Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Блюмская Светлана Андреевна

создание условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                     детский сад «Теремок»

Конспект занятия                                                                                                         с детьми подготовительной к школе группы                                                  по финансовой грамотности

"Юные экономисты"

                                                                           

                                                                                       

                                                                                          Подготовила воспитатель

                                                                                          Блюмская С.А.

р.п. Залари                                                                                                                               2022г.

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы                                               по финансовой грамотности  "Юные экономисты"

Цель: создание условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. 

Задачи:

Образовательные:

- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.

- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.

- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.

- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.

- Закреплять умение выполнять математические вычисления.

- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

             Воспитательные:

- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.

Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.

                                                                                                                                                  Приемы:                                                                                                                                                                    - словесные: беседа, вопросы, ответы детей, объяснения,                                                                      - наглядные: рассматривание валюты разных стран, рассматривание копилки,

- практические: практическое задание «Подсчитайте семейный бюджет»,     проведение экспериментальной деятельности,                                                                                                                                  - сюрпризный момент.

Форма работы: подгрупповая.

Используемые технологии: Исследовательской деятельности. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.  Здоровьесберегающие.

Организация образовательной среды: 

  • Для эксперимента: стол, магниты, доска, тарелка с водой,

кошелёк 2шт.,

  • железная монета, бумажная купюра (не настоящая),
  • карта куда будут дети вносить результаты опытов
  • настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей).
  • копилка с сюрпризом,
  • копилки на стол детям,
  • конверты с заданиями,
  • магазин с товарами.
  • жетоны, столы и стулья – по количеству детей.

Планируемый результат:

Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это количество денег, которое надо отдать.

Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

Словарная работа: экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты).

Предварительная работа: Сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», Д/и. «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: 

Дети стоят в кругу.                                                                                                                                            Доброе утро улыбчивым лицам!                                                                                                                           Доброе утро солнцу и птицам!                                                                                                                     Пусть каждый становится добрым, доверчивым.                                                                                     Пусть доброе утро продлится до вечера!

Мотивация. Постановка цели.
Воспитатель: - Дети почтальон оставил для нас письмо, посмотрим, что там написано,
(открывает конверт).
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гном Эконом. Я узнал, что вы изучаете финансовую грамотность.  Поэтому я хочу пригласить вас на экскурсию в свою школу Экономики. Здесь вы сможете проверить свои знания по финансовой грамотности. Буду ждать встречи с вами школе  «Экономики»
Воспитатель: - Ребята принимаем приглашение Гнома Эконома?
А для этого нам нужно повторить заветные слова
Раз, два - повернись.                                                                                                                                               В школе «Экономики» окажись.  

Вот мы и в школе  «Экономики».

  1. Основная часть. 

Гном Эконом: Здравствуйте, ребята. Я очень рад приветствовать вас в школе  «Экономики».

Гном Эконом демонстрирует копилку.

- Ребята, что это такое?

- Для чего нужна копилка?

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?

Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»

Гном Эконом: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы. А теперь, ребята, найдите себе пару по цифре на жетонах и садитесь за стол с такой же цифрой.

Дети на жетонах находят цифру на задней стороне (по 2 одинаковых), делятся по парам и находят стол с такой же цифрой.

Гном Эконом: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?

Ответы детей. (Родители получают зарплату)

Гном Эконом: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Ответы детей

Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?

Ответы детей. (Дедушки, бабушки)

Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье?

Ответы детей

Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?

Воспитатель обобщает ответы детей. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет).                                                                                               Гном Эконом: Сегодня вы будете тоже зарабатывать монеты, за правильные ответы. Заработанные монеты будите складывать в свои копилки, которые                стоят у вас на столах. Если вы ответите без ошибок, получаете монетку.

1.Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»

(На столе дети раскладывают цифры по задаче, которую говорит воспитатель)

Гном Эконом: Ребята, слушайте внимательно задачу выполняйте задания                      и отвечайте на вопросы. Папа получил зарплату в понедельник- 4 рубля.                      Мама получила зарплату через два дня- 3 рубля. В какой день получила мама зарплату? (Ответы детей) Бабушка с дедушкой на следующий день-пенсию                    2 рубля. В какой день получили пенсию? Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 9)

2.Практическое задание. 

