Алгоритм формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Оксана Валерьевна Сердюк

Педагогический проект “Алгоритм формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\3.png

Педагогический проект

Алгоритм формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”.

Цель:  формировать у старших дошкольников предпосылки финансовой грамотности через различные методы и приемы.

Задачи:

- Дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;

-  Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- Положить начало формированию финансово-экономического мышления;

- Способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;

- Содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Аннотация.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования, внесла существенные коррективы в содержание деятельности по реализации всех образовательных областей. Одной из важнейших задач обучения и воспитания, определено – формирование предпосылок функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможность решать различные, в том числе нестандартные, учебные и жизненные задачи.

В фокусе формирования функциональной грамотности на этапе дошкольного образования выделено формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Формирование финансовой грамотности на этапе дошкольного детства предполагает:

- формирование первичных финансовых и экономических представлений;

- элементов культуры потребления; мотивации к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- ценностного отношения к труду как ценности общества.

В моей педагогической практике сложился алгоритм работы по формированию предпосылок финансовой функциональной грамотности у дошкольников, с которым я хочу вас познакомить.

Одним из важных условий в конструировании алгоритма - обеспечить целостность и взаимосвязь формирования первичных экономических представлений с другими составляющими функциональной грамотности: математической, читательской, экологической, социально-коммуникативной.

Основной дидактической задачей - стало разработать обобщенный способ работы с детьми при изучении тем финансовой грамотности, где ребёнок будет инициативен и максимально активен в своей познавательной позиции, включён в разнообразные увлекательные виды деятельности и как следствие успешен в освоении данной темы.

 Приняв за основу примерную парциальную образовательную программу дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников 5-7 лет: формирование предпосылок финансовой грамотности”, разработанную  министерством просвещения РФ, активно применяю современные образовательные технологии: технология деятельностного метода обучения “Ситуация”, кейс – технология, социо – игровая технология, технология исследовательской деятельности, проектный метод обучения. 

В рамках алгоритма, работа с детьми проводится по этапам в совместной деятельности и режимных ментах и выглядит как система игровых тренингов со всей группой. В течение года изучается 9 тем. Раскрытие каждой темы происходит в течение одного месяца  в контексте интересов и потребностей детей.

Темы, изучаемые в рамках формирования предпосылок финансовой грамотности.

  1. Деньги.
  2. Товар.
  3. Реклама.
  4. Профессии.
  5. Доходы – расходы.
  6. Необходимые – необязательные траты.
  7. Бюджет семьи.
  8. Банк.
  9. Экономика.

Алгоритм работы по формированию предпосылок финансовой функциональной грамотности у старших дошкольников состоит из четырех этапов:

  1. Знакомство с историческим ракурсом темы.

Данный этап помогает в формировании целостной картины изучаемого вопроса. На этом целесообразно включать родителей группы, как помощников в поиске и сборе информации. При реализации этого этапа очень важно выбрать методы и приёмы, которые стимулируют инициативность и поисковую активность детей: просмотр мультфильма или создание своего мультфильма в мультстудии, презентация, проект, изучение коллекций, либо оригинальных (настоящих) предметов, побуждающий диалог.

  1. Знакомство с художественной литературой,  художественным словом (сказки, рассказы, пословицы, поговорки) в рамках темы.

На данном этапе эффективен приём составления сравнений, загадок или метафор по теме.

  1. Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование.

Методы и приемы для данного этапа: опыт, эксперимент, д/и «Чудесный мешочек», изучение свойств и качеств рекламируемого продукта, работа с «чек-листом», создание макета (моделирование), сравнение двух и более предметов (измерение, взвешивание и др.)

  1. Игровая деятельность.

С учётом интересов и потребностей детей, но удерживая в фокусе педагогического внимания направление формирования предпосылок финансовой грамотности, детям предлагаются разные виды игр: сюжетно – ролевые, дидактические. Наиболее предпочитаемые детьми игры, это конечно сюжетно – ролевые игры.

Данный алгоритм имеет рамочную структуру, этапы могут менять свою последовательность в зависимости от потребности и интереса детей. Алгоритм является универсальной моделью и может быть применён к изучению других составляющих функциональной грамотности, естественно – научной экологической, математической, читательской. Достоинство алгоритма - в комплексном подходе, в обеспечении мета предметных связей при изучении экономических тем с другими составляющими окружающей ребёнка действительности.

