Семинар по теме: "Трудовое и социально-нравственное воспитание дошкольников"
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности

В статье говорится о тесной взаимосвязи трудового воспитания дошкольников с нравственным воспитанием. Благодаря труду воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар по теме:

«Трудовое и социально-нравственное воспитание дошкольников»

Подготовили и провели:

 Зам.зав. по ВМР Люлина О.В.

Старший воспитатель: Чадная Е.А.

МБДОУ «Детский сад № 92»

город Нижний Новгород

Сегодня мы с вами рассмотрим вопрос экономической культуры в системе трудового и социально-нравственного воспитание дошкольников.

Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из вас подумают: «Это еще зачем? Сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь»

По данным психологов, старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операционную деятельность - трудовую. Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.

Экономическое воспитание становится частью трудового и нравственного воспитания.

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Вопрос: с какого возраста можем начинать развивать первоначальные азы экономического воспитания? Экономика не разделима от ребенка с ранних лет его жизни. Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин и т.д. Уже в младшем возрасте дети могут видеть (если взрослый привлекает к этому их внимание, как родители бережно относятся к воде, электричеству: «Давай выключим в этой комнате свет, там же сейчас никого нет» и т. п. Так, еще до начала систематического, осознанного приобретения знаний об экономической стороне действительности у малыша складываются представления о нормах и правилах отношения к миру. Чем больше единичных примеров накопится в опыте ребенка, тем больше у него будет материала для обобщения и выводов, когда он станет постарше. В старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов, расходов, преимущество благополучия и бедности. Тем самым он познает азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т.д.

В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения.

А так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека.

Давайте пробежимся по некоторым из них

  • Нравственно – экономические качества: бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость.
  • Морально – правовые качества (дети старшего дошкольного возраста): нормы человеческой морали, честности, прочности, надежности слова, вежливость, уважение к партнеру.
  • Социально – экономическое качества: Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.
  • Серьезная проблема - воспитание разумных потребностей. Она связана с нравственным, волевым, умственным, трудовым и экономическим развитием личности. Нравственно – волевые качества: разумная потребность.

Например, взрослый, учит НЕ пачкать одежду, НЕ ломать игрушки, НЕ выбрасывать продукты и доедать еду.

Обучение осуществляется не посредством этических бесед, а в повседневной жизни, в конкретных ситуациях. Важно, чтобы так же, на конкретных примерах, взрослый учил детей исправлять ситуацию: «Поломалась игрушка? Это плохо, но мы ее можем с тобой починить, а потом ты больше не будешь дергать мишку за лапу, правда?»; «Испачкалось платье? Жаль, но мы его постираем. Девочка всегда должна быть чистой и аккуратной» и т. п.

Взрослый при этом решает сразу несколько задач: подчеркивает необходимость бережного отношения к вещам и показывает ребенку способ такого отношения; вселяет в него уверенность в своих силах, внушает, что трудом можно исправить случившееся. Уже в младшем возрасте дети могут видеть (если взрослый привлекает к этому их внимание, как родители бережно относятся к воде, электричеству: «Давай выключим в этой комнате свет, там же сейчас никого нет».

Нравственно-экономические качества личности ребенка старшего дошкольного возраста

Нравственно-экономические качества

Характеристика нравственно-экономического качества

1.

Бережливость

Положительное качество личности, выражающееся в сохраняющем отношении к личному, общественному, семейному или государственному имуществу, экономном расходовании материалов и средств. Бережливость есть положительное отношение к результату чужого и собственного труда, личной собственности, к вещам, к природе.

2.

Ответственность

Нравственное качество личности, отражающееся в способности человека отвечать за свои поступки. Ответственность распространяется на всю социально значимую деятельность человека, осуществляемую им в условиях возможности свободного выбора. Формируется как результат требований, которые предъявляются к личности. Воспринятые ею, они становятся внутренней основой мотивации поведения ребенка.

3

Деловитость

Черта личности, включающая четкость и организованность в работе, умение находить наиболее рациональные способы решения возникающих практических задач, настойчивость и последовательность в преодолении трудностей и достижений поставленных целей.

