@edu.tgl.ru

«Картотека игровых обучающих ситуаций (ИОС) по формированию начальных представлений о финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста».

                                                                                                                      Выполнил: Захарова Н.С.

2025

«Формирование начальных финансовых представлений – это не про воспитание жадности или меркантильности. Это про развитие предпосылок функциональной грамотности: умения считать, логически мыслить, принимать взвешенные решения, понимать последствия своих действий». Это напрямую соотносится с ФГОС ДО, а именно с задачами социально-коммуникативного и познавательного развития. Кроме того, это прописано в современных стратегиях развития финансовой грамотности в РФ».

«Картотека не является чем-то отдельным. Она легко интегрируется в разные виды деятельности:

Непосредственно образовательная деятельность (ФЭМП – счет денег, Окружающий мир – профессии, Развитие речи – составление рассказов).

Сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Семья», «Банк»).

Чтение художественной литературы (сказки «Муха-Цокотуха», «Золотой ключик», «Кот в сапогах» с экономическим разбором).

Совместная и самостоятельная деятельность детей.»

Мини-практикум (интерактив с коллегами):

«Коллеги, давайте попробуем прямо сейчас! Представьте

Возраст: 6-7 лет

ИОС с игрушками-аналогами

ИОС «Кто что делает»

Материалы: Игрушки или макеты (кусачки, машинки, куклы, фигурки сотрудников различных профессий), карточки с названиями профессий и их характеристиками. Предметы, связанные с профессиями (например, маленький телескоп — для астронома, игрушечная касса — для продавца) карточки-картинки о профессиях (пекарь, художник, пчеловод, швея, строитель …)

Задача: закрепить знания о профессиях, о том, что любая профессия – это труд, который дает возможность заработать денежные средства, закрепить знания о результатах труда разных профессий.

Игровые правила: педагог предлагает объяснить как профессия, изображенная на картинке связана с тем или иным предметом (игрушки-аналоги - результат труда данных профессий- одежда, бочонок с медом, картина и т. д)

Ход ИОС Педагог предлагает карточки с изображением профессий и фигурки сотрудников разных профессий, а также различные предметы, так или иначе относящиеся к профессии человека.

Детям предлагается задание - соотнести результат труда к соответствующей профессии.

Каждый ребенок описывает выбранную профессию и результат ее труда. (Швея- шьет одежду, что ее можно купить в магазине одежды; у пчеловода – результатом труда является- мед, который тоже мы можем купить за денежные средства и т.д.). Труд любой профессии оплачивается.

ИОС «путешествие»

ИОС «Путешествие по странам и континентам»

Оборудование: Игрушечные деньги (например, евро, доллары, франки), Игрушечные товары (мягкие игрушки, игрушечная еда, книги), Карточки с изображением товаров и ценами в различных валютах

Задача: познакомить детей с понятием иностранной валюты, развивать навыки подсчёта и ориентации в деньгах.

Игровые правила: Дети делятся на три команды, ищут изображения той страны, валюту которой они получили. Каждая команда выбирает сувениры на ту сумму, которая у них есть.

Ход ИОС Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по разным странам и рассказывает, что в разных странах есть свои деньги: в Америке — доллары, в Европе — евро, во Франции — франки и так далее. Показывает игрушечные деньги и объясняет, что они называются валютой.

   Детям демонстрируют изображения и игрушечные деньги разных стран, объясняя, какой у каждой страны название и какая купюра самая большая.

Во время путешествия ребята конечно же могут зайти в магазин предлагаемой страны и приобрести различные сувениры.

Дети делятся на три команды, и каждая команда отправляется в магазин той страны, валюту которой они получили. На ценниках указаны цены в конкретной валюте страны, в которую попали ребята. Например, 10 евро, 5 долларов.

   - Задача детей — выбрать товары и заплатить нужную сумму, считая деньги.

Игру можно провести несколько раз, меняясь валютой разный стран (чтобы каждая команда побывала в разных странах и могла рассчитаться разной валютой).

   В конце игры педагог с детьми обсуждает:

   - Какие валюты детям понравились больше?

   - Чем эти деньги отличаются от наших рублей?

   - Почему в разных странах нужны разные деньги?

ИОС с литературным персонажем

ИОС: «Поможем Буратино собраться в школу» (закупить канцтовары)

Материалы: 2 кассы, деньги (купюры и монеты, изготовленные из бумаги), канцтовары для продажи, разные предметы, не относящиеся к школьным принадлежностям, 2 рюкзака, жетоны для деления на команды.

Задача: Развитие умения сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи.

Игровые правила: Дети делятся на 2 команды. Выбираются 2 продавца. Каждой команде дается одинаковое количество денег. В магазине есть товары разной ценовой категории, и товары, которые не относятся к школьным принадлежностям. Члены каждой команды по очереди подходят к своему магазину, выбирают товар и расплачиваются за него без сдачи. Побеждает команда, которая правильно расплатится за канцтовары и приобретет на эти же деньги больше канцтоваров чем другая команда. 

Ход ИОС Педагог предлагает ребятам посмотреть на экран интерактивной доски. где изображен Буратино и сообщает ребятам что он обратился к ней за помощью Ему необходимо купить школьные принадлежности (канцтовары), но он совсем не умеет считать деньги. Ребята отправляются в магазин (2 команды, у каждой из которых равное количество денег). Педагог предупреждает что дети должны быть внимательными при покупке, потому что в нашем магазине  есть много других товаров, которые не пригодятся для школы Буратино.

Каждая команда закупает необходимые товары.

Есть условие-покупки необходимо оплачивать без сдачи. «Отсчитывать столько денег, сколько стоит тот или иной товар.»

Дети совершают покупки, педагог контролирует правильность отсчета денег. По окончанию игры педагог рассматривает канцтовары, которые купили команды. Сообщают если есть ошибки (товар не относится к школьным принадлежностям), подсчитывают у какой команды канцтоваров больше. Если были ошибки при оплате, педагог сообщает об этом. Совместно с командами и продавцами подводят итоги. Победившая команда получает «золотые монетки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование совместной деятельности по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.

Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает комплексную работу по всем областям развития детей подготовительного к школе возраста...

финансовая грамотность с детьми старшего дошкольного возраста

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней восп...

Познавательный проект по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия во взрослую жизнь. Банк»

Паспорт проекта по финансовой грамотности дошкольников «Экскурсия во взрослую жизнь. Банк»Возраст дошкольников: 5-7 летЦель проекта: познакомить воспитанников с работой банка и профессиями...

Организация работы по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование финансовой культуры у детей необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно этот период является благоприятным для приближения ребенка к реальности жизни, закладывания основ по...

"Беспроигрышная лотерея" - игра по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Организация игры на финансово-экономическое воспитание с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:  -  Дать детям начальные представления о государственных  лотереях в нашей ст...

Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

№ п/пДатаТема, программное содержаниеВиды самостоятельной деятельности детей. 01.09Диагностика   08.09Диагностика  15.09Диагностика  22.09Труд-продуктПрограммно...

Игровые обучающие ситуации по формированию начальных представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Разработка комплекта игровых обучающих ситуаций (ИОС) по формированию начальных представлений о финансовой грамотности с детьми старшего     дошкольного возраста»...