Квест - игра "Семейный бюджет"
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Погорелова Светлана Константиновна

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_byudzhet.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» городского округа Рефтинский

Местонахождение: 624285 Свердловская область, поселок Рефтинский, улица Юбилейная, дом № 5 А,

тел. (34365)3-21-96, E-mail: reftrodnichok@mail.ru

Конспект квест-игры

для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

«Семейный бюджет»

Пгт Рефтинский 2021 год

Сценарий квест-игры  по основам финансовой грамотности

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

   Задачи: 

- Погрузить детей в атмосферу интересных заданий по знакомой им теме;

- Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; - Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

- Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги;

-Создать условия для демонстрации творческих способностей и исследовательских навыков;

- Учить взаимодействовать со сверстниками, помогать друг другу в ходе квеста.

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.         Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «Пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь». Просмотр мультфильмов про финансы: «Уроки Тетушки совы», «Простоквашино», «Смешарики», «Фиксики». Изготовление лепбука с картотекой игр на тему «Семейный бюджет». Работа с родителями: оформление плакатов-коллажей «Бюджет моей семьи»

         Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра  «Какие бывают доходы».

Материал и оборудование: картотека дидактических игр, проектор, магнитофон, игровые монеты, шоколадные монеты.

Ожидаемый результат этого мероприятия – желание дошкольников изучать финансовую грамоту дальше.

Ход квест-игры:

Квест-игра  проводится в помещениях детского сада, так как для выполнения заданий потребуется мелкий реквизит. Задействовано пространство  музыкального зала, холла, группы. Помещения  оформлены  с учетом темы мероприятия.

Обязательный атрибут квест-игры – карта. Чтобы оформить ее, используйте ватман. Тогда изображения на нем получатся крупными, и дошкольникам будет удобно ориентироваться по карте. На ватман необходимо нанести все точки маршрута и назвать их. Так же можно карту оформить на слайде презентации и вывести на мультимедийный экран.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень интересное и увлекательное занятие!

Входят Кот Матроскин и Дядя Федор, спорят.

Матроскин: А я тебе говорю, Дядя Федор, что много мы тратим денег на этого Шарика…

Дядя Федор: Да нет, же Матроскин, это мы много на твою корову тратим..

Ведущий: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел – это же Дядя Федор и Матроскин из Простоквашино. Узнаете? Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются). Что случилось, почему вы спорите?

Дядя Федор: вот решили мы завести свое хозяйство, но нам не хватает денег на наши нужды. Никак не можем прийти к общему согласию. Шарику нужно новое фоторужье, мне продукты на всех покупать и платить за дом, а Матроскину..

Матроскин: А мне, корову мою кормить…

Слышали мы про такое модное слово Бюджет семьи, а вот что это такое и как его распределять, мы не знаем..

Ведущий: а мы вам поможем, правда ведь, ребята? (ответы детей). Посмотрите, друзья – наши ребята вместе со своими родителями составили свои макеты Семейного бюджета и у каждого он свой.

(ведущий показывает на плакаты, изготовленные с родителями)

Дядя Федор: Вот это да! Мы тоже хотим свой бюджет составить и купить себе все необходимое.

Ведущий: я знаю одну волшебную страну, называется она Страна Финансов. Там мы с вами сможем выполнить задания и получить за них деньги. Тогда вы сможете купить на них себе все необходимое. Ну что, готовы?

(ответы детей)

Тогда давайте встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаю я считать,

 право – три и влево – три

Вокруг себя ты посмотри.

Вот мы с вами и оказались в волшебной Стране Финансов. А я – главный Финансист.

Скажите, пожалуйста, а откуда берутся деньги? (ответы детей).

Правильно, их зарабатывают наши родители. Чтобы заработать деньги, нужно иметь профессию.

А какие профессии вы знаете? (ответы детей). Молодцы, раз вы все знаете, тогда отправляемся на первую станцию «Город профессий»:

Гл. финансист: ребята, посмотрите внимательно на пол. Здесь две дорожки с цифрами, нам с вами нужно отправиться по той, на которой лежат четные цифры – это два, четыре и шесть. В какую сторону мы с вами пойдем? (ответы детей – выбирают дорожку с четными цифрами).

Выходим на первую станцию (коридор у муз. зала)

Проводится дидактическая игра «Профессии».

Инструкция к выполнению задания

На стенах расположены карточки с изображением людей разных профессий. Вам нужно подобрать карточки с инструментом, который нужен для данной профессии.

Гл. Финансист: Молодцы, все справились. За это задание вы получаете 5 игровых монет.

Матроскин: вот вы и получили первый свой доход. А где же хранить деньги?

Дядя Федор: главное – где их потратить?

Гл. Финансист: не спорте друзья, как раз у меня есть следующее задание на эту тему.

Посмотрите, на полу стрелочки, они нам укажут верный путь, пойдемте, будем разбираться вместе (проходят на вторую станцию – муз. зал)

Вот мы с вами и прибыли на вторую станцию, а называется она «Денежный домик»

Дети проходят на стульчики к экрану.

На экране появляется Онлайн-игра «Где хранить и где тратить деньги» (в авторской разработке).

Гл. Финансист: Молодцы, и с этим заданием справились! Держите еще 5 монет.

Сколько всего игровых монет у вас сейчас? (ответы детей)

Матроскин: Маловато, что-то

Гл. Финансист: не волнуйся, Матроскин, есть у меня еще одно задание для вас. Отправляемся на следующую станцию «Семейный бюджет».

А пойдем мы по дорожке из нечетных цифр – это дин, три, пять.

Дети находят правильную дорожку и направляются на третью станцию. (муз зал) «Семейный бюджет»

Гл. Финансист:  На этой станции речь пойдет о семейном бюджете. Что такое бюджет?

