"Развитие финансовых навыков детей дошкольного возраста: консультация для педагогов"
консультация по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Консультация "Финансовая грамотность в детском саду" предназначена для педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов, которые заинтересованы в развитии финансовой грамотности у детей. В статье рассматриваются методы и приемы, подходящие для разных возрастных периодов детей. Учитывая важность финансовых навыков в современном мире, консультация поможет педагогам внедрить эффективные практики по формированию у детей понимания финансов и умения управлять ими уже с раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_dlya_detey.docx238.43 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие финансовых навыков детей дошкольного возраста: консультация для педагогов"

Современное общественно-экономическое положение создает не самые благоприятные условия для морального развития детей. Прагматическое поведение стимулирует детей и молодежь стремиться "делать бизнес", зарабатывать, быть независимыми и свободными. В результате проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования, особенно в отношении детей дошкольного возраста. Раннее развитие финансовой грамотности является основой для эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Необходимость финансовой грамотности заключается в умении правильно планировать семейный бюджет, сохранять деньги в условиях экономической нестабильности и увеличивать их для обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.

Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду – относительно новое направление в дошкольной педагогике. Однако финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, важной для каждого ребенка с самых ранних лет его жизни.

Финансовая грамотность дошкольников – это установление нравственных основ финансовой культуры, воспитание бережливости, деловитости и разумного поведения в отношении простых финансовых операций, оценка ценностей и результатов труда. Дети, хотя и на житейском уровне, уже рано сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины вместе с родителями и участвуют в купле-продаже. Таким образом, они получают первые уроки финансовой грамотности.

Вопрос о том, когда начинать обучение детей умению обращаться с деньгами, очень важен. Хорошо, если обучение финансовой грамотности начинается с раннего возраста, начиная с пяти лет, так как ребенок готов к изучению нового.

В период с 5 до 7 лет необходимо познакомить детей с понятием труда. Малышам нужно объяснить, что доход является результатом трудовой деятельности. Они должны узнать о профессиях, которыми занимаются их родители.

В возрасте от 7 до 9 лет детей необходимо научить основам покупок в крупных магазинах. Детям нужно ознакомиться с понятием "чек" и показать им, как правильно проводить покупки. Можно дать ребенку немного больше денег, чем нужно, и отправить его в магазин, с условием, что ему необходимо вернуть чек и сдачу. Если ребенок принесет правильную сумму и сдачу, вознаградить его.

Для активного включения экономической тематики в дошкольное обучение, педагоги выбирают интересные формы занятий, включающие игровой компонент. Игры – самый приемлемый способ обучения для дошкольников. Ребенок учится через пробу и ошибку, а педагог направляет его. Такие игры могут иметь форму путешествий, викторин или соревнований.

Сюжетно-ролевые игры помогают сделать экономику доступной для дошкольников. Уже в средней группе дети с удовольствием играют в магазин или кафе, примеряя на себе роли продавца и покупателя. Также игры в парикмахерскую или такси способствуют развитию экономического мышления. Важно, чтобы воспитатель проговаривал все действия, используя экономические термины. Вместе с детьми можно изготовить ценники для игрушек, чтобы приблизить игру к реальности.

В старшем дошкольном возрасте детям предлагают новые игры, такие как "аптека" или "банк". Магазин усложняется: добавляется взвешивание, роль кассира и использование монет. Игры в супермаркете, где продавец рассказывает о выгодных акциях, также могут быть интересными для детей. В процессе игры важно создавать ситуации, требующие выбора, чтобы дети научились взвешивать свои решения.

Также для обучения детей экономическим понятиям можно использовать настольные игры, такие как "Менеджер", "Монополия" или "Денежный поток". Они закрепляют знания и требуют дополнительных объяснений и комментариев.

Дидактические игры, такие как "Откуда хлеб пришел?", позволяют установить последовательность действий для изготовления продукта. С помощью игр, где нужно подбирать атрибуты для разных профессий, дети могут лучше понять, что требуется для работы определенной профессии.

В зависимости от сложности игр, их можно использовать с детьми разных возрастных групп.

В старшем дошкольном возрасте имеется возможность проводить традиционные занятия, направленные на расширение кругозора детей. Во время таких занятий воспитатель рассказывает детям интересную информацию, осуществляя тематические разговоры. Этот подход особенно сильно актуален при изучении денежных единиц разных стран и крупных предприятий местности. Во время таких уроков крайне важно использовать визуальные материалы – яркие рисунки и фотографии.

Важную роль на познавательном экономическом уроке играет визуализация. Одна из интересных тем, которую можно использовать на таком занятии, это история возникновения денег.

Старшим детям будет интересно узнать, что в давние времена люди обходились без денег, так как каждая семья имела всё необходимое для выживания. Не было разделения на профессии, и каждый занимался тем, что ему было нужно – кто-то разводил скот, другой шил одежду, третий толкал зерно и так далее. Возникла проблема обмена – бартера, и очень сложно было определить, сколько мешков зерна нужно отдать за лошадь. Именно так и появились деньги.

Коммуникативное занятие превращается в диалог. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников может быть продвинуто с помощью экономической темы. Воспитатель задает точные вопросы, а дети учатся выражать своё мнение вежливо и чётко. Также развиваются навыки объяснения и аргументации.

На каждом этапе учебы необходим контроль. Если ребёнок допустит ошибку, то агрессивная реакция не поможет. Лучше всего помогать ему, но не делать всё для него, ведь ему необходимо научиться принимать самостоятельные решения.

Огромную роль в этом направлении играют родители. Семья может научить ребёнка ответственному отношению к деньгам, развить его чувство собственного достоинства, в том числе, как оценивается его труд другими, объяснить, как правильно вкладывать деньги, на примерах из реальной жизни и так далее. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребёнка, понимания того, что честная оплата обычно предполагает упорный и квалифицированный труд. Отношение родителей к финансам, работе, ценностным приоритетам, управлению бюджетом, кредитам, инвестициям – всё это создаёт психологическую основу для развития определённого экономического поведения у ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования»

Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования»...

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов.

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизне...

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (консультация для педагогов)

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго....

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов.

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизне...

Консультация для педагогов младших групп «Физкультурная сказка как средство развития двигательных навыков детей дошкольного возраста (с примерами сценариев физкультурных сказок)»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной об...

Консультация для педагогов: Физкультурная сказка как средства развития двигательных навыков детей дошкольного возраста.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образователь...

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» - консультация для педагогов

Консультация для педагогов по финансовой грамотности дошкольников...