Финансовая грамотность в ДОУ
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Нурдавлетова Ирина Анатольевна

Сценарий квест - игры по фининсовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест - игра по финансовой грамотности

"Как найти сокровища пирата"

Воспитатели:

Нурдавлетова Ирина Анатольевна

Кутергина Елена Геннадьевна

МБДОУ №40 «Медвежонок»

Группа №37 «Пчёлки»

Красноярский край

                                                                                              ЗАТО г. Железногорск

   Цель: создавать условия для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, развития познавательных и социально-коммуникативных способностей детей. 

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представления детей таких понятий как «деньги», «монеты», «купюры», «труд»;

- раскрыть смысл понятия «банк», «банкомат», «пластиковая карта»;

- знакомить с разными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, внимание и воображение;

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение самостоятельно делать не сложные выводы на основе практического опыта.

Воспитательные:

- воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью: трудолюбие, бережливость.

- формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.

Методы и приемы:

Словесный: беседа, отгадывание загадок.

Игровой дидактические игры, подвижные игры – танцы.

Интерактивный: показ видео презентации, показ карты сокровищ, демонстрация купюр и монет

Тип занятия: внеклассное мероприятие.

Форма занятия: игра-квест

Оборудование и материалы: видео презентация, карта сокровищ,  кошелек,  игра «Аквариум» рыбки с загадками и удочка;  картинки -  купюры и монеты, атрибуты для экспериментирования: стакан с водой, металлические монеты, бумажные купюры, сундук с монетами, сладкий сюрприз в виде монет, энциклопедия «Хочу все знать».

Предварительная работа: знакомство с понятиями: «деньги», «купюры», «монеты», «семейный бюджет», «доход», «расход»; рассматривание купюр и монет разных стран и разного достоинства, повторение сказок.

 

Ход игры:

Организационный момент

  Дети входят в зал под музыку из кинофильма «Пираты Карибского моря»

      Пират:

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Ответы  детей

Пират:

- Я –  пират Джек.

Ребята, посмотрите, что у меня есть!

(показывает детям бумажный сверток - карту )

Проблемная ситуация

- Как думаете, что это? 

Ответы детей

Пират Джек:

- Верно, это пиратская карта!

- А что можно узнать по карте? 

Ответы детей

Пират Джек:

- Да,  пираты по картам искали сокровища…

 И эта карта приведет нас к настоящим сокровищам!

А вы бы хотели со мной отправиться в путешествие?

 Ответы детей

Пират Джек:

Нам нужно превратиться в пиратов и отправиться на поиски сокровищ. Готовы?

Дети:  Да!

 Звучит музыка.

Пират Джек:

Тогда, повторяйте за мной:

Ногой топни,

В ладоши хлопни

Вокруг себя повернись,

Глаза закрой и покружись,

И в пиратов превратись!

Основная часть

 

Первая ситуация

 Пират Джек:  

Чтобы добыть сокровища нам придется пройти сложные испытания: где-то проявить ум и смекалку, а где-то даже ловкость. Поэтому нужна команда умных и смелых ребят! Хотите быть в моей команде и добыть сокровища?

 Дети отвечают

Пират Джек:

Посмотрите на карту, какое первое испытание мы должны преодолеть?

Дети: денежное озеро!

 Пират Джек:

Верно! Сейчас нам придется немного потрудиться.

А вы знаете пословицу о труде?

Дети: «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда!»

Пират Джек:

Хорошая пословица. А теперь, посмотрите в озеро, сколько рыбок в нем плавает,  каждая из этих рыб хранит в себе загадку. Давайте, мы попробуем отгадать эти загадки. Но для этого нам нужно потрудиться и поймать рыбку удочкой.

Загадка № 1. .

 В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем. (Деньги)

Загадка № 2.

Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (клад)

Загадка № 3.

Какой сказочный герой выполнял все пожелания старухи?(Сказка о золотой рыбке)

Загадка № 4.

Героиня, какой сказки нашла денежку  и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха Цокотуха)

Загадка № 5.

Какая русская народная сказка показывает эффективность совместного труда? (Репка)

Загадка №6. Если хочешь в магазине, ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой, возьми с деньгами. (Кошелек)

Загадка№7. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтобы они подросли? (Буратино)

Загадка №8. Маленькая, кругленькая, из кармана в карман скачет,

весь мир обскачет, ни к чему сама не годна, а всем нужна. (Монета)

 Загадка №9. Коль трудился круглый год. Будет кругленьким (доход)

Пират Джек:

- Молодцы! Отгадали все загадки! Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путь, за сокровищами. А значит теперь вы – команда!

- Вы за свой труд заработали монеты по 5  рублей за каждую загадку.

