Проект «Использование кейс технологии по финансовой грамотности в обучении детей старшего дошкольного возраста»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 с. Субханкулово муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Проектная работа
Тема : «Использование кейс технологии
по финансовой грамотности в обучении детей
старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Каримова.Н.Н.
воспитатель
высшая
квалификационная категория
Пед. стаж 17 лет
с.Субханкулово, 2024 год
Актуальность проекта.
Чем раньше дети узнают о роли денег в окружающей действительности, тем быстрее сформируются полезные финансовые навыки, а так же усвоят основы финансовой безопасности.
Вид проекта. Образовательный, познавательно – исследовательский.
Сроки реализации проекта: долгосрочный 2021 – 2023 учебный год.
Образовательные области, в содержание которых включен проект: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Участники проекта. Дети старшей – подготовительной к школе логопедической группы, воспитатели, родители.
Возраст детей. 5- 7 лет.
Цель проекта.
Создание условий для формирования азов финансовой культуры через проектную деятельность с прменением кейс технологии.
Задачи для педагогов:
- Стимулировать интерес дошкольников в разных видах деятельности по теме финансовая грамотность.
- Создание практического материала в рамках проекта.
- Обогатить РППС в группе, способствующую развитию у детей интереса к теме финансы.
Задачи для детей :
Образовательные:
- Сформировать первичные экономические понятия: труд, товар, деньги, цена.
- Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.
Развивающие:
- Развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества такие как : честность, бережливость, трудолюбие, милосердие, законопослушность, взаимопомощь.
- Воспитывать у детей правильное отношение к деньгам.
Задачи для родителей:
- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми по финансовой грамотности.
Гипотеза. Изучая, финансовую грамотность в детском саду через проектную деятельность с прменением кейс технологии , у детей сформируются знания и умения в области экономики.
Новизна проекта.
Новизна проекта обеспечивается за счет синергетического эффекта сочетания элементов технологии. Элементами технологии являются: активные методы обучения, личностно ориентированные образовательные ситуации, игровая форма организации образовательного процесса, активная образовательная позиция родителей и их вовлеченность в образовательный процесс по финансовой грамотности.
Объект проекта: процесс формирования основ финансовой грамотности через использования проектной деятельности .
Предмет исследования: Финансовая грамотность.
Продукт проекта.
- Создание мини музея «Такие разные деньги».
- Картотека дидактических игр по Финансовой грамотности.
- Консультация для воспитателей «Основы воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
- Консультация для родителей «Зачем нужна ребёнку финансовая грамотность».
- Распространение результатов проекта на педагогическом совете в МАДОУ№8 с.Субханкулово.
- Викторину по финансовой грамотности среди детей подготовительной к школе группе.
- Создание атрибутов к сюжетно ролевым играм.
- Создание кейса по финансовой грамотности.
Ожидаемые результаты.
- Дети поймут и будут применять такие экономические понятия как: деньги, цена, товар, семейный бюджет.
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- Понимать , что сначала зарабатываем, а только потом тратим.
- Поймут, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться если разумно расходовать свои доходы.
- Иметь элементарные правила финансовой безопасности.
- Осознают главную ценность жизни, отношений, здоровья – за деньги не купишь.
- Следовать социально – нравственным нормам и общественным правилам общества.
- Педагоги будут использовать в своей работе продукт данного проекта.
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап – Заключительный:
- Обобщение знаний , умений и навыков, детей полученных во время проекта.
Модуль организации работы над проектом в образовательном процессе включает в себя следующие этапы:
Введение .
Глобальные экономические перемены во всём мире, в том числе и в России,привели к тому что азы финансовой культуры должны постигать не только взрослые, но и школьники и дошкольники. Последние окажутся в будущем в более выгодном положении, так как своевременно сформированные навыки финансовой жизни помогут достойно жить во взрослой жизни,а не выживать, как это происходит сейчас со многими взрослыми. Введение азов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками, это не дань моде, а необходимость дать детям представления о рыночной экономике и её закономерности, способствовать развитию самостоятельной деятельности. Обучение экономической культуре не сводится к тому чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, бережливость, взаимопомощь.
Модуль организации проекта по финансовой грамотности.
Цель. | Перечень мероприятий. |
