Комплекс заданий к олимпиаде по финансовой грамотности для дошколят "Волшебные монетки Солнечного леса"
олимпиадные задания по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Замашкина Ирина Викторовна

 Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных финансово-экономических представлений в игровой, доступной и запоминающейся форме.

 Задачи:

1. Познакомить с базовыми экономическими понятиями:

   · Труд как источник ресурсов.

   · Справедливый обмен (бартер).

   · Накопление средств.

   · Различие между потребностями и желаниями.

   · Честные и нечестные способы получения благ.

2. Развивать личностные и метапредметные навыки:

   · Мелкую моторику (проведение линий, раскрашивание, работа с «хлопушками»).

   · Пространственное мышление и логику (лабиринт, выбор приоритетов).

   · Умение анализировать и делать осознанный выбор.

   · Социально-этические нормы поведения (честность, справедливость, трудолюбие).

3. Создать положительную мотивацию к изучению финансовой грамотности через:

   · Сказочный антураж и игровые персонажи.

   · Интерактивные и творческие задания.

   · Ситуацию успеха и поощрения.

 

 

Оригинальность и методическая ценность:

 

· Интеграция финансовых понятий в сказочный сюжет позволяет абстрактные категории сделать понятными и близкими для детей.

· Использование разноформатных активностей (лабиринт, «хлопушки», раскраски) поддерживает интерес и учитывает возрастные особенности восприятия.

· Акцент на морально-этическом аспекте (честный/нечестный способ получения денег) способствует не только интеллектуальному, но и нравственному развитию.

· Дифференциация заданий по уровню сложности и балльной системе позволяет оценить как базовое понимание, так и способность к более глубокому анализу.

 

Целевая аудитория:

Воспитанники старших и подготовительных групп ДОУ (5–6 лет 

Продолжительность: 20–25 минут.

 

Формат:

Комплекс из 5 интерактивных заданий, объединённых общей сказочной историей. Каждое задание автономно и решает конкретную педагогическую задачу в рамках общей темы.

 

Сценарий может быть использован в рамках тематической недели, образовательного события или итогового занятия по финансовой грамотности для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный этап

ЕжегодногоВсероссийскогоконкурсапрофессиональногомастерствапедагогов по финансовой грамотности «Финансовая перемена» в 2025/2026 гг.

Конкурснаяработа «Комплекс заданий к олимпиаде по финансовой грамотности для дошколят "Волшебные монетки Солнечного леса"

Номинация: Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности

«Лучшие олимпиадные задания по финансовой грамотности»

Автор:

Воспитатель высшей квалификационной категории Замашкина Ирина Викторовна МАДОУ д/с №15 «Солнышко»

Городской округ город Бор

                          Нижний Новгород

                                 2025

Комплекс заданий к олимпиаде по финансовой грамотности для дошколят "Волшебные монетки Солнечного леса"

 Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных финансово-экономических представлений в игровой, доступной и запоминающейся форме.

 

 

Задачи:

 

1. Познакомить с базовыми экономическими понятиями:

   · Труд как источник ресурсов.

   · Справедливый обмен (бартер).

   · Накопление средств.

   · Различие между потребностями и желаниями.

   · Честные и нечестные способы получения благ.

2. Развивать личностные и метапредметные навыки:

   · Мелкую моторику (проведение линий, раскрашивание, работа с «хлопушками»).

   · Пространственное мышление и логику (лабиринт, выбор приоритетов).

   · Умение анализировать и делать осознанный выбор.

   · Социально-этические нормы поведения (честность, справедливость, трудолюбие).

3. Создать положительную мотивацию к изучению финансовой грамотности через:

   · Сказочный антураж и игровые персонажи.

   · Интерактивные и творческие задания.

   · Ситуацию успеха и поощрения.

Возраст: 5-6 лет

Время проведения:20-25 минут

Формат: Каждое задание — это часть одной истории.

 

Вступление для ведущего/педагога:

"Здравствуйте, юные друзья! Сегодня мы отправимся в Солнечный лес, где живут добрые зверята. Но случилась беда: у них пропали все волшебные монетки, которые помогают делать добрые дела. Давайте поможем им вернуть монетки, выполнив интересные задания!"

 

---

 

Задание 1: "Сбор урожая для Белочки"

 

Цель: Понятие "труд" как основа получения ресурсов.

 

Задание сочетает счет, моторику (проведение линии) и прямую визуальную связь труда и результата.

 

Инструкция: "Белочка Соня собирает орешки и грибы, чтобы обменять их на волшебные монетки. Помоги ей собрать урожай! Проведи линии от Белочки к каждому орешку и грибочку."

 

Что в задании: На листе нарисована Белочка в углу и в хаотичном порядке 5 орешков и 3 грибочка. Ребенок должен провести к каждому из них линии.

 Критерий оценки: Засчитывается задание, где ребенок соединил все 8 объектов. (1 балл)

  

Задание 2: "Лабиринт Доброго Обмена"

 

Цель: Понятие "справедливый обмен (бартер)".

