Картотека игр по финансовой грамотности (старшая группа)
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Пояснительная записка:
Цель:Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, первичных экономических представлений и разумного финансового поведения в игровой форме.
Задачи:
· Сформировать понятия «труд», «деньги», «доход», «цена», «покупка», «продажа».
· Познакомить с различиями между «потребностями» (необходимое) и «желаниями» (излишества).
· Развивать умение планировать небольшие расходы, делать осознанный выбор.
· Воспитывать уважение к труду и людям разных профессий, бережное отношение к вещам, природным и семейным ресурсам.
Рекомендации: Используйте игровую валюту (жетоны, фишки, самодельные «монетки» номиналом 1, 2, 5), создавайте игровые ситуации, вовлекайте родителей (домашние поручения за символическое вознаграждение, совместные походы в магазин с обсуждением).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по финансовой грамотности для старшей группы (5-6 лет)
Пояснительная записка
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, первичных экономических представлений и разумного финансового поведения в игровой форме.
Задачи:
· Сформировать понятия «труд», «деньги», «доход», «цена», «покупка», «продажа».
· Познакомить с различиями между «потребностями» (необходимое) и «желаниями» (излишества).
· Развивать умение планировать небольшие расходы, делать осознанный выбор.
· Воспитывать уважение к труду и людям разных профессий, бережное отношение к вещам, природным и семейным ресурсам.
Рекомендации: Используйте игровую валюту (жетоны, фишки, самодельные «монетки» номиналом 1, 2, 5), создавайте игровые ситуации, вовлекайте родителей (домашние поручения за символическое вознаграждение, совместные походы в магазин с обсуждением).
Блок 1: Труд и профессии. Заработок.
Цель: Сформировать понимание связи между трудом и деньгами.
1. Игра «Все профессии важны»
· Материал: Карточки с изображениями профессий (повар, врач, строитель, водитель, учитель, парикмахер) и карточки с «продуктами» их труда (еда, здоровье, дом, перевозка, знания, прическа).
· Ход игры: Дети должны сопоставить профессию и результат труда. Обсудить, зачем людям этой профессии платят деньги (это их заработок за полезный труд).
2. Игра «Помощники» (с элементами сюжетно-ролевой игры)
· Материал: Набор карточек с простыми заданиями («аккуратно сложить книги», «полить цветы», «раздать карандаши», «протереть стол»). Игровые деньги.
· Ход игры: Воспитатель — «руководитель». Дети — «помощники». Каждый выбирает задание, выполняет его и получает за хорошо выполненную работу «зарплату». Обсудить, почему один получил больше (задача была сложнее/дольше), а другой меньше.
---
Блок 2: Деньги. Покупка и продажа. Цена.
Цель: Познакомить с функцией денег как средства платежа, понятиями «цена», «сдача».
3. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» (усложненный вариант)
· Материал: Игрушечные товары с ценниками (простые числа: 1, 2, 3, 5 монет), корзинки, игровые деньги, касса, «банковские карты» из пластика.
· Ход игры: Дети распределяют роли: продавцы, кассиры, покупатели. Покупатели выбирают товары, смотрят ценник, подсчитывают примерную сумму, платят в кассу. Усложнение: дать покупателю 5 монет и попросить купить товары на сумму ровно 5 или меньше, чтобы получить сдачу. Ввести оплату «картой» (безналичный расчет).
4. Настольная игра «Купи-продай»
· Материал: Игровое поле с «магазинами» (овощной, канцтовары, игрушки), карточки-товары, игровые деньги.
· Ход игры: Дети по очереди бросают кубик, передвигают фишки. Попадая в «магазин», могут купить товар, заплатив указанную цену. Выигрывает тот, кто сделает больше удачных покупок на свою стартовую сумму (например, 10 монет).
---
Блок 3: Потребности и желания. Выбор.
Цель: Учить отличать необходимые траты от необязательных, делать осознанный выбор.
5. Игра-сортировка «Нужно и хочу»
· Материал: Картинки с предметами: хлеб, молоко, яблоко (еда), куртка, ботинки (одежда), шапка; и предметы: мороженое, кукла, машинка, жвачка, наклейки.
