Финансовая грамотность
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ни Оксана Леонидовна

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план мероприятия

с детьми подготовительной группы

Тема: «Долг платежом красен»

Цель: способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей посредством знакомства с понятием «Долг», «Одалживать», «Занимать».

Задачи:

Воспитательные задачи:

  • воспитывать нравственные качества – честность, уважение к окружающим;
  •  побуждать интерес к изучению мира экономики и финансов.

Развивающие задачи:

  • развивать умение решать проблемные ситуации;
  • развивать речевую активность детей;

Обучающие задачи:

  • дать первоначальное представление о понятиях «долг», «одалживать», «занимать»;
  • формировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения.

Планируемый результат:

  • проявляет доброжелательное отношение со взрослыми и сверстниками;
  • имеют представление о том, что такое «долг», «одалживать», «занимать»;

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Формы организации: фронтальная, парная

Оборудование: деньги, предметные картинки, карандаши, альбомные листы.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационно-побудительный

- В: на прошлом занятии мы с вами учились как правильно распределять семейный бюджет.

Давайте вспомним, что такое семейный бюджет?

Ответы детей

Основной

 В: Скажите, дети, а всегда хватает денег вашим родителям?
В: А что они делают, если что-то надо купить, а денег не хватает  
В: В каких случаях можно занять денег.

Проблемная ситуация.

В: У Тани  завтра День Рождения.  Мама решила испечь торт, и пошла в магазин за мукой, но второпях она забыла кошелек. В магазине она увидела соседку т. Валю и попросила ее одолжить ей денег, дать ей в долг. Тетя Валя дала денег в долг столько, сколько стоит мука.
В: Дети, как вы думаете, мама должна отдать деньги соседке?

Проблемная ситуация.

В: Родители Саши решили купить новую машину, на которую откладывали деньги с семейного бюджета, но в салоне,  где им понравилась машина,  денег на нее у них не хватило. Они решили занять  деньги  у друга семьи дяди Пети, что бы купить понравившуюся машину. Дядя Петя согласился и  дал им в долг денег на некоторое время.

Проблемная ситуация. 

 В: Мама с подругой зашли в магазин «Одежды», где маме понравилось платье,   и она решила его купить. Когда стала считать деньги в кошельке, ей их не хватило. Она попросила подругу дать ей денег в долг до зарплаты. Подруга дала денег маме в долг.  Как только мама получит зарплату, она сразу же отдаст долг.

 В: Дети, а вы знаете, что такое долг?

Воспитатель: Долг-это деньги, передаваемые на какой-то срок с последующей их обязательной отдачей. Поэтому нужно рассчитывать на свои возможности, что- либо покупать.
Чтобы купить большую вещь, как например машину, нужно принимать решение всей семьей, покупать ее сейчас, когда не хватает денег на покупку  машины, которая понравилась (в ситуации с родителями Саши)  или поднакопить денег еще,  чтобы хватило на покупку и  не брать денег в долг.

Дид.игра «Долг».

В: У зайчика было 5 рублей. Зайчик захотел купить тележку. Тележка стоит 8 рублей он попросил у белочки в долг 3 рубля.
Хватит зайчику на покупку тележки всех денег?

В: Сколько всего рублей стало у зайчика?

Сколько рублей было у зайчика?

Сколько он взял в долг?


В: А деньги, которые взяли в долг, как вы думаете, нужно отдавать?
Поэтому при распределении семейного бюджета необходимо учитывать, что нужно вернуть долг человеку,  у которого вы занимали деньги.
В: Не зря в поговорке говориться: Берешь деньги чужие, отдаешь свои. И поэтому очень важно, чтобы семейный бюджет распределялся правильно.

Физминутка

- В: Дети, а вы слышали такое слово «одолжить»?
Что значит одолжить? Кто то уже знаком с этим действием,  и занимал на время игрушку у своих друзей, чтобы поиграть?
Кто брал на время другую вещь (карандаш, краски, клей и пр.).

В: Когда мы берем чужую вещь, чтобы временно ею попользоваться, мы ее занимаем. Одновременно у нас возникает долг, мы должны эту вещь вернуть, мы становимся должниками.

- А как называется действие, когда мы отдаем что- то на время? Это значит одалживать.

Дид.игра

Дети делятся на две группы, берут листы бумаги, одна группа берет красные карандаши, другая синие. Группам дается задание: нарисовать синий квадрат с красным кругом внутри.
В: Чтобы выполнить задание, дети, вам  придется занимать друг у друга и одалживать карандаши.

