Путешествие в страну экономики
консультация по основам финансовой грамотности

Авакова Елена Геннадиевна

Мастер – класс: «Путешествие в страну Экономики».

 

 

Цель мастер класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДО.

Задачи:

- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДО;

- побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДО.

 

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оборудование: экран, презентация, кейс первые уроки царицы Экономики, картотека игр, предметные картинки с изображением профессий, видами работ дидактические игры «Супермаркет», «Сигнальщики», «Что дороже?», «Какие бывают доходы?»

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДО.

Разминка слайд 2

Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.

- Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)

6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)

7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

8.И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату). 

 

ЗАДАНИЕ №1

Назовите профессии, в которых встречается финансовая грамотность.

Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д.)

С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)

Слайд № 5

На экране изображена схема, дайте характеристику профессиям продавец, кассир, банкир, по схеме познавательной гусеницы.

Вывод по разминке: Эту разминку вы можете использовать в совместной образовательной деятельности с детьми, только вместо слов использовать картинки с изображением профессий. С использованием предложенной схемы, более ярко запоминаются и усваиваются образы профессий.

Слайд № 6

ЗАДАНИЕ №2

Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?

Скупой

2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».

Хвалит

3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?

Двигатель

4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?

Блоха.

 

Слайд №7

ЗАДАНИЕ №3

Уважаемые коллеги! Следующее наше задание «Угадай пословицу или поговорку». На экране будут появляться цепочки картинок. Вам необходимо прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.

«Деньги куры не клюют»«Деньги лопатой гребут»«Деньги на ветер бросать»«Копейка рубль бережет»«Деньги любят счет»«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Вывод:

Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности и экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.

 

Слайд №8-21

Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

ЗАДАНИЕ №4

- Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т.д.

 На столе картинки с изображением иллюстраций из детских книг.

Я буду задавать вопросы, а вы должны найти иллюстрацию с изображением сказки, которая соответствует описанию и показать нам.

  1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
  2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? «Колосок»)
  3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? «Кот в сапогах»)
  4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? «Как старик корову продавал»)
  5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? «Колобок»)
  6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой)
  7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? «Теремок»)
  8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? «Вершки корешки»)
  9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? «Морозко»«Крошечка-хаврошечка»«Царевна-лягушка».)
  10. В какой сказке сказочный персонаж потерял свой капитал из-за мошенничества и своей глупости? «Приключения Буратино»)
  11. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок»
  12. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»
  13.  Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? Золотая антилопа
  14.  В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото

Вывод: Практически в любой сказке есть экономическая составляющая и при помощи сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.  Таким образом, при ознакомлении с художественной литературой мы формируем у детей представление о финансовой грамотности.

Слайд 22

ЗАДАНИЕ №5

Какие, сюжетно- ролевые игры, могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей?

(магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов и т. д.)

Назовите два финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин»«Театр»«Заправка»?

Ответы: (это покупка и продажа)

С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»(обмен).

В какой игре с детьми можем еще использовать понятие обмена? «Ярмарка»«Рынок»).

Слайд № 23

ЗАДАНИЕ №6

Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

 

Слайд №24

ЗАДАНИЕ №7

Уважаемые коллеги! Для детей основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем. 

Игра «Что можно купить, а что нельзя»

 Цель: познакомить детей с понятием «Ценности», духовные и материальные, воспитывать нравственные качества.

 

Слайд №25-26

Игра «Математическая пицца» сюжетной логико-математической игры «Пиццерия»

Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе сюжетной логико-математической игры, развитие интеллектуальной и экономической культуры. «Математическую пиццу» можно использовать и для сюжетно - ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Пиццерия», «Семья», «День Рождения» и др.

«Сигнальщики» (товар или услуга)

Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».

Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.

Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).

 

Слайд №27

ЗАДАНИЕ №8

Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.

 («Семья», «Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии»)

Спасибо. Все ответы верны.

 

Слайд №28-30

Эффективность:

Для детей:

- приобретение новых знаний социально-экономического характера;

- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи

- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

 

Для родителей:

-Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

-Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

 

Для педагогов:

-Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.

-Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

 

Рефлексия.

Солнышко.

Закончи предложение:

«Моё настроение похоже на:

солнышко;

солнышко с тучкой;

тучку.

Играйте с детьми в экономику!

Уважаемые коллеги, ваши вопросы?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в страну экономики23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс: «Путешествие в страну Экономики».

Цель мастер класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДО.

Задачи:

- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДО;

- побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДО.

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оборудование: экран, презентация, кейс первые уроки царицы Экономики, картотека игр, предметные картинки с изображением профессий, видами работ дидактические игры «Супермаркет», «Сигнальщики», «Что дороже?», «Какие бывают доходы?»

