Алгоритм формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Педагогический проект “Алгоритм формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 129.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
“Алгоритм формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”.
Цель: формировать у старших дошкольников предпосылки финансовой грамотности через различные методы и приемы.
Задачи:
- Дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
- Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- Положить начало формированию финансово-экономического мышления;
- Способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
- Содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Аннотация.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования, внесла существенные коррективы в содержание деятельности по реализации всех образовательных областей. Одной из важнейших задач обучения и воспитания, определено – формирование предпосылок функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможность решать различные, в том числе нестандартные, учебные и жизненные задачи.
В фокусе формирования функциональной грамотности на этапе дошкольного образования выделено формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Формирование финансовой грамотности на этапе дошкольного детства предполагает:
- формирование первичных финансовых и экономических представлений;
- элементов культуры потребления; мотивации к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- ценностного отношения к труду как ценности общества.
В моей педагогической практике сложился алгоритм работы по формированию предпосылок финансовой функциональной грамотности у дошкольников, с которым я хочу вас познакомить.
Одним из важных условий в конструировании алгоритма - обеспечить целостность и взаимосвязь формирования первичных экономических представлений с другими составляющими функциональной грамотности: математической, читательской, экологической, социально-коммуникативной.
Основной дидактической задачей - стало разработать обобщенный способ работы с детьми при изучении тем финансовой грамотности, где ребёнок будет инициативен и максимально активен в своей познавательной позиции, включён в разнообразные увлекательные виды деятельности и как следствие успешен в освоении данной темы.
Приняв за основу примерную парциальную образовательную программу дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников 5-7 лет: формирование предпосылок финансовой грамотности”, разработанную министерством просвещения РФ, активно применяю современные образовательные технологии: технология деятельностного метода обучения “Ситуация”, кейс – технология, социо – игровая технология, технология исследовательской деятельности, проектный метод обучения.
В рамках алгоритма, работа с детьми проводится по этапам в совместной деятельности и режимных ментах и выглядит как система игровых тренингов со всей группой. В течение года изучается 9 тем. Раскрытие каждой темы происходит в течение одного месяца в контексте интересов и потребностей детей.
Темы, изучаемые в рамках формирования предпосылок финансовой грамотности.
- Деньги.
- Товар.
- Реклама.
- Профессии.
- Доходы – расходы.
- Необходимые – необязательные траты.
- Бюджет семьи.
- Банк.
- Экономика.
Алгоритм работы по формированию предпосылок финансовой функциональной грамотности у старших дошкольников состоит из четырех этапов:
- Знакомство с историческим ракурсом темы.
Данный этап помогает в формировании целостной картины изучаемого вопроса. На этом целесообразно включать родителей группы, как помощников в поиске и сборе информации. При реализации этого этапа очень важно выбрать методы и приёмы, которые стимулируют инициативность и поисковую активность детей: просмотр мультфильма или создание своего мультфильма в мультстудии, презентация, проект, изучение коллекций, либо оригинальных (настоящих) предметов, побуждающий диалог.
- Знакомство с художественной литературой, художественным словом (сказки, рассказы, пословицы, поговорки) в рамках темы.
На данном этапе эффективен приём составления сравнений, загадок или метафор по теме.
- Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование.
Методы и приемы для данного этапа: опыт, эксперимент, д/и «Чудесный мешочек», изучение свойств и качеств рекламируемого продукта, работа с «чек-листом», создание макета (моделирование), сравнение двух и более предметов (измерение, взвешивание и др.)
- Игровая деятельность.
С учётом интересов и потребностей детей, но удерживая в фокусе педагогического внимания направление формирования предпосылок финансовой грамотности, детям предлагаются разные виды игр: сюжетно – ролевые, дидактические. Наиболее предпочитаемые детьми игры, это конечно сюжетно – ролевые игры.
Данный алгоритм имеет рамочную структуру, этапы могут менять свою последовательность в зависимости от потребности и интереса детей. Алгоритм является универсальной моделью и может быть применён к изучению других составляющих функциональной грамотности, естественно – научной экологической, математической, читательской. Достоинство алгоритма - в комплексном подходе, в обеспечении мета предметных связей при изучении экономических тем с другими составляющими окружающей ребёнка действительности.