4.

Предприимчивость

Деловое качество личности, проявляющееся в энергичности, находчивости, изобретательности, практической сметке и деловитости в решении поставленных задач. Она проявляется в выборе рационального решения, выборе рационального способа действия (например, какие выбрать материалы для поделки), выборе своей роли в предложенной игре.

Труд неразрывно связан с моральными нормами.

Моральные нормы – это обобщенные понятия. Они заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, образ поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе.

1 Формирование мотивов трудовой деятельности (трудиться ради достижения положительного результата, с пользой для себя и для других людей).

2 Упражнение в достижении положительного результата в труде как ведущий метод воспитания детей (спокойно переделывать плохо выполненную работу, стараться дорабатывать детали неспеша, тщательно и аккуратно и т.д.).

3 Приучение к умственному труду (решение логических задач, задач-головоломок, задач-шуток, поиск ответа на интересующий вопрос в книге, изготовление поделок и последующий анализ процесса работы).

4. Использование исследовательской деятельности как средство умственного воспитания в труде. Экспериментирование и опыты.

5. Формирование интереса к мыслительному процессу и чувства удовлетворения от самостоятельно найденного решения.

6. Воспитание умения и потребности содержать в порядке свое рабочее место, следить за своим внешним видом и т.д.

7. Приучение ребенка к жизни по режиму и самостоятельное нахождение в нем места для труда и отдыха.

8. Воспитание потребности в каждодневном труде и умения радоваться при получении результатов.

В нашей ООП не выделен раздел и не стоит конкретная задача по экономическому воспитанию дошкольников. Но это на первый взгляд. Мы можем выделить и не одну задачу по экономическому воспитанию в программе.

Целью экономического воспитания является формирование экономических представлений, экономического мышления, развития деловых качеств. В силу возрастных особенностей дошкольников ЭВ лишь отчасти доступно в детском саду. Тем не менее, дошкольный возраст является периодом экономической социализации детей. Работа по формированию экономической культуры ведётся в каждой образовательной области. Если внимательно рассматривать задачи, представленные в программе «От рождения до школы», то можно в этом убедиться.

Я предлагаю рассмотреть некоторые задачи из образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание» с точки зрения экономического воспитания. Я взяла цели по среднему дошкольному возрасту из раздела «Приобщение к искусству».

  • Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора.

Во - первых, представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами своих родных и людей вообще. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей - вызывать желание трудиться (например, художник, создавая картину, он не только удовлетворяет духовные потребности окружающих, но и с помощью своего таланта, целеустремлённости, творческой самореализацией может заработать деньги, чтобы удовлетворить свои материальные и духовные потребности).  Таким образом, задача может звучать так:

  • Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к труженику, формировать интерес к его работе; желание помогать взрослым, подражать их действиям. Способствовать появлению осознанного отношения к результатам труда, к вложенным в него усилиям; воспитывать настойчивое стремление к получению результата, который может принести выгоду.

Следующая задача:

  • Познакомить детей с архитектурой.

     Например, при знакомстве детей с деревенской избой, дети могут узнать особенности ведения хозяйства. При сравнении разных строений, дети узнают о материалах, из которых построены здания, какой материал более прочный, какой дешевле или более доступен, какое строение лучше построить, чтобы было светлее, теплее и нужно ли это вообще в данном строении, тем самым формируя у детей начальные экономические представления и такие качества, как рациональность, бережливость, экономность.

Ещё одна задача из этого раздела:

  • Развивать интерес к посещению кукольного театра.

