Методическая разработка квест-игры по основам финансовой грамотности в подготовительной группе на тему «День рождения Буратино»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кехтер Татьяна Алексеевна

Данная разработка может применяться педагогами в конце учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Кехтер Татьяна Алексеевна, воспитатель  МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка»  Полтавского района  

Омской области

tanya.kekhter@mail.ru

          Номинация: финансовая грамотность

Методическая разработка квест-игры

по основам финансовой грамотности

в подготовительной  группе

на тему «День рождения Буратино»

        Технологическая карта квест-игры

по основам финансовой грамотности

в подготовительной  группе

на тему: «День рождения Буратино»

Образовательная  область: «Познавательное развитие»

Интеграция ОО: «Социально – коммуникативное развитие».

Вид деятельности: познавательно-исследовательская

Формы организации деятельности: квест-игра

Цель:  закрепление умения детей применять в практической деятельности имеющиеся основы  финансовой грамотности.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с понятием Банк и сберегательный вклад;
  • упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 (на основе денежных монет и купюр);
  • закрепить знания детей о составе числа в пределах 10 из 2 меньших (на основе монет);
  • закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, видеть и называть фигуры;
  • совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

Развивающие:

  • продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве опираясь на схематическую карту;
  • развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи,  помогать друг другу.

Планируемый результат:

  • знают элементарные основы грамотного отношения к финансам;
  • знают роль Банка и понятия Вклад в денежных отношениях;
  • дети взаимодействуют со сверстниками и педагогом в процессе выполнения работы;
  • умеют внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
  • делятся с педагогом и детьми своими впечатлениями и эмоциями;

Методические приёмы

Наглядные (картинки, демонстрация презентации, показ способа действия во время разминки и физминутки).

Игровые (дидактические математические игры, игра-коммуникация).

Практические (выполнение заданий, индивидуальная и коллективная деятельность).

Словесные (вопросы, объяснение, хоровые и индивидуальные ответы детей, мотивация проблемной ситуацией, мотивация самостоятельного выбора, поощрение).

Наблюдение

Музыкальное сопровождение

Физминутка

Подготовительная работа: Подготовка мультимедийной презентации; подбор тематических картинок, карточек, математических задач; создание карты-путеводителя по квесту.

Подготовка кошелечков, монеток, купюр, картинок для приготовления пиццы.

Оборудование:

  • проектор, ноутбук, экран,
  • геометрические фигуры по количеству детей;
  • импровизированные бумажные кошелечки, монеты и купюры;
  •  цифры, карточки с изображением продуктов и чисел в пределах 10;
  • основы для игры «Пицца» карточки с математическими рецептами приготовления;
  • крупные изображения пиктограмм эмоций в виде смайлов;
  • шоколадные монетки.

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация детей к деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Воспитатель:

 Здравствуй, правая рука,

 Здравствуй, левая рука,

 Здравствуй, друг,

 Здравствуй, друг,

 Здравствуй, здравствуй, дружный круг!

 

 Демонстрация презентации: «Для чего нам деньги и как научиться их   правильно тратить».

 - Скажите, ребята, кто вас приводит в детский сад?

-   Верно, мамы и папы (бабушки).

 - А потом куда  они  спешат?

- Верно, им нужно на работу.

- А для чего нужно работать?

 - Именно так, чтобы получать зарплату - то есть деньги.

 - А как вы  думаете, легко ли работать?

 - Конечно, нет, но это необходимость в нашем мире. Деньги достаются человеку трудом, это всегда нелегко. 

 - Как вы думаете, полезно трудиться?

 - Верно! Любой труд несет пользу.

- Ребята, а на что, по-вашему мнению,  взрослые тратят свои заработки? На сладости и разные игрушки, может быть?!

 - Конечно, не только на это.

- Важно уметь тратить деньги правильно. Денежными средствами очень важно правильно распоряжаться и этому нужно учиться. 

- Ребята, а вы знаете, как правильно распоряжаться деньгами?

- Все вы знаете такого персонажа - Буратино.  Предлагаю вам послушать его обращение.

- Как нам быть?

-  Будем учиться зарабатывать монетки и распределять их на необходимые покупки к празднику.

Дети становятся  в круг.

Приветствуют друг друга.

 

 

 

 

 

 

Делятся своими размышлениями о том для чего взрослых ходят на работу и как необходимо распоряжаться заработанными средствами.

Высказывают свои мысли о том, как зарабатывают деньги взрослые. Легко ли это? Есть ли в труде польза?

 

Отвечают на вопросы педагога хором и индивидуально.

 

На экране картинка грустного Буратино.

Активно слушают рассказ воспитателя, выражают интерес и согласие помочь герою.