 

Классический лабиринт используется для демонстрации концепции "обмена по желанию", а не по принуждению.

 

Инструкция: "Медвежонок Умка хочет обменять свой вкусный горшочек меда на яркий воздушный шарик у Зайки. Помоги ему найти правильную тропинку к Зайке, чтобы совершить честный обмен!"

 

Что в задании: Лабиринт, где есть несколько тупиков. В одном тупике нарисована грустная лисичка с фантиками (намёк на невыгодный обмен), в другом — сломанная игрушка. Нужно провести линию по правильному пути.

 

Критерий оценки: Правильно пройденный лабиринт. (1 балл)

 

 

Задание 3: "Волшебная Копилка Ежика"

 

Цель: Понятие "копилка" и "накопление".

 

Задание в формате "хлопушки". Ребенок не просто считает, а "помещает" монетку в копилку, отрывая часть листа.

 

Инструкция: "Ежик Джей собрал листики, чтобы купить новую кисточку для красок. Его копилка — это большой полый пенек. Помоги ему положить в пенек-копилку ВСЕ монетки, которые он заработал. Отогни уголок с каждой монеткой, как будто ты ее бросаешь в копилку!"

 

Что в задании: Нарисован Ежик и его копилка-пенек. Рядом с копилкой нарисованы 4 монетки, каждая на своем отгибающемся уголке (как в детских книгах-панорамах). Ребенок физически загибает каждый уголок, "пряча" монетку в копилку.

 

Критерий оценки: Ребенок загнул все 4 уголка. (1 балл)

 

 

Задание 4: "Выбор для Лисички"

 

Цель: Понятие "приоритет" и "ограниченность ресурсов".

 

Вместо скучного "что купить?" используется формат "раскрась нужное", что более интуитивно и понятно для ребенка.

 

Инструкция: "У Лисички есть только три волшебные монетки. Она мечтает о новом платье, но сегодня холодно, и ей нужны дрова для печки, чтобы согреться. А еще у нее законилась краска для рисования. Раскрась ТОЛЬКО те предметы, которые Лисичка должна купить в первую очередь."

 

Что в задании: Нарисованы три предмета: 1. Дрова (потребность), 2. Краска (потребность), 3. Платье (желание). Ребенок должен раскрасить дрова и краску, оставив платье не раскрашенным.

 

Критерий оценки: Ребенок раскрасил дрова и краску, не раскрасил платье. (2 балла — за понимание приоритета). Если раскрашено все — 0 балло 

Задание 5: "Найди лишнюю монетку"

 

Цель: Закрепление понятий "труд", "обмен", "подарок" и выявление нечестного способа получения.

 

Аналог "найди лишнее", но не по форме или цвету, а по смысловой, экономической составляющей.

 

Инструкция: "Посмотри на картинки. На каждой зверушка получила свою волшебную монетку. Но одна монетка появилась нечестным путем. Какая? Покажи ее пальчиком."

 

Что в задании: Четыре маленьких рисунка:

 

1. Белочка продает орешки (получает монетку за труд).

2. Медвежонок меняет горшочек меда на монетку (обмен).

3. Лисичка нашла монетку на дорожке (удача/находка).

4. Волчонок отобрал монетку у Мышки (воровство).

 

Критерий оценки: Ребенок указал на картинку №4. (2 балла — за понимание нечестности).

  

Итоги и награждение:

 

· Максимальный балл: 7.

· 6-7 баллов: "Главный Эконом Солнечного леса" (I место).

· 4-5 баллов: "Знаток Волшебных Монеток" (II место).

· 2-3 балла: "Помощник Солнечного леса" (III место).

 

Финал: "Спасибо вам, друзья! Вы помогли вернуть все волшебные монетки в Солнечный лес! Теперь зверята знают, что монетки нужно зарабатывать трудом, честным обменом и копить их для самых важных и нужных вещей!"

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧАЕМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ПУТЕШЕСТВИЕ С МОНЕТКОЙ ПО СТРАНЕ «ЭКОНОМИКА»

ОБУЧАЕМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ПУТЕШЕСТВИЕ С МОНЕТКОЙ ПО СТРАНЕ «ЭКОНОМИКА»...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономике"

Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономике"...

конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой"

quot;Путешествие с монеткой в страну Финансов"Детям представлен материал по финансовой грамотности....

Конспект ООД по финансовой грамотности «Путешествие с монеткой за новогодними покупками"

Цель: повышение финансовой грамотности детей через расширение представлений о свойствах и функциях денег....

Конспект итогового мероприятия к проекту по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономики".

Конспект итогового мероприятия к проекту по финансовой грамотности             "Путешествие с монеткой по стране Экономики".Цель:З...

Конспект по финансовой грамотности "Мои первые монетки"

Образовательное событие по финансовой грамотности предназначен для детей 1 младшей группы. Целью поставлено познакомить детей с понятием "деньги": что они бывают бумажными-купюры  и мон...

Просмотр презентации с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Путешествие золотой монетки»

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории возникновения денег, их предназначении.Задачи:Образовательные:• продолжать расширять знания детей о возникновении...