При посещении театра, ребёнок вступает в торговые отношения, приобретая билет, расширяется словарный запас (дети узнают и закрепляют такие слова, как касса, кассир, билет, учатся, как правильно нужно разговаривать с кассиром). Развивая интерес к посещению театра, развиваются коммуникативные навыки: на примере героев дети учатся общаться с людьми, видят примеры решения разнообразных ситуаций и пользуются ими при необходимости, поступки героев воспитывают в детях такие нравственные качества, наличием, которых характеризуется и экономическая культура человека (бережливость, трудолюбие, смекалка, ответственность, деловитость и др.). Среди наиболее ярких положительных сторон при посещении театра можно выделить самовоспитание, веру в добро. Видя несправедливость, ребёнок говорит сам себе, что так делать не будет, а вера в хороший финал переносится в реальную жизнь. Через постановки развивается кругозор, дети узнают об особенностях культуры и традициях разных народов. Эмоциональный отклик от посещения спектакля побуждает детей обсуждать увиденное, передавать свои мысли и чувства.

Цели из раздела «Изобразительная деятельность»

  • Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Работая сообща, ребёнку даётся возможность почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда. Умение работать в команде влияет на успех в работе. Дети учатся сплочённости, умению решать задачу по плану, где каждый выполняет определённые обязанности. Работая коллективно, дети учатся соблюдать правила, которые повлияют на всю работу в целом, уважать других, помогать другим, а также не стесняться просить о помощи.

  • Учить оценивать свою работу и работы других.

    Оценивая результат своего труда или результат других детей, ребёнок может понять, насколько дорогим может быть данный товар, качественно ли он выполнен.

Таким образом, понятно, что формирование экономической культуры дошкольников происходит через любую образовательную область и поставленные в них цели и задачи.

По мнению Е. А. Корнак, результаты экономического воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду. В их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.

Литература, рекомендуемая педагогам

1.А.Д.Шатова «Тропинка в экономику» Москва, изд.центр «Вентана-Граф», 2015г.

2.«Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет», Т.В.Потапова, Творческий центр, г.Москва, 2011г.

3.«Введение в мир экономики или как мы играем в экономику», А.А.Смоленцева, «Детство – Пресс», Санкт-Петербург, 2008г.

4.Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015 – 2017г.г. [утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной республики от 17.07. 2015 года, приказ № 326]

5.Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2013г. «Интегрированное занятие с использованием корректурных таблиц для старших дошкольников».

6.Журнал «Воспитатель – методист дошкольного учреждения», № 3, 2014г. «Ранняя профориентация дошкольников средствами экономического воспитания».

1.Журнал «Воспитатель – методист дошкольного учреждения», № 10, 2014г. «Корректурные таблицы как способ экономического воспитания дошкольников».

2.Журнал «Воспитатель – методист дошкольного учреждения», № 9, 2012г. «Корректурные таблицы как способ стимулирования креативности детей»

7.Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой народной Республики [утверждена 17.07.2015года, приказ №322]

8.От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., ГоляеваТ.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.

9.Программа естественнонаучной направленности «Дошкольная экономика» (на основе программы Е.А.Курак, Л.А.Михерева «Экономическое воспитание дошкольников»)

10.«Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» (развитие логического мышления и речи у детей), Н.А.Кнушевицкая, г.Москва, издательство «ГНОМ», 2011г.

11.«Формирование первичного экономического опыта старших дошкольников», А.В.Сазонова Луганск, 2009г.

12.Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. ... канд.пед.наук. –Екатеринбург, 1999г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формированию социально-нравственного опыта у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ с социумом

Статья рассказывает о б этапах формирования социально-нравственных чувств у дошкольников, через введение правил в группе....

"Использование ростовых кукол в развитии социально-нравственных чувств старших дошкольников"

Презентация  к педсовету «Проблемы патриотического воспитания и развития социально-нравственных чувств у детей дошкольного возраста".Представление опыта работы по теме: "Сюжетно-р...

«Социально-нравственное становление старшего дошкольника»

Проблема социально-нравственного становления старшего дошкольника на современном этапе жизни общества приобрела особую актуальность и значимость.В современном мире, когда дети развиваются быстрее, чем...

Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»

Актуальность   Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа...

Игра-драматизация, как средство формирования социально-нравственных ценностей старших дошкольников

Нравственные ценности - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь....

Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников через познавательно-речевую деятельностьв ДОУ

Именно в  дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно  в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка с...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Перед специалистами детских садов возникает необходимость «создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, разви...