ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТОСТЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Лацинник Виктория Александровна

Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, имеет большую актуальность  элементарное экономическое образование детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте экономические ценности превращаются  в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребенка. Психологические характеристики данного возраста способствуют приобщению к такой сложной  области человеческой деятельности, как экономика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТОСТЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Лацинник Виктория Александровна

Краснодарский край, г.Усть-Лабинск

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 3

Старший воспитатель

+79883696920

tory0604@mail.ru

Аннотация. Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, имеет большую актуальность  элементарное экономическое образование детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте экономические ценности превращаются  в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребенка. Психологические характеристики данного возраста способствуют приобщению к такой сложной  области человеческой деятельности, как экономика.

Ключевые слова: «экономика», «финансовая грамотность», «труд», «деньги», «зарплата», «бюджет», «реклама».

На сегодняшний день, учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, имеет большую актуальность  элементарное экономическое образование детей старшего дошкольного возраста. Совершенствование образовательного процесса  в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программы (ФОП ДО) предполагает знакомство старших дошкольников  с основами финансовой грамотности, это является содержанием обязательной части образовательной программы дошкольного учреждения Российской Федерации. Данные документы предполагают формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательное развитие -это   развитие интересов детей, любознательности и познавательной  мотивации; формирование  познавательных действий, становление  сознания.

Экономика и дошкольник на самом деле тесно связаны. Детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши,  так или иначе сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

В старшем дошкольном возрасте экономические ценности превращаются  в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребенка. Психологические характеристики данного возраста способствуют приобщению к такой сложной  области человеческой деятельности, как экономика. В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких экономически значимых качеств деятельности, как – бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. экономическое воспитание, в первую очередь воспитывает хозяина для семейной жизни, для общества, в котором живет человек: наша задача воспитывать человека, умеющего и желающего трудиться, честно зарабатывать деньги и любить свою страну со всеми ее недостатками  и достоинствами.

В основу предложенного вашему вниманию опыта положены научно-методические разработки Анны Демьяненко  Шатовой, Татьяны Павловны Епанешникова, О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой и других авторов. В 2017 году я (Лацинник В.А.) совместно с воспитателем Колено Е.Г. разработали модифицированную программу по познавательной деятельности «Экономика в детском саду» для детей 5-7 лет.

Основная цель нашей программы: сформировать систему знаний по формированию экономической грамотности  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • развивать экономическое мышление, умение решать простейшие задачи с экономическим содержанием;
  • обогащать словарь экономическими терминами;
  • развивать разумные потребности, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях.

Программа «Экономика в детском саду» включена в основную образовательную программу МБДОУ №3, в части формируемой участниками образовательных отношений, раздел «Познавательное развитие».

Программа имеет рецензию МБУ «РУМЦ» Усть-Лабинского района от 12.07.2017 года. Игровые образовательные ситуации по формированию экономической грамотности старших дошкольников проводятся 1 раз в месяц.

Ребенок не освоит экономические знания самостоятельно, но вместе с воспитателем и родителями он сможет это сделать. Путешествуя по новому удивительному и увлекательному миру экономики, он приобретает доступные ему знания. При этом обогащается словарь, начинает развиваться чувство собственного достоинства, появляется здоровый интерес к деньгам. Процесс развития экономической грамотности детей дошкольного возраста рассматривается как педагогически обоснованная непрерывная и последовательная форма обучения, с помощью которой дети овладевают совокупностью взаимосвязанных экономических знаний, навыков и отношений.

Программа рассчитана на 2 года обучения и  состоит из четырех блоков, связанных  между собой задачами и содержанием.

Начинается работа со старшей группы  с блока  «Труд – продукт (товар)», так как труд – ведущая деятельность человека и основная экономическая категория. Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для окружающих. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Так  мы вместе  с детьми обсуждали проблему: Что  что надо сделать, когда  человек голоден?  Ответы детей: добыть пищу, посадить огород, купить в магазине продукты и т.д. Обсудили с детьми как жили первобытные люди, какое хозяйство они вели, как добывали пищу. Постепенно люди научились выращивать возле своей пещеры полезные растения. Так, например, пшеница известна людям  уже более десяти тысяч лет. Как  же она стала спутницей и кормилицей человека? Чтобы ответить на вопрос, прочитали «Сказку о пшеничном зернышке». В современном мире люди научились выращивать овощи, фрукты, разводить скот, домашних птиц. Вместе с детьми  пришли  к выводу, что  труд  людей – продукт – полезная и нужная вещь, предмет, изделие. Продукты труда – это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут служить много лет. Продукты труда – это богатство людей, богатство страны, чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.