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка детьми цели предстоящей деятельности 

 

 

 

 

Воспитатель:

- Буратино, мы  с ребятами очень хотим тебе помочь только вот беда – денег у нас нет. Что будем делать?

- Хотели бы вы  попробовать сегодня самим зарабатывать на покупки, используя ваши знания, сообразительность и взаимовыручку. Согласны так поработать?

 

Дети  размышляют о том, как можно помочь Буратино.

Выражают согласие.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Воспитатель:

- Итак, для того чтобы получить деньги нам нужно выполнять задания и непростые математические испытания. Вам понадобятся знания о цифрах и счете.

-  У меня есть инструкция по нахождению карты. Давайте рассмотрим ёё  и будем искать карту вместе. Будьте внимательны!

Педагог диктует инструкцию.

5 шагов вперед,

повернуться налево

5  шагов вперед,

поворот направо,

6 шагов вперёд.

Нашли? Молодцы!

Дети  ищут карту-путеводитель.

Находят, рассматривают, делятся эмоциями и предположениями.

Игра «Сравни фигуры»

Итак, посмотрим, что в нашей карте-путеводителе. Первый пункт называется «Геометрический». Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете.

- Все верно: круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат. Молодцы. А как называется вот эта фигура (демонстрирует кубик, дети отвечают), а как вот эта (демонстрирует пирамидку)- она похожа на треугольник. Верно! Это пирамидка. А вот эта (показывает шарик)- верно это маленький шар.

- Все эти фигуры рассыпались, и вам, ребята, нужно их собрать. Начинайте!

(Инструкция: дети собирают фигурки, считают сколько и каких фигур получилось. Каких больше или меньше. Это задание служит для разделения детей на три команды для последующего испытания. Дети делятся соответственно выбранным фигуркам: шар, пирамидка, кубик, их количество должно быть равным по одной фигуре на каждого ребенка.)

Перемещаются согласно карты на пункт под названием «Геометрический». Собирают и называют геометрические фигуры. определяют, что количество фигур равно (либо каких и на сколько больше, каких меньше).

Делятся на три команды в соответствии с выбранной фигурой.

 

-Давайте посмотрим дальше на нашу карту. Следующий пункт – «Сбербанк».

Дидактическая игра «Сберегательный банк».

Воспитатель:

- Смотрите, ребята следующий пункт в нашей карте - «Сберегательный банк» (на экране появляется изображение Банка).

- Кто знает, что это за здание такое - Сберегательный банк?

- В Банке люди хранят свои сбережения. Для этого необходимо открыть сберегательный вклад. Пока сбережения находятся на вкладе Банк платит их владельцу дополнительные средства. Таким образом,  сумма сбережений возрастает.

- Но для этого нужно соблюдать правила Банка, например, не забирать сбережения раньше оговоренного срока. Все правила закреплены специальным документом, его называют - договор.

- Здесь мы попробуем  заработать деньги, выполнив задание.

Для каждой команды я буду зачитывать по одной математической задаче. Чтобы получить монетку, нужно решить правильно задачу. Готовы?

Задание выполняется тремя командами в том же составе.

- Каждая команда получает по одному кошельку  определённого  цвета и разноцветные «бумажные купюры».

- Необходимо положить в них «бумажные купюры», соответствующие цвету кошелька. А для того, чтобы понять сколько «купюр» класть в каждый кошелек, потребуется решить пример. Примеры написаны на карточках, решив их, вы легко справитесь! Например: в красный кошелек нужно положить столько красных «бумажных купюр» 7+2=?.  Итак, карточки с примерами и «деньги» перед вами. Можете начинать!

-Давайте проверим, как вы выполнили задание.

- Молодцы вы справились! Вместе нам удалось заработать «деньги» на праздник для Буратино.

Продвигаются по указателям карты к «Сберегательному банку». Занимают свои места по командам.

Высказывают свои предположения о том, что такое Банк.

Слушают сообщение педагога.

 

Продолжают игру тремя командами. Решают пример на карточке вместе, кладут в кошелек соответствующие количество «купюр» по цвету кошелька.

Каждая команда по очереди рассказывает каких «купюр»

и сколько они решили положить в свои кошелечки- вклады.

Смотрят карту, продолжают игру.

 

-Ребята, вы отлично поработали! Теперь настало время отдохнуть! Смотрите куда ведет нас карта?

- Именно так! По карте мы должны оказаться на «Математической полянке» - это место отдыха. Вперед!

 

Смотрят в карту. Перемещаются по ней на место проведения физминутки.

Используются мультимедийные слайды.

Физминутка  «Математическая полянка».

Сколько точек в этом круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько елочек зеленых,

Столько сделаем наклонов.