Ответы детей.

Правильно. Бюджет - это планирование доходов и расходов.

 Ребята,представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите,пожалуйста, куда вы израсходуете деньги.

Команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов:

Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4свободных кружка для оплаты.

Питание. В секторе - продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты. Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты. Развлечения. В секторе «аквапарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «кинотеатр».

Игрушки. В секторах «игрушки для мальчиков» и «игрушки для девочек» по 1свободному кружку для оплаты. Сектор «сюрприз».

Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили

жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда) После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз. 

Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую».

Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты.

Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.

Инструкция: в соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» дети должны перераспределить семейный бюджет.

Ведущий: Молодцы. Вы справились с заданием, получите еще 5 игровых монет.

Матроскин: вот это да! Оказывается все можно купить?

Дядя Федор: нет, Матроскин, не все в этой жизни покупается, правда же ребята? (ответы детей)

Гл. Финансист: это, правда, не все в жизни можно купить за деньги.

А чтобы подробней изучить этот вопрос, мы с вами отправляемся на четвертую станцию «Что можно, а что нельзя купить»

Дети садятся на стульчики, на экране появляется Онлайн-игра «Что можно купить, а что нельзя» (авторская разработка) (муз. зал)

Гл. Финансист: Умницы, снова справились с заданием, вот вам еще 5 игровых монет.

Матроскин: ну уже много денег накопили, а когда тратить то будем?

Дядя Федор: а что бы ты хотел купить Матроскин?

Матроскин: ну, сегодня я так много путешествовал, так устал, что не отказался бы от хорошего ужина. То есть мне нужно купить продукты для ужина и чтобы 5 рублей осталось на колокольчик для моей Буренки.

Дядя Федор: а мне нужна одежда на весну, а то в зимней - то жарко. А еще 5 монет оставить Шарику на фоторужье.

Гл. Финансист: тогда отправляемся на станцию «Супермаркет» (группа №9). Путь будет не близкий. Путь наш будут указывать красные стрелочки. (на полу наклеены стрелки разных цветов в разном направлении)

Проводится игра «Супермаркет».

Для детей раскладываются карточки с изображением одежды и продуктов питания с указанием цен. Детям нужно выбрать самое необходимое для героев с учетом экономии 5 игровых монет.

Подводятся итоги.

Гл. Финансист: ну, что же, ребята. Все молодцы, помогли Матроскину с Дядей Федором совершить покупки. Ну, что, помогли мы вам разобраться, что такое бюджет?

Дядя Федор: да, спасибо вам большое. Теперь и жить станем по новому – по бюджетному.

Матроскин: а я вот такой же план семейного бюджета составлю и у себя в доме повешаю – буду Шарика уму-разуму учить.

Герои прощаются и уходят.

Гл. Финансист: а нам с вами, мои дорогие пора возвращаться в наш детский сад. Скоро увидимся!

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаю я считать,

Вправо – три и влево – три

Вокруг себя ты посмотри…

Ведущий: Вы сегодня заработали игровые монеты и потратили их на наших гостей, но не переживайте, я для вас приготовил сюрприз – настоящие, золотые монеты…(детям раздаются шоколадные монеты).  И, самое главное – что нельзя купить за деньги? (ответы детей). Правильно: ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!!!

 

Правила квест-игры для ведущих

  1. Выбирайте для квест-игры безопасные для физического и психического здоровья детей игры и задания.
  2. Используйте задания с учетом возраста и уровня подготовленности воспитанников.
  3. Заранее объясняйте детям правила игры.
  4. Четко формулируйте цель игры.
  5. Направляйте и корректируйте действия дошкольников при необходимости.
  6. Подводите детей к самостоятельным выводам.
  7. Держите в поле зрения всех участников квеста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: “Балаларның юлларда һәм урамнарда үз-үзләрен тотуы. Велосипед һәм аннан файдалану"Эшне үтәде: Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә

Программа эчтәлеге :Белем бирүче: Балаларны велосипед һәм аннан ничек файдалану, аны буеңа һәм яшь үзенчәлегенә карап сайларга өйрәтү. Велосипед өчен кирәкле юл билгеләре  белән танышт...

Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы Тема: “Елмаюга ни җитә – елмаю боз эретә”

Максат:         Балаларда халык әсәрләре аша ярдәмчеллек һәм ягымлылык хисе тәрбияләү,тылсымлы сүзләр куллануны активлаштыру. Балаларда халык авыз иҗаты ә...

Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы. Уртанчылар төркеменә әхлак тәрбиясе бирү буенча перспектив план.

Максат:Балаларга иң гади әхлак кагыйдәләрен системага салып өйрәтү, кешелеклелек сыйфатлары тәрбияләү, бер-берсе белән дустанә мөнәсәбәт урнаштырырга өйрәтү, әйләнә-тирәгә сакчыл караш тәрбияләү...

Квест - игра с детьми 6 - 7 лет "Играем в экономику: семейный бюджет"

Данная квест - игра призвана в игровой форме вызвать интерес у воспитанников к новым знаниям в области экономики на примере семейного бюджета дружелюбного семейства гномов. Игра предназначена для дете...

Консультация "Бюджет бюджет семьи забота каждого ".

Материал будет полезен в работе воспитателям по финансовой грамотности ....

Квест-игра «Бюджет семьи: доходы и расходы».

Цель:- способствовать развитию  родителей в понимании  важности финансово-экономического образования дошкольников; расширить представление родителей об их роли в развитии...

Квест-игра "СЕмейный бюджет" (подготовительная гр.)

Конспект ООДпо познавательной деятельности в подготовительной группеТема: Квест-игра «Семейный бюджет».Вид деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность.Форма организации: кве...