Конспект НОД по формированию финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в мир экономики»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Маталыго Елена Михайловна

Содействие финансовому просвещению детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основы финансовой грамотности23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности  в старшей группе                                        «Путешествие в мир экономики»

                                                        Воспитатель группы №10

                                                    Маталыго Е.М.

2024 г.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности

Задачи: 

Образовательные:

— способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

— познакомить с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

— формировать разумное отношение к расходованию денег;

Развивающие:

 — развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

— развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

— развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.

Воспитательные:

— воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, самостоятельно принимать решения.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная

Педагогические средства: беседа, дидактическая игра.
Материалы и оборудование: шкатулка с монетами и банкнотами, пластиковые карты, бутафорский шоколад.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы снова рады видеть у себя гостей, давайте поздороваемся с ними.

 Пришла я к вам не с пустыми руками, посмотрите, у меня в руках шкатулка. А хотите узнать, что там внутри? Об этом  вы узнаете, отгадав мою загадку. А ответ на загадку и будет то, о чем мы будем сегодня говорить на занятии.

 «В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем» (деньги)

Правильно, это деньги.

 Воспитатель: Ребята, все вы видели, как выглядят деньги (демонстрирует деньги). Вспомним, из чего они сделаны. Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры или банкноты. Давайте все вместе повторим это слово.  Купюры бывают 5, 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 (раздает детям купюры разного достоинства) Посмотрите, все эти купюры разного цвета, чтобы не перепутать.

- А еще, деньги бывают металлические. Называются они монеты. Давайте повторим, как называются металлические деньги. Монеты бывают : 1рубль, 2 рубля, 5рублей и 10рублей (воспитатель раздает детям монеты)

- Ребята, вы знаете, где делают деньги? (ответы детей)

Воспитатель рассказывает, что деньги «рождаются» на монетном дворе – специальном заводе по изготовлению денег. Такие заводы есть в Москве и Санкт-Петербурге – там выпускают (чеканят и печатают) денежные знаки. 

Итак, ребята, и банкноты, и монеты  - это деньги, но у них есть отличия. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я назову признак монеты, а вы назовете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета тяжелая, а банкнота…
- Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (демонстрирует пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите, что вам известно о них. (Пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
- Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (Можно забыть пароль)

- Но мне интересно от вас узнать,  для чего нужны деньги. (Ответы детей).

- Правильно, ребята, деньги - это такой предмет, которым мы расплачиваемся за что-то. Деньги -  это всеобщее платёжное средство. За что расплачиваются деньгами? (Ответы детей).

Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едем на автобусе, мы платим?
- Если мы проголодались и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

- Правильно, деньгами расплачиваются за покупки, за оказанную услугу. Вот сейчас мы поиграем в такую игру, которая называется «Что можно купить за деньги». Узнаем, а всё ли мы можем купить за деньги? Я буду называть вещи, предметы, а вы мне в ответ  будете говорить да - если мы можем купить это, нет - если это купить невозможно.

Купить мы море можем… (нет)

А куклу и игрушки… (да)

А лес густой и ветерок конечно … (нет)

Но шоколадку, творожок, конечно… (да)

Вот солнце светит, мы его купить смогли бы? … (нет)

А платье новое и сапоги купить смогли бы? (да)

А дружбу и радость купить смогли бы? (нет)

Воспитатель: Предлагаю немного взбодриться, а заодно совершить покупку      

                               

                        Физкультминутка «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Порвались вдруг босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем деньги мы считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы,

обеими руками одновременно)

 Один, два, три, четыре

Вот мы туфли и купили! (указываем руками на обувь, выставляя на пяточку       то правую, то левую ножку)

Ребята, откуда в семье берутся деньги?

Дети: Мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату.

Бабушка и дедушка получают пенсию;

Воспитатель: Да, ребята, таким образом формируется доход семьи. Но эти заработанные родителями деньги тратятся на оплату услуг и вещей, продуктов питания, лекарств. Это и есть семейный бюджет, т.е. доходы и расходы семьи.

Тратить деньги грамотно - очень нелегкая задача. В супермаркетах много всяких товаров в красивых упаковках. Нам очень хочется купить очень многое. Но на все денег никогда не хватает. Деньги зарабатываются трудом, их ограниченное количество, поэтому к ним надо относиться бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать только то, что сейчас для вас важнее. Чтобы денег хватало на жизнь, их нужно правильно тратить. Сначала надо купить то, что необходимо, а потом, если останутся деньги,  то, что хочется.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с вами попробуем грамотно распределить семейный бюджет. Предлагаю всем вместе отправиться в магазин сладостей. Сейчас я выдам каждому из вас по 5 монет, а вы сами решите, как  распорядиться деньгами. Сладости, конечно, как и монеты, у нас игрушечные. Вы можете потратить сразу все монеты, купив большую шоколадку, а можете купить шоколадку поменьше, оставив часть монет для следующей покупки. Решать вам. Итак, добро пожаловать в наш магазин. Изучайте цены и решайте, как вы распорядитесь деньгами. (Ребята делают покупки и объясняют свой выбор)

Молодцы, ребята! Сегодня мы  так много узнали. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей )
- Правильно. Самые важные и нужные вещи не продаются и не покупаются за деньги.

Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек!

Воспитатель: Ребята, а сундучок наш еще не пустой. Что я вижу! Это небольшое, круглое, золотое с изображением цифры (дети догадываются, что это монеты, воспитатель угощает всех детей шоколадными монетами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности (старшая группа) «Почему взрослые работают?»

Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», &la...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продо...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Конспект  НОД  по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"...

Проект по формированию финансовой грамотности (старшая группа) «Деньги. Бюджет семьи»

      Название проекта: «Деньги. Бюджет семьи»Руководители проекта: воспитатель группыВозрастная группа: дети 5-6 лет.Тип проекта: групповой, познавательный, социальн...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности старших дошкольников. «Путешествие в денежную страну»

Цель: обобщение и систематизирование знаний детей по формированию финансовой грамотности дошкольников. ...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продо...