Алгоритм работы по формированию предпосылок финансовой функциональной грамотности у старших дошкольников.

Деньги

Знакомство с историческим ракурсом темы.

Знакомство с художественной литературой,  художественным словом в рамках темы.

Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование.

Игровая деятельность.

Просмотр мультфильма, презентация, проект, изучение коллекций, либо оригинальных (настоящих) предметов.

«Муха – цокотуха» К. И. Чуковский, «Золотой ключик» А.Н. Толстой,

«Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский, «Серебряная монетка» г. Х. Андерсен.

Опыт, эксперимент, д/и «Чудесный мешочек».

«Магазин», «Кафе», «Банк».

Товар

Знакомство с историческим ракурсом темы.

Знакомство с художественной литературой,  художественным словом в рамках темы.

Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование.

Игровая деятельность.

Проект, презентация, побуждающий диалог.

«Аленький цветочек» С. Т Аксаков, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Конек горбунок». П.П. Ершов.

Изучение свойств и качеств предмета, сравнение двух и более предметов, д/и «Чудесный мешочек», практические упражнения.

«Супермаркет», «Услуги и товары», «Разложите товар», «Кукла выбирает товар», «Что подарить другу на день рождение».

Реклама

Знакомство с историческим ракурсом темы.

Знакомство с художественной литературой,  художественным словом в рамках темы.

Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование.

Игровая деятельность.

Просмотр видеороликов, проект, презентация, побуждающий диалог.

«Как старик корову продавал» С.В. Михалков, «Кот в сапогах»

Ш. Перро, «Новое платье короля» Г.Х. Андерсен.

Изучение свойств и качеств рекламируемого продукта, работа с «чек-листом», создание макета (моделирование), сравнение двух и более предметов (измерение, взвешивание и др.)

 «Салон красоты», «Супермаркет», «Автосервис», «Модное ателье».

Профессии

Знакомство с историческим ракурсом темы.

Знакомство с художественной литературой,  художественным словом в рамках темы.

Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование.

Игровая деятельность.

Экскурсии, просмотр видеороликов, мультфильмов, проект, побуждающий диалог.

«Айболит» К. И Чуковский, «Кем быть» В. Маяковский, «Золушка» Ш. Перро, «Такая работа» В. Бундин.

 Работа с «чек-листом», продуктивная деятельность, интеллект – карта.

«Салон красоты»,

«Автосервис»,

«Больница»,

«Почта», «Кафе».

Доходы – расходы

Знакомство с историческим ракурсом темы.

Знакомство с художественной литературой,  художественным словом в рамках темы.

Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование.

Игровая деятельность.

Презентация, проект, побуждающий диалог.

«Мужик и медведь» (русская народная сказка), «Муха – цокотуха» К. И. Чуковский, «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский, «Сказка о попе и о работнике

его Балде»

А.С. Пушкин.

Работа с «чек-листом», , интеллект – карта.

«Кафе», «Супермаркет», «Деньги»,  «Дорого - дешево».

Необходимые – необязательные траты

Знакомство с историческим ракурсом темы.

Знакомство с художественной литературой,  художественным словом в рамках темы.

Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование.

Игровая деятельность.

Просмотр мультфильма, презентация, проект, побуждающий диалог.

«Цветик-семицветик» В.П. Катаев, «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак, «Сказка о рыбаке и рыбке»  А.С. Пушкин

Изучение свойств и качеств продукта, сравнение двух и более предметов, работа с «чек-листом», опыт.

«Хочу и надо», «Что важнее», «Необходимые товары», «Потребность – возможность».

Бюджет семьи

Знакомство с историческим ракурсом темы.

Знакомство с художественной литературой,  художественным словом в рамках темы.

Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование.

Игровая деятельность.

Просмотр видеороликов, мультфильмов, проект, побуждающий диалог.

«Кот в сапогах» Ш. Перро, «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский, «Золотой ключик» А.Н. Толстой, «Бизнес Крокодила Гены» Э. Успенский.

Практические упражнения, опыт, интеллект – карта, продуктивная деятельность.

«Груша-яблоко», «Бюджет моей семьи», «День рождение», «Магазин».

Банк

Знакомство с историческим ракурсом темы.

Знакомство с художественной литературой,  художественным словом в рамках темы.

Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование.

Игровая деятельность.

Экскурсия, просмотр видеороликов, мультфильмов, проект, изучение коллекций предметов.

«Золотой ключик» А.Н. Толстой, «Серебряная монетка» Г. Х. Андерсен, «Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А.

Практические упражнения, опыт, продуктивная деятельность,  работа с «чек-листом».

«Школа банкиров», "Накопи-КА".

Экономика

Знакомство с историческим ракурсом темы.

Знакомство с художественной литературой,  художественным словом в рамках темы.

Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование.

Игровая деятельность.

Просмотр видеороликов, мультфильмов, проект.

«Мужик и медведь»

 (русская народная сказка), «Колосок» (русская народная сказка), «Каша из топора» А.Н. Афанасьев.

Опыт, продуктивная деятельность,  работа с «чек-листом».

«Хорошо-плохо», «Что дешевле?», «Путешествие».

Список использованной литературы.

  1. «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» — примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. Авторы: А. Д. Шатова, Ю. А. Аксёнова, И. Л. Кириллов,

 М: Банк России, 2019

  1. Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для  дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей

дошкольных учреждений»,  М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

  1. Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет», 2019г.
  2. Интернет-ресурсы: fincult.info — официальный сайт Банка России.

Приложение 1

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

«Умелые руки».

Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых

требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить

рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

Ход игры.

Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или

показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении.

После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в

несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже

устаревший и не может быть использован по своему назначению.

«Что важнее».

Цель: формирование умения дифференцировать предметы по степени их

значимости.

Материал: предметные карточки, фишки.

Ход игры. В игре могут принимать участие 2-3 игрока. Каждому из них дается

карточка с изображением предметов, которые используются людьми в

различных жизненных ситуациях.

Вариант 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно

необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.

Обосновать свое отношение к предметам роскоши.

Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для

жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись.

Объяснить их назначение и необходимость для человека.

Вариант 2. Закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут

иметь двойную функцию (быть предметами роскоши и жизненно важными

предметами для отдельных людей). Например, машина для инвалида,

фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное).

«Хочу и надо».

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными

возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания,

вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла,

компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Ход игры. Определить, к какому понятию – «хочу» или «надо», – относится

изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее

панно.

«Потребность – возможность».

Цель: Дать представление детям о понятии «ресурсы» и «возможности», дать

представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Ход игры. Перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей

определенные суммы «денег» на руках.

Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся

деньги. Разложены товары с категории «игрушки».

Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем

купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему

усмотрению и исходя из интересов детей.

"Накопи-КА".

Цель: Формирование у детей умения сравнивать количество монет.

Материал: игровое поле, кубик, кошелёчки на каждого ребёнка, монеты.

Ход игры. Количество игроков 1-4. На игровом поле, в районе слова "Банк"

располагаются монеты. Игрок бросает кубик и делает столько шажков, сколько

32

выпадет на кубике и совершает действия в соответствии с выпавшей клеточкой:

+1, +2, +4, +5 - взять из банка соответствующее количество монет.

-1, -3 – вернуть в банк соответствующее количество монет.

Побеждает тот, у кого к концу игры в кошельке окажется большее количество

монет.

Усложнение: Предложить посчитать, сколько монет " на руках", а сколько

осталось в банке.

«Школа банкиров».

Цель: Закрепление знаний о цифровом ряде, умение соотносить цифру и

количество.

Материал: купюры разного достоинства

Ход игры: Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем

работать с деньгами или, как их еще называют, знаками. У нас лежат несколько

купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе

лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая - меньшего, и почему?

Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства,

самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры, какого достоинства у вас

нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.

Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в

другой - в 5 рублей; в третий - в 1 рубль.

Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).

Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а

несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1).

Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами.

Правильные ответы поощряются звездочками. Воспитатель раздает детям

бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль

работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за

электроэнергию, третья – за квартиру и т. д.

«Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Материал: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры. Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу.

Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа

яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и

попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство,

объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если

мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее

спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

«Бюджет моей семьи».

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата,

стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры

дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда,

денег.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделиться на 3 семьи. Каждому

необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их

труда. Сумма денежного вознаграждения на карточке не указана, дети её

определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце

игры сравнить, у кого он больше.