Следующий этап: сформировать представление о том, что качественный товар имеет высокую цену, знакомим с понятием «зарплата».

Дети разделились на три бригады, и все получили одни и те же задания: за 5-10минут каждая бригада должна нарисовать  мячики, раскрасить их и вырезать. Та бригада, которая  изготовит больше  мячей, и чьи мячи будут качественнее и лучше, заработает больше денег. Дети выполняют задание. Дети считают, чья бригада  сделала больше мячей,  обсуждают, чьи мячи лучше: интереснее раскрашены и аккуратно вырезаны. Дети рассуждают, чья бригада получит больше денег. Таким образом, ребята убедились, что  заработная плата зависит от качества и количества  продуктов труда. А затем дети обсуждали, договаривались, куда могут потратить заработанные деньги.

Далее была предложена  и организованна  сюжетно- ролевая игра «Магазин  игрушек». Дети учились  выбирать покупку, ориентируясь на свои возможности.  Предложили  детям всем вместе купить подарок нашему младшему воспитателю. Дети принимают решение и покупают подарок. Затем дарят приобретенный подарок , видят, как младший воспитатель радуется проявленному к ней вниманию, а ребята чувствуют, что быть щедрым  - приятно и радостно.

В процессе экономического воспитания необходимо расширять представления детей о разнообразии природных  ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Необходимо обсуждать с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие материалы  необходимы для их производства.

Так мы предложили детям  ответить на вопрос «Как появляется новая тетрадь?»  и совместно с ними разработали  педагогический проект  «Знакомая Незнакомка». В процессе реализации проекта были проведены ситуативные беседы: «Что такое бумага и,  какой она бывает?», «Откуда пришла бумага?», «Что можно сделать из бумаги?». Ситуативные беседы: «Чем пользовались люди, когда не было бумаги?», «Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги?», «Как влияет использование леса для изготовления бумаги на окружающий мир человека?» Просмотр иллюстраций по теме, чтение художественной литературы: Б. Житков «Откуда пришла бумага», Н. Ю. Яковлев «Слово о бумаге», энциклопедия «Вопросы и ответы».

Так мы выяснили, какие природные,  человеческие ресурсы нужны для превращения  дерева в тетрадь, и какой долгий и трудный  процесс выращивания леса.

Знакомство с людьми разных профессий – воспитание уважения к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть свое собственное дело, уважения  к труду в целом. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения. Хорошая, интересная профессия – великое благо, которым следует дорожить.  Данный блок  остается и в подготовительной к школе группе, однако увеличивается количество новых профессий, с которыми знакомятся дети. В старшей группе – модельер и менеджер; в подготовительной – банкир, стилист,  предприниматель, блогер и другие.

Главное – говорить с ребенком  на понятном ему языке, применяя такие формы, как игра, познавательные вечера. Играя, дети  постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Благодаря этим  знаниям формируется положительное отношение к труду.

В этом блоке также мы познакомили детей с заводами нашего города: сахарный завод «Свобода», завод «Главстрой», Агрообъединение «Кубань», маслоэкстракционный завод «Флорентина»  и их продуктами труда (сахар, пеноблок для строительства зданий, сельскохозяйственная продукция, фермы. Собранную информацию  разместили в лэпбуке «Наш город любит трудиться».

Таким образом, освоив блок «Труд –продукт», дети проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (знают кем и где работают родители, чувствуют заботу о себе, радуются новым покупкам),  познакомились с новыми профессиями, знают содержание их деятельности, с удовольствием помогают взрослым, объясняют  необходимость оказания помощи другим людям.