Алгоритм работы по формированию предпосылок финансовой функциональной грамотности у старших дошкольников.
Деньги | |||
Знакомство с историческим ракурсом темы. | Знакомство с художественной литературой, художественным словом в рамках темы. | Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование. | Игровая деятельность. |
Просмотр мультфильма, презентация, проект, изучение коллекций, либо оригинальных (настоящих) предметов. | «Муха – цокотуха» К. И. Чуковский, «Золотой ключик» А.Н. Толстой, «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский, «Серебряная монетка» г. Х. Андерсен. | Опыт, эксперимент, д/и «Чудесный мешочек». | «Магазин», «Кафе», «Банк». |
Товар | |||
Знакомство с историческим ракурсом темы. | Знакомство с художественной литературой, художественным словом в рамках темы. | Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование. | Игровая деятельность. |
Проект, презентация, побуждающий диалог. | «Аленький цветочек» С. Т Аксаков, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Конек горбунок». П.П. Ершов. | Изучение свойств и качеств предмета, сравнение двух и более предметов, д/и «Чудесный мешочек», практические упражнения. | «Супермаркет», «Услуги и товары», «Разложите товар», «Кукла выбирает товар», «Что подарить другу на день рождение». |
Реклама | |||
Знакомство с историческим ракурсом темы. | Знакомство с художественной литературой, художественным словом в рамках темы. | Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование. | Игровая деятельность. |
Просмотр видеороликов, проект, презентация, побуждающий диалог. | «Как старик корову продавал» С.В. Михалков, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Новое платье короля» Г.Х. Андерсен. | Изучение свойств и качеств рекламируемого продукта, работа с «чек-листом», создание макета (моделирование), сравнение двух и более предметов (измерение, взвешивание и др.) | «Салон красоты», «Супермаркет», «Автосервис», «Модное ателье». |
Профессии | |||
Знакомство с историческим ракурсом темы. | Знакомство с художественной литературой, художественным словом в рамках темы. | Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование. | Игровая деятельность. |
Экскурсии, просмотр видеороликов, мультфильмов, проект, побуждающий диалог. | «Айболит» К. И Чуковский, «Кем быть» В. Маяковский, «Золушка» Ш. Перро, «Такая работа» В. Бундин. | Работа с «чек-листом», продуктивная деятельность, интеллект – карта. | «Салон красоты», «Автосервис», «Больница», «Почта», «Кафе». |
Доходы – расходы | |||
Знакомство с историческим ракурсом темы. | Знакомство с художественной литературой, художественным словом в рамках темы. | Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование. | Игровая деятельность. |
Презентация, проект, побуждающий диалог. | «Мужик и медведь» (русская народная сказка), «Муха – цокотуха» К. И. Чуковский, «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкин. | Работа с «чек-листом», , интеллект – карта. | «Кафе», «Супермаркет», «Деньги», «Дорого - дешево». |
Необходимые – необязательные траты | |||
Знакомство с историческим ракурсом темы. | Знакомство с художественной литературой, художественным словом в рамках темы. | Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование. | Игровая деятельность. |
Просмотр мультфильма, презентация, проект, побуждающий диалог. | «Цветик-семицветик» В.П. Катаев, «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин | Изучение свойств и качеств продукта, сравнение двух и более предметов, работа с «чек-листом», опыт. | «Хочу и надо», «Что важнее», «Необходимые товары», «Потребность – возможность». |
Бюджет семьи | |||
Знакомство с историческим ракурсом темы. | Знакомство с художественной литературой, художественным словом в рамках темы. | Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование. | Игровая деятельность. |
Просмотр видеороликов, мультфильмов, проект, побуждающий диалог. | «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский, «Золотой ключик» А.Н. Толстой, «Бизнес Крокодила Гены» Э. Успенский. | Практические упражнения, опыт, интеллект – карта, продуктивная деятельность. | «Груша-яблоко», «Бюджет моей семьи», «День рождение», «Магазин». |
Банк | |||
Знакомство с историческим ракурсом темы. | Знакомство с художественной литературой, художественным словом в рамках темы. | Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование. | Игровая деятельность. |
Экскурсия, просмотр видеороликов, мультфильмов, проект, изучение коллекций предметов. | «Золотой ключик» А.Н. Толстой, «Серебряная монетка» Г. Х. Андерсен, «Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А. | Практические упражнения, опыт, продуктивная деятельность, работа с «чек-листом». | «Школа банкиров», "Накопи-КА". |
Экономика | |||
Знакомство с историческим ракурсом темы. | Знакомство с художественной литературой, художественным словом в рамках темы. | Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование. | Игровая деятельность. |
Просмотр видеороликов, мультфильмов, проект. | «Мужик и медведь» (русская народная сказка), «Колосок» (русская народная сказка), «Каша из топора» А.Н. Афанасьев. | Опыт, продуктивная деятельность, работа с «чек-листом». | «Хорошо-плохо», «Что дешевле?», «Путешествие». |
Список использованной литературы.