Варианты семейного бюджета могут быть разными. Например, 1 вариант: папа

юрист, зарплата…, мама – продавец, зарплата…, сын – студент, стипендия….

Вариант 2: папа – водитель, зарплата…, мама – учитель, зарплата…, дочь –

ученица.

«Услуги и товары».

Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они

встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение

к любой работе.

Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда –

изготовление товаров или предоставления услуг – в сказках: Красная Шапочка

21

несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит

варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и

Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.;

таблицы Товары, Услуги.

Ход игры. Из-за театральной ширмы слышен голос героя: ребята, я решил

печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу

товар или предоставляю услугу?

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые

производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить

другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец,

сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии,

представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель,

парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни.

Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам

соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

Мама печет пирожки бабушке. Пирожки – это товар, который изготовила

мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет

услугу .

Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

Приложение 2

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию.

Тема: Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта.

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,

«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятиями: деньги, монета, банкнота, пластиковая карта;

2. Учить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты, учить детей пользоваться деньгами в игровой ситуации;

3. Развивать логическое и экономическое мышление, кругозор детей; развивать связную речь, способствовать совершенствованию диалогической речи: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы, умение слушать друг друга;

4. Воспитывать бережное отношение к деньгам.

Материалы и оборудование: Монеты, банкноты, пластиковая карта, кошельки, емкость с водой, смарт доска, листы с картинками для каждого ребенка, карандаши.

Образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группа: 5-6 лет.

Занятие подготовил воспитатель: Сердюк Оксана Валерьевна.

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность детей

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (помочь)

Ребята стоят около воспитателя.

- Ребята, вы получали когда-нибудь посылки?

- От кого были посылки?

- Что вам присылали в посылках?

-Ребята, сегодня я получила посылку от нашего друга Незнайки. Хотите посмотреть, что там внутри? (открываем посылку, там лежит кошелёк и письмо)

- Ребята, как называется этот предмет? (кошелек)

- Я предлагаю прочитать письмо, согласны?

(Здравствуйте ребята, мой друг Знайка записал меня в школу финансовой грамотности. И вчера было первое занятие, на котором назвали столько новых слов: кошелёк, монета, банкнота, банкомат, пластиковая карта. Рассказывали, какие бывают деньги, какие деньги лучше. Но я так запутался и ничего не понял. Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться!)

- Ребята, хотите помочь Незнайке? Сможете?

Постановка детской цели

Целеполагание 

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Ответы детей

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Актуализация мыслительных операций, необходимые для открытия новых знаний

- Ребята, для чего нужен кошелек? (чтобы складывать деньги).

- А зачем людям нужны деньги? (чтобы делать покупки)

Предлагаю поиграть в игру «Что можно купить за деньги»,  хотите? (игра на смарт доске)

- Ребята, давайте откроем кошелек и посмотрим, какие деньги лежат в кошельке. (бумажные и железные)

- Каким номиналом? (100, 200, 500, 1 тыс., 2 тыс., 5 тыс. – бумажные, 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб., - железные)

Предполагают варианты решения проблемы, опираясь свой на опыт и знания

Выполнение действий

Выполнение упражнений

Затруднение в ситуации (3-4 мин)

Моделирование ситуации, сталкивание детей с затруднением

-А что это лежит среди монет? (ракушка)

- Почему она здесь оказалась?

- Может, потому что она круглая?

- Хотите узнать, почему ракушка оказалась в кошельке?

Анализ возникшей ситуации

Работа по показу

Обдумывание и планирование своих действий

Открытие нового знания (способа действия)

(6-8 мин.)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера

- Присаживайтесь на стульчики перед экраном. Я приглашаю вас узнать, как появились деньги.

(Видеоролик)

- Так какие были деньги у древних людей?(зерно, ракушки, шкурки)

- А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в кошельке оказалась ракушка? (Да. Это древняя денежка).

Формирование успешного преодоления затруднения

Планирование

Контроль и корректировка

Выполнение задания

Затруднение в ситуации (3-4 мин)

Моделирование ситуации, сталкивание детей с затруднением

- Ребята, а как вы думаете, какие деньги удобнее в обращении монеты или купюры? (Ответы детей).

- А может мы это проверим?

