Образовательный проект "Играем в экономику!", старшая группа
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Цель проекта: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_ekonomiku_.docx66.45 КБ

Предварительный просмотр:

ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле»

Образовательный проект

«Играем в экономику!»

группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет

C:\Users\User\Desktop\111111.jpg                                     

                                                                   

  Подготовила:

                                                                     Федорова И.В.

                                                                             

г. Оренбург

Тема проекта: «Играем в экономику!»

Срок реализации: долгосрочный

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Участники проекта: педагоги, дети и родители группы, окружающий социум

Возраст детей: группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет

Пояснительная записка

     Проект  «Играем в экономику» для детей 5-6 лет разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

     Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

     Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Актуальность темы

Актуальность проекта обусловлена тем, что сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается  все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. Поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

 Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются  с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на жизненном уровне. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Содержание проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка азам финансовой грамотности в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях (продавец, кассир, покупатель, кондуктор и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях способствует  развитию финансово-экономических представлений дошкольников.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей 5-6 лет.

Задачи проекта:

Образовательные

  • - познакомить детей с профессиями связанными с экономикой;
  • - познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • - раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства);
  • - дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;
  • - учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей.

Развивающие:

  • - формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);
  • - формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
  • - наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием.

Воспитательные:

  • - воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;
  • - воспитывать любовь и уважение к старшим;
  • - вовлекать родителей в активное сотрудничество.

Ожидаемые результаты

По завершении проекта у детей:

- формируются знания основных финансово-экономические понятий и категорий;

- формируются знания о новых профессиях;

- обогащается словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;

- воспитывается  такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

- развивается  общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;

- формируется здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»;

- развивается умение соизмерять  свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;

- развивается умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- формируется способность понимать и ценить окружающий  предметный мир, как результат труда людей;

- воспитывается уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- развивается способность осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

Этапы проекта

1 этап – Организационный:

― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

― Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».

― Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

― Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап - Практический:

 Реализация проектных мероприятий.

3 этап - Заключительный: 

- Выставка «С экономикой мы дружим!»

- Презентация сказки экономической направленности «С экономикой мы дружим!»

Формы реализации проекта:

- беседы, дискуссии, презентации

- наблюдения

- чтение художественной литературы

- коллекционирование

- просматривание презентаций, мультфильмов

- игры: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, речевые

- познавательно-игровая образовательная деятельность

- решение проблемных ситуаций

- продуктивная деятельность

- театрализация

Критерии и показатели эффективности проекта

Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.

4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

5. У детей формируются такие качества как:

  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие,   примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения  в реальных жизненных ситуациях.

План мероприятий

Время проведения

Мероприятия

Цель

Сентябрь

1.Разработка проекта.

2. Подбор методической и художественной литературы

3. Подбор наглядного, иллюстративного материала.

4. Обсуждение проекта с детьми и родителями.

Познакомиться с методическими разработками по теме, подобрать иллюстративный, наглядный, дидактический материал, обсудить цели проекта с родителями.

Октябрь

1.Презентация « Что такое деньги».

2.Рассматривание современных денежных знаков нашей страны.

3.Чтение произведения А. Романова « Чудеса в кошельке».

4. Беседа « Где и что покупают люди»

5.Рассматривание картины « В магазине»

6.Оформление коллекции денег.

Познакомить детей с понятиями « денежные купюры», «карточка»,

«кошелек».

Ноябрь

1.Беседа « Семейный бюджет»

2.Сюжетно – ролевая игра        « Гипермаркет»

3. Дидактическая игра «Бюджет моей семьи», «Учимся экономить»

4. Чтение сказки Л. Ястребова «Хранители бюджета»

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета (зарплата, пенсия, дополнительный заработок).

Декабрь

1.Беседа на тему « Товар и цена»

2.Просмотр мультфильма « Как мужик корову продавал»

3.Трудовая деятельность – изготовление из теста атрибутов для сюжетно – ролевых игр и ценников.

4.Дидактическая игра « Что быстрее купят»

Формировать представление о таких понятиях как « цена» и « товар», дороже, дешевле.

Январь

1.Беседа « Труд в жизни людей»

2.Чтение сказки о труде «Терем – теремок» В.Г. Сутеева

3.Словесная игра « Кому что

нужно для работы»

4. Дидактическая игра «Что можно, а что нельзя купить?

5.Просмотр презентации « Все работы хороши»

5. Оформление лэпбука «С экономикой мы дружим!»

Дать представление о труде, о существовании различных профессий, их отличительных признаках, воспитывать уважение к труду,

Февраль

1.Ситуативный разговор « Что такое рынок»

2. Чтение стихотворения Ю. Тувина « Овощи»

3.Рассматривание картины « На рынке»

4. Сюжетно – ролевая игра « Рынок»

Развивать представление детей о том, что такое рынок.

Март

1.Беседа « Для чего нужна реклама»

2.Просмотр мультфильма « Барбоскины и реклама»

3.Ситуативный разговор « знакомство с новыми профессиями»

4.Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах.

5. Дискуссия « Хорошо – плохо»

Дать представление о том, что такое реклама, профессия «рекламодатель», «рекламное агентство»; развивать речь детей, логическое мышление.

Апрель

1.Просмотр презентации « Все, что нужно мне для жизни»

2.Игры с из лэпбука «С экономикой мы дружим!»

3. Выставка «Тропинка  в экономику»

4. Презентация сказки «С экономикой мы дружим!»

Формировать представление о понятии « потребности», их разнообразии, научить подбирать нужные человеку потребности, осознавать, что есть жизненно важные потребности.

Май

1.Беседа « Что такое бизнес и капитал»

2.Чтение художественной литературы Успенской                     « Бизнес Крокодила Гены»

3.Дидактическая игра « Экономическая рыбалка»

4.Сюжетно – ролевая игра                « Строительный бизнес»

5. Сказка «С экономикой, мы дружим!»

Дать детям представления о таких понятиях как связи, прибыль , валюта, бизнес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». С использованием современных образовательных технологий. Образовательная область «Познавательное развитие».

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». Проблемы экологии. Переработка мусора. Вторая жизнь вещей. Переработка бу...

Путешествие с монеточкой в страну Экономика (старшая группа)

Конспект ООД. Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»(для детей старшей группы)Цель: закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.Задач...

Сценарий детско - родительского терренкура по формированию основ финансовой грамотности «Путешествие по стране Экономика» (старшая группа)

Образовательные терренкуры позволяют вовлекать родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников; расширять представление родителей об их роли в развитии финансовой...

Конспект образовательной деятельности Познавательное развитие «Страна экономики» Старшая группа

Конспект образовательной деятельностиПознавательное развитие«Страна экономики»Старшая группа...

НОД по экономики старшая группа "Кто такой технолог?"

Цель данного мероприятия: знакомство детей старшей группы с профессией «технолог» через чтение и анализ рассказа «Кто такой технолог?…» и продуктивную деятельность &nda...