Проект "Финансовая грамотность каждому дошкольнику"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
(Слайд 1) Педагогический проект «Финансовая грамотность каждому дошкольнику»
(Слайд 2)Актуальность вы видите на экране
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной и предметной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности.
(Слайд 3)
Вид проекта: информационно – познавательный, групповой, долгосрочный,
Продолжительность проекта: сентябрь 2022 – сентябрь 2023г.
Участники проекта: В реализации проекта участвовали дети старшей группы (5-6 лет) и их родители.
(Слайд 4) Говорю только цель
Цель: формирование основ финансовой грамотности посредством разнообразных видов детской деятельности.
Задачи:
• формировать первичное понимание экономических понятий;
· знакомить детей с профессиями, учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
· учить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
· воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
· привлечь родителей к экономическому воспитанию дошкольников и совершенствованию предметно - развивающей среды.
(Слайд 5) Ожидаемые результаты проекта:
Ребенок сможет:
· осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
· активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и т. д.);
· контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и самого ребенка.
У родителей:
· повышение интереса к теме проекта и к совместному сотрудничеству по теме «Формирование финансовой грамотности»
Проект, как всегда, проводился поэтапно
1этап – подготовительный:
- изучение методической литературы;
- сбор материала необходимого для реализации цели проекта;
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту ;
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – основной, практический :
- Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми и социальными партнерами;
- изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр, совершенствование предметной среды.
3 этап – завершающий, включал в себя мониторинг и итоговое мероприятие.
(Слайд 6) В начале работы над проектом, провела анкетирование родителей я уточнила, какими знаниями владеют дошкольники данной группы. Уровень знаний воспитанников на начало проекта: высокий уровень – отсутствовал, средний – 56%, низкий – 44%. Основываясь на их возможностях и базовых представлениях, составила план мероприятий по реализации проекта. Направления работы по проекту представлены на слайде. (Слайд 7) (читаю направления)
(Слайд 8) Работая на результат проекта, согласно технологической карте проекта, каждый месяц имел свое название – тему, по которой и проводилась работа. В месяц проводилось 1-2 тематических мероприятия, в том числе и с привлечением социальных партнеров (сотрудники банка, работники библиотеки, сотрудники полиции, пожарной охраны ) чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и презентаций, иллюстративные беседы, игровые и проблемные ситуации, дидактические игры, художественное творчество. (Слайд 9) Организованная деятельность детей заключалась в проведении занятий, в том числе и открытых. (Слайд 10,11) Проведении досуговых мероприятий и развлечений. (Слайд 12)Так, например, в сентябре после организованного обсуждения «Для чего люди трудились на дачах и огородах все лето?», дошкольники стали участниками Осенней ярмарки, где формировалось Первичное понимание экономических понятий: труд, работа, продукт труда, «сделано руками человека»
(Слайд 13, 14) В самостоятельной деятельности использовались сюжетные, дидактические игры, модели, которые дошкольники выбирали и проигрывали сами. Взрослый находился рядом, создавая развивающую предметно-пространственную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь партнером, готовым подключиться к реализации их свободных замыслов.
(Слайд 15, 16, 17, 18) Совместная деятельность с социальными партнерами осуществлялась в течении года и особенно летом. Технология «Гость в группе» помогла нам организовать встречу с сотрудниками полиции, пожарной охраны. Также были организованы экскурсии в сбербанк и супермаркет.
(Слайд 19, 20) Что касается предметной среды – она, конечно же совершенствовалась посредством создания и приобретения новых пособий, настольно-печатных игр. Совместно с родителями мы собрали мини-музей «Монетный дворик». (Слайд 21) Большую популярность среди детей имеют Лэпбуки по финансовой грамотности. (Один из которых был отмечен на городской методической площадке «Лаборатория мастерства». (Слайд 22). Также очень значимой и интересной детям стала напольная игра-бродилка, где в движении дети закрепляли первичные экономические понятия. (Слайд 23) Говоря о наших небольших достижениях, хочу отметить, что дошкольникам уже в середине года легко давались онлайн-олимпиады, онлайн-викторины, которые легко найти в сети интернет. Сама же я прошла онлайн-курсы «Основы преподавания финансовой грамотности в образовательных организациях в соответствии с ФОП», организованных на платформе Телеграмм. (Слайд 24) В работе с родителями применяла различные формы, как традиционные, так и инновационные. Были созданы различные памятки, буклеты, стендовая информация, чек-листы (шпаргалки по обучению детей фин.гр) (Слайд 25) Провела родительское собрание в форме аукциона – где родители приобретали идеи по теме фин.гр. Каждая консультация, не проходила без видеопамятки, слайд-шоу которые делают материал ярким, понятным и востребованным. (Слайд 26, 27) Совместно был создан интерактивный альбом «Профессии моих родителей» - который являлся таким необычным продуктом проекта. (Слайд 28) Заключительным мероприятием проекта стала игра-викторина «Сто к одному», которую мы проводили совместно с родителями и детьми. Она оказалась очень интеллектуальной как для родителей, так и для детей. (Слайд 29)
(Слайд 30) Можно сколько угодно рассказывать о совместном движении по теме проекта, но никогда нельзя дословно воспроизвести его содержание.
