Коррекционно - развивающая программа для детей 3-7 лет на 2019-2020 учебный год.
рабочая программа по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шлеева Людмила Ивановна

Цель коррекционно-развивающей программы:  охрана и укрепление, а также коррекция психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Компьютер\Pictures\2022-10-20\019.jpg

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 7 ЛЕТ

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик:

педагог – психолог

Шлеева Л.И..

        


Пояснительная записка

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Деятельность современного педагога-психолога ДОО направлена, с одной стороны, на создании условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска разработана в соответствии  со следующими документами:

  1. ФЗ РФ «Об образовании» от 21.12.2012 г. № 122-ФЗ; ст. 34,п. 1.9 (Защита детей от всех форм физического и психического насилия).
  2. Приказ №1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
  4. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
  5. Методическое письмо Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16.
  6. Письмо Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об   учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
  7. Устав МБДОУ ДС № 78 «Исток».

Данная коррекционно-развивающая программа ориентировалась на примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, также на программу эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь» под редакцией  Крюковой С.В., Слободняк Н.П.

Парциальные программы:  

  1. В.Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе».
  2. Л.И. Катаева «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе».
  3. Современные образовательные технологии.
  4. Практика сказкотерапии (под редакцией Н.А. Сакович).
  5. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий». Авторы составители: Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина.
  6. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоционального сферы. Вкус и запах радости.
  7. М.В. Ильина. Развитие вербального воображения.
  8. Т.П. Трясорукова «Развивающие истории для детей дошкольного возраста».
  9. Психологические игры для детей под ред. Светлановой  И.А.
  10.  Э.Э. Большебратская «Песочная терапия».

Возрастные психологические и индивидуальные особенности воспитанников

От 2 до 4 лет

Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признание самостоятельности ребенка.

Ведущая деятельность – игровая.

Переход от манипулятивной игры к ролевой игре.

Ведущая функция – воспитание.

Особенности возраста:

  1. Кризис 3х лет. Формирования «системы Я».
  2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
  3. Появление смысловой структуры самопознания.
  4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
  5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
  6. Удерживает внимание 7-8 минут.
  7. Может  выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  8. При новой деятельности необходимо поэтапное пояснение (делай, как я).

Новообразования:

  1. Усвоение первоначальных  нравственных норм.
  2. Самооценка.
  3. Появление элементов партнерского общения.

От 4 до 5 лет

Ведущая потребность – познавательная  активность, потребность в общении.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – наглядно-образное мышление.

Особенности возраста:

  1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
  2. Усложняются волевые проявления (умение подлинять свое поведение правилам в игре).
  3. Повышение познавательной активности.
  4. Продолжает сохраняться  ситуативно-деловая форма общения со сверстниками.
  5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
  6. Усложнение сюжетно-рулевой игры.
  7. Появление осознанности собственных действий.

Новообразования:

  1. Контролирующая функция речи.
  2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игру.
  3. Появление элементов произвольности.
  4. Появление внеситуативно-личностной формы общения, общение с взрослым.

От 5 до 6 лет

Ведущая потребность – потребность в общении, творческая  активность

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

  1. Проявление элементов произвольности всех психологических процессов.
  2. Общение с взрослыми внеситуативно-личностное.
  3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
  4. Проявление творческой активности во всех видах деятельность. Развитие фантазии.
  5. Половая идентификация.

Новообразования:

  1. Предвосхищение результата деятельность.
  2. Активная планирующая функция речи.
  3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

От 6 до 7 лет

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

  1. Проявление произвольности всех психологических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
  2. Переход к младшему школьному возрасту.
  3. Проявление 7 лет (капризы, паясничание, демонстративное поведение).
  4. Повышенная чувствительность.
  5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
  6. Ведущим продолжает оставаться нагрядно-образное мышление.

Новообразования:

  1. Внутренний план действий.
  2. Произвольность всех психологических процессов.
  3. Возникновение соподчинения мотивов.
  4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
  5. Возникновение первой целостной картины мира.
  6. Появление учебно-познавательного мотива.

Цель коррекционно-развивающей программы:  охрана и укрепление, а также коррекция психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи:

- Определение индивидуальных образовательных потребностей детей;

- Предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

- Создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.

Принципы:

- Поддержки разнообразия детства;

- Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

- Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащении)  детского развития;

- Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

- Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

- Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Содержание коррекционно-развивающей программы  учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении.

Цели деятельности педагога-психолога в соответствии с данной коррекционно-развивающей программной:

-  Создание условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ.

  - Содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

  - Содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию, педагогической готовности к школьному обучению.

  - Развитие и формирование, а также коррекция у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников.

Задачи деятельности педагога-психолога на основе данной программы:

  • Содействие личностному и интеллектуальному, эмоциональному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе.
  • Формирование у детей способности к контролю и самоорганизации.
  • Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ.
  • Психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей.
  • Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей.
  • Участие в комплексной психолого-педагогической  экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, содействие в обеспечении деятельности педагогов ДОУ научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Психологическое сопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующих принципов:

  • Обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;
  • Сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;
  • Гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;
  • Защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования;
  • Повышения эффективности и качества дошкольного образования;
  • Обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;
  • Оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;
  • Признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;
  • Создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и осуществления жизненных выборов;
  • Сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка.

Ожидаемые результаты реализации программы

Предполагается что:

1. Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста.

2. Хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования.

3. Обеспечение индивидуального психолого-педагогического и медико-социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной адаптации и обучения в школе.

4. Каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля качества образовательной программы ДОУ, возможность выбора дополнительного образования.

5. Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребенка в школе.

6. Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ в большей степени социально ориентированным.

Основное содержание

Развивающая и коррекционная работа по реализации программы

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медика.

Программы развивающей и психо-коррекционной работы включает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется педагогом-психологом. Педагогическая часть разрабатывается педагогом-психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, т.е. выполняется с помощью педагога-психолога. Развивающая и психо-коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

Обязательно:

  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми групп с нарушением речи.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя:

  • Групповые и подгрупповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
  • Индивидуальные психо-коррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах);
  • Занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению.


Развивающая работа и психологическая коррекция психологического сопровождения образовательных областей

Образовательная область

Развивающие задачи

Физическое развитие

Формировать умения совершать точные прицельные движения руками, дифференцировать движения правой и левой руки, дифференцировать ведущую руку, точно выполнять мелко-моторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими, согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться на заданный темп движений, менять темп движения по сигналу, передавать в движении заданный ритм.

Развивать элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников.

Стимулировать стремление качественно выполнять движения.

Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.

Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности

Формировать точные, четкие и координированные мелко-моторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умения последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности.

Развивать двигательное воображение. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.

Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

Познавательное развитие

Поощрять стремление объяснять мир; исследовательскую активность; желание задавать вопросы познавательного характера, направленные па установление причинно-следственных связей в мире физических явлений, участвовать в экспериментировании. Формировать умения делать умозаключения; отражать в речи ход и результаты наблюдения, экспериментирования, формулировать и проверять предположения, в деятельности опираться на собственный опыт, пользоваться своими знаниями для разрешения проблемных ситуаций, поставленных как взрослым, так и самостоятельно, выделять эталонные признаки предмета с помощью адекватных этим признакам или качествам перцептивных действий, группировать предметы по сенсорным признакам, использовать различные приемы для решения новых задач, отбирать способы деятельности, ориентируясь на некоторые существенные признаки объектов, сравнивать различные предметы, выявляя различия в них и отражая их в речи, понимать жизненные ситуации, проигрывать их с заменой одних объектов другими, с опорой на свой реальный опыт интерпретировать жизненные ситуации, воспринимать целостные сюжеты (ситуации), изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, в процессе решения новых задач выделять звено ориентировки, связанное с элементарным анализом ситуации и прогнозированием решения задачи, использовать для решения задач готовые модели.

Развивать способность замечать противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, проявлять к ним интерес. Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы, умения проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий.

Вызывать сочувствие и сопереживание положительным персонажам, поддерживать стремление содействовать им, радоваться победе добра над злом.

Речевое развитие

Развивать навыки диалогического общения.

Учить отражать в речи жизненные ситуации, целостные сюжетные, изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, эмоциональное отношение к героям, давать эмоциональную оценку героям литературных произведений и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий, выражать в речи сочувствие и сопереживание положительным персонажам.

Художественно-эстетическое развитие

Формировать устойчивый интерес к прекрасному, умение отражать в речи свои переживания, соотносить воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями, представлениями, любоваться красивым, замечать средства художественной выразительности, давать эмоционально-эстетические оценки, мотивировать их, замечать прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении, общаться по поводу воспринятого, принимать задачу взрослого создать что-то определенное, подчинять ей свои усилия, до начала деятельности достаточно развернуто формулировать замысел, развивать