Фнансовая грамотность
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Цели работы:
* Формирование первичных экономических представлений и компетенций
* Развитие экономического мышления дошкольников
* Воспитание социально-личностных качеств
* Закладка основ рационального поведения в сфере экономики
*Развитие математических представлений через финансовую деятельность
Основные задачи:
* Формирование базовых понятий о деньгах, экономии, сбережениях
* Знакомство с основами бюджетирования
* Развитие навыков счёта и математических операций
* Обогащение словарного запаса финансово-экономическими терминами
Дошкольный возраст — это важнейший период формирования личности ребёнка, его ценностных ориентиров и отношения к окружающему миру. Ведь современный ребенок в современных условиях с раннего возраста включается в экономическую жизнь семьи: посещает магазины, видит рекламу, знакомится с деньгами. Поэтому формирование финансовой грамотности становится неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Предлагаю сейчас разобраться в вопросе что же такое финансовая грамотность дошкольников?
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. То есть:
- понимать роль денег;
- различать потребности и желания;
- считать монеты и купюры;
- принимать простые решения о тратах;
- беречь вещи и ресурсы.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте включает:
* Формирование правильного отношения к деньгам
* Понимание взаимосвязи труда и вознаграждения
* Воспитание бережливости
* Развитие экономического мышления
* Освоение базовых понятий о товарно-денежных отношениях.
Что такое математическая грамотность для дошкольников?
- считать предметы (до 10–20);
- сравнивать количества («больше», «меньше», «столько же»);
- распознавать геометрические формы;
- измерять простые величины (длина, объём);
- решать логические задачи на классификацию.
Взаимосвязь финансовой и математической грамотности
Как математика помогает в финансах:
- Счёт → подсчёт денег, сдача.
- Сравнение → выбор дешёвого/дорогого товара.
- Измерение → расчёт количества товара на сумму.
- Логика → принятие решений «купить сейчас или отложить».
Пример:
Задача: «У тебя 5 рублей. Мороженое стоит 3 рубля. Сколько останется?»
Навыки: счёт, вычитание, понимание стоимости.
Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, не очень хорошее мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем.
Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой грамотностью? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.
Можно ознакомить с помощью:
Игровых технологий – это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки). Основа игровой технологии составляет общение между педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.
Также можно ознакомить с помощью предметно-развивающей среды который создан вместе с родителями . Это такие центры как: «Магазин продуктов», «Банк», «Салон красоты», “Аптека”,”Строительный магазин” и “ Магазин одежды”.
Для формирования финансовой грамотности надо разработать картотеку дидактических игр, включающая следующие игры: «Много-мало», «Дорого-дешево», «Нужные покупки», «Мир финансов» и др.. Данные игры могут проводиться как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и во время самостоятельных, совместных игр детей.
Таким образом, формирование финансовой и математической грамотности дошкольников — это комплексный процесс, требующий системного подхода и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Успешная реализация данной задачи позволит заложить прочный фундамент для дальнейшего развития ребёнка и его успешной социализации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"
ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....