- «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» — примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. Авторы: А. Д. Шатова, Ю. А. Аксёнова, И. Л. Кириллов,
М: Банк России, 2019
- Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей
дошкольных учреждений», М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет», 2019г.
- Интернет-ресурсы: fincult.info — официальный сайт Банка России.
Приложение 1
Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
«Умелые руки».
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых
требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить
рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Ход игры.
Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или
показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении.
После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в
несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже
устаревший и не может быть использован по своему назначению.
«Что важнее».
Цель: формирование умения дифференцировать предметы по степени их
значимости.
Материал: предметные карточки, фишки.
Ход игры. В игре могут принимать участие 2-3 игрока. Каждому из них дается
карточка с изображением предметов, которые используются людьми в
различных жизненных ситуациях.
Вариант 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно
необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.
Обосновать свое отношение к предметам роскоши.
Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для
жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись.
Объяснить их назначение и необходимость для человека.
Вариант 2. Закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут
иметь двойную функцию (быть предметами роскоши и жизненно важными
предметами для отдельных людей). Например, машина для инвалида,
фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное).
«Хочу и надо».
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными
возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания,
вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла,
компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Ход игры. Определить, к какому понятию – «хочу» или «надо», – относится
изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее
панно.
«Потребность – возможность».
Цель: Дать представление детям о понятии «ресурсы» и «возможности», дать
представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.
Ход игры. Перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей
определенные суммы «денег» на руках.
Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся
деньги. Разложены товары с категории «игрушки».
Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем
купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему
усмотрению и исходя из интересов детей.
"Накопи-КА".
Цель: Формирование у детей умения сравнивать количество монет.
Материал: игровое поле, кубик, кошелёчки на каждого ребёнка, монеты.
Ход игры. Количество игроков 1-4. На игровом поле, в районе слова "Банк"
располагаются монеты. Игрок бросает кубик и делает столько шажков, сколько
32
выпадет на кубике и совершает действия в соответствии с выпавшей клеточкой:
+1, +2, +4, +5 - взять из банка соответствующее количество монет.
-1, -3 – вернуть в банк соответствующее количество монет.
Побеждает тот, у кого к концу игры в кошельке окажется большее количество
монет.
Усложнение: Предложить посчитать, сколько монет " на руках", а сколько
осталось в банке.
«Школа банкиров».
Цель: Закрепление знаний о цифровом ряде, умение соотносить цифру и
количество.
Материал: купюры разного достоинства
Ход игры: Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем
работать с деньгами или, как их еще называют, знаками. У нас лежат несколько
купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе
лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая - меньшего, и почему?
Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства,
самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры, какого достоинства у вас
нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.
Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в
другой - в 5 рублей; в третий - в 1 рубль.
Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).
Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а
несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1).
Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами.
Правильные ответы поощряются звездочками. Воспитатель раздает детям
бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль
работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за
электроэнергию, третья – за квартиру и т. д.
«Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Материал: бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры. Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу.
Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа
яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и
попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство,
объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если
мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее
спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
«Бюджет моей семьи».
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата,
стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры
дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда,
денег.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделиться на 3 семьи. Каждому
необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их
труда. Сумма денежного вознаграждения на карточке не указана, дети её
определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце
игры сравнить, у кого он больше.
Варианты семейного бюджета могут быть разными. Например, 1 вариант: папа
– юрист, зарплата…, мама – продавец, зарплата…, сын – студент, стипендия….