В сентябре этого года, по завершению проекта проведена диагностика. С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень знаний. .(инструменты диагностики – по программе Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников») могу сказать, что результат есть и проект успешный. По диаграмме видно, что высокий уровень 45 %, средний 45%, низкий – 10%. Его показали дошкольники, которые, не посещали дошкольное образовательное учреждение по разным причинам.
В этом году в рамках уже подготовительной группы мы продолжаем работу по формированию основ финансовой грамотности и впереди у нас новые цели, проекты и мероприятия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Вид проекта: информационно – познавательный, групповой, долгосрочный, Продолжительность проекта: сентябрь 2022 – сентябрь 2023г. (1 год) Участники проекта: воспитанники старшей группы (5-6 лет) и их родители.
Цель : формирование основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет посредством разнообразных видов детской деятельности. Задачи: • формировать первичное понимание экономических понятий; знакомить детей с профессиями, учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; учить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. привлечь родителей к экономическому воспитанию дошкольников и совершенствованию предметно - развивающей среды.
Ожидаемые результаты проекта: Ребенок сможет: осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и т. д.); контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и самого ребенка. Родители: повышение интереса к проекту и к совместному сотрудничеству по теме «Формирование финансовой грамотности»
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАЖДОМУ ДОШКОЛЬНИКУ СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
№ Месяц Тема 1 Сентябрь Диагностика 2 Октябрь «Труд» 3 Ноябрь «Калейдоскоп профессий» 4 Декабрь «Знакомство с профессией банкир» 5 Январь «Как продукт труда превращается в товар» 6 февраль «Что такое деньги. Как зарабатывают деньги» 7 март «Денежкин домик» 8 Апрель «Семейный бюджет» 9 Май «Стоимость и цена товара» 10 Июнь «Потребности и желания» 11 Июль «Монетный дворик» (предметная среда) 12 Август «Гость в группе» 13 Сентябрь Диагностика № Месяц Тема 1 Сентябрь Диагностика 2 Октябрь «Труд» 3 Ноябрь «Калейдоскоп профессий» 4 Декабрь «Знакомство с профессией банкир» 5 Январь «Как продукт труда превращается в товар» 6 февраль «Что такое деньги. Как зарабатывают деньги» 7 март «Денежкин домик» 8 Апрель «Семейный бюджет» 9 Май «Стоимость и цена товара» 10 Июнь «Потребности и желания» 11 Июль «Монетный дворик» (предметная среда) 12 Август «Гость в группе» 13 Сентябрь Диагностика
Организованная деятельность детей
Осенняя ярмарка
Самостоятельная деятельность детей
Работа с социальными партнерами
Экскурсия в сбербанк
Экскурсия в супермаркет
Мини-музей «Монетный дворик»
Работа с родителями
Заключительное мероприятие проекта игра-викторина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развлечение День правовой грамотности «Каждый ребёнок имеет право» в рамках «Всемирного дня прав человека»
обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

«Финансовую грамотность каждому дошкольнику»
Тип проекта: образовательный проект по формированию основ финансовой грамотности, групповой.Продолжительность проекта: долгосрочныйУчастники проекта: Дети, воспитатели, родители.Возраст детей:6-...
проект "Финансовая грамотность каждому дошкольнику"
проект по финансовой грамотности...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Каждый человек должен"
Методическая разработка...

Проектная деятельность «Проектирование РППС в подготовительной группе для реализации направления «Финансовая грамотность каждому дошкольнику»
Участники проекта: групповой (дети подготовительной группы (6-7 лет), педагоги, родители)...