1 модуль. Личные финансы и формирование семейного бюджета. | |
Цель: Познакомить детей с понятием «финансы», уточнить знания детей о личных денежных средствах, дать представления как формируется бюджет семьи. Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о финансах, личных денежных средствах и семейном бюджете – как он формируется. | 1.Введение минимума знаний и умений. 1.Чтение и обсуждение сказки «Хранители бюджета». 2.Чтение сказки «Домашнее хозяйство» 3.Чтение и инценировка сказки «Как братья разбогатели». 4.Разучивание пословиц и поговорок отруде. (стр5,6 Занимательные финансы). 5. Мини проект родительско – детский «Наш семейный бюджет». 2.Введение проблемных ситуаций и игровых действий по финансовой грамотности. 1.Создание образовательной ситуации – вхождение детей. 2.Ситуативный разговор с детьми на темы: «Что такое деньги?», «Где хранятся деньги?», «Как накопить?». Мини музей «Какие бывают деньги?» 3.Занятие: Труд основа жизни. (стр 9 Занимательные финансы). Просмотр мультфильма «Как появились деньги?». https://youtu.be/0oTBx2lNr74 4.Д.И. «Что можно купить за деньги, а что нельзя?» 5. Беседа с детьми на тему: «Что такое труд и почему он необходим людям?».Д.И. «Кому что нужно для работы?». Просмотр мультфильма «Откуда в семье деньги?» https://youtu.be/5Lbda1tyx4Y Занятие «Хранители бюджета» (стр35 Занимательные финансы). 6.Д.И. «Доход семьи – расход семьи» |
2 модуль Знакомство с банком. | |
Цель: Познакомить со способами сбережения денежных средств. Цель: : Формировать элементарные представления о банках и банковских услугах. | 1.Введение минимума знаний и умений. 1. Чтение сказок по финансовой грамотности. 2.Экскурсия в банк « Дом где живут деньги». Беседа с детьми на тему: «Моя копилка», «На что я коплю». Просмотр мультфильма «Подарок» https://www.youtube.com/watch?v=Ve4Gz0Zsnps 3.Занятие «Копилка» стр 33 Занимательные Финансы. 2.Введение проблемных ситуациий и игровых действий. 1. Ситуативный разговор «Как сохранить свои сбережения». Просмотр мультфильма «Что такое копить» https://youtu.be/iQU1Nm8bvcc 2.СРИ «Сбербанк» 3.Д.И. «Посчитай монеты» 4.Занятие «Зайкина находка» стр8 Занимательные финансы. Просмотр мультфильмов « Можно ли взять в банкомате много денег». https://fincult.info/teaching/multiki-o-finansakh-5/ 5. СРИ «Банкомат» 6.Настольно – печатная игра «Монополия» |
3 модуль Работа с финансовыми инструментами. | |
Цель: Формироватьэлементарные представления о получении прибылии финансовой безопасности. Цель: Создать условия для формированияоснов финансовой грамотности и ознакомление с финансовыми инструментами, способах получения прибыли. |
2.Введение проблемных ситуаций и игровых действий. 1.Чтение сказки «Кто хорошо потрудился – у того труд в монету, да в рубль превратился!» 2.Занятие «Все работы хороши, выбирай на вкус» стр28 Занимательные финансы. 3. Просмотр мультфильма «Лимонадный Крош» https://www.youtube.com/watch?v=w0KzaBEK5ME
|
Работа общей группой взрослых и детей, «проигрывание ситуаций» | |
Цель: Повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений. |
Работа с родителями. Консультация «Основы воспитания Финансовой грамотности детей дошкольного возраста». Беседа с родителями на тему : «Зачем ребёнку финансовая грамотность» Родительское собрание с использованием кейс технологий на тему «Как формировать финансовую грамотность у ребёнка». |
5.Модуль. Презентация совместно взросло – детская продуктивная деятельность . Создание кейса,экспертиза решений ( рефлексия). | |
Цель: уточнить представлениео грамотном распоряжении денежными средствами, о способах сбережения их.
Цель: обобщение знании, умений и навыков детей, полученных во время проекта финансовой грамотности; формирование положительных взаимоотношеней в коллективе. 3.Создание кейса по финансовой грамотности. Цель: формировать у детей навык самостоятельной работы с информацией полученной во время проекта,развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить рациональное решение. 4.Рефлексия. Цель: закрепить и систематизировать знания о финансах, о личных денежных средствах, о формировании семейного бюджета, о банковских услугах населению, о финансовой безопасности. Примерные вопросы:
| |
Кейс технология - это метод активного проблемно – ситуационного анализа, который основан на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (кейсов). Главное назначение – развивать у детей способность находить решение проблемы и учиться работать с разной информацией. Сама проблема однозначных решений не имеет. Акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество детей и взрослых.
В кейсе представлены несколько заданий ( упражнений) по каждому компоненту. Педагог выбирает задание (упражнение) в зависимости от цели и задач.
Кейс может содержать текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты(или их фрагметы) и иллюстрированный материал – фотографии,фильм, аудиозапись.
Для создания кейса нужно:
1.Определение темы и вопроса исследования.(должны быть интересны детямям).