Вариант 2: папа – водитель, зарплата…, мама – учитель, зарплата…, дочь –
ученица.
«Услуги и товары».
Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они
встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение
к любой работе.
Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда –
изготовление товаров или предоставления услуг – в сказках: Красная Шапочка
21
несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит
варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и
Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.;
таблицы Товары, Услуги.
Ход игры. Из-за театральной ширмы слышен голос героя: ребята, я решил
печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу
товар или предоставляю услугу?
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые
производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить
другому).
Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец,
сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии,
представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель,
парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни.
Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам
соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
– Мама печет пирожки бабушке. Пирожки – это товар, который изготовила
мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет
услугу .
– Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
Приложение 2
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию.
Тема: Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта.
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,
«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями: деньги, монета, банкнота, пластиковая карта;
2. Учить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты, учить детей пользоваться деньгами в игровой ситуации;
3. Развивать логическое и экономическое мышление, кругозор детей; развивать связную речь, способствовать совершенствованию диалогической речи: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы, умение слушать друг друга;
4. Воспитывать бережное отношение к деньгам.
Материалы и оборудование: Монеты, банкноты, пластиковая карта, кошельки, емкость с водой, смарт доска, листы с картинками для каждого ребенка, карандаши.
Образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Занятие подготовил воспитатель: Сердюк Оксана Валерьевна.
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность детей | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (3-4 мин.) | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (помочь) | Ребята стоят около воспитателя. - Ребята, вы получали когда-нибудь посылки? - От кого были посылки? - Что вам присылали в посылках? -Ребята, сегодня я получила посылку от нашего друга Незнайки. Хотите посмотреть, что там внутри? (открываем посылку, там лежит кошелёк и письмо) - Ребята, как называется этот предмет? (кошелек) - Я предлагаю прочитать письмо, согласны? (Здравствуйте ребята, мой друг Знайка записал меня в школу финансовой грамотности. И вчера было первое занятие, на котором назвали столько новых слов: кошелёк, монета, банкнота, банкомат, пластиковая карта. Рассказывали, какие бывают деньги, какие деньги лучше. Но я так запутался и ничего не понял. Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться!) - Ребята, хотите помочь Незнайке? Сможете? | Постановка детской цели | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Ответы детей |
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Актуализация мыслительных операций, необходимые для открытия новых знаний | - Ребята, для чего нужен кошелек? (чтобы складывать деньги). - А зачем людям нужны деньги? (чтобы делать покупки) Предлагаю поиграть в игру «Что можно купить за деньги», хотите? (игра на смарт доске) - Ребята, давайте откроем кошелек и посмотрим, какие деньги лежат в кошельке. (бумажные и железные) - Каким номиналом? (100, 200, 500, 1 тыс., 2 тыс., 5 тыс. – бумажные, 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб., - железные) | Предполагают варианты решения проблемы, опираясь свой на опыт и знания | Выполнение действий | Выполнение упражнений |
Затруднение в ситуации (3-4 мин) | Моделирование ситуации, сталкивание детей с затруднением | -А что это лежит среди монет? (ракушка) - Почему она здесь оказалась? - Может, потому что она круглая? - Хотите узнать, почему ракушка оказалась в кошельке? | Анализ возникшей ситуации | Работа по показу Обдумывание и планирование своих действий | |