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДО.

Разминка слайд 2

Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.

- Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)

#1051;юди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)

#1055;риносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

#1048; врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).

ЗАДАНИЕ №1

Назовите профессии, в которых встречается финансовая грамотность.

Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д.)

С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)

Слайд № 5

На экране изображена схема, дайте характеристику профессиям продавец, кассир, банкир, по схеме познавательной гусеницы.

Вывод по разминке: Эту разминку вы можете использовать в совместной образовательной деятельности с детьми, только вместо слов использовать картинки с изображением профессий. С использованием предложенной схемы, более ярко запоминаются и усваиваются образы профессий.

Слайд № 6

ЗАДАНИЕ №2

Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?

Скупой

2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».

Хвалит

3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?

Двигатель

4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?

Блоха.

Слайд №7

ЗАДАНИЕ №3

Уважаемые коллеги! Следующее наше задание «Угадай пословицу или поговорку». На экране будут появляться цепочки картинок. Вам необходимо прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.

«Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережет», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Вывод:

Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности и экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.

Слайд №8-21

Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

ЗАДАНИЕ №4

- Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т.д.

На столе картинки с изображением иллюстраций из детских книг.

Я буду задавать вопросы, а вы должны найти иллюстрацию с изображением сказки, которая соответствует описанию и показать нам.

  1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
  2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? ( «Колосок»)
  3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? ( «Кот в сапогах»)
  4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? ( «Как старик корову продавал»)
  5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? ( «Колобок»)
  6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой)
  7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? ( «Теремок»)
  8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? ( «Вершки корешки»)
  9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? ( «Морозко», «Крошечка-хаврошечка», «Царевна-лягушка».)
  10. В какой сказке сказочный персонаж потерял свой капитал из-за мошенничества и своей глупости? ( «Приключения Буратино»)
  11. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок»
  12. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»
  13. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? Золотая антилопа
  14. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото

Вывод: Практически в любой сказке есть экономическая составляющая и при помощи сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. Таким образом, при ознакомлении с художественной литературой мы формируем у детей представление о финансовой грамотности.

Слайд 22

ЗАДАНИЕ №5

Какие, сюжетно- ролевые игры, могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей?

(магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов и т. д.)

Назовите два финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин». «Театр», «Заправка»?

Ответы: (это покупка и продажа)

С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).

В какой игре с детьми можем еще использовать понятие обмена? ( «Ярмарка», «Рынок»).

Слайд № 23

ЗАДАНИЕ №6

Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

Слайд №24

ЗАДАНИЕ №7

Уважаемые коллеги! Для детей основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем.

Игра «Что можно купить, а что нельзя»

Цель: познакомить детей с понятием «Ценности», духовные и материальные, воспитывать нравственные качества.

Слайд №25-26

Игра «Математическая пицца» сюжетной логико-математической игры «Пиццерия»

Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе сюжетной логико-математической игры, развитие интеллектуальной и экономической культуры. «Математическую пиццу» можно использовать и для сюжетно - ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Пиццерия», «Семья», «День Рождения» и др.

«Сигнальщики» (товар или услуга)

Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».

Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.

Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).

Слайд №27

ЗАДАНИЕ №8

Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.

(«Семья», «Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии»)

Спасибо. Все ответы верны.

Слайд №28-30

Эффективность:

Для детей:

- приобретение новых знаний социально-экономического характера;

- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи

- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Для родителей:

-Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

-Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

-Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.

-Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Рефлексия.

Солнышко.

Закончи предложение:

«Моё настроение похоже на:

солнышко;

солнышко с тучкой;

тучку.

Играйте с детьми в экономику!

Уважаемые коллеги, ваши вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну-Экономика!"

   Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со  сказкой и её героями. Программные задачи: 1.      Образов...

Примерный конспект интегрированного занятия: "Путешествие в страну Экономика" Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Задачи: Учить детей  действовать согласно предложенной ситуации общения, делать обобщения  и выводы, решая экономические задачи; понимать значение  экономических пословиц, поговорок; да...

Путешествие в страну экономика

Программное содержание Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (о...

Полезное путешествие по стране Экономика

Сформировать экономическое мышление через сюжетно-ролевую игру «Магазин-Супермаркет»; добиваться правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости, воспитывать начала разумного пове...

Путешествие в страну Экономика

Формирование зачатков экономического мышления детей старшего дошкольного возраста через игровые методы для воспитания социально - адаптированной личности....

Проект "Путешествие в страну Экономика"

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней....

Конспект занятия " Путешествие в страну Экономика!"

Конспект занятия " Путешествие в страну Экономика!"...