Второй блок «Деньги, цена (стоимость)» вызывает огромный интерес у детей. Особый интерес связан с понятием о деньгах и историей возникновения денег. Так на занятии «История возникновения денег» дети знакомятся с понятием «деньги», «монеты», «купюры». Игровая образовательная ситуация  обычно начинается с беседы с детьми «Зачем нам нужны деньги» чтобы уточнить представление детей о деньгах. Воспитатель показывает карту-схему. Как вы думаете, что это? Дети смотрят на карту-схему, и понимают, что это план, где зарыт клад. По карте-схеме все начинают искать клад. Дети находят клад - это шкатулка с купюрами и монетами. Вместе с воспитателем рассматривают содержимое шкатулки.  Дети познакомились с понятием «деньги», «монеты», «купюры». Затем последовал второй вопрос: «Как вы думаете, деньги были всегда?» и познакомились с происхождением денег, посмотрев презентацию и обсудив ее содержание. После просмотра презентации, была проведена еще одна дидактическая игра «Изобретаем деньги будущего». Какими Вы представляете деньги будущего? Из чего они будут? Какой формы? Что на них будет изображено?  Как они будут называться? Дети фантазировали  и отразили свои предложения на бумаге. После  того, как дети нарисовали деньги будущего, они рассказали про свои изобретения.

В этом блоке мы продолжаем знакомить детей с деньгами нашей страны и деньгами других стран, формируем правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости, дети имеют представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, поэтому к деньгам следует относиться уважительно.

Обогащаем словарный запас детей понятиями «товар», «цена», «личная собственность», «дороже», «дешевле», упражняли в нахождении ответов на вопросы с экономическим  содержанием. Знакомить с экономическими понятиями нам помогают главы из книги Кнышовой Ларисы Васильевны «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом» и Задачки Мудрого Филина, сюжетно –ролевые игры «Магазин», «Банк», дидактические игры «Конфетки и монетки», «Товарный поезд», «Продолжи предложение», «Наоборот», «Какое слово лишнее». Показали ребятам средней группы мини-спектакль «Дом для денег».

Также детям предлагается начать коллекционировать  деньги. Так у нас появился  альбом «Монеты» и «Альбом нумизмата». Благодаря такому увлечению, педагоги  с детьми  знакомятся с географией, находя на карте те государства, чьи монетки есть в нашей коллекции ,  знакомимся с жителями этой страны, традициями  и  обычаями.  Создали лэпбук «Деньги», с помощью которого дети знакомятся с культурно-исторической характеристикой  (что нарисовано на деньгах), с деньгами нашей страны, с самыми необычными деньгами.

В данном блоке мы познакомили детей с понятием «семейный бюджет». Понятие «бюджет», «семейный бюджет» мы изучали в следующей последовательности:

- «Состав семейного бюджета»  -  знакомство детей с составляющими семейного бюджета, расширить словарный запас понятиями «бюджет», «доход», «пенсия», закрепить понятие «деньги», «зарплата». Сначала  предложили детям  рассказать из скольких человек  состоит их семья, чем занимается каждый член семьи, о чем мечтает семья.

- «Бюджет моей семьи» - применить и конкретизировать  приобретенные знания  о семейном бюджете  каждым ребенком  группы при составлении  бюджета своей семьи; довести до сознания детей, что все семьи с разным достатком , поэтому  у каждой семьи  свой семейный бюджет.

Таким образом, после изучения  данного блока, дети адекватно употребляют в играх , в общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия, знают и называют разные места и учреждения торговли (рынок, магазин, ярмарка, супермаркет и др.). Знают, что торговаться можно только на рынке, а в магазинах нельзя. Знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья, понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия.  Например, результатом работы по этому блоку было участие воспитанника  подготовительной к школе группы  Датхужев Дамир в районном конкурсе «Я-исследователь 2019» с проектом «Почему нельзя купить сразу все , что хочется». Он стал призером.

Следующий блок : «Реклама: желания и возможности». Реклама является сегодня не только средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т.п., но и неотъемлемым элементом массовой культуры. С момента своего возникновения она постоянно отрабатывала способы воздействия на поведение индивида и групп людей и за весьма длительную историю качественно эволюционировала, пройдя путь от информирования к увещеванию и далее – к выработке условного рефлекса, к подсознательному внушению и, наконец – к проецированию символического изображения. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях.

Цель рекламы – в короткий промежуток времени продемонстрировать как можно больше ярких, эмоциональных картинок, зацепить, заставить хотеть то, что показывают. Детям этого (картинок, яркости, эмоций) и надо, потому как внимание у них рассеянное.

Этот блок предусматривает следующие  этапы:

- что такое реклама? какой она бывает: буклеты, радиореклама, щитовая, печатная и др.

