Проект «Использование кейс технологии по финансовой грамотности в обучении детей старшего дошкольного возраста»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Каримова Наталья Николаевна

Финансовая грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f.g._keys_tehnologii.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 с. Субханкулово муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Проектная работа

Тема : «Использование кейс технологии

по финансовой  грамотности в обучении детей

старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Каримова.Н.Н.

воспитатель

высшая

квалификационная категория

Пед. стаж 17 лет

с.Субханкулово, 2024 год


Актуальность проекта.

Чем раньше дети узнают о роли денег в окружающей действительности, тем быстрее сформируются полезные финансовые навыки, а так же усвоят основы финансовой безопасности.

Вид проекта. Образовательный, познавательно – исследовательский.

Сроки реализации проекта: долгосрочный 2021 – 2023 учебный год.

Образовательные области, в содержание которых включен проект: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,  речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Участники проекта. Дети старшей – подготовительной  к школе логопедической   группы, воспитатели, родители.

Возраст детей. 5- 7 лет.

Цель проекта.

 Создание условий для формирования азов финансовой культуры через проектную деятельность с прменением кейс технологии.

Задачи для педагогов:

  1. Стимулировать интерес дошкольников в разных видах деятельности по теме  финансовая грамотность.
  2. Создание практического материала в рамках проекта.
  3. Обогатить РППС в группе, способствующую развитию у детей интереса к теме финансы.

Задачи  для детей :

Образовательные:

  1. Сформировать первичные экономические  понятия: труд, товар, деньги, цена.
  2. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.

Развивающие:

  1. Развивать  способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества такие как : честность, бережливость, трудолюбие, милосердие, законопослушность, взаимопомощь.
  2. Воспитывать у детей правильное отношение к деньгам.

Задачи для родителей:

  1. Привлечь родителей к  совместной деятельности с детьми по финансовой грамотности.

Гипотеза. Изучая, финансовую грамотность в детском саду  через  проектную деятельность с прменением кейс технологии , у детей сформируются знания и умения в области экономики.

Новизна проекта.

 Новизна проекта обеспечивается за счет синергетического эффекта сочетания элементов технологии. Элементами технологии являются: активные методы обучения, личностно ориентированные образовательные ситуации, игровая форма организации образовательного процесса, активная образовательная позиция родителей и их вовлеченность в образовательный процесс по финансовой грамотности. 

Объект проекта: процесс  формирования основ финансовой грамотности через использования   проектной деятельности .

Предмет исследования: Финансовая грамотность.

Продукт проекта.

  1. Создание мини музея  «Такие разные деньги».
  2. Картотека дидактических игр по Финансовой грамотности.
  3. Консультация для воспитателей «Основы воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
  4. Консультация для родителей «Зачем нужна ребёнку финансовая грамотность».
  5. Распространение результатов проекта на педагогическом совете в МАДОУ№8 с.Субханкулово.
  6.  Викторину по финансовой грамотности среди детей подготовительной к школе группе.
  7. Создание атрибутов к сюжетно ролевым играм.
  8. Создание кейса по финансовой грамотности.

Ожидаемые результаты.

  1. Дети поймут и будут применять такие экономические  понятия как: деньги, цена, товар, семейный бюджет.
  2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
  3. Понимать , что сначала зарабатываем, а  только потом тратим.
  4. Поймут, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться если разумно расходовать свои доходы.
  5. Иметь элементарные правила финансовой безопасности.
  6. Осознают главную ценность жизни, отношений, здоровья – за деньги не купишь.
  7. Следовать социально – нравственным нормам и общественным правилам общества.
  8. Педагоги  будут использовать в своей работе продукт данного проекта.

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.
  • Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Практический: 

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

3 этап – Заключительный:

  • Обобщение знаний , умений и навыков, детей полученных во время проекта.

Модуль организации работы над проектом в образовательном процессе включает в себя следующие этапы:

Введение .