- Как же мы будем нести деньги?

 Ответы детей:

положим в общий кошелек.

Пират Джек:

- Хорошо! Это будут наши деньги, они нам  пригодятся.

- Но прежде, чем мы отправимся в путь, расскажу вам одно важное правило: нам нужно будет не просто найти сокровища, а необходимо будет выкупить их у пирата Барбосы.

- Чем быстрее мы справимся с заданиями, тем быстрее мы найдем клад.

- Ребята, а на чем обычно пираты отправляются в путешествие? 

Ответы детей.

Пират Джек:

- Верно, настоящие пираты путешествуют на кораблях.

- Подходите, осмотрите! Это наш корабль!

Дети замечают, что у корабля нет штурвала.

Пират Джек:

- Ребята, где нам взять штурвал?

Дети приходят к выводу, что его нужно купить в магазине.

Пират Джек:

- Ребята, нам ничего не мешает пойти в магазин и купить себе штурвал! Деньги у нас есть, карта тоже! В путь!

Дети и пират отправляются в дорогу.

(По дороге смотрим на карту и видим Поле чудес, где нас встречают Лиса Алиса и Кот Базилио, в руках держат горшок с землей)

Лиса:

- Здравствуйте, ребята! А куда это вы идете? Что у вас в руке? Денежки? (хитро улыбаются)

Дети: мы идем в магазин, купить штурвал.

Кот: А, вы не хотите приумножить свои деньги? Вам всего-то нужно посадить свои деньги в горшок, и у вас станет миллион монет! И вы сможете купить все что захотите!

Дети: Нет, мы не отдадим заработанные деньги! В земле деньги не растут!

Лиса: Где же нам взять деньги?

Дети: Деньги можно заработать.

Кот:  Где можно хранить деньги?

Дети:  в банке, на карточке, копилке и т.д.

Лиса и кот: спасибо, дети, теперь мы будем знать, что деньги надо заработать и хранить в банке.

Дети отправились в магазин.

Магазин.

Заходим, здороваемся.

Пират Джек:

Команда, наша задача – купить штурвал!

Кто будет вести переговоры с продавцом?

(если желающих несколько, то покупателя выберем с помощью считалочки:

Раз, два, три, четыре, пять!

Буду деньги я считать!

Прилетят они ко мне,

Поселяться в кошелке!

На карточке поселяться

И сразу мир измениться!)

Ребенок-покупатель:

- Скажите, пожалуйста, у  вас продается штурвал?

Продавец:

- Да.

Ребенок-покупатель:

- Сколько стоит?

Продавец:

- 10 рублей.

Пират Джек:

- Ребята, посчитайте, сколько у нас в кошельке денег, и сколько нужно заплатить за штурвал, хватит ли у нас монет для оплаты?

Дети отсчитывают 10 рублей

- хорошо, штурвал мы купили, деньги сохранили, смотрим на карту, держим путь к кораблю через рощу.

Игра. «Разгадай головоломку»

Пират Джек:

- Ребята, куда же нам идти? (оглядывается Крюк)

- Посмотрите на дереве указатель! Давайте посмотрим. Ой, так, это не указатели, а загадки какие-то!

 (дети отвечают, что это зашифрованные слова).

Пират Джек:

- Давайте, попробуем разгадать все загадки и поскорее отправиться дальше по карте.

- Ребята - молодцы, и снова в путь! 

Приходим в муз .зал на корабль

 Сидим на корабле. Музыка шум моря.

Пират:

- Ребята мы держим курс на остров Барбоса, где нас ждут сокровища. Но прежде чем дойти до сокровищ, мы заглянем в лабораторию.

 Появляется Русалочка.

Русалочка:

- Здравствуйте! Куда вы держите путь?

Дети: На остров Барбоса! За сокровищами!

Русалочка: Как вы думаете, какие сокровища вас ждут?

Дети: Деньги.

 Русалочка:

А что такое деньги? Как они появились?

Пират Джек:

- Команда! Давайте расскажем киту об истории возникновения денег.

Дети:

- Давным-давно, денег совсем не существовало, люди жили в пищерах и все свое время тратили на добывание себе пропитания, и им деньги не были нужны.

- Позже люди начали обмениваться друг с другом товаром.

Дети:

- А что это за перья на картинке?

Пират:

- У народов Тихого океана деньги были в виде перьев. Чем ярче перья, тем дороже оно считалось.

Дети :

- Посмотрите, что за красивые ракушки! Как они связаны с историей возникновения денег?

Пират Джек:

- Ракушки каури были денежной единицей в южных странах, которые нанизывались на шнур для удобства переноски.

Дети:

Чем же обменивались на Руси и Европе?

Пират Джек:

- На Руси и Европе высоко ценились: мех зверей и соль.

