Картотека игр "Сказки читаем - финансы изучаем"
материал по основам финансовой грамотности

Ливинец Юлия Александровна

Картотека игр "Сказки читаем -  финансы изучаем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_skazki_chitaem_finansy_izuchaem.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр «Сказки читаем – финансы изучаем»

«МУХА-ЦОКОТУХА»

К.И. Чуковский

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи: применять первичные экономические знания на практике; продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;

расширять и активизировать словарный запас дошкольников; учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»);

-развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

-развивать память, мышление, воображение;

-расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни чело- века.

-воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;

-воспитывать финансовую культуру;

-воспитывать всестороннему развитию личности.

АНАЛИЗ СКАЗКИ «МУХА-ЦОКОТУХА»

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Сказка Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха» начинается с классического волшебства - случайной находки крупной суммы денег. Цокотуха делает нужное приобретение - Самовар, вещь практичная, в хозяйстве пригодится. Самовар ей нужен как средство общения, повод собраться, встретиться, себя показать, на других посмотреть. В этот день муха была именинницей, поэтому заварила чай и пригласила к себе разных насекомых. Она угощала их крендельками и получала подарки: сапожки с золотыми пряжками, а пчела «меду принесла». Все веселились. В это время появился Паук и утащил Муху-Цокотуху. Все насекомые разбежались, но вдруг прилетел Комар и зарубил паука. Он стал женихом Мухи-Цокотухи, и насекомые отпраздновали свадьбу.

Экономические понятия: покупка, выгода, базар.

Покупка: Покупка – продажа. Муха решила купить самовар, но посмотрела на свою монету и задумалась, хватит ли ей денег. Подала Муха - Цокотуха монету продавцу и попросила продать ей самовар, продавец продал ей самовар.

Выгода: Выгодно то, что приносит пользу. Для продавца — получить по - больше денег, побыстрее продать товар, для покупателя — получить нужные товары и поменьше за них заплатить. Когда выгода продавца и покупателя соединяется, тогда и торговля получается.

Базар: Без денег на базаре делать нечего, ты же знаешь, что здесь все до-роже продается, чем в магазине, поэтому и очередей не бывает. У каждого то-вара есть своя цена. Цена — это то, сколько денежек нужно заплатить за него (товар). Торговаться на базаре — это значит сбивать цену. Называешь свою цену и смотришь на другого продавца, который такой же товар предлагает.

Как бы показываешь, что если первый не согласится продать свой товар дешевле, то уйдешь к другому продавцу.

Социально-нравственные качества героев: доброта, смелость – трусость. Муха-Цокотуха: красивое насекомое, удачливое, веселое, разумное, добрая и не жадная.

Паук: старичок, злодей, кровожадный, беспринципный, безжалостный, душегуб.

Комарик: молодой и отважный красавец, решительный, смелый, влюблен- ный.

Вопросы к сказке с экономической точки зрения:

  1. Какой неожиданный доход нашла Муха-Цокотуха? Ответ: прибыль от находки денежки.
  2. Какую денежку Муха нашла?

Ответ: в каждой стране есть своя валюта - деньги. Например, Россия - рубль, США – доллар, Франция – франк, Италия – лира, Англия – фунт, Германия – немецкая марка и т.д.

  1. Где хранят деньги?

Деньги бывают на карте, сберегательной книжке, хранятся в банке.

  1. Все ли денежки одинаковы? Ответ: бумажные купюры, монеты.
  2. Что могла купить Муха-Цокотуха вместо самовара, чтобы пить чай? Ответ: электрический чайник.
  3. Какую рекламу можно сделать, чтобы Муха вместо самовара купила чай-

ник?

Ответ: Выгодная скидка на все электрические чайники.

  1. А если у Мухи-Цокотухи останутся деньги, что еще можно купить? Ответ: чайную посуду, угощение.
  2. Что еще Мухе-Цокотухе можно было еще сделать с денежкой? Ответ: положить деньги под проценты в банк на выгодных условиях.
  3. Муха решила купить самовар. Посмотрела на свою денежку и задумалась, хватит ли ей денег?

Ответ: Пойдёт в банк, возьмёт кредит, ипотеку, кредитную карточку, в долг.

  1. Как использовала Муха найденные деньги?

Ответ: Она купила самовар. А почему именно самовар? Может, увидела рекламу? Захотела просто потратить деньги. Как бы вы потратили деньги? А ваша семья, на что бы потратила деньги?

Для чего Муха пригласила гостей?

Ответ: Продемонстрировать свою новую покупку. У нее были именины. Для выгоды: гости ей подарили подарки.

Как вели себя гости?

Ответ: Всё чужое съели, в минуты опасности ничем не помогли мухе. Могли предложить Пауку деньги, выкуп под залог.

Объясни смысл пословицы:

  1. Без беды друга не узнаешь.

Ответ: Настоящая дружба - дружба, проверенная временем и обстоятельствами. Настоящий друг всегда будет рядом в любых горестях и бедах, подставит человеку «своё плечо».

  1. Друг не испытанный, что орех не расколотый.
  2. Дружное стадо и волков не боится.
  3. Сам пропадай, а товарища выручай.