Глобальные экономические перемены во всём мире, в том числе и в России,привели к тому что азы финансовой культуры должны постигать не только взрослые, но и школьники и дошкольники.  Последние окажутся в будущем в более выгодном положении, так как своевременно сформированные навыки финансовой жизни помогут достойно жить во взрослой жизни,а не выживать, как это происходит сейчас со многими взрослыми. Введение азов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками, это не дань моде, а  необходимость дать детям представления о рыночной экономике и её закономерности, способствовать развитию самостоятельной деятельности. Обучение экономической культуре не сводится к тому чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, бережливость, взаимопомощь.

Модуль организации проекта  по финансовой грамотности.

Цель.

Перечень мероприятий.

1 модуль.

Личные финансы и формирование семейного бюджета.

Цель: Познакомить детей с понятием «финансы», уточнить знания детей о личных денежных средствах, дать представления как формируется бюджет семьи.

Цель: Уточнить  и систематизировать знания детей о финансах, личных денежных средствах и семейном бюджете – как он формируется.

1.Введение минимума знаний и умений.

1.Чтение и обсуждение сказки «Хранители бюджета».

2.Чтение сказки «Домашнее хозяйство»

3.Чтение и инценировка сказки «Как братья разбогатели».

4.Разучивание  пословиц и поговорок отруде. (стр5,6 Занимательные финансы).

5. Мини проект родительско – детский «Наш семейный бюджет».

2.Введение проблемных ситуаций и игровых действий по финансовой грамотности.

1.Создание образовательной  ситуации – вхождение детей.

 2.Ситуативный разговор с детьми на темы:

 «Что такое деньги?», «Где хранятся деньги?», «Как накопить?». Мини музей «Какие бывают деньги?»

3.Занятие: Труд основа жизни.  (стр 9  Занимательные финансы). Просмотр мультфильма  «Как появились деньги?». https://youtu.be/0oTBx2lNr74 

4.Д.И. «Что можно купить за деньги, а что нельзя?»

5. Беседа с детьми на тему: «Что такое труд и почему он необходим людям?».Д.И. «Кому что нужно для работы?».

Просмотр мультфильма  «Откуда в семье деньги?» https://youtu.be/5Lbda1tyx4Y 

Занятие «Хранители бюджета» (стр35 Занимательные финансы).

6.Д.И. «Доход семьи – расход семьи»

2 модуль

Знакомство с банком.

Цель: Познакомить со способами сбережения денежных средств.

Цель: : Формировать элементарные представления о банках и банковских услугах.

1.Введение  минимума знаний и умений.

1. Чтение сказок по финансовой грамотности.

2.Экскурсия в банк « Дом где живут деньги».

Беседа с детьми на тему: «Моя копилка», «На что я коплю». Просмотр мультфильма «Подарок» https://www.youtube.com/watch?v=Ve4Gz0Zsnps

3.Занятие «Копилка» стр 33 Занимательные Финансы.

2.Введение проблемных ситуациий и игровых действий.

1. Ситуативный разговор «Как сохранить свои сбережения». Просмотр мультфильма «Что такое копить» https://youtu.be/iQU1Nm8bvcc 

2.СРИ «Сбербанк»

3.Д.И. «Посчитай монеты»

4.Занятие «Зайкина находка» стр8 Занимательные финансы.  Просмотр мультфильмов « Можно ли взять в банкомате много денег». https://fincult.info/teaching/multiki-o-finansakh-5/

5. СРИ «Банкомат»

6.Настольно – печатная игра «Монополия»

3 модуль

Работа с финансовыми инструментами.

Цель: Формироватьэлементарные представления о получении прибылии финансовой безопасности.

Цель: Создать условия для формированияоснов финансовой грамотности и ознакомление с финансовыми инструментами, способах получения прибыли.

  1. Введение минимума необходимых знаний и умений.
  1. Чтение художественной литературы по теме финансовая грамотность.
  2. Беседа с детьми на тему «Работать и зарабатывать» Объяснить, что зарабатывать – значить получать вознаграждение за выполненую работу.
  3. Просмотр мультфильма «Подарок»  https://www.youtube.com/watch?v=Ve4Gz0Zsnps

2.Введение проблемных ситуаций и игровых действий.