Дети:

- В какой стране начали изготавливать деньги?

Пират Джек:

-В Древней Греции начали делать монеты из пластин серебра. На Руси тоже начали делать-чеканить свои монеты из меди, серебра и золота. Позже появились бумажные деньги разного достоинства.

Пират Джек:

- Посмотрите, на картину, здесь изображены уже современные монеты и купюры.

Русалочка:

Ребята, как выдумаете, какая форма денег самая удобная и качественная монеты или купюры?

Дети: 

монеты и бумажные деньги.

Пират Джек:

 Друзья, для того чтобы узнать какие деньги лучше, удобнее и нужнее предлагаю провести опыты в мини-лаборатории и ответить увереннее на этот вопрос.

Русалочка:

Спасибо, ребята за подробный рассказ об истории возникновения денег. До скорых встреч! До свидания!

Пират Джек:

- Вот мы и добрались до острова.

 Ребята, вы, наверное засиделись на корабле, давайте немного поиграем!

 ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫ МОНЕТКИ»

Дети встают вокруг обруча – кошелька.

Монетки:

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)

Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)

Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)

Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек.

Пират Джек:

- Детки-монетки, посмотрите, что за ленточка привязана к нашему кошельку? Куда она нас ведет? Давайте посмотрим. Так это же самая настоящая лаборатория денег!

Игра. «Лаборатория »

Пират Джек:

- Ребята, мы пришли в лабораторию, как выдумаете, что мы будем делать?

Дети: проводить опыты.

Пират:

- Итак, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что лучше и  удобнее монеты или купюры. И в конце мы сделаем общий вывод.

- Начинаем проводить эксперименты.

Музыка

Эксперимент №1: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать (бумага мнётся, рвется; монета - нет.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Что лучше?

Ответы детей

- Правильно, монета качественнее. Она не мнётся и не рвется.

Эксперимент №2.

Воспитатель: 

Нам нужен стакан с водой. Предлагаю положить в воду купюру и посмотреть,  что с ней произойдет?

Ответы детей

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? (Она порвется)

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? (Она утонула, с ней ничего не произошло)

-  Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? (Монетка)

Эксперимент №3.

Воспитатель:  А теперь в одну руку возьмите мешочек, в нем 10 монет, а в этом мешочке 10 купюр. Какой мешочек легче?

- (мешочек с бумажной купюра)

Пират Джек:

- Ребята, скажите, а можем ли мы использовать для покупок только бумажные купюры или только металлические монеты?

- К какому выводу мы можем с вами прийти, какие деньги нам нужнее: монеты или купюры?

Дети:

- нам нужны и монеты, и купюры!

Пират Джек:

- Правильно, нужны нам и монеты, и купюры.

Пират Джек:

Молодцы, команда! А теперь вперед по карте прямо к сокровищам Барбоса!

Музыка - Раздаются фанфары.

Появляются пират Барбоса и три сундука: большой, средний и маленький. Под сундуками надписи: цена 30 рублей (большой сундук), цена 20 рублей (средний), цена 10 рублей (маленький).

Барбоса:

- Ну что ж, ребята, вы проделали большой путь, выбирайте сундук!

Пират Джек:

- Ребята, какой сундук мы можем выбрать? Давайте посчитаем наши монеты

Дети подсчитывают заработанные монеты и решают, какой сундук могут выбрать).

Дети выбирают сундук.

Барбоса:

- А вот и ваш сундук!

Крюк выносит сундук.

Дети и пират Джек вместе открывают и достают энциклопедию «Хочу все знать» и шоколадные монеты.

Пират Джек:

- Ребята, как вы думаете, почему в сундуке сокровищ лежит энциклопедия?

Дети:

- Потому что знания – это и есть сокровище.

Пират Джек:

- Я желаю вам внимательно изучить эту книгу и узнать еще больше интересного. А шоколадные монеты это награда!

- А теперь пора возвращаться в детский сад:

Ногой топнем,

В ладоши хлопнем,

Глаза закроем, скажем ах!

И очутимся  на местах!

Заключительная часть

Рефлексия

Пират:

- Ребята, скажите, во время нашего путешествия вы узнали что-то новое, чему-то научились? 

Ответы детей

- Легко ли было проходить испытания?

- Какие были ли трудности? Почему?

Пират:

- Ребята, если вам понравилось путешествие давайте похлопаем в ладошки и крикнем: «Ура» 

Литература: 

  1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет.
  2. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников»: ВИТА-ПРЕСС, 2019
  3. Шатова А.Д. дошкольников «Экономическое воспитание дошкольников» Педагогическое общество России, 2005.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/ Дошколенок

http://e.stvospitatel.ru/ Журнал справочник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....