Программа: "Гном - Эконом"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Школа Гнома Эконома".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края
СОГЛАСОВАНО: Заведующий МБДОУ ______________А.С. Ровенская | |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Школа Гнома Эконома»
(обучение финансовой грамотности)
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень программы: подготовительный.
Возраст обучающихся: дети 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Составитель:
Потапова Тамара Сергеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Социально-гуманитарная | |
Уровень сложности программы | Подготовительный | |
Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов). Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем) | Особенности обучения в текущем году не меняются, дети 5-6 лет приходят без знания труда, денег и рекламы Содержательная часть остаётся прежней. | |
Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием:
| 36 часов 36 часов нет | |
Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы | Обучение детей 5-6 лет финансовой грамотности. | |
Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы | Предметные задачи: Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей), человеческих взаимоотношений. - Познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег. - Раскрыть сущность понятия «доход» и его основных и дополнительных источников (заработная плата, пенсия, стипендия). - Дать представления о взаимосвязи между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена - с одной стороны и честность, щедрость, экономность - с другой. - Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д). - Учить решать простейшие экономические задачи. Межпредметные задачи: - Развивать коммуникативные навыки. - Развивать познавательный интерес к денежным отношениям. Личностные задачи: - Способствовать приобретению таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша. - Воспитывать здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд - деньги», понимание факта купли-продажи. - Воспитывать самостоятельность, умение сотрудничать. | |
Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) | Количество академических часов в неделю 1(длительностью 20 минут минут). В месяц 4 занятий. | |
Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой) | Так дети дошкольного возраста, поэтому главная форма проведения занятий -игра, Занятия проходят так же в форме бесед, путешествий. | |
Планируемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации | Форма проведения промежуточной аттестации открытое занятие для родителей, форма итогового контроля -тестирование детей на знание букв и умение читать. Результаты. Предметные: -дети понимают элементарные экономические понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их тратой; - дети понимают «доход» и его основными и дополнительными источниками (заработная плата, пенсия, стипендия). Межпредметные: -дети умеют правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д), интересуются социальными явлениями, происходящим в общественной жизни. - дети знают, что деньги сначала зарабатываем, а потом тратим. -дети умеют решать простейшие экономические задачи; Личностные: -дети знают что не всё продаётся и покупается ( дети должны понимать, что главные ценности- жизнь, отношения, радость близких – за деньги не купишь). |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Гном Эконом»
1МОДУЛЬ
Труд-продукт-товар
(14 учебных часа)
Цель: ознакомление детей с представлением о содержании деятельности людей некоторых профессий.
Задачи: учить ценить труд людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
Фиксация результатов: наблюдение, журнал посещаемости, опросы, итоговое занятие для родителей.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Раздел.1 Труд-продукт-товар. (4 часа). Теория 1 час, практика 3 часа. | ||||||||
11 1 | сентябрь | 6 | Занятие-презентация | 1 | «Такие разные профессии» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |
13 | Занятие-игра | 1 | «Что такое потребности?» | Группа | Наблюдение, журнал посещаемости. | |||
20 | Занятие-игра | 1 | Мультфильм «Уроки тетушки Совы» | Группа | Наблюдение, журнал посещаемости. | |||
27 | Занятие-игра | 1 | «Кому что нужно? | Группа | Наблюдение, журнал посещаемости. | |||
РАЗДЕЛ 2. Сюжетно-ролевые игры. (10 час). (теория 2 часа, практика 8 часов). | ||||||||
22 3 | октябрь | 4 | Занятие-беседа | 1 | Что такое игрушки? | Группа | Наблюдение, готовая работа Журнал посещаемости | |
11 | Занятие-путешествие | 1 | «Предметы необходимые для жизни» | Группа | Наблюдение, журнал посещаемости | |||
18 | Занятие-практикум | 1 | «Что важнее?» | Группа | Наблюдение, журнал посещаемости | |||
25 | Занятие-игра | 1 | Ситуативный разговор «хорошо или плохо» | Группа | Наблюдение, журнал посещаемости | |||
33 | ноябрь | 1 | Занятие-игра | 1 | Сюжетно – ролевая игра «Идем в магазин». | Группа | Наблюдение, журнал посещаемости | |
8 | Занятие-игра | 1 | Дидактическая игра «Семейные доходы и расходы» | Группа | Наблюдение, журнал посещаемости | |||
15 | Занятие-игра | 1 | «Как стать экономным» | Группа | Наблюдение, журнал посещаемости | |||
22 | Занятие-сказка | 1 | «Экономика для малышей, Азбука доходов». | Группа | Наблюдение, журнал посещаемости | |||
4 44 | декабрь | 6 | Занятие-игра | 1 | «Магазины бывают разные» | Группа | Наблюдение, журнал посещаемости | |
13 | Занятие игра | 1 | «Экономика для малышей, или как Андрюша идут с мамой в магазин». | Группа | Наблюдение, журнал посещаемости | |||
Результат 1 модуля: Дети научились ценить труд людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Поощрять желание детей помогать взрослым;
2 МОДУЛЬ
Реклама.
(8 учебных часа)
Цель: развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе
Задачи: дать представление о рекламе, о ее назначении;
учить детей правильно воспринимать рекламу ( Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь).