Анализ возникшей ситуации

Работа по показу

Обдумывание и планирование своих действий

Открытие нового знания (способа действия)

(6-8 мин.)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера

- Ребята, давайте пройдемте в нашу лабораторию. Присаживайтесь за столы.

- Ребята, напомните, что мы должны узнать? (что удобней, монеты или купюры)

- Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать на доске.

- Для начала давайте определимся, из чего сделаны денежные купюры и монеты. (Ответы детей)

1 эксперимент:

- Возьмем бумажную купюру и попробуем ее смять. Мнется? Попробуйте порвать, рвется? А теперь все то же самое сделайте с монетой. Какой вывод можно сделать?

(Монета лучше, она не мнется и не рвется) (Вывод делают дети).

- Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте? (Ответы детей)

- Напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества. (Воспитатель делает отметку на доске).

2 эксперимент:

- Нужно намочить бумажную купюру, что происходит? (Она намокает). А теперь проверим монету. Что произойдет?

- Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?

-Какой вывод сделаем? Кто выигрывает в этом эксперименте?

(Купюра намокнет и развалится, а монета нет)

- Ребята, я предлагаю вам немного размяться.

Физминутка «Незнайкина зарядка»

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали,

Сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойнее дышать.

3 эксперимент:

- Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Возьмите на ладошки монету и купюру, что тяжелее? Может быть, подуем? Что происходит? Что легче? Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?

- Какой вывод сделаем? (Ответы детей)

-  Купюра легче. А значит, ее удобнее носить в сумочке, кошельке, она не такая тяжелая. Делаем отметку, ставим плюсик бумажной купюре.

4 эксперимент:

- Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке? (Ответы детей)

- Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте? (Ответы детей)

- Удобнее хранить купюру.

- Посмотрите, кто выигрывает? (Ничья)

- Совершенно верно, по одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)

Значит, нам нужны и монеты и купюры.

- Ребята, где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещѐ бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно – хранение денег. Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете? (ответы детей) (картинка банкомата)

Формирование успешного преодоления затруднения

Планирование

Контроль и корректировка

Выполнение задания

Включение нового знания в систему знаний  и умений (5-6 мин)

Создание ситуации для использования новых знаний

- А сейчас, я предлагаю проверить, сможете ли вы определить деньги так, чтобы они были в надежных условиях для хранения.

- Перед вами лежат листы где изображены разные виды денег. Какие виды денег изображены? Еще изображены картинки, какие картинки изображены? (стеклянная банка, банк, копилка, карман, кошелек, иллюстрация сказки Толстого «Буратино»)

- Надо провести линии от каждого вида денег к той картинке, где она надежнее будет храниться.

(проверка)

Практическое выполнение задания

Выполнение действий по правилам игры

Самоконтроль

Корректировка   

Обдумывание своих действий

Соблюдение правил игры

Осмысление (3  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности

- Ребята, мы помогли нашему другу Незнайке?

- О чем нас просил Незнайка? (помочь разобраться , какие бывают деньги, и какие деньги нужнее людям)

- Так, какие бывают виды денег?

- Где хранят деньги?

- Ребята, а вам пригодятся знания о деньгах?

Осмысление деятельности, рефлексия (личная оценка)

Самооценка

Ответы детей

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию.

Тема: Познавательное развитие «Монеты кота Матроскина».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательныеформировать первичные экономические понятия: финансы, экономия, зарплата, банк, потребности. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающиеспособствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.
Воспитательныеспособствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию. бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
Материалы и оборудование: ноутбук, смарт доска, банка с купюрами по 5 руб и монетами по 2руб и 1 руб, упаковки продуктов (мука, яйца, сахар, масло, разрыхлитель), картинки героев.

 

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность детей

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (помочь)

Воспитатель собирает детей около себя.

Вы любите смотреть мультфильмы?

- Какой у вас любимый мультфильм?

- Вы смотрели мультфильм «Трое из Простоквашино»?

- Какой герой вам нравится больше всех?

- А почему именно кот Матроскин вам нравится?

- Какой он?

- Ребята, Матроскин прислал мне голосовое сообщение, хотите послушать, что в нем?

(Ребята, я спрятал свои финансы, а куда не помню. Я думал, что если их спрятать, так они буду целее. Они мне очень нужны, чтобы купить еще одну корову. Помогите мне отыскать финансы.)

- Ребята, хотите помочь Матроскину?

