Конспект логопедического занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: «Кто хочет стать миллионером»».
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Митрясова Мария Владимировна

Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.

Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности.

Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе  для детей с ТНР    

Тема: «Кто хочет стать миллионером»».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширение представления об элементах экономики;  уточнение и расширение словаря по теме «Финансовая грамотность». Закрепление знаний детей о некоторых  составляющих семейного бюджета: пенсия, зарплата; Совершенствование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему.

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов. Формирование умения пользоваться без заикания однословными ответами и ответами словосочетаниями с наглядной опорой (картинки). Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи: упражнять в образовании сложных слов, состоящих из двух основ. Расширение глагольного словаря (упражнять в умении выделять слова и действия, относящиеся к экономике); Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.

Коррекционно-развивающие: Развитие плавной речи, развитие памяти, внимания, фантазии, мышления и связной речи, мелкой моторики; координации речи с движением.  Развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности речи.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а также бережное отношение к деньгам, воспитывать у детей бережливость, желание помогать родителям,  экономить семейный бюджет.

 Предварительная работа: чтение сказки «Муха-Цокотуха» К. Чуковский, произведения Г. Х. Андерсена «Серебряная монетка»; беседа на тему «Бюджет семьи»; разучивание стихотворения «Веселый магазин» и чистоговорки «Покупки» на индивидуальных логопедических занятиях;  составление описательных рассказов.

 Оборудование: игрушка Гном Эконом, картинка к сказке «Муха-Цокотуха»; карточка с ребусом; картинки для игры «Доходы семьи»;  шапочки–маски для инсценировки «Веселый магазин»; схема для составления рассказа; картинки с изображением овощей; картинки для игры «Что можно купить за деньги, а что нельзя купить?».

Ход занятия

Организационный  момент:  

Логопед: - Ребята, сегодня к нам пришел в гости Гном Эконом, мы с ним  уже знакомы. Его так прозвали, потому что он, очень  много работал, копил, экономил денежки.                           

                          К нам в гости Гном Эконом пришел совсем не зря,

                            Сейчас без экономики на свете жить нельзя…

-Гном Эконом  приглашает вас в путешествие в мир экономики.

Логопед:  - Экономика — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.

- Ребята, а что значит быть экономным?  (Ответы детей)

Основная часть 

Логопед: - Гном – эконом знает много разных игр и заданий. Вы хотите поиграть с ним?

Игры и задания Эконома не такие уж и простые, вам надо постараться  хорошо их выполнить.  

Задания от Гнома Эконома: 

1 задание – Отгадайте сказку (детям предлагается картинка с изображением сказки  «Муха-Цокотуха»).

- Как называется эта сказка? Дети: «Муха-Цокотуха». 

- Скажите, откуда у мухи денежка взялась? (Она ее нашла в поле)

- А как в поле денежка появилась? Выросла? (Её  кто-то потерял)

- Какие действия еще можно совершать с деньгами? (расскажите гному)

- Игра с гномом «Назови действие» -  

Логопед: отвечает тот, кому я передам гнома.

Деньги можно: найти, потерять, заработать, потратить, накопить, положить….

2 задание  - Разгадывание ребуса «Банк» (детям предлагается картинка –загадка от гнома)

Логопед: - Гном спрятал слово в ребусе, он предлагает вам разгадать ребус, какое слово здесь зашифровано?   Дети: «Банк».

Логопед: - Как вы узнали? (Разгадывайте и рассказывайте, как вы это делаете) 

Логопед. - Молодцы! Вы разгадали ребус.

3  задание  -  игра «Сложные слова» Словообразование сложных слов. (логопед передает  гнома, а ребенок отвечает)

Логопед: - Я называю два слова, а вы соединяете 2 слова в одно слово и называете его Гному:

  • Работу даёт – работодатель.
  • Сберегательный банк – сбербанк.
  • Заработанная плата – зарплата.
  • Универсальный магазин – Универмаг.
  • Центральный банк – Центробанк.

4 задание  - игра «Доходы семьи» ( детям предлагаются картинки )  

Логопед: - Откуда в семьях появляются деньги? (разложите карточки и расскажите) возьмите по 1 карточке  и расскажите:

    -   Кто зарабатывает в семье деньги?

Дети: - Мама и папа – работают и получают зарплату.

        Бабушка и дедушка – получают пенсию.

    Старшие братья и сестры учатся в колледже или институте и получают стипендию.

Логопед: - Доходы семьи – это все деньги, которые поступают в семью.

Бюджет – это подсчет доходов и расходов. Семейный бюджет тратится на нужды всех членов семьи…

5. Физкультурная пауза: 

Логопед: -  Ребята, гном предлагает вам отдохнуть и поиграть.

 Жил на свете добрый Гном  (дети изображают движениями рук крышу дома),

Его звали Эконом (сжимают руки в кулаках),

Много в жизни повидал, (дети изображают «земной шар»)

И ребятам рассказал (прыгают и радуются).

6. Диалог «Веселый магазин»  [Развитие просодической стороны речи.]

Логопед:  - Гном Эконом на заработанные и сэкономленные деньги построил в лесу свой магазин и в него приходят лесные жители.

Логопед. - А сейчас давайте расскажем Гному стихотворение «Веселый магазин», которое вы выучили. Вова М. будет продавцом, Вова К.  будет крокодилом, Никита, Илья будут еноты, а Настя будет автором. Помните, что сначала вопросы задает крокодил. Он должен говорить грубым, низким голосом. Еноты задают вопросы веселыми голосами. А вот продавец у нас сердитый и недовольный.

1-й ребенок. Открываем магазин,

                      Продаем продукты.

                      Покупает крокодил

                     Овощи и фрукты.

крокодил. - Сколько стоит кабачок?

Продавец .-  Кабачок? Пятачок.

крокодил.-  Дайте два кабачка.

Продавец.-  Дайте два пятачка.

1-й ребенок. В магазин пришли с работы

                      Покупатели-еноты

                      Покупать у продавца

                     Два соленых огурца.

                     Говорит продавец:

Продавец.-  Две копейки — огурец!

Еноты.     - Дайте нам по огурцу!

Продавец. -  Заплатите продавцу!

 Еноты:   — Сосчитаем: Дважды плюс два.

                       Дважды плюс два—четыре?  — Да!

  Продавец. -  Очень точно! Молодцы!

                       Забирайте огурцы!

Логопед: - молодцы, ребята;

- кто продавал товары в магазине? (продавец)

-  А кто покупал товары? (покупатели);

- как называют товары, которые покупали ? (покупки)

- Ребята, расскажите Гному чистоговорку «Про покупки»

7. Проговаривание чистоговорки «Про покупки»(дети встают парами):

Автор и продавец: - Расскажите про покупки!

Покупатели: — Про какие, про покупки?

Автор и продавец:— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

8. Составление описательных рассказов о товарах:

Логопед: - Крокодил и Еноты были покупателями в магазине, сейчас они расскажут о своих товарах по схеме–плану: - название товара;

- к какому виду продуктов питания относится? (овощ)

- как попал в магазин (происхождение)?

- как называется отдел в магазине,  в котором купили товар?

- что из него можно приготовить?

Логопед: -  Молодцы, хорошо рассказали.

  1. Логоритмическая игра «Монетки»

«Мы не детки, мы не детки, (Поворот вокруг себя)

А веселые монетки. (Наклоны в стороны.)

 Звонко катимся по кругу, (Руки на поясе, легким бегом бегут по кругу)

Радуемся мы друг к другу. (Остановились, повороты к соседям.)

 Дружно скачем: скок, скок, скок… - (Прыгают на месте.)

 И обратно в кошелек. (присели на корточки, руки сомкнули над головой)

  1. Игра «Закончи предложение» (согласование  слов в предложении, пополнение  словарного запаса).

Логопед: - Закончите предложения словом «Монета»:

У Тани в кошельке лежат ...

У Вани в кармане нет …

У меня много … и т.д.

11. Игра «Что можно купить за деньги, а что нельзя купить»

Логопед предлагает детям подобрать картинки и рассказать.

12.  Игра «Скажи наоборот» (образование антонимов )

Логопед: - Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить мне слова - наоборот.

Покупатель - продавец

Покупка - продажа

Трудолюбивый - ленивый

Много - мало

Дорого - дешево

Доход - расход

Тратить — копить

Высокие (цены) - низкие (цены)

Наличные – безналичные

13. Игра «Назови, какая?» (образование относительных прилагательных)

Монета из серебра (какая?) - … серебряная

Монета из золота - ….. (из меди …; из металла - ….)

Банкнота из бумаги – бумажная;

Карта из пластика - пластиковая

   Заключительная часть -  подведение итога занятия 

Гном Эконом: -  Молодцы ребята, выполнили все задания.

 Гном предлагает детям  ответить на вопросы по сказкам вручает им медали:

- Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)

- Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

- Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).

- Герои каких сказок менялись на что –то? «Дудочка и кувшинчик»«Петушок и бобовое зёрнышко»«Лисичка со скалочкой».

- Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? («Золотая рыбка»)

- В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? («Курочка Ряба»)

- Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

- герои, какой сказки, нашли в лесу предметы и сделали из них полезные вещи? («Разные колеса»)

- как называется сказка, в которой монетка путешествовала по разным странам? («Серебряная монетка»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Что нельзя купить»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:Повторить понятие «потребности человека»;Закрепить названия осно...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Дети и деньги»

Занятие для подготовительной группы с целью введения культуры обращения с деньгаи для будущей самостоятельной жизни....

Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе " Приключение девочки Настеньки"

1. Даныый материал раскрывает   сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закр...

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккура...

Конспект познавательного занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Что мы знаем о деньгах"

Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкол...

Конспект познавательного занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Как сделать покупки с умом"

Конспект познавательного занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Как сделать покупки с умом"...

Конспект логопедического занятия по финансовой грамотности «Путешествие в страну денег»

Конспект логопедического занятия по финансовой грамотности «Путешествие в страну денег», подходит для изучения основ финансовой грамотности детей старшей и подготовительной группы. А ...