Проблемная ситуация.

Витя попросил своего друга Сашу одолжить ему на время футбольный мяч. Саша согласился.  Когда Витя играл с мячом во дворе, мяч случайно укатился, попал под гусеницы проезжающего трактора и лопнул.

- Подскажите, что делать Вите? Он же должен вернуть мяч Саше?

В: Оказывается, когда занимаешь и одалживаешь что-то, надо быть осторожным. Может случиться так, что вещь будет испорчена, разбита, сломана, долг могут не вернуть.

Вывод: Перед тем как занимать или одалживать, следует хорошо подумать. Если взял в долг, надо обязательно долг вернуть.

В: Дети, а как вы понимаете пословицу: «Заплати долг скорее, так будет веселее» (Ответы детей)

Правильно,  чем быстрее отдашь долг, тем будет веселее жить. Знаешь, что никому ты не должен, так как долг серьезное обязательство. И если не уверен, что можешь вернуть его – лучше не обещать и не занимать.

Отвечают на вопросы педагога

Выполняют поставленную перед ними задачу

Выполняют поставленную перед ними задачу

Выполняют поставленную перед ними задачу

Получают новые знания

Слушают

Участвуют в беседе

Размышляют

Отвечают на вопросы педагога

Выполняют поставленную перед ними задачу

Выполняют поставленную перед ними задачу

Получают новые знания

Слушают

Участвуют в беседе

Размышляют

Рефлексивный

Чем мы сегодня занимались?
- Что нового вы сегодня узнали?
-Что такое «долг»?
-Как вы понимаете пословицу «Берешь деньги чужие, отдаешь свои»?

Ответы детей



Предварительный просмотр:

Сценарный план мероприятия

с детьми подготовительной группы

Тема: «Где покупают и продают разные товары»

Цель: способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей посредством формирования представлений о том, где можно приобрести различные товары.

Задачи:

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем

Развивающие задачи:

  • формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета;
  • развивать речевую активность детей;

Обучающие задачи:

  • стимулировать познавательный интерес детей к различным видам торговых точек;
  • закрепить знания о том , для чего нужны деньги;
  • закрепить понятие «товар».

Планируемый результат:

  • проявляет доброжелательное отношение со взрослыми и сверстниками;
  • демонстрирует культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем;
  • проявляют познавательный интерес к различным видам торговых точек;
  • имеют представление о том, для чего нужны деньги;
  • используют в разговоре понятия «товар», «специализированный магазин»; «самообслуживание»; «продовольственные товары»; «промышленные товары», «универсам», «гипермаркет», «супермаркет», «киоск», «ларек», «рынок», «ярмарка».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Формы организации: фронтальная, парная

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Слайд 1. На слайде Совенок

Звучит аудиозапись: «Здравствуйте, ребята, у меня проблема: у Винни Пуха день рождения и я хочу подарить ему самый лучший подарок. Я знаю, что он очень любит мед. У меня есть немного денег, но я не знаю, где мед может продаваться. Помогите мне, пожалуйста».

- Ребята, хотите помочь Совенку? (Ответы детей).

- Тогда отгадайте загадку:

Нужно хлеба нам купить

Иль подарок подарить –

Сумку мы скорей берём

И на улицу идём.

Там проходим вдоль витрин

И заходим в … (магазин

- Правильно, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по магазинам и выясним где можно купить мед! Хотите?

Слушают

Проявляют заинтересованность

Отгадывают загадку

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

Основной

 - А что же такое магазин? (Ответы детей). Слайд 2

- Правильно, это то место, где люди совершают покупки.

- Кто работает в магазине? (продавец, кассир).Слайд 3

- Как называют людей, которые что-то покупают? (Ответы детей).

- Что делает покупатель? (выбирает, покупает).

- Что можно купить в магазине? (Ответы детей).

-Кто знает, как можно, одним словом, назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

- Товары бывают продовольственные, которые можно купить и употреблять в пищу; и промышленные.

- В зависимости от товара и магазины бывают разные. Какой товар продают в магазине так магазин и называется.

Сейчас поиграем с вами в игру «Где что продается».

