Комплекс заданий к олимпиаде по финансовой грамотности для дошколят "Волшебные монетки Солнечного леса"
олимпиадные задания по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных финансово-экономических представлений в игровой, доступной и запоминающейся форме.
Задачи:
1. Познакомить с базовыми экономическими понятиями:
· Труд как источник ресурсов.
· Справедливый обмен (бартер).
· Накопление средств.
· Различие между потребностями и желаниями.
· Честные и нечестные способы получения благ.
2. Развивать личностные и метапредметные навыки:
· Мелкую моторику (проведение линий, раскрашивание, работа с «хлопушками»).
· Пространственное мышление и логику (лабиринт, выбор приоритетов).
· Умение анализировать и делать осознанный выбор.
· Социально-этические нормы поведения (честность, справедливость, трудолюбие).
3. Создать положительную мотивацию к изучению финансовой грамотности через:
· Сказочный антураж и игровые персонажи.
· Интерактивные и творческие задания.
· Ситуацию успеха и поощрения.
Оригинальность и методическая ценность:
· Интеграция финансовых понятий в сказочный сюжет позволяет абстрактные категории сделать понятными и близкими для детей.
· Использование разноформатных активностей (лабиринт, «хлопушки», раскраски) поддерживает интерес и учитывает возрастные особенности восприятия.
· Акцент на морально-этическом аспекте (честный/нечестный способ получения денег) способствует не только интеллектуальному, но и нравственному развитию.
· Дифференциация заданий по уровню сложности и балльной системе позволяет оценить как базовое понимание, так и способность к более глубокому анализу.
Целевая аудитория:
Воспитанники старших и подготовительных групп ДОУ (5–6 лет
Продолжительность: 20–25 минут.
Формат:
Комплекс из 5 интерактивных заданий, объединённых общей сказочной историей. Каждое задание автономно и решает конкретную педагогическую задачу в рамках общей темы.
Сценарий может быть использован в рамках тематической недели, образовательного события или итогового занятия по финансовой грамотности для дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный этап
ЕжегодногоВсероссийскогоконкурсапрофессиональногомастерствапедагогов по финансовой грамотности «Финансовая перемена» в 2025/2026 гг.
Конкурснаяработа «Комплекс заданий к олимпиаде по финансовой грамотности для дошколят "Волшебные монетки Солнечного леса"
Номинация: Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности
«Лучшие олимпиадные задания по финансовой грамотности»
Автор:
Воспитатель высшей квалификационной категории Замашкина Ирина Викторовна МАДОУ д/с №15 «Солнышко»
Городской округ город Бор
Нижний Новгород
2025
Комплекс заданий к олимпиаде по финансовой грамотности для дошколят "Волшебные монетки Солнечного леса"
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных финансово-экономических представлений в игровой, доступной и запоминающейся форме.
Задачи:
1. Познакомить с базовыми экономическими понятиями:
· Труд как источник ресурсов.
· Справедливый обмен (бартер).
· Накопление средств.
· Различие между потребностями и желаниями.
· Честные и нечестные способы получения благ.
2. Развивать личностные и метапредметные навыки:
· Мелкую моторику (проведение линий, раскрашивание, работа с «хлопушками»).
· Пространственное мышление и логику (лабиринт, выбор приоритетов).
· Умение анализировать и делать осознанный выбор.
· Социально-этические нормы поведения (честность, справедливость, трудолюбие).
3. Создать положительную мотивацию к изучению финансовой грамотности через:
· Сказочный антураж и игровые персонажи.
· Интерактивные и творческие задания.
· Ситуацию успеха и поощрения.
Возраст: 5-6 лет
Время проведения:20-25 минут
Формат: Каждое задание — это часть одной истории.
Вступление для ведущего/педагога:
"Здравствуйте, юные друзья! Сегодня мы отправимся в Солнечный лес, где живут добрые зверята. Но случилась беда: у них пропали все волшебные монетки, которые помогают делать добрые дела. Давайте поможем им вернуть монетки, выполнив интересные задания!"
---
Задание 1: "Сбор урожая для Белочки"
Цель: Понятие "труд" как основа получения ресурсов.
Задание сочетает счет, моторику (проведение линии) и прямую визуальную связь труда и результата.
Инструкция: "Белочка Соня собирает орешки и грибы, чтобы обменять их на волшебные монетки. Помоги ей собрать урожай! Проведи линии от Белочки к каждому орешку и грибочку."
Что в задании: На листе нарисована Белочка в углу и в хаотичном порядке 5 орешков и 3 грибочка. Ребенок должен провести к каждому из них линии.
Критерий оценки: Засчитывается задание, где ребенок соединил все 8 объектов. (1 балл)
Задание 2: "Лабиринт Доброго Обмена"
Цель: Понятие "справедливый обмен (бартер)".
Классический лабиринт используется для демонстрации концепции "обмена по желанию", а не по принуждению.
Инструкция: "Медвежонок Умка хочет обменять свой вкусный горшочек меда на яркий воздушный шарик у Зайки. Помоги ему найти правильную тропинку к Зайке, чтобы совершить честный обмен!"
Что в задании: Лабиринт, где есть несколько тупиков. В одном тупике нарисована грустная лисичка с фантиками (намёк на невыгодный обмен), в другом — сломанная игрушка. Нужно провести линию по правильному пути.
Критерий оценки: Правильно пройденный лабиринт. (1 балл)
Задание 3: "Волшебная Копилка Ежика"
Цель: Понятие "копилка" и "накопление".
Задание в формате "хлопушки". Ребенок не просто считает, а "помещает" монетку в копилку, отрывая часть листа.
Инструкция: "Ежик Джей собрал листики, чтобы купить новую кисточку для красок. Его копилка — это большой полый пенек. Помоги ему положить в пенек-копилку ВСЕ монетки, которые он заработал. Отогни уголок с каждой монеткой, как будто ты ее бросаешь в копилку!"
Что в задании: Нарисован Ежик и его копилка-пенек. Рядом с копилкой нарисованы 4 монетки, каждая на своем отгибающемся уголке (как в детских книгах-панорамах). Ребенок физически загибает каждый уголок, "пряча" монетку в копилку.
Критерий оценки: Ребенок загнул все 4 уголка. (1 балл)
Задание 4: "Выбор для Лисички"
Цель: Понятие "приоритет" и "ограниченность ресурсов".
Вместо скучного "что купить?" используется формат "раскрась нужное", что более интуитивно и понятно для ребенка.
Инструкция: "У Лисички есть только три волшебные монетки. Она мечтает о новом платье, но сегодня холодно, и ей нужны дрова для печки, чтобы согреться. А еще у нее законилась краска для рисования. Раскрась ТОЛЬКО те предметы, которые Лисичка должна купить в первую очередь."
Что в задании: Нарисованы три предмета: 1. Дрова (потребность), 2. Краска (потребность), 3. Платье (желание). Ребенок должен раскрасить дрова и краску, оставив платье не раскрашенным.
Критерий оценки: Ребенок раскрасил дрова и краску, не раскрасил платье. (2 балла — за понимание приоритета). Если раскрашено все — 0 балло
Задание 5: "Найди лишнюю монетку"
Цель: Закрепление понятий "труд", "обмен", "подарок" и выявление нечестного способа получения.
Аналог "найди лишнее", но не по форме или цвету, а по смысловой, экономической составляющей.
Инструкция: "Посмотри на картинки. На каждой зверушка получила свою волшебную монетку. Но одна монетка появилась нечестным путем. Какая? Покажи ее пальчиком."
Что в задании: Четыре маленьких рисунка:
1. Белочка продает орешки (получает монетку за труд).
2. Медвежонок меняет горшочек меда на монетку (обмен).
3. Лисичка нашла монетку на дорожке (удача/находка).
4. Волчонок отобрал монетку у Мышки (воровство).
Критерий оценки: Ребенок указал на картинку №4. (2 балла — за понимание нечестности).
Итоги и награждение:
· Максимальный балл: 7.
· 6-7 баллов: "Главный Эконом Солнечного леса" (I место).
· 4-5 баллов: "Знаток Волшебных Монеток" (II место).
· 2-3 балла: "Помощник Солнечного леса" (III место).
Финал: "Спасибо вам, друзья! Вы помогли вернуть все волшебные монетки в Солнечный лес! Теперь зверята знают, что монетки нужно зарабатывать трудом, честным обменом и копить их для самых важных и нужных вещей!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧАЕМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ПУТЕШЕСТВИЕ С МОНЕТКОЙ ПО СТРАНЕ «ЭКОНОМИКА»
ОБУЧАЕМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ПУТЕШЕСТВИЕ С МОНЕТКОЙ ПО СТРАНЕ «ЭКОНОМИКА»...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономике"
Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономике"...

конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой"
quot;Путешествие с монеткой в страну Финансов"Детям представлен материал по финансовой грамотности....

Конспект ООД по финансовой грамотности «Путешествие с монеткой за новогодними покупками"
Цель: повышение финансовой грамотности детей через расширение представлений о свойствах и функциях денег....
Конспект итогового мероприятия к проекту по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономики".
Конспект итогового мероприятия к проекту по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономики".Цель:З...

Конспект по финансовой грамотности "Мои первые монетки"
Образовательное событие по финансовой грамотности предназначен для детей 1 младшей группы. Целью поставлено познакомить детей с понятием "деньги": что они бывают бумажными-купюры и мон...

Просмотр презентации с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Путешествие золотой монетки»
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории возникновения денег, их предназначении.Задачи:Образовательные:• продолжать расширять знания детей о возникновении...
