Программа: "Гном - Эконом"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Школа Гнома Эконома".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_gnom_ekonom.docx46.78 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий МБДОУ

______________А.С. Ровенская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 учебный год

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Школа Гнома Эконома»

(обучение финансовой грамотности)

Направленность программы: социально-гуманитарная

Уровень программы: подготовительный.

Возраст обучающихся: дети 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год.

Составитель:

Потапова Тамара Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Социально-гуманитарная

Уровень сложности программы

Подготовительный

Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов).

Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем)

Особенности обучения в текущем году не меняются, дети 5-6 лет приходят без знания труда, денег и рекламы

Содержательная часть остаётся прежней.

Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием:

  • количества учебных часов по дополнительной общеразвивающей программе;
  • количества учебных часов согласно расписанию;
  • информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы

36 часов

36 часов

нет

Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы

Обучение детей 5-6 лет финансовой грамотности.

Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы

Предметные задачи:

Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей), человеческих взаимоотношений.

- Познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег.

- Раскрыть сущность понятия «доход» и его основных и дополнительных источников (заработная плата, пенсия, стипендия).

- Дать представления о взаимосвязи между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена - с одной стороны и честность, щедрость, экономность - с другой.

- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д).

- Учить решать простейшие экономические задачи.

Межпредметные задачи:

- Развивать коммуникативные навыки.

- Развивать познавательный интерес к денежным отношениям.

Личностные задачи:

- Способствовать приобретению таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.

- Воспитывать здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд - деньги», понимание факта купли-продажи.

- Воспитывать самостоятельность, умение сотрудничать.

Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа)

Количество академических часов в неделю

1(длительностью 20 минут минут).

В месяц 4 занятий.

Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой)

Так дети дошкольного возраста, поэтому главная форма проведения занятий -игра, Занятия проходят так же в форме бесед, путешествий.

Планируемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации

Форма проведения промежуточной аттестации открытое занятие для родителей, форма итогового контроля -тестирование детей на знание букв и умение читать.

Результаты.

Предметные:

-дети понимают элементарные экономические понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их тратой;

- дети понимают «доход» и его основными и дополнительными источниками (заработная плата, пенсия, стипендия).

Межпредметные:

-дети умеют правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д), интересуются социальными явлениями, происходящим в общественной жизни.

- дети знают, что деньги сначала зарабатываем, а потом тратим.

-дети умеют решать простейшие экономические задачи;

Личностные:

-дети знают что не всё продаётся и покупается ( дети должны понимать, что главные ценности- жизнь, отношения, радость близких – за деньги не купишь).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Гном Эконом»

1МОДУЛЬ

Труд-продукт-товар

(14 учебных часа)

Цель: ознакомление детей с представлением о содержании деятельности людей некоторых профессий.

Задачи: учить ценить труд людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

Фиксация результатов: наблюдение, журнал посещаемости, опросы, итоговое занятие для родителей.

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел.1 Труд-продукт-товар. (4 часа).

Теория 1 час, практика 3 часа.

  1. 1

11

1

сентябрь

6

Занятие-презентация

1

«Такие разные профессии»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

13

Занятие-игра

1

«Что такое потребности?»

Группа

Наблюдение, журнал посещаемости.

20

Занятие-игра

1

Мультфильм «Уроки тетушки Совы»

Группа

Наблюдение, журнал посещаемости.

27

Занятие-игра

1

«Кому что нужно?

Группа

Наблюдение, журнал посещаемости.

РАЗДЕЛ 2. Сюжетно-ролевые игры. (10 час).

(теория 2 часа, практика 8 часов).

22

3

октябрь

4

Занятие-беседа

1

Что такое игрушки?

Группа

Наблюдение, готовая работа

Журнал посещаемости

11

Занятие-путешествие

1

«Предметы необходимые для жизни»

Группа

Наблюдение, журнал посещаемости

18

Занятие-практикум

1

«Что важнее?»

Группа

Наблюдение, журнал посещаемости

25

Занятие-игра

1

Ситуативный разговор «хорошо или плохо»

Группа

Наблюдение, журнал посещаемости

33

ноябрь

1

Занятие-игра

1

Сюжетно – ролевая игра «Идем в магазин».

Группа

Наблюдение, журнал посещаемости

8

Занятие-игра

1

Дидактическая игра «Семейные доходы и расходы»

Группа

Наблюдение, журнал посещаемости

15

Занятие-игра

1

«Как стать экономным»

Группа

Наблюдение, журнал посещаемости

22

Занятие-сказка

1

«Экономика для малышей, Азбука доходов».

Группа

Наблюдение, журнал посещаемости

4

44

декабрь

6

Занятие-игра

1

«Магазины бывают разные»

Группа

Наблюдение, журнал посещаемости

13

Занятие игра

1

«Экономика для малышей, или как Андрюша идут с мамой в магазин».

Группа

Наблюдение, журнал посещаемости

Результат 1 модуля: Дети научились ценить труд людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Поощрять желание детей помогать взрослым;

2 МОДУЛЬ

Реклама.

(8 учебных часа)

Цель: развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе

Задачи: дать представление о рекламе, о ее назначении;

учить детей правильно воспринимать рекламу ( Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь).

Фиксация результатов: наблюдение, журнал посещаемости, опросы.

месяц

число

время проведения занятия

форма занятия

кол-во часов

тема занятия

место проведения

форма контроля

Раздел 1. Разумные потребности. (4 часа).

Теория 1 часа, практика 3 часа.

5

декабрь

227

Занятие-практикум

1

«Рекламное агентство»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

55

6

январь

4

110

Занятие-игра

1

«Если бы у меня было собственное дело» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия).