- кто делает рекламу?

Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Знакомство детей с процессом рекламы на примере «Рекламного агентства», производителя рекламы: кто такой рекламодатель, рекламный агент, что такое рекламное агентство (экскурсия в рекламное агентство); какие профессии необходимы для работы в области рекламы(изготовитель рекламы, рекламодатель).

На примере чтения  стихотворения  С.В. Михалкова  «Как старик корову продавал», которое очень показательно с точки зрения рекламного воздействия на покупателя, детям раскрывается смысл рекламы: старик даже передумал продавать корову, он сказал «Такая корова нужна самому». Рекламу  называют  двигателем торговли, потому что реклама помогает продавцам продавать, а покупателям – покупать.

Следующий этап - сочиняем рекламу. На этом этапе в игровой ситуации детям предложили пофантазировать и сочинить рекламу, а затем защитить свой проект.  В этом блоке важно решить главную задачу: объяснить детям, что все купить нельзя, не хватит зарплаты, что желания не всегда совпадают с возможностями.

Мы посчитали необходимым   выделить в своей программе блок «Полезные  навыки и привычки в быту  - тоже экономика». Так как  бережное отношение к вещам, ресурсам сохраняет деньги в семье.  Данный блок реализуется в ситуациях в повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей. Сначала ребенок узнает об источнике рукотворного мира  Также воспитываем экономичное отношение к воде и свету: в группе развешаны таблички  для детей ,«Уходя, выключай свет», «Бережем воду», «Береги хлеб».

Программа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.

Овладение  финансовой грамотностью  осуществляется  и в процессе чтения художественной литературы: создана картотека рассказов  на экономическую тему, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки).   Мы с ребятами создали альбом «Азбука экономической мудрости» (поговорки). И также запустив акцию «Буккроссинг» (прочитал сам, дай другому) предложили книги на экономическую тему.

Следует отметить, что в формировании финансовой  грамотности  ребенка , его ознакомлении с соответствующими эталонами  экономической социальной среды важную роль  играет семья, которая выступает первым естественным микрофактором экономической социализации. Семья и детский сад  - среда, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями.  Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного формирования экономической грамотности  детей дошкольного возраста.

Для этого мы используем следующие формы  взаимодействия работы с родителями: конкурс на открытие собственной фирмы (придумать с родителями фирменный знак, изучить спрос и предложение на рынке, продумать рекламную кампанию). Дети представляли свои проекты, рекламировали свое дело, а потом обсуждали, какой проект им особенно понравился.

При подготовке к мероприятию «Ярмарка», педагоги  вместе с детьми изготовили товары своими руками (картины, тарелки сувенирные из папье-маше, из глины слепили и раскрасили  дымковские игрушки) назначили цену, но не фиксированную ( ведь дети знают, что на ярмарке можно торговаться).Вывесили объявление для родителей о предстоящей ярмарке. Дети наторговали  900 рублей, которые были потрачены на приобретение гелевых цветных ручек, которыми дети очень любят раскрашивать   свои рисунки.

Для родителей подготовлены  консультации  «Формирование экономической грамотности старших дошкольников»; «Зачем ребенку экономика»; выпущены  буклеты «Советы родителям», содержащих рекомендации для родителей. Так же мы проводили для родителей и детей квест «В мире профессий», совместное мероприятие «Аукцион».

Ежегодно проводим неделю финансовой грамотности в детском саду. Также для работы с родителями выпускаем  ежемесячный выпуск газеты «Мир финансов».

Таким образом, положительные изменения, которые произошли в ходе реализации программы, позволяют признать проведение педагогической работы достаточно успешной, а эффективность предложенных педагогических условий формирования экономической грамотности детей старшей группе в условиях ДОУ подтвержденной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Примерный тематический план и игровые технологии к программе «Основы финансовой грамоты дошкольников» младшая группа .

Примерный тематический план и игровые технологии к программе  «Основы финансовой грамоты дошкольников» младшая группа ....

Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних...

Из опыта работы с элементами мастер-класса. Тема: Социализация дошкольников: экономическое воспитание и финансовая грамота.

В нашем детском саду проводится работа по экономическому воспитанию и финансовой грамотности в ходе реализации проекта «Тропинка в экономику», созданного    в рамках пр...