1.Чтение сказки «Кто хорошо потрудился – у того труд в монету, да в рубль превратился!»

2.Занятие «Все работы хороши, выбирай на вкус» стр28 Занимательные финансы.

3. Просмотр мультфильма «Лимонадный Крош» https://www.youtube.com/watch?v=w0KzaBEK5ME

  1. Инценировка сказки С.Михалкова « Как старик корову продавал».
  2. СРИ «Магазин»
  1. Модуль.

Работа общей группой взрослых и детей, «проигрывание ситуаций»

Цель: Повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений.

  1. Д.И. «Труд и продукты труда»
  2. Игра «Деньги получил – ерунды накупил.»
  3. Беседа Реклама вокруг нас  «Хорошо – плохо»
  4. Д.И. «Прорекламируй товар».
  5. СРИ  «Аптека», «Больница»,»Автомастерская»
  6. Просмотр мультфильма «У тётушки Совы» https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU

Работа с родителями.

 Консультация «Основы воспитания Финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Беседа с родителями  на тему : «Зачем ребёнку финансовая грамотность»

Родительское собрание с использованием кейс технологий на тему «Как формировать финансовую грамотность у ребёнка».

5.Модуль.

Презентация совместно  взросло – детская  продуктивная деятельность . Создание кейса,экспертиза решений ( рефлексия).

  1. Участие в выставке рисунков « Дружи с финансами» и конкурсе «Моя копилка»

Цель:  уточнить представлениео грамотном распоряжении денежными средствами, о способах сбережения их.

  1. Викторина по финансовой грамотности среди детей подготовительных групп.

Цель: обобщение  знании, умений и навыков детей, полученных  во время проекта финансовой грамотности; формирование положительных взаимоотношеней в коллективе.

3.Создание кейса по финансовой грамотности.

Цель: формировать у детей навык самостоятельной работы с информацией полученной во время проекта,развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить рациональное решение.

4.Рефлексия.

Цель: закрепить и систематизировать знания о финансах,  о личных  денежных средствах, о формировании семейного бюджета, о банковских услугах населению,  о финансовой безопасности.

Примерные вопросы:

  • Что такое деньги? Как они появились? Каково назначения денег?  Откуда они беруться?
  • Где можно потратить деньги?
  • Понятия «Товары», «услуги», « Развлечения» чем отличаются эти понятия?
  • Что такое семейный бюджет?  Какой вклад  ты можешь внести в семейный бюджет?
  • Нужно ли тратить все имеющиеся деньги?
  • Какие траты – первостепенные?
  • От каких трат можно отказаться?
  • Как ты понимаешь «нужно экономить?»
  • Что такое «Личные финансы?», «Карманные деньги?»
  • Для чего нужны Банки?
  • Где можно хранить деньги?
  • Как сохранить свои сбережения?
  • Какие бывают доходы?
  • Что такое «бережливость» и «жадность».
  • Что может произойти,если расход будет больше чем доход?
  • Что продаётся, а что не продаётся?
  • Как ты понимаешь «финансовая безопасность?»
  •  Реклама – это «хорошо» или «плохо»?  ит.д.

Кейс технология - это метод активного проблемно – ситуационного анализа, который основан на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (кейсов). Главное назначение – развивать у детей способность находить решение проблемы и учиться работать с разной информацией. Сама проблема однозначных решений не имеет. Акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество детей и взрослых.

 В кейсе представлены несколько заданий ( упражнений) по каждому компоненту. Педагог выбирает задание (упражнение) в зависимости от цели и задач.

Кейс может содержать текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты(или их фрагметы) и иллюстрированный материал – фотографии,фильм, аудиозапись.

Для создания кейса нужно:

1.Определение темы и вопроса исследования.(должны быть интересны   детямям).

2.Выбор объекта исследования – конкретной ситуации.

3. Определение контекста.

4. Планирование кейс – иследования , проведение сбора и анализа материала.

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации.