Открытие нового знания (способа действия) (6-8 мин.) | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера | - Присаживайтесь на стульчики перед экраном. Я приглашаю вас узнать, как появились деньги. (Видеоролик) - Так какие были деньги у древних людей?(зерно, ракушки, шкурки) - А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в кошельке оказалась ракушка? (Да. Это древняя денежка). | Формирование успешного преодоления затруднения | Планирование Контроль и корректировка | Выполнение задания |
Затруднение в ситуации (3-4 мин) | Моделирование ситуации, сталкивание детей с затруднением | - Ребята, а как вы думаете, какие деньги удобнее в обращении монеты или купюры? (Ответы детей). - А может мы это проверим? | Анализ возникшей ситуации | Работа по показу Обдумывание и планирование своих действий | |
Открытие нового знания (способа действия) (6-8 мин.) | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера | - Ребята, давайте пройдемте в нашу лабораторию. Присаживайтесь за столы. - Ребята, напомните, что мы должны узнать? (что удобней, монеты или купюры) - Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать на доске. - Для начала давайте определимся, из чего сделаны денежные купюры и монеты. (Ответы детей) 1 эксперимент: - Возьмем бумажную купюру и попробуем ее смять. Мнется? Попробуйте порвать, рвется? А теперь все то же самое сделайте с монетой. Какой вывод можно сделать? (Монета лучше, она не мнется и не рвется) (Вывод делают дети). - Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте? (Ответы детей) - Напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества. (Воспитатель делает отметку на доске). 2 эксперимент: - Нужно намочить бумажную купюру, что происходит? (Она намокает). А теперь проверим монету. Что произойдет? - Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте? -Какой вывод сделаем? Кто выигрывает в этом эксперименте? (Купюра намокнет и развалится, а монета нет) - Ребята, я предлагаю вам немного размяться. Физминутка «Незнайкина зарядка» Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели – встали, Сели – встали, Вы, надеюсь, не устали? Надо вам свободно встать И спокойнее дышать. 3 эксперимент: - Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Возьмите на ладошки монету и купюру, что тяжелее? Может быть, подуем? Что происходит? Что легче? Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте? - Какой вывод сделаем? (Ответы детей) - Купюра легче. А значит, ее удобнее носить в сумочке, кошельке, она не такая тяжелая. Делаем отметку, ставим плюсик бумажной купюре. 4 эксперимент: - Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке? (Ответы детей) - Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте? (Ответы детей) - Удобнее хранить купюру. - Посмотрите, кто выигрывает? (Ничья) - Совершенно верно, по одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей) Значит, нам нужны и монеты и купюры. - Ребята, где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещѐ бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно – хранение денег. Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете? (ответы детей) (картинка банкомата) | Формирование успешного преодоления затруднения | Планирование Контроль и корректировка | Выполнение задания |
Включение нового знания в систему знаний и умений (5-6 мин) | Создание ситуации для использования новых знаний | - А сейчас, я предлагаю проверить, сможете ли вы определить деньги так, чтобы они были в надежных условиях для хранения. - Перед вами лежат листы где изображены разные виды денег. Какие виды денег изображены? Еще изображены картинки, какие картинки изображены? (стеклянная банка, банк, копилка, карман, кошелек, иллюстрация сказки Толстого «Буратино») - Надо провести линии от каждого вида денег к той картинке, где она надежнее будет храниться. (проверка) | Практическое выполнение задания | Выполнение действий по правилам игры Самоконтроль Корректировка Обдумывание своих действий | Соблюдение правил игры |
Осмысление (3 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности | - Ребята, мы помогли нашему другу Незнайке? - О чем нас просил Незнайка? (помочь разобраться , какие бывают деньги, и какие деньги нужнее людям) - Так, какие бывают виды денег? - Где хранят деньги? - Ребята, а вам пригодятся знания о деньгах? | Осмысление деятельности, рефлексия (личная оценка) | Самооценка | Ответы детей |
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию.
Тема: Познавательное развитие «Монеты кота Матроскина».
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: формировать первичные экономические понятия: финансы, экономия, зарплата, банк, потребности. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию. бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
Материалы и оборудование: ноутбук, смарт доска, банка с купюрами по 5 руб и монетами по 2руб и 1 руб, упаковки продуктов (мука, яйца, сахар, масло, разрыхлитель), картинки героев.
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность детей | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (3-4 мин.) | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (помочь) | Воспитатель собирает детей около себя. —Вы любите смотреть мультфильмы? - Какой у вас любимый мультфильм? - Вы смотрели мультфильм «Трое из Простоквашино»? - Какой герой вам нравится больше всех? - А почему именно кот Матроскин вам нравится? - Какой он? - Ребята, Матроскин прислал мне голосовое сообщение, хотите послушать, что в нем? (Ребята, я спрятал свои финансы, а куда не помню. Я думал, что если их спрятать, так они буду целее. Они мне очень нужны, чтобы купить еще одну корову. Помогите мне отыскать финансы.) - Ребята, хотите помочь Матроскину? - Сможете? - А о чем нас просит кот Матроскин? | Постановка детской цели | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Ответы детей |
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Актуализация мыслительных операций, необходимые для открытия новых знаний | - Ребята, а вы знаете, что такое финансы? - Правильно, финансы – это деньги или денежные средства. - Ребята, а куда же делись деньги Матроскина? (Он их спрятал) - А это надежное средство, чтобы сохранить деньги, их спрятать? - Почему? - А что надо было сделать с деньгами Матроскину? (отнести в банк) - А что такое банк? (Банк – это место для хранения денег) - Вы с родителями ходили в банк? - Что делали ваши родители в банке? - А кто знает названия банков, которые есть в нашем городе? - Да, банков много, но у всех одна функция, в них хранятся денежные средства. - А у кота Матроскина есть друзья? Как их зовут? - Я предлагаю спросить у друзей, может быть кто-то видел, куда Матроскин спрятал свои деньги. Согласны? 1. - Ребята, я вижу маму Дяди Федор, может она видела, куда Матроскин спрятал деньги, предлагаю у нее спросить. Согласны? - Скажите, пожалуйста, вы не видели, куда кот Матроскин спрятал свои деньги? (видео мамы. Здравствуйте, ребята. Я должна на обед испечь яблочный пирог, но не успеваю. Яблоки для пирога у меня есть, а остальные продукты нужно купить. Если вы мне поможете купить продукты, я дам вам подсказку, у кого вы можете спросить про деньги. Ну как, согласны помочь?) - Ребята, какие продукты нужно купить, чтобы испечь пирог? - Где нам купить все эти продукты? - А как называется одним словом все, что продается в магазине? (товар) - Как называется человек, который продает товар? - А мы с вами как называемся? - Ребята, для чего нам надо купит продукты? (для теста) -Кто знает, какие продукты нам нужны для приготовления теста? (мука, сахар, яйца, молоко) (На столе лежат муляжи продуктов с ценой: мука 10 и 15р, сахар 5 и 7р, яйца 12 и 16р, молоко 9 и 8 р) - Ребята, какие будем покупать продукты? Почему? - Все что нужно для теста купили, давайте отнесем маме Дяде Федора. (Спасибо большое за помощь, ребята. Без вас я бы не успела испечь пирог. Я не знаю, куда Матроскин спрятал свои монеты, но я видела, что он разговаривал с почтальоном Печкиным. Спросите у него, может быть он что-то видел.) -Спасибо за подсказку. 2. – Ребята, пойдемте к Печкину, спросим у него, может он что-то знает. - Здравствуйте, почтальон Печкин. Вы не видели, куда Матроскин спрятал свои деньги? (Видео. Не до вас мне сейчас. Мне надо подсчитать свои доходы и расходы, а я запутался, что это такое и что к чему относится. Вот если вы мне поможете разобраться, что относится к доходам, а что к расходам, тогда я дам вам подсказку. Согласны?) - Ну что ребята, поможем Печкину разобраться, что такое доход и расход? - Ребята, откуда в вашей семье берутся деньги? (родители получают зарплату, бабушка и дедушка - пенсию, выиграли приз, сдают квартиру, продают продукцию с огорода, мама печет торты на заказ) - Как это все называется одним словом? (доход) - А что еще с деньгами делают? (тратят) - А как это называется, когда деньги тратят? (расходы) - Я предлагаю немного подвигаться. Давайте проведем эстафету. Согласны? На столе лежат картинки. Разделитесь на две команды. Нужно преодолеть препятствия, выбрать первой команде картинки, которые относятся к доходам, второй –к расходам, картинки прикрепляйте на магнитные доски, затем нужно вернуться обратно и передать эстафету. Выигрывает команда, которая справится и быстро и правильно. - Дети, как вы думаете, чего в семье - должно быть больше доходов или расходов? Почему? - Все ли деньги нужно тратить? - Можно ли жить и не тратить деньги ни на что? - Ну что Печкин, помогли мы тебе разобраться, с доходами и