13.Почему Комар спас Муху? Ответ: Комар был по своей природе храбрый, отзывчивый, готовый прийти на помощь тому, кто попал в беду (У него всегда при себе была сабля, которой он и воспользовался при встрече с коварным пауком).

Выбери пословицу, которая соответствует содержанию текста Друг дороже денег.

Друзья познаются в беде.

Маленькая дружба лучше большой ссоры. Жить в дружбе можно, когда она не ложна.

Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше. Детские сказки влияют на финансовую грамотность детей. На примерах главных героев сказок дети узнают, зачем нужны деньги, как их можно заработать и потратить, чем бумажная банкнота отличается от монеты. У детей развивается интерес к изучению мира экономики и финансов. Через общение со сказкой у детей воспитывается бережное отношение к деньгам, уважение к своему и чужому труду и коммуникативные навыки.

Главной героине сказки Мухе-Цокотухе хочется посоветовать:смотреть рекламу о разных товарах из предметов посуды;

приобретать товар на рынке или в магазине по выгодной цене; быть экономной и бережливой;

хранить деньги в сберегательном банке.

Сказочный урок: Чему учит сказка Муха-Цокотуха? Она осуждает черствость, фальшь, безразличие. Настоящие друзья так не поступают. образе Комарика автор восхваляет отзывчивость, смелость, решительность, готовность прийти на помощь другу.

ПОСЛОВИЦЫ:

Как вы понимаете смысл пословицы: Пословицы к сказке "Муха-цокотуха" Легко пришло, легко ушло.

Без беды друга не узнаешь.

Друг не испытанный, что орех не расколотый. Дружное стадо и волков не боится.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Когда стол накрыт, то в друзьях нет недостатка. Неверный друг – опасный друг.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Копейка к копейке — проживёт и семейка.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

СИТУАЦИЯ: Муха нашла только одну монетку, этого хватило только на покупку самовара. Как бы поступила муха, если нашла много денег?

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием потребности и возможности.

СИТУАЦИЯ: Муха потратила свою денежку на базаре, купив самовар. А если базар закрыт? Где можно потратить деньги?

ЦЕЛЬ: Познакомить с формами организации торговли, научиться разумному подходу к выбору места покупки.

СИТУАЦИЯ: Муха не заработала денежку, она ее нашла. Поэтому она так легкомысленно ее потратила. Могла ли муха потратить эти деньги на более полезные нужды?

ЦЕЛЬ: Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Дать понятие о деньгах, закрепить знания детей о монетах различным достоинством и их применении, развивать логическое мышление.

ИГРА «ХОЧУ И МОГУ»

Цель: упражнять детей в умении считать доход и рассчитывать свой бюджет, развивать знание об рыночных отношениях.

Материал: карточки с изображение товара с ценниками, игровые деньги. Содержание игры: у детей есть картинки с различным товаром, каждый товар имеет определенную стоимость, на каждом ценник. Детям необходимо понять хватит ли им средств на покупку желаемого товара.

ИГРА «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ КАССИРЫ»

Цель: знакомство детей с номиналом и банкнотами стран мира. Материал: карточки с изображением банкнот и монет стран мира. Содержание игры: у детей равное количество карточек, один из игроков кладет одну карточку (с изображением банкнот и монет стран мира),

остальные игроки ищут один общий элемент у них на карточке и на карточке первого игрока. Называют общий элемент и кладут свою карточку сверху на карточку первого игрока. Необходимо первым избавиться от всех карточек. Проиграет тот, кто останется с большим количеством карточек.

ИГРА «ДОХОДЫ И РАСХОДЫ»

Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах и расходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов

доходов и расходов (основные и не основные). Подготовить детей к самостоятельной жизни.

Материал: карточки с изображением основных семейных доходов и расходов.

Содержание игры: Воспитатель предлагает детям картинку с изображением дохода или расхода дети делятся на две команды, выбирают капитанов. Одна команда выбирает все картинки со значением «доход», а вторая команда – со значением «расход».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Книги читаем- природу изучаем"

Краткосрочный экологический проект по рассказам Паустовского...

Дидактическая игра " Читаем сказки - изучаем права"

Ребенок - личность, которая обладает правами, гарантированными Конституцией РФ, Декулорацией о провах ребенка, Конвенцией ООН о правах ребенка и др. правовыми документами. Очень важно рассказать детям...

Тест "Сказки читаем-финансы изучаем"

Тест разработан для проверки знаний детей старшего дошкольного возраста по экономическому воспитанию и формированию основ финансовой грамотности....

Проект по формированию финансовой грамотности "Сказки читаем-финансы изучаем".

Проект разработан с целью формирования основ финансовой грамотности у детей второй младшей группы....

Педагогическая инициатива «Сказки читаем – финансы изучаем»

Картатека сказок по финансовой грамотности для детей, с вопросами....

«Азбука финансов» изучаем финансовую грамотность(методические рекомендации)

laquo;Азбука финансов»изучаем финансовую грамотность(методические рекомендации) Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей пяти – семи лет. Задачи: дать...

Проект. Знакомство с финансовой грамотностью в первой младшей группе «Сказки читаем -финансы изучаем»

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями,...