Фиксация результатов: наблюдение, журнал посещаемости, опросы.
№ | месяц | число | время проведения занятия | форма занятия | кол-во часов | тема занятия | место проведения | форма контроля |
Раздел 1. Разумные потребности. (4 часа). Теория 1 часа, практика 3 часа. | ||||||||
5 | декабрь | |||||||
227 | Занятие-практикум | 1 | «Рекламное агентство» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
55 6 | январь | 4 110 | Занятие-игра | 1 | «Если бы у меня было собственное дело» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия). | Группа | Готовая работа детей. Журнал посещаемости | |
217 | Занятие практикум | 1 | «Бизнес Гнома - эконома» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
118 | Занятие практикум | 1 | Создание своей рекламы. | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
Раздел 2. Закрепление знания о рекламе. 4 часа Теория 1 час, практика 3 часа. | ||||||||
7 | январь | 4 219 | Занятие-игра | 1 | Реклама – двигатель торговли. | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |
6 | февраль | |||||||
12 | Занятие -игра | 1 | «Профессии людей в рекламном агентстве». | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
27 | Занятие -игра | 1 | Конкурс на лучший рекламный плакат. | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
111 | Занятие-практикум | 1 | «Что быстрее купят» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
Результаты 2 модуля: у детей развилось положительное отношение к рекламе
3 МОДУЛЬ
Деньги
14 учебных часа
Цель: учить детей правильно относится к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Задачи: дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Фиксация результатов: наблюдение, журнал посещаемости, тестирование.
№п/п№ | Месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Раздел 1. Жизненные ситуации связанные с деньгами.. 8 часов. Теория 2 часов, практика 6 часов. | ||||||||
6 7 | Февраль | 116 | Занятие- презентация | 1 | «Что такое деньги?» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |
77 | Март апрель | 4 77 | Занятие-игра | 1 | Дом, где живут деньги | Группа | Журнал посещаемости | |
214 | Занятие практикум | 1 | «Разновидности денег»» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
221 | Занятие-игра | 1 | Откуда у людей берутся деньги | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
8 88 | ||||||||
428 | Занятие-игра | 1 | «Жители кошелька» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
14 | Занятие-игра | 1 | «Если бы я был(а) папой, мамой» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
111 | Занятие-игра | 1 | «Как правильно тратить деньги» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
218 | Занятие-сказка | 1 | «Доверили Андрюше вести бюджет семьи» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
Раздел 2 Закрепление знания денег. 6 часов. Теория 1 часа, практика 5 часов. | ||||||||
7 | апрель май | |||||||
127 | Занятие-игра | 1 | «Экономика для малышей, или «Как Андрюша стал экономным». | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
23 | Занятие -практикум | 1 | «Андрюша играет в лотерею»» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
9 9 99 | Май | |||||||
10 | Занятие -практикум | 1 | Сюжетно ролевая игра «Лотерея» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
11 | Занятие -практикум | 1 | «Кошелек» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
116 | Занятие - игра | 1 | «Экономика в сказках» | Группа | Наблюдение. Журнал посещаемости | |||
223 | Занятие-практикум | 1 | «Купи другу подарок» | Группа | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
25 | Занятие-игра | 1 | «Экономическая рыбалка». | Группа | Тестирование | |||
Результат 3 модуля: дети научились правильно относится к деньгам как предмету жизненной необходимости.
ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
(перечень творческих заданий, игр; тем проектов, исследований, сочинений, наблюдений; репертуарные планы)
№ п/п | Наименование элементов перечня |
1 | дидактические игры: • «Заветные желания» • «Четвёртый товар лишний» • «Кто что делает» • «Кому что нужно для работы?» • «Кто лучше знает инструменты» • «Потребности семьи» • «Кто трудится, кто играет» • «Какие бывают доходы» • «Угадай, где продаётся» • «Какое слово лишнее» • «Хочу и надо» • «Где пригодится» • «Кто что производит» • «Купи другу подарок» • «Копилка» • «Путешествие в страну товаров» |
2 | Сюжетно-ролевые игры • «Ателье» • «Салон красоты» • «Почта» • «Банк» • «Аптека» • «Кафе «Вкусняшка» • «Рекламное агентство» • «Супермаркет» |
3 | Предметная среда к теме «Труд-продукт-товар»
К теме «Реклама»
К теме «Деньги»
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шатова А.Д. Дошкольник и …экономика. Программа. М. Вента Графф. 2015г.
2. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.
3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Занятия с детьми 5-7 лет. М. Вента Графф. 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада "В гости к гному Эконому и фее Экологии"
Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление, пробуждать здоровый интерес к деньгам; познакомить с элементарными экономическими понятиями: «экономика», «накопление», «товар»,...

Проект по экономическому воспитанию старших дошкольников "Гном Эконом"
Цель: формировать понимание детьми необходимости разумного распоряжения деньгами семьи....

Конспект занятия -путешествия по программе кружковой деятельности для детей средней группы "На помощь гному Эконому!"
Представленное мной занятие - путешествие проводилось с детьми средней группы в рамках разработанной программы кружковой деятельности " Мы играем в экономку".Так как в наши дни экономи...