6.Описание и редактирование кейса.

7.Формулирование  вопроса для дальнейшегообсуждение ситуации.

Кейс технология – это ряд определённых учебных ситуаций,которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках образовательной деятельности. В прцессе расмотрения этих ситуаций дети осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать решения.

Решение кейсов состоит из нескольких шагов.

  1. Иследования предложенной ситуации (кейса).
  2. Сбора и анализа недостающей информации.
  3. Обсуждение возможных вариантов решения проблемы. Кейс имеет несколько эфективных решений.
  4. Выработка наилучшего решения.

Преимущество использования кейсов.

При использование кейс технологиив ДОУ у детей:

  • Повышает мотивацию у обучающихся.
  • Развиваются навыки анализа и критического мышления, умение работать в команде.
  • Соединение теории и практики.
  • Демонстрация различных позиций и точек зрения.
  • Представление примеров принимаемых решений.
  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.

Можно сделать вывод, что кейс технологии положительно воздействуют на формирование  основ экономической культуры у детей дошкольного возраста, предполагает осмысление обучающимися реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых в ходе разрешения проблемы. Дети более бережнее  относятся к игрушкам и к предметам окружения. Улучшилось взаимоотношение в детском коллективе.

Информационные ресурсы:

1.Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская «Занимательные финансы Азы для дошкольников» 2-е изд- М.:ВИТА_ПРЕСС, 2020.-80с.

2.Кейс технологии в ДОУ./Downloads/12%20лекция.pdf

3. Н.М.Ягунова. Приобщение дошкольниковк экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я .2003№4.

4. О.Ю.Мурзина, Л.В.Елистратова. Прект по финансовой грамотности «Маленький финансист» финансовая%20грамот%202.pdf 

Приложение №1

Оценка сформированности финансовой грамотности у детей  в рамках проекта.

За время проведения проекта, прослеживается  положительная динамика формирования финансовой грамотности у детей через кейс технологии.  После целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесённых к высокому и среднему уровню финансовой грамотности.

Анотация

Образовательный прроект «Использование кейс технологии в обучении детей финансовой грамотности» - это собственный педагогический опыт, который использовался в работе с детьми 5-7 лет. Он проможет организовать детскую деятельность в соответствии с требованиями ФОП дошкольного образования. Проект включает в себя:создание творческой группы из детей, родителей и педагогов; игровые мероприятия «Мы идём за покупками», «Где живут деньги», «Сколько это стоит?», «Как мы экономим», «Собери деньги (разрезные картинки)». Дидактические игы «Что можно купить за деньги, а что нельзя», «Семейный бюджет», «Хочу – надо», «Найди Российские деньги», «Посчитай монеты», «Дубль финансы». Финансовая викторина среди детей подготовительной группы. мини спектакли «Как мужик корову продавал», «Мечта трёх поросят», Лепбук «детям о деньгах», изготовление атрибутов для сюжетно тролевых игр «Магазин», «Банк», «Салон красоты», «Семья» и другие. Данный материал может вызвать интерес и быть полезным педагогам и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование БОС-технологий в здоровьесозидающем процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Исследование по эффективности использования БОС-технологии в процессе здоровьесозидания детей старшего дошкольного возраста...

«Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте».

Тема выступления на МО педагогов старших дошкольных групп ЯМР "Начальная школа посёлка Заволжье" ЯМР 08. 12. 2017г. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Яковлева Ирина Н...

«Использование игровых технологий в процессе развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Данная статья знакомит с использованием игровых технологий в процессе обучения детей с нарушениями речи в детском саду....

Выступление на педсовете: «Кейс технология в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста как форма интерактивного общения»

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти свободного времени для своих детей и погрузиться те или иные ситуации и проблемы....

АПО на тему "Использование технологии "Карты Проппа" в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию"

Данный материал предназначен для использования в работе педагогам дошкольных образовательных учреждений  по развитию у детей старшего дошкольного возраста навыков пересказывания....

«КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Кейс-технология (от англ. «case» — случай) — интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа ...