игра Собери бюджет
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Сабенова Айслу Истлеувна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_soberi_byudzhet.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 8 Г.СОЛЬ-ИЛЕЦКА» ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

 «СОБЕРИ БЮДЖЕТ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ

                                           

Выполнила:

Сабенова Айслу  Истлеувна

Воспитатель первой категории МДОАУ №8  г.Соль-Илецка

г. Соль-Илецк

2025

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

1

II.

Конспект образовательной деятельности

4-7

III.

Список литературы

                                                    Актуальность

Современные дети с раннего возраста становятся участниками потребительского общества: они видят, как родители совершают покупки, выбирают игрушки, ходят в магазины. Однако у дошкольников ещё не сформировано понимание того, что семейный бюджет ограничен, а каждая трата требует обдуманного решения. Формирование представлений о доходах и расходах — основа будущей финансовой грамотности. Игра «Собери бюджет» помогает объяснить ребёнку, что деньги не бесконечны, и учит выбирать между желаниями и потребностями.

Проблема

Дети не осознают, что за всеми покупками стоит труд и ограниченные ресурсы. Без раннего понимания этих основ возникает риск формирования потребительского отношения и финансовой безответственности в будущем. Родители не всегда умеют объяснить ребёнку, почему «не всё можно купить сразу», а воспитатели испытывают нехватку игровых форм по теме семейного бюджета.

 Новизна

  • Используется игровая модель бюджета с условной суммой, адаптированная для восприятия дошкольниками.
  • В процессе игры ребёнок и взрослый принимают решения вместе, обсуждая приоритеты и значимость разных трат (еда, игрушки, лекарства и т.д.).
  • Игра даёт первый опыт планирования расходов, наглядно демонстрируя, что средства ограничены.
  • Это интерактивная и практическая форма работы, которая может использоваться как в детском саду, так и в семейной среде.

Предполагаемые результаты

Для детей:

  • Появляются первые представления о понятиях "доход", "расход", "бюджет".
  • Развивается умение сравнивать и выбирать, рассуждать о том, что важнее.
  • Формируются навыки планирования, устойчивого внимания и логического мышления.
  • Повышается уважение к труду родителей и понимание ценности денег.

Для родителей:

  • Получают инструмент для объяснения ребёнку финансовых понятий в игровой форме.
  • Совместная игра укрепляет детско-родительское взаимодействие и доверие.
  • Осознают важность раннего финансового воспитания как части общего развития ребёнка.

Для педагогов:

  • Расширяется практический инструментарий по формированию основ финансовой грамотности.
  • Повышается качество взаимодействия с семьями воспитанников.
  • Игра может быть легко адаптирована для разных возрастных групп и условий (группа, дом, кружок).

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

1.2

Вид деятельности детей

Игровая, познавательная, речевая, коммуникативная

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Собери бюджет»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Игровой метод – обучение через игру с карточками и условными деньгами.

Наглядный метод – использование визуальных карточек с изображением товаров и услуг.

Практический метод – самостоятельный выбор и распределение «монет» по категориям.

Метод проблемных ситуаций – постановка задачи: как уложиться в ограниченный бюджет.

 Беседа и обсуждение – совместный анализ трат: что важнее, на чём можно сэкономить.

3.

Интеграция образовательных областей

  • Речевое развитие учатся новым терминам и понятиям; социально-коммуникативное развитие-учатся взаимодействовать друг с другом, находить совместные решения; познавательное развитие- закрепляют счет, умеют сравнивать, понимают разницу

4.

Возрастная группа:

Дошкольная группа  4-7 лет

5.

Цель:

Научить родителей и детей распределять ограниченный семейный бюджет, принимать совместные решения и приоритизировать расходы.

6.

Задачи:

6.1

Обучающие

Формировать у детей и родителей начальные представления о доходах и расходах. Научить распределять ограниченный бюджет с учётом приоритетов.

6.2

Развивающие

Развивать логическое мышление, умение сравнивать и делать выбор.
Развивать речь через аргументацию своих решений.

6.3

Воспитывающие

Воспитывать бережное отношение к деньгам.
Формировать ответственное отношение к семейным тратам и труду взрослых.

7.

Планируемые результаты:

7.1

 ребёнок научится различать потребности и желания; начнёт осознанно подходить к выбору в повседневных ситуациях; укрепится семейное взаимодействие через совместную игру и обсуждение; будет заложена основа финансово-грамотного поведения.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

  1. Карточки «Траты»
  • Сделайте 20–30 карточек с названиями и условной стоимостью (монетами или рублями).
  • Примеры:
  • Хлеб – 5
  • Молоко – 10
  • Транспорт – 8
  • Детский сад – 15
  • Игрушка – 12
  • Одежда – 20
  • Развлечения (кино, кафе) – 10
  • Лекарства – 7
  1. «Кошелёк»
  • Подготовьте фишки (например, пластиковые монетки) или бумажные «монеты» на общую сумму, скажем, 50 монет.
  1. Игровое поле (по желанию)
  • Лист бумаги с нарисованными категориями расходов (домики или ячейки): «Еда», «Жильё», «Транспорт», «Развлечения», «Накопления» и т. д.

Условие выигрыша
Уложиться в бюджет: не потратить больше 50 монет.
Цель: составить оптимальный набор расходов: обеспечить все необходимые (еда, жильё, садик, лекарства) и, по возможности, «желания» (игрушки, развлечения), сохранив при этом запас (не израсходовать все монеты).

Подведение итогов
Подсчет расходов: пересчитайте монеты, потраченные на обязательные статьи и желания.
Остаток: сколько монет осталось в «кошельке»?
Обсуждение:

  • Какие решения были правильными?
  • Что пришлось отложить и почему?
  • Как можно было сэкономить больше?

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Ситуация для обсуждения с детьми: Представь, что наша семья получила 50 монет на всю неделю. Но нам нужно купить еду, одежду, лекарства, игрушку, билеты в кино, торт на праздник... А денег на всё не хватит! Вопрос к ребёнку:
— Как ты думаешь, на что нужно потратить деньги в первую очередь?
— А что можно купить позже или не покупать совсем?
— Как правильно всё распределить, чтобы всем в семье было хорошо?

1.2

Мотивация деятельности детей

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Давай сыграем в игру и попробуем сами собрать семейный бюджет! У нас есть карточки с покупками и 50 монет. Посмотрим, как лучше распорядиться деньгами.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Раздача бюджета
Каждая семья (или команда «родитель + ребёнок») получает свой «кошелёк» с 50 условными монетами.

Выбор карточек
Карточки «Траты» лежат рубашкой вверх.
Игроки по очереди тянут по одной карточке и зачитывают, что на ней написано и сколько стоит.

Принятие решений
После каждого тянувшего ходят такие шаги:

Оценить нужность: обсудить с ребёнком, нужна ли эта трата сейчас.

Решить: взять карточку и опустить в «кошелёк» (тратить) или отложить в сторону (отложить покупку).

Записать трату: если берут, забирают из «кошелька» нужное число монет и кладут их в боковую стопку «Расходы».

2.2

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Семья», «Банк» — помогают закреплять понятия в игре. Создание коллажа: «На что я коплю», «Что мне нужно», «Что я могу сделать, чтобы приблизиться к мечте».

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Подсчет расходов: пересчитайте монеты, потраченные на обязательные статьи и желания.
– Остаток: сколько монет осталось в «кошельке»?
– Обсуждение:

-Какие решения были правильными?

-Что пришлось отложить и почему?

-Как можно было сэкономить больше?

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Финансовые сказки и мультфильмы:
Примеры из художественных источников (например, «Копилка поросёнка», «Три поросёнка» — про труд и результат).Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Семья», «Банк» — помогают закреплять понятия в игре. Создание коллажа: «На что я коплю», «Что мне нужно», «Что я могу сделать, чтобы приблизиться к мечте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Семейный бюджет"

«Семейный бюджет» Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи. Задачи: познакомить детей с многообразием потребностей ч...

Самоанализ интеллектуальная игра «Деньги. Бюджет. Реклама.» старшей группе по формированию финансовой грамотности у детей

МБДОУ №12 «Сказка» Самоанализ интеллектуальная игра«Деньги. Бюджет. Реклама.» старшей группе по формированиюфинансовой грамотности у детей Воспитатель: Донецкова О.А....

Дидактическая игра "Семейный бюджет"

Формирование у детей первичных основ финансовой грамотности....

дидактическая игра "Семейный бюджет"

дидактическая игра "Семейный бюджет"...

ИГРА "СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ"

Игра "Семейный бюджет"...

"Лучшая настольная игра о бюджете для граждан"- настольная дидактическая игра "Мы бизнесмены"

Проблема.Ни для кого не секрет, что в настоящее время современное общество ориентировано на социально адаптированных, активных, сильных и креативных людях. А истоки этих человеческих качеств уходят гл...