Приседаем столько раз,

Сколько бабочек у нас,

А прихлопнем столько раз,

Сколько ежиков у нас.

Дети  обращают внимание на слайды презентации и считают нужные изображения, координируя их с действиями.

Возвращаются на свои места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Теперь самое время отправиться за покупками к празднику. Каждая команда возьмите с собой кошелёчки.

Дидактическая игра «Правильные покупки»

- Следуя карте, мы перемещаемся в магазин.

Инструкция: на экране появляется изображение магазина, перед детьми располагаются цифры. Каждая команда  выбирает цифру по своему желанию.

- Здесь необходимо купить продукты для праздника. Каждая команда выбирает себе по одной любой цифре, которые лежат перед вами. Все вы знаете, что в  магазине рядом с каждым товаром тоже есть цифра. Эти цифры, как вы думаете, что означают?  Правильно - это цена. Вам необходимо купить такие товары, которые в сумме с вашей цифрой образовывают цифру 10. Здесь вам понадобятся знания о составе числа. Давайте потренируемся. К примеру, вы выбрали цифру 5. До 10 вам сколько нужно добавить? Значит, вы покупаете товар на 5 рублей.

- Все готовы? Тогда отправляемся за покупками.

- Молодцы,  ребята! Купили все необходимое для праздничного стола.

 

Отправляются за покупками в импровизированный магазин, совершают покупки согласно инструкции.

Закрепляют знания о составе числа.

 

 

 

 

 

 

 

 Каждая команда проговаривает, на какую сумму они приобрели товар.

 

 

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Воспитатель:

- Ребята,  мы с вами успешно выполнили все задания и теперь осталось приготовить угощение для друзей Буратино.

Готовить мы с вами будем пиццу!

Инструкция.

Педагог предлагает ребятам на выбор математический рецепт пиццы и основу для пиццы. Играть будем  командами.

- Какие аппетитные угощения у вас получились! Так и хочется попробовать! Теперь у Буратино будет настоящий праздник! И всё благодаря вашим знаниям и помощи!

- А наша квест-игра подошла к концу.

 

Выполняют задание игры по инструкции «готовят пиццу».

Дети на выбор выбирают любую инструкцию приготовления «пиццы». На ней схематично изображены продукты и их количество, необходимое для каждого вида «пиццы».

Подведение итогов

- Вам понравилось  игра?

- Ребята, а кому мы сегодня помогали?

Верно, мы помогли Буратино, он оказался в сложной ситуации и не знал, как ему организовать свой праздник.

- Как вы считаете, вы справились  со всеми заданиями? (индивидуальные ответы детей).

- Что вам помогло выполнить задания?

- Скажите, какой момент больше всего вам понравился?

- Что для вас показалось самым сложным?

- Что нового вы узнали?

- С кем вы хотите поделиться тем, что узнали?

 - Вы сегодня молодцы, помогали друг другу при выполнении заданий.

Дети отвечают, как важно и интересно оказывать помощь другим. И о том, что когда помогаешь другим испытываешь чувство радости.

Приходят к выводу о том, что любое дело получается, если взяться за него сообща.

Педагог индивидуально отмечает  успехи каждого ребёнка и оценивает их.

Рефлексия

«Настроение»

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам занять место рядом с тем смайликом, который соответствует вашему настроению.

 Педагог раздает всем участникам памятные шоколадные монетки.

Соотносят свои чувства и эмоции с изображениями смайликов. Рассказывают о своих чувствах и эмоциональном настрое.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по формированию предпосылок финансовой грамотности в старшей группе "Поможем Буратино вернуть монеты".

В последнее время всё чаще появляются вопросы - нужно ли обучать детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, не рано ли?Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является форм...

Квест-игра с педагогами по финансовой грамотности "Финансовый ринг"

Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности в рамках МО...

Квест-игра с педагогами по финансовой грамотности: "Вернем Буратино золотые монеты"

В рамках самообразования инструктора по физической культуре Симкало Т.В., была организована выставка игр по «Функциональной грамотности».Педагоги смогли не только посмотреть представленные...

Методическая разработка конспекта развлечения по обучению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека...

Методическая разработка квест – игры на тему: «Квест к Королеве Математики»

Методическая разработка квест – игры на тему: «Квест к Королеве Математики»...

Квест-игра по познавательному развитию (финансовая грамотность) Тема: «Гуси-Лебеди»

Новизна данной работы состоит в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть г...

Методическая разработка по основам финансовой грамотности старших дошкольников по теме "Что такое деньги?"

Методическая разработка будет полезна педагогическим работникам образовательных организаций, занимающихся фнансовым просвящением детей, и способствуют формированию у детей необходимой мотвации для пов...