расходами? (Спасибо, ребята, за помощь. Только я не видел, куда Матроскин спрятал деньги. Но я видел, что он разговаривал с Шариком. Может ему что-то известно.) Что будем делать, ребята? (пойдем к Шарику) 3. Шарик, здравствуй. Ты не знаешь, куда Матроскин спрятал свои сбережения? (Здравствуйте, ребята. Я здесь немного запутался, Я хочу пойти в магазин и сделать покупки. Но я не знаю, что можно купить, чтобы деньги потратить на полезную и нужную продукцию, а не купить то, без чего я могу обойтись. если вы мне поможете разобраться, что нужнее, то и я вам подскажу, у кого можно узнать про сбережения Матроскина.) - Ну что, ребята, согласны помочь Шарику? - В чем он просил помочь ему разобраться? ( Игра на смарт доске) (Спасибо, ребята, за помощь. Я видел, как кот Матроскин разговаривал с Дядей Федором. Может он, что-нибудь знает.) - Куда двигаемся дальше? (Идем к Дяде Федору) 4. – Здравствуй, Дядя Федор. Та не знаешь, куда Матроскин свои деньги спрятал? (Здравствуйте, знаю. Но сначала помогите мне разгадать загадки, и я вам скажу, куда спрятал деньги Матроскин.) - Хотите помочь разгадать загадки? Присаживайтесь на стульчики и слушайте. 1. Дядя Коля –нумизмат. Значит, каждый экспонат, я скажу вам по секрету, называется…. (монета) 2. В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведет… (бизнесмен) 3. В этой фирме все бывают, бланк сначала заполняют, вносят в кассу платежи, что за фирма, подскажи? (банк) 4. Все, что в жизни продается, одинаково зовется: и крупа, и самовар называются… (товар) 5. Это крупный магазин, у него не счесть витрин. Все найдется на прилавке, от одежды до булавки. (супермаркет) 6. И врачу, и акробату выдают за труд… (зарплату) 7. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет … (кассир) 8. Это кожаный плоский предмет для храненья купюр и монет. Мы идем в магазин иль ларек и с собою берем … (кошелек) 9. Хочешь что-то ты купить-нужно деньги заплатить. На товаре быть должна всегда указана… (цена) 10. Когда их много, то они молчат. Когда их нет, они «поют романсы». Так именно про деньги говорят. И называют их еще… (финансы) (Молодцы, ребята. Все вы знаете. Я видел Матроскин, что-то делал под деревом, которое находится слева от меня. Посмотрите там.) - Спасибо Дядя Федор. Ребята, куда направимся? (влево) - Что мы видим? (под деревом спрятаны деньги в банке). (Спасибо, ребята, что помогли найти мои финансы. Помогите мне посчитать , сколько денег в банке. Я не знаю, хватит мне, чтобы купить еще одну корову или нет. Корова стоит 12 рублей.) - Посчитаем деньги? Какие деньги лежат в банке? (купюры и монеты) - Посчитайте, сколько купюр? Сколько монет? Сколько всего денег? (15 рублей) -Хватит Матроскину денег, чтобы купить корову? - Все ли деньги он потратит? - А на что можно потратить оставшиеся деньги? (на благотворительность) (Спасибо большое, ребята. Я обязательно воспользуюсь вашим советом и оставшиеся деньги отдам в помощь бездомным животным. И в следующий раз я свои финансы буду относить на хранение в банк.) | Предполагают варианты решения проблемы, опираясь свой на опыт и знания | Выполнение действий | Выполнение упражнений |
Осмысление (3 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности | Воспитатель собирает детей около себя. —Кому мы сегодня помогали? - Мы смогли помочь Матроскину? Что мы делали, чтобы ему помочь? - Какое задание героев вам показалось самым сложным? - Ребята, а в жизни, какие знания вам могут пригодиться? (Деньги надо хранить в банке, уметь выбирать товары в магазине и т д) | Осмысление деятельности, рефлексия (личная оценка) | Самооценка | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.
Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Проект отражает работу в старшей группе детского сада по формированию у детей финансовой грамотности....

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным госуда...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Мастер – класс для педагогов “Алгоритм обобщенного способа формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”.
Мастер – класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений “Алгоритм обобщенного способа формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”....

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Федерально образовательная программа ставит задачу формирования общей культуры личности детей, ...

“Алгоритм формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”.
Педагогический проект“Алгоритм формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”....