Группа

Готовая работа детей.

Журнал посещаемости

217

Занятие практикум

1

«Бизнес Гнома - эконома»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

118

Занятие практикум

1

Создание своей рекламы.

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

Раздел 2. Закрепление знания о рекламе. 4 часа

Теория 1 час, практика 3 часа.

7

январь

4

219

Занятие-игра

1

Реклама – двигатель торговли.

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

6

февраль

12

Занятие -игра

1

«Профессии людей в рекламном агентстве».

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

27

Занятие -игра

1

Конкурс на лучший рекламный плакат.

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

111

Занятие-практикум

1

«Что быстрее купят»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

Результаты 2 модуля: у детей развилось положительное отношение к рекламе

3 МОДУЛЬ

Деньги

14 учебных часа

Цель: учить детей правильно относится к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Задачи: дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Фиксация результатов: наблюдение, журнал посещаемости, тестирование.

№п/п№

Месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Жизненные ситуации связанные с деньгами.. 8 часов.

Теория 2 часов, практика 6 часов.

6

7

Февраль

116

Занятие-

презентация

1

«Что такое деньги?»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

77

Март

апрель

4

77

Занятие-игра

1

Дом, где живут деньги

Группа

Журнал посещаемости

214

Занятие практикум

1

«Разновидности денег»»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

221

Занятие-игра

1

Откуда у людей берутся деньги

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

8

88

428

Занятие-игра

1

«Жители кошелька»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

14

Занятие-игра

1

«Если бы я был(а) папой, мамой»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

111

Занятие-игра

1

«Как правильно тратить деньги»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

218

Занятие-сказка

1

«Доверили Андрюше вести бюджет семьи»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

Раздел 2

Закрепление знания денег. 6 часов.

Теория 1 часа, практика 5 часов.

7

апрель

май

127

Занятие-игра

1

«Экономика для малышей, или «Как Андрюша стал экономным».

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

23

Занятие -практикум

1

«Андрюша играет в лотерею»»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

9

9

99

Май

10

Занятие -практикум

1

Сюжетно ролевая игра «Лотерея»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

11

Занятие -практикум

1

«Кошелек»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

116

Занятие -

игра

1

«Экономика в сказках»

Группа

Наблюдение.

Журнал посещаемости

223

Занятие-практикум

1

«Купи другу подарок»

Группа

Наблюдение

Журнал посещаемости

25

Занятие-игра

1

«Экономическая рыбалка».

Группа

Тестирование

Результат 3 модуля: дети научились правильно относится к деньгам как предмету жизненной необходимости.

ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

(перечень творческих заданий, игр; тем проектов, исследований, сочинений, наблюдений; репертуарные планы)

№ п/п

Наименование элементов перечня

1

дидактические игры:

• «Заветные желания»

• «Четвёртый товар лишний»

• «Кто что делает»

• «Кому что нужно для работы?»

• «Кто лучше знает инструменты»

• «Потребности семьи»

• «Кто трудится, кто играет»

• «Какие бывают доходы»

• «Угадай, где продаётся»

• «Какое слово лишнее»

• «Хочу и надо»

• «Где пригодится»

• «Кто что производит»

• «Купи другу подарок»

• «Копилка»

• «Путешествие в страну товаров»

2

Сюжетно-ролевые игры

• «Ателье»

• «Салон красоты»

• «Почта»

• «Банк»

• «Аптека»

• «Кафе «Вкусняшка»

• «Рекламное агентство»

• «Супермаркет»

3

Предметная среда

к теме «Труд-продукт-товар»

  1. Пособия «Назови профессию», «Профессии», «Как товар приходит к человеку».
  2. Книги разного качества (сорта).
  3. Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов (для магазина детских товаров).
  4. Ценники.
  5. Платёжные карты
  6. Деньги
  7. Книги для детей: Маяковский В.В. «Кем быть», Михалков С.В. «А что у вас?», Успенский Э. «Простоквашино» (серия книг)

К теме «Реклама»

  1. Рекламные газеты, буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
  2. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей

К теме «Деньги»

  1. Пособия и готовые материалы к играм: «Супермаркет», «Автосалон», «Продукты», «Путешествие», «Салон красоты», «Больница».
  2. Монеты достоинством 1 рубль, 5 рублей, 10 рублей.
  3. Образцы бумажных купюр.
  4. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
  5. «Портреты» членов семьи.
  6. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
  7. Кошельки, сумочки величиной с образец «денег», которые используются для игр и занятий.
  8. Книга для детей «Деньги» (Шатова А.Д., Ювента, 2003).
  9. Детские книги с экономическим содержанием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шатова А.Д. Дошкольник и …экономика. Программа. М. Вента Графф. 2015г.

2. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.

3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Занятия с детьми 5-7 лет. М. Вента Графф. 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада "В гости к гному Эконому и фее Экологии"

Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление, пробуждать здоровый интерес к деньгам; познакомить с элементарными экономическими понятиями: «экономика», «накопление», «товар»,...

Проект по экономическому воспитанию старших дошкольников "Гном Эконом"

Цель: формировать понимание детьми необходимости разумного распоряжения деньгами семьи....

занятие по экологии "В гости к гному Эконому"

занятие для детей старшего возвраста...

«Поможем Гному Эконому»

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников...

Конспект занятия -путешествия по программе кружковой деятельности для детей средней группы "На помощь гному Эконому!"

Представленное мной занятие - путешествие  проводилось с детьми средней группы в рамках разработанной программы кружковой деятельности " Мы играем в экономку".Так как в наши дни экономи...

«Путешествие по городу Эконому»

Конспект занятия по экономике в подготовительной группе...