- Сможете?

- А о чем нас просит кот Матроскин?

Постановка детской цели

Целеполагание 

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Ответы детей

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Актуализация мыслительных операций, необходимые для открытия новых знаний

 - Ребята, а вы знаете, что такое финансы?

- Правильно, финансы – это деньги или денежные средства.

- Ребята, а куда же делись деньги Матроскина? (Он их спрятал)

- А это надежное средство, чтобы сохранить деньги, их спрятать?

- Почему?

 - А что надо было сделать с деньгами Матроскину? (отнести в банк)

- А что такое банк? (Банк – это место для хранения денег)

- Вы с родителями ходили в банк?

- Что делали ваши родители в банке?

- А кто знает названия банков, которые есть в нашем городе?

- Да, банков много, но у всех одна функция, в них хранятся денежные средства.

- А у кота Матроскина есть друзья? Как их зовут?

- Я предлагаю спросить у друзей, может быть кто-то видел, куда Матроскин спрятал свои деньги. Согласны?

1. - Ребята, я вижу маму Дяди Федор, может она видела, куда Матроскин спрятал деньги, предлагаю у нее спросить. Согласны?

- Скажите, пожалуйста, вы не видели, куда кот Матроскин спрятал свои деньги?

(видео мамы. Здравствуйте, ребята. Я должна на обед испечь яблочный пирог, но не успеваю. Яблоки для пирога у меня есть, а остальные продукты нужно купить. Если вы мне поможете купить продукты, я дам вам подсказку, у кого вы можете спросить про деньги. Ну как, согласны помочь?)

- Ребята, какие продукты нужно купить, чтобы испечь пирог?

- Где нам купить все эти продукты?

- А как называется одним словом все, что продается в магазине? (товар)

- Как называется человек, который продает товар?

- А мы с вами как называемся?

- Ребята, для чего нам надо купит продукты? (для теста)

-Кто знает, какие продукты нам нужны для приготовления теста? (мука, сахар, яйца, молоко)

(На столе лежат муляжи продуктов с ценой: мука 10 и 15р, сахар 5 и 7р, яйца 12 и 16р, молоко 9 и 8 р)

- Ребята, какие будем покупать продукты? Почему?

- Все что нужно для теста купили, давайте отнесем маме Дяде Федора.

(Спасибо большое за помощь, ребята. Без вас я бы не успела испечь пирог. Я не знаю, куда Матроскин спрятал свои монеты, но я видела, что он разговаривал с почтальоном Печкиным. Спросите у него, может быть он что-то видел.)

-Спасибо за подсказку.

2. – Ребята, пойдемте к Печкину, спросим у него, может он что-то знает.

- Здравствуйте, почтальон Печкин. Вы не видели, куда Матроскин спрятал свои деньги?

(Видео. Не до вас мне сейчас. Мне надо подсчитать свои доходы и расходы, а я запутался, что это такое и что к чему относится. Вот если вы мне поможете разобраться, что относится к доходам, а что к расходам, тогда я дам вам подсказку. Согласны?)

- Ну что ребята, поможем Печкину разобраться, что такое доход и расход?

- Ребята, откуда в вашей семье берутся деньги? (родители получают зарплату, бабушка и дедушка - пенсию, выиграли приз, сдают квартиру, продают продукцию с огорода, мама печет торты на заказ)

- Как это все называется одним словом? (доход)

- А что еще с деньгами делают? (тратят)

- А как это называется, когда деньги тратят? (расходы)

- Я предлагаю немного подвигаться. Давайте проведем эстафету. Согласны?

На столе лежат картинки. Разделитесь на две команды. Нужно преодолеть препятствия, выбрать первой команде картинки, которые относятся к доходам, второй –к расходам, картинки прикрепляйте на магнитные доски, затем нужно вернуться обратно и передать эстафету. Выигрывает команда, которая справится и быстро и правильно.

- Дети, как вы думаете, чего в семье - должно быть больше доходов или расходов? Почему?

- Все ли деньги нужно тратить?

- Можно ли жить и не тратить деньги ни на что?

- Ну что Печкин, помогли мы тебе разобраться, с доходами и расходами?

(Спасибо, ребята, за помощь. Только я не видел, куда Матроскин спрятал деньги. Но я видел, что он разговаривал с Шариком. Может ему что-то известно.)