 Дети с помощью знаков больше меньше и равно определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

Гном Эконом: Ребята, я вам раздам карточки с нарисованными на них товаром и ценами на них. Вам надо определить какой из товаров дороже или дешевле.  Вы должны поставить знак «больше», «меньше» или «равно»

3.Практическое задание. «Найди российские деньги».

Гном Эконом: Молодцы. Все справились с заданием. Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?

Ответы детей

Гном Эконом: А за покупками, в магазин, с чем ходят?

- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.

Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)

- Как называются наши деньги? (Рубль).

Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка?

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Ответы детей

Гном Эконом: А может мы это проверим? Давайте мы сейчас с вами пройдем в мини лабораторию. Напомните мне правила – как надо вести себя в лаборатории. Зачем мы пришли сюда? Чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.

- как настоящие исследователи результаты опытов мы будем записывать в карту , которая находится на доске.

- Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента?

Ответы детей, (листы бумаги)

1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать, (бумага мнётся, рвется; монета нет.)

Гном Эконом: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей

Вывод: плюс монетке.

Гном Эконом: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент: Что будем делать дальше? Попробуем опустить деньги в воду.

Гном Эконом: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Ответы детей. (Купюра намокла)

Гном Эконом: А если она намокнет, что произойдёт?

Ответы детей

Гном Эконом: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметьте в нашей карте.

Вывод: плюс монетке.

Гном Эконом: А теперь возьмите в руки «деньги», чтобы у вас была и монета, и купюра.

3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Ответы детей

Гном Эконом: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее? Как выдумаете, как нам это проверить?

- Может, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

Вывод: Что выигрывает? Купюра. Ставим плюсик.

4 Эксперимент

Гном Эконом: Положите купюру и монету в кошельки, (купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют.

Вывод:  Купюра удобнее. Ставим плюс.

Воспитатель: Посмотрите на карту. Кто выигрывает?

Ответы детей

Воспитатель: А что значит ничья?

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Ответы детей

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно карту.

Воспитатель: Молодцы! Мы проделали большую работу, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

Продаются в магазине           (руки вверх подняли и сделали крышу над головой)

Йогурт, молоко, кефир,          (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр,           (поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр» - делаем хлопок)

Чай, конфеты, шоколад,         (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине      (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине     (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить,               (хлопнуть в ладоши над головой)

Чтобы экономным быть!            (хлопнуть в ладоши перед собой)

Воспитатель: Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет за сегодняшний день. Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вы захотите.

Проводится беседа «Магазин»

Воспитатель. Ребята, присаживайтесь за столы. Представьте вы пришли в магазин. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в магазине есть товар с разными ценами. Почему? Как вы считаете? (два яблока красное яблоко 5 рублей, зелёное 2) Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Почему? Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что наш детский садик платит деньги?

Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).

Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?

Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).

Воспитатель: Правильно, а как это сделать?

Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги).

Воспитатель: Если вы это будете делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада. Ребята нам пора возвращаться обратно в группу снимаем жетоны, беремся за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10.

Итог.

Воспитатель. Вам понравилось в школе «Экономики»? Но нам пора возвращаться в детский сад.  Давайте снова закроем глаза, возьмемся за руки и посчитать от 0 до 10 всем вместе. Вот мы и снова в детском саду. Сейчас мы свами будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».

Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?

Ответы детей

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали.

Сюрпризный момент: 
Воспитатель открывает коробочку и достаёт кошелёчки, которые передал для них Гном Эконом.  В них можно хранит монетки. Они все белого цвета. Каждый из вас дома с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет разукрасить свой кошелёк, так, что бы он стал самым красивым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы.

Данный конспект иллюстрирует применение на практике нейропсихологического подхода в коррекционной работе. Тема занятия: "Формирование пространственных представлений"....

КОНСПЕКТ занятия с детьми подготовительной к школе группы по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности "Ребенок и другие люди"

Хочу поделиться своим опытом работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного и здорового образа жизни.  Тема безопасности детей в быту и на улице сего...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Новогоднее приключение Оха и Аха» на основе рекомендаций программы «Азбука АУ»

Интегрированное занятие по физическому развитию и  обучению воспитанников навыкам безопасного поведения в условиях природы...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать умени...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "школа Экономики"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....