Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Бережливость - главное богатство"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Зачиняева Ольга Петровна

Программное содержание: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по финансовой грамотности                                                                                                                                                                                      в старшей группе

«БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО»

Подготовила:  

воспитатель Зачиняева О.П.

2025г.

Программное содержание: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению.

Предварительная работа: чтение пословиц о бережливости, беседы о семейном бюджете, просмотр мультфильма «Простоквашино»

Оборудование и материалы:

Мультимедийная установка, мультфильм «Простоквашино», корзина или копилка, слайды с изображением важных потребностей и того, без чего можно обойтись, деньги, мяч.

Ход занятия

Организационный момент.

Чтение стихотворения Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей дает: Вот!

Купи мне самолет.

А еще ружье, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (мальчик не знает цену деньгам, у него очень много желаний)

- О чем мы будем сегодня разговаривать? (о деньгах, как ими распоряжаться)

Вступительная беседа.

Смотрим фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду….»

- Что значит «экономить?» (беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки)

- Вы слышали от своих родителей такие слова?

- В каких случаях? (ответы детей)

- Давайте назовем членов семьи. (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).

- Как вы думайте, чем каждый из них занимается?

- Кто получает зарплату? (Папа, мама)

- За что они получают зарплату? (За свой труд)

- Верно. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день, или за неделю. Вот это зарплата ваших пап и мам. Положим ее в корзину.

Воспитатель берет несколько купюр и кладет в корзину или копилку

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет.

(кладут деньги в копилку)

- Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги.

(пополняют копилку)

(Копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- Наша копилка наполнилась деньгами. Все эти деньги – это доход семьи. Доход семьи - это все деньги, которые получают  члены семьи.

- Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие

(достает несколько купюр из копилки)

- Это - расход.

Из доходов и расходов состоит бюджет семьи.

Воспитатель: Любой семье каждый день что-то нужно купить, приобрести. Товары длительного потребления, такие как телевизор, холодильник, стиральная машина, стоят дорого, но ими пользуются очень долго. Товары кратковременного потребления, такие как продукты питания, стоят дешевле, но их нужно приобретать очень часто. Но чтобы купить дорогие товары, надо накопить больше денег. Для этого надо уметь экономить.

Как можно экономить деньги? Как вы можете помочь родителям экономить? (Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)

Я предлагаю вам немного порассуждать, как бы поступили вы, если бы с вами произошла такая ситуация?

Ситуация первая.

В магазин завезли новую игрушку, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на нее денег и нужно подождать до зарплаты. Как правильно нужно поступить? Послушайте варианты:

- начать плакать и уговаривать маму

- попросить денег на игрушку у бабушки

- подождать, когда мама получит зарплату

Ситуация вторая.

Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ей распорядиться? Послушайте варианты ответов:

- купить много игрушек

- купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить

- пойти всей семьей в кафе

Воспитатель: Молодцы! А для чего хотел экономить Матроскин?

 - Кто помнит? (Смотрим отрывок из мультфильма «Простоквашино»)

- Предлагаю поиграть. Игра называется «Экономические загадки».

Встанем в круг. Я буду бросать вам мяч, и загадывать загадку, а вы возвращать его и называть отгадку.

Люди ходят на базар: там дешевле весь... (Товар)

На товаре быть должна обязательно... (Цена)

Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без... (Рекламы)

Коль трудился круглый год, будет кругленьким... (Доход)

Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой... (Вклад)

Приносить доходы стал в банке папин... (Капитал)

И врачу, и акробату выдают за труд ... (зарплату)

Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них ... (договоры)

Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт ... (банкир)

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен)

Мебель, хлеб и огурцы продают нам ... (продавцы)

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт ... (кассир)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поговорим о том, без чего человек не может жить:

Этим словом предметы называют.

Это слово, например, означает:

Дом, одежду, обувь, воду,

Свет, тепло и чистый воздух,

Телевизор, самокат, конфету-

Все нам в жизни нужно это!

Что же это?

Ответы детей: …

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Воспитатель: Задание от Феи экономических наук для команд: посмотрите на доску, найдите среди всех изображений и назовите важные потребности человека, т.е. то без чего человек не может жить (на интерактивной доске слайд с изображением планшета, стакана с водой, еды, одежды, игрушки, компьютера, машины, солнца, дома). Выиграет та команда, которая назовет больше важных потребностей.

Ответы детей: …

Воспитатель: Правильно. Эти вещи обозначим словом «надо».

 Все остальные предметы человек хочет иметь, но без них он может обойтись. Мы их обозначим словом «хочу». Это не жизненно необходимые вещи.

Воспитатель: Молодцы! У русского народа очень много разных пословиц и поговорок. Есть и о бережливости и экономии.

Копейка рубль бережет.

Доход не живет без хлопот.

Кто не бережет копейку, тот сам не стоит рубля.

Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.

Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.

- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните смысл?

Есть еще одна пословица - БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО. Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.

Надеюсь, вы запомните все, о чем мы сегодня говорили, и постараетесь помочь своим родителям беречь и экономить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие с Монеткой по стране Экономике»

Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход. Так же на занятии наботали над умением подмечать в сказках простейшие э...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Проделки от Деда Мороза»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе«Проделки от Деда Мороза» Программное содержание:-продолжать учить выстраивать последовательность по увеличению и умен...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему "Деньги"

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Бережливость лучше богатства».

- сформировать понятия «бережливость»,  «экономия»;- формировать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей;- дать представление о ...

Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе "Бережливость".

Формирование навыков и умений, рационального использования доступных материальных ценностей, показать какое значение играет бережливость в жизни человека....

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе. Тема занятия: «Урок гнома Эконома»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по образовательной области «Ребенок и общество» Тема занятия: «Урок гнома Эконома»...