Игра «Где что продается»

На столах карточки с изображением различных товаров

- Если в магазине продают книги, то это какой магазин? (Книжный магазин) Слайд 4

- Спортивные товары – Спортивный магазин. Слайд 5

-  -Хлеб – хлебный Слайд 6

-Обувь – обувной Слайд 7

-Мебель – мебельный Слайд 8

-  -Молоко – молочный Слайд 9

-Овощи – овощной Слайд 10

-Хозяйственные товары - хозяйственный магазин Слайд 11

А кто из вас знает, как называется магазин для сладкоежек? Где продают торты, пирожные, печенье, конфеты? (Ответы детей).

-Правильно это Кондитерский магазин. Слайд 12

Проблемная ситуация

Мама отправила Андрюшу в магазин. Сказала купить картошку, молоко, зубную щетку и куклу для сестренки. В каких магазинах Андрюша будет покупать этот товар? (Дети размышляют)

-А, может ли, он купить это все в одном магазине? (Ответы детей)

Если в магазине продают и продовольственные и промышленные товары, то их называют Универсамами, Гипермаркетами или Супермаркетами. Слайд 13

Физкульминутка

Интерактивная игра «Четвертый лишний»

Слайд 14-18

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Лишний предмет». Назовите товар, который нельзя купить в магазине под названием:

Хозяйственный магазин (мыло, юбка, губка, таз)

Магазин «Инструменты» (отвертка, дрель, вилка, лобзик, молоток)

Книжный магазин (словари, буквари, стиральный порошок, открытки)

Зоомагазин (аквариум, клей, ошейник, клетка, кормушка, карандаш)

Магазин «Авто» (колесо, пила, глушитель, руль, фильтр)

Проблемная ситуация «Как узнать?»

Оля и Петя зашли в магазин «Игрушки». Мальчику очень хотелось купить конструктор «Лего». Но в магазине было очень много людей. Как узнать, кто из них продавец? (Ответы детей)

-Правильно, у продавцов есть специальная одежда, в которой он отличается от всех покупателей. Слайд 19

- Молодцы, ребята, справились с заданием.- Как вы думаете, кроме продавцов, люди каких специальностей работают в магазинах? (Ответы детей)

- Да, в магазине есть директор, администратор, продавец, кассир, грузчик, товаровед, упаковщик, уборщица, охранник и др.

- Ребята, товары можно купить не только в магазине? Кто знает, где еще можно купить различные товары? (Дети размышляют)

- Например, если я захочу купить газету или журнал, мне не обязательно идти в книжный магазин или супермаркет. Я могу купить эти товары в печатном киоске. Слайд 20

- А если хочется мороженого, можно купить его в ларьке. Слайд 21

Также существуют продовольственные и вещевые рынки. На рынке с продавцом можно договориться и купить товар дешевле, это называется «торг». Слайд 22

А еще бывают различные ярмарки. Приезжают на ярмарку продавцы из разных городов. Они привозят разные товары, которые не всегда можно купить в магазинах. Например, не в каждом магазине можно увидеть очень много сортов халвы или чая. Слайд 23

Здесь же на ярмарке продается и мед. А от количества сортов меда глаза разбегаются: липовый, цветочный, луговой, горчичный, дегтярный, гречишный и много других!

- Так , что вы посоветуете Совенку? Где можно купить мед для Винни Пуха в подарок? (в специализированном магазине, в супермаркете, на рынке, на ярмарке)

Отвечают на вопросы педагога

Слушают

Участвуют в беседе

Выполняют поставленную перед ними задачу

Участвуют в беседе

Слушают

Получают новые знания

Размышляют

Выражают собственные мысли

Участвуют в беседе

Получают новые знания

Участвуют в беседе

Выражают собственные мысли

Выражают собственные мысли

Выражают собственные мысли

Получают новые знания

Выражают собственные мысли

Рефлексивный

- Давайте, вспомним, что такое магазин?

- Какие бывают магазины?

- Кто в них работает?

- Где еще могут продаваться различные товары?

-Что вам больше всего запомнилось сегодня? Что удивило?

- О чем вы сегодня расскажете дома?

- Предлагаю сегодня вечером поиграть с вами в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет»! (Смоленцева 51)

- Хотите? (Да)

- Попробуйте пока подумать какие отделы будут в нашем супермаркете. Договоритесь, кто из вас будет продавцом, и в каком отделе, а кто хочет быть покупателем.

Отвечают на вопросы педагога

Дети делятся впечатлениями

Проявляют желание продолжить свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....