2.Выбор объекта исследования – конкретной ситуации.
3. Определение контекста.
4. Планирование кейс – иследования , проведение сбора и анализа материала.
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации.
6.Описание и редактирование кейса.
7.Формулирование вопроса для дальнейшегообсуждение ситуации.
Кейс технология – это ряд определённых учебных ситуаций,которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках образовательной деятельности. В прцессе расмотрения этих ситуаций дети осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать решения.
Решение кейсов состоит из нескольких шагов.
- Иследования предложенной ситуации (кейса).
- Сбора и анализа недостающей информации.
- Обсуждение возможных вариантов решения проблемы. Кейс имеет несколько эфективных решений.
- Выработка наилучшего решения.
Преимущество использования кейсов.
При использование кейс технологиив ДОУ у детей:
- Повышает мотивацию у обучающихся.
- Развиваются навыки анализа и критического мышления, умение работать в команде.
- Соединение теории и практики.
- Демонстрация различных позиций и точек зрения.
- Представление примеров принимаемых решений.
- Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.
Можно сделать вывод, что кейс технологии положительно воздействуют на формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста, предполагает осмысление обучающимися реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых в ходе разрешения проблемы. Дети более бережнее относятся к игрушкам и к предметам окружения. Улучшилось взаимоотношение в детском коллективе.
Информационные ресурсы:
1.Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская «Занимательные финансы Азы для дошкольников» 2-е изд- М.:ВИТА_ПРЕСС, 2020.-80с.
2.Кейс технологии в ДОУ./Downloads/12%20лекция.pdf
3. Н.М.Ягунова. Приобщение дошкольниковк экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я .2003№4.
4. О.Ю.Мурзина, Л.В.Елистратова. Прект по финансовой грамотности «Маленький финансист» финансовая%20грамот%202.pdf
Приложение №1
Оценка сформированности финансовой грамотности у детей в рамках проекта.
За время проведения проекта, прослеживается положительная динамика формирования финансовой грамотности у детей через кейс технологии. После целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесённых к высокому и среднему уровню финансовой грамотности.
Анотация
Образовательный прроект «Использование кейс технологии в обучении детей финансовой грамотности» - это собственный педагогический опыт, который использовался в работе с детьми 5-7 лет. Он проможет организовать детскую деятельность в соответствии с требованиями ФОП дошкольного образования. Проект включает в себя:создание творческой группы из детей, родителей и педагогов; игровые мероприятия «Мы идём за покупками», «Где живут деньги», «Сколько это стоит?», «Как мы экономим», «Собери деньги (разрезные картинки)». Дидактические игы «Что можно купить за деньги, а что нельзя», «Семейный бюджет», «Хочу – надо», «Найди Российские деньги», «Посчитай монеты», «Дубль финансы». Финансовая викторина среди детей подготовительной группы. мини спектакли «Как мужик корову продавал», «Мечта трёх поросят», Лепбук «детям о деньгах», изготовление атрибутов для сюжетно тролевых игр «Магазин», «Банк», «Салон красоты», «Семья» и другие. Данный материал может вызвать интерес и быть полезным педагогам и родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование БОС-технологий в здоровьесозидающем процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Исследование по эффективности использования БОС-технологии в процессе здоровьесозидания детей старшего дошкольного возраста...

Использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Инновационный опыт...

«Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте».
Тема выступления на МО педагогов старших дошкольных групп ЯМР "Начальная школа посёлка Заволжье" ЯМР 08. 12. 2017г. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Яковлева Ирина Н...
«Использование игровых технологий в процессе развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Данная статья знакомит с использованием игровых технологий в процессе обучения детей с нарушениями речи в детском саду....

Выступление на педсовете: «Кейс технология в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста как форма интерактивного общения»
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти свободного времени для своих детей и погрузиться те или иные ситуации и проблемы....

АПО на тему "Использование технологии "Карты Проппа" в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию"
Данный материал предназначен для использования в работе педагогам дошкольных образовательных учреждений по развитию у детей старшего дошкольного возраста навыков пересказывания....

«КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Кейс-технология (от англ. «case» — случай) — интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа ...