Что будем делать, ребята? (пойдем к Шарику)

3. Шарик, здравствуй. Ты не знаешь, куда Матроскин спрятал свои сбережения?

(Здравствуйте, ребята. Я здесь немного запутался,

Я хочу пойти в магазин и сделать покупки. Но я не знаю, что можно купить, чтобы деньги потратить на полезную и нужную продукцию, а не купить то, без чего я могу обойтись. если вы мне поможете разобраться, что нужнее, то и я вам подскажу, у кого можно узнать про сбережения Матроскина.)

- Ну что, ребята, согласны помочь Шарику?

- В чем он просил помочь ему разобраться?

( Игра на смарт доске)

(Спасибо, ребята, за помощь. Я видел, как кот Матроскин разговаривал с Дядей Федором. Может он, что-нибудь знает.)

- Куда двигаемся дальше? (Идем к Дяде Федору)

4. – Здравствуй, Дядя Федор. Та не знаешь, куда Матроскин свои деньги спрятал?

(Здравствуйте, знаю. Но сначала помогите мне разгадать загадки, и я вам скажу, куда спрятал деньги Матроскин.)

- Хотите помочь разгадать загадки? Присаживайтесь на стульчики и слушайте.

1. Дядя Коля –нумизмат. Значит, каждый экспонат, я скажу вам по секрету, называется…. (монета)

2. В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведет… (бизнесмен)

3. В этой фирме все бывают, бланк сначала заполняют, вносят в кассу платежи, что за фирма, подскажи? (банк)

4. Все, что в жизни продается, одинаково зовется: и крупа, и самовар называются… (товар)

5. Это крупный магазин, у него не счесть витрин. Все найдется на прилавке, от одежды до булавки. (супермаркет)

6. И врачу, и акробату выдают за труд… (зарплату)

7. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет … (кассир)

8. Это кожаный плоский предмет для храненья купюр и монет. Мы идем в магазин иль ларек и с собою берем … (кошелек)

9. Хочешь что-то ты купить-нужно деньги заплатить. На товаре быть должна всегда указана… (цена)

10. Когда их много, то они молчат. Когда их нет, они «поют романсы». Так именно про деньги говорят. И называют их еще… (финансы)

(Молодцы, ребята. Все вы знаете. Я видел Матроскин, что-то делал под деревом, которое находится слева от меня. Посмотрите там.)

- Спасибо Дядя Федор. Ребята, куда направимся? (влево)

- Что мы видим? (под деревом спрятаны деньги в банке).

(Спасибо, ребята, что помогли найти мои финансы. Помогите мне посчитать , сколько денег в банке. Я не знаю, хватит мне, чтобы купить еще одну корову или нет. Корова стоит 12 рублей.)

- Посчитаем деньги? Какие деньги лежат в банке? (купюры и монеты)

- Посчитайте, сколько купюр? Сколько монет? Сколько всего денег? (15 рублей)

-Хватит Матроскину денег, чтобы купить корову?

- Все ли деньги он потратит?

- А на что можно потратить оставшиеся деньги? (на благотворительность)

(Спасибо большое, ребята. Я обязательно воспользуюсь вашим советом и оставшиеся деньги отдам в помощь бездомным животным. И в следующий раз я свои финансы буду относить на хранение в банк.)

Предполагают варианты решения проблемы, опираясь свой на опыт и знания

Выполнение действий

Выполнение упражнений

Осмысление (3  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности

Воспитатель собирает детей около себя.

Кому мы сегодня помогали?

- Мы смогли помочь Матроскину? Что мы делали, чтобы ему помочь?

- Какое задание героев вам показалось самым сложным?

- Ребята, а в  жизни, какие знания вам могут пригодиться? (Деньги надо хранить в банке, уметь выбирать товары в магазине и т д)

Осмысление деятельности, рефлексия (личная оценка)

Самооценка 

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Проект отражает работу в старшей группе детского сада по формированию у детей финансовой грамотности....

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным госуда...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок  финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Мастер – класс для педагогов “Алгоритм обобщенного способа формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”.

Мастер – класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений “Алгоритм обобщенного способа формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”....

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Федерально образовательная программа  ставит задачу формирования общей культуры личности детей, ...

“Алгоритм формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”.

Педагогический проект“Алгоритм формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”....