· Ход игры: Две коробки/обруча с надписями (пиктограммами) «Нужно» (домик, тарелка) и «Хочу» (смайлик). Дети по очереди берут картинку, объясняют свой выбор и кладут в нужную коробку. Обсудить, что сначала нужно потратить деньги на необходимое.
6. Игра «Семейный бюджет: Собираемся в поход»
· Материал: Большая картинка-фон «Лес», карточки с предметами: рюкзак, вода, бутерброд, аптечка, кружка (необходимое) и карточки: планшет, большая коробка конфет, плюшевый мишка (желательное).
· Ход игры: У команды (семьи) ограниченное «бюджет» — 10 монет. Каждая карточка стоит 1-2 монеты. Нужно «купить» только самое необходимое для похода, уложившись в бюджет. Коллективное обсуждение выбора.
---
Блок 4: Экономия, накопление, планирование.
Цель: Формировать идею о том, что деньги можно не только тратить, но и копить на цель.
7. Игра «Копилка»
· Материал: Карточки с изображением «цели» (новая машинка, кукла, набор красок) и разменные игровые монеты.
· Ход игры: Каждый ребенок выбирает «цель» и ее стоимость (например, 7 монет). Воспитатель раздает за «выполненные поручения» в течение недели монеты. В конце недели дети проверяют, кто накопил на свою цель. Обсудить, почему у кого-то получилось, а у кого-то нет (тратил на мелкие «хочу»).
8. Дидактическая игра «Дешевле — дороже»
· Материал: Пары карточек с одинаковыми товарами, но разными ценниками (яблоко за 2 и за 5 монет; одинаковые машинки за 3 и за 6).
· Ход игры: Разложить карточки перед детьми. Задача: найти в каждой паре товар, который стоит дешевле. Обсудить: «Если ты хочешь сэкономить, какой товар выберешь?» Важно: отметить, что иногда низкая цена может говорить о плохом качестве (сломанная игрушка, гнилое яблоко – это можно показать на картинке).
---
Блок 5: Настольно-печатные и подвижные игры.
Цель: Закрепление понятий в динамичной и соревновательной форме.
9. Подвижная игра «Бартер» (обмен)
· Ход игры: У каждого ребенка в руках одна игрушка/карточка (фрукт, овощ, предмет). Под веселую музыку дети ходят по залу. Музыка останавливается — нужно найти партнера и договориться об обмене. Обмен состоится, если оба согласны («Ты мне даешь яблоко, а я тебе — морковку»). После нескольких раундов обсудить, все ли остались довольны обменом и почему.
10. Игра-ходилка «Финансовый лабиринт» (самодельная или адаптированная)
· Материал: Игровое поле с клетками, кубик, фишки.
· Ход: На клетках поля изображены ситуации: «Помог бабушке — получи 2 монеты», «Купил мороженое — потрать 1 монету», «Нашел копилку — получи бонус», «Сломал игрушку — нужно купить новую (потрать 3 монеты)». Стартовый капитал — 5 монет. Цель — дойти до финиша, не остаться без денег.
---
Итоговое мероприятие: Проект «Ярмарка».
Дети заранее«зарабатывают» игровые деньги, готовят «товары» (поделки, рисунки), назначают им цену, организуют торговые места и выступают в роли продавцов и покупателей. Это комплексное применение всех полученных знаний и навыков.
Взаимодействие с родителями: Рекомендовать дома давать ребенку небольшие деньги для самостоятельной покупки (например, булочки в магазине), обсуждать список покупок перед походом в магазин, вместе сортировать дома вещи на «нужное» и «ненужное».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессии. Финансовая грамотность. Старшая группа.2020г.
Финансовая грамотность детей. Консультация для родителей(дистанционная) «Семейный бюджет». Дети быстро растут. Наша общая задача дать им такие знания, которые помогут ...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности (старшая группа) «Почему взрослые работают?»
Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», &la...

Перспективное планирование на год ОО "Финансовая грамотность" старшая группа
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понят...

Рабочая программа по Финансовой грамотности (старшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (СТАРШАЯ ГРУППА)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (финансовая грамотность). Старшая группа
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (финансовая грамотность)....

Картотека бесед по финансовой грамотности старшего возраста
Вызвать интерес детей к финансовой грамотности...
