Использование сюжетно-ролевой игры «Банк» для развития финансовой грамотности старших дошкольников.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Финансовая грамотность становится важным аспектом образования в современном мире. Введение основ финансовых знаний в дошкольный возраст помогает детям развивать навыки, необходимые для успешной жизни в обществе. Сюжетно-ролевая игра «Банк» представляет собой эффективный метод обучения, который способствует формированию у старших дошкольников представлений о деньгах, их использовании и управлении финансами.
Сюжетно-ролевая игра «Банк» предоставляет уникальную возможность для старших дошкольников познакомиться с основами финансовой грамотности в увлекательной и доступной форме. Использование этого метода обучения способствует не только развитию необходимых знаний и навыков, но и формированию уверенности в себе, умению работать в команде и принимать решения. Данный учебно-методический материал станет полезным инструментом для воспитателей, стремящихся развивать финансовую грамотность у своих воспитанников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сюжетно-ролевой игры «Банк» для развития финансовой грамотности старших дошкольников
Умалатова Мария Николаевна,
Воспитатель МБДОУ детский сад «Солнышко»,
Воспитание у детей дошкольного возраста финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансового поведения, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Особенно следует отметить, что взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна.
В процессе ознакомления детей с деньгами необходимо учитывать две стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к
ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и
благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги. Важнейшим инструментом воспитания дошкольников – является игра.
Л. С. Выготский главное значение детской игры видел в коренном преобразовании сознания, заключающегося в отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т. е. в формировании идеального плана сознания.
Организация игрового экономического центра предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики.
Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Они являются активными участниками.
Мы предлагаем использовать в свое работе сюжетно-ролевую игру «Банк».
Сюжетно – ролевая игра «Банк».
Цель: Ознакомление детей с новыми экономическими понятиями в игровой форме. Формирование умения творчески развивать сюжетную линию игры «Банк». Во время игры дети социализируются с экономическим прогрессом реальной жизни в современном мире.
Возраст: Игра рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Дети старшего дошкольного возраста уже владеют элементарными навыками математической, творческой, речевой, социальной деятельностью, где в ходе игры проходит их закрепление.
Игра существует как при взаимодействии «ребенок - педагог», так и «ребенок – ребенок». Нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя (где я успешен и значим). Дети осуществляют возможность свободы выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги, как организовать собственное дело, чтобы оно приносило прибыль и т.д.);
Игра возможна в следующих формах проведения:
- организованная игра, позволяет совершенствовать технику игры и расширять ориентировки детей в социальной жизни (воспитатель в игре исполняет роль);
- свободная игровая деятельность, формирует активную позицию ребенка в игре, реализовывать сферы его собственных интересов.
Требование к предметно – пространственной среде при проведении игры «Банк»:
1. Рабочее место кассира - операциониста: стол, стул, касса с деньгами, компьютер, телефон, банковские карты, папка для документов, кассовая книга, бейджик.
2. Рабочее место банкира: стол, стул, компьютер, телефон, папка с документацией, бейджик.
3. Рабочее место охраны: удостоверение охранника, стол, стул, телефон, кнопка для вызова полиции, бейджик.
4. Для клиентов банка: стулья, стол, паспорт, брошюрки, буклеты об услугах банка.
Воспитателем предлагаются следующие приемы и методы для побуждения к игре:
• Беседы, чтение художественной литературы.
• Наглядный метод (демонстрационные пособия)
• Установление причинно-следственных связей (банк - зарплатная карта- наличные деньги и т.д.)
• Педагогические: игровые, проблемные, ситуативный разговор; воображаемые ситуации (где взять деньги на крупную покупку, отказ в предоставлении кредита, займа, сложности при оплате услуг и т.д.)
• Сюрпризные моменты (письмо с просьбой о помощи и т.д.)
• Элементы творчества и новизны (создание собственной сюжетной линии игры, новые понятия и т. д)
Приёмы для побуждения интереса к игре:
1. Педагог, в игре, выступает как образец:
- ролевых диалогов, с помощью которых стимулирует потребность в общении между детьми;
- ролевого поведения, когда вступает в ролевые взаимодействия с другими участниками игры (банкир приобретает билет в театр, разговаривает по телефону и т.д.);
- вживание в роль (смена походки, мимики, жестов);
- использование игровой среды: открывает собственное дело.
2. Введение в игру разнообразных событий (срочная внеплановая командировка, открытие нового отдела в банке, пожар и т.д.);
3. Введение правил в игру:
- любое начатое дело должно быть и прибыльным, и полезным;
- все спорные ситуации решать только путем обсуждения друг с другом;
- в игре мы «команда»
4. Внесение новых атрибутов для игры: зарплатные карты, авиабилеты, записные книжки, печати, рекламные буклеты.
Методическая ценность: Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и воспитанников.
Возможность использования: пособие привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Дидактическое пособие хорошо подходит для занятий в группах, индивидуальной и самостоятельной деятельности воспитанников. Предполагает использования его в работе с детьми от 5 до 7 лет с возможностью импровизации по ходу образовательной деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.
Преимущества данного пособия: Возможно, использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Просто в изготовлении, удобно в использовании, легко перемещается в групповом пространстве. Способствует развитию таких психических процессов, как память, мышление, воображение, восприятие. Развивает познавательный интерес и познавательную активность.
Алгоритм использования:
#1055;одготовка к работе с банкоматом: денежные купюры и монеты положить непосредственно в предназначенный отдел.
#1057;нять наличные: Вставить карту в банкомат. Ввести четырехзначный пароль. Взять деньги. Забрать карту.
3. Пополнить счет, перевести наличные. Вставить карту в банкомат. Ввести четырехзначный пароль. Внести необходимую сумму денег. Ввести пароль и забрать карту.
#1055;ровести платеж (коммунальные услуги, налоги, прочие платежи). Вставить карту в банкомат. Ввести четырехзначный пароль. Ввести реквизиты назначения и название платежа. Указать сумму платежа. Оплатить. Забрать карту.
Ожидаемый результат проведения игры «Банк»:
- Развиты творческие способности детей, ребенок способен вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.
- Сформированы умения: выстраивает и объединяет события в определенную последовательность; способен договариваться о последующих действиях. Владеет нормами и правилами социального поведения, пытается эмоционально вживаться в незнакомый социальный мир.
- Достаточно хорошо владеет устной речью, в игровой и образовательной деятельности, способен использовать новые понятия.
- Проявляет любознательность; склонен к формированию познавательных действий; обладает развитым воображением. Сформировано представление о работе банка и его работниках.
- Старается выдвигать собственные творческие идеи; может создавать новую пространственную и предметную среду по ходу игры, способен придумывать разнообразные сюжеты игры.
- Владеет основными двигательными движениями, осознает необходимость соблюдения правила безопасного поведения и сохранения здоровья.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. – М.: Просвещение, 2016 – 34 с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован № 71847)
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, с.39-40
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, с.192-193
- Бейлина А.Ф. Фребель: игры и игровые средства // Дошкольное воспитание. 2016. №3. С. 56-59.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО и МОДЭК, 1997 – 352 с.
- Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Москва, 1989. 159 с.
- Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009 – 128 с.
- Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка//Вопросы психологии - № 2, 1961. – С. 62-76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

"Из опыта работы творческой группы проекта по финансовой грамотности старших дошкольников "Экономыч" с использованием современных ИКТ – технологий"
В статье представлен отчет из опыта работы педагогов проекта "Экономыч" по финансовой грамотности старших дошкольников с использованием ИКТ - технологий. Педагоги смогут узнать, как можно пр...

Развитие финансовой грамотности старших дошкольников через дидактические игры.
ВажнейВажнейшим направлением в дошкольном образовании является обучение детей финансовой грамотности.Поэтому, задачей воспитателя детского сада является преподнести элементарные, первичные...

«Сюжетно -ролевая игра, как основа формирования финансовой грамотности у дошкольников
laquo;Сюжетно -ролевая игра, как основа формирования финансовой грамотности у дошкольников...
«ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
В современном быстроразвивающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, процессов глобализации, появления широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг, перед обществом ставятся сл...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»...
Лэпбук «Юные экономисты» как средство формирования экономической культуры и развития финансовой грамотности старших дошкольников
Экономическое образование включает в себя две части:экономическое воспитание и экономическое обучение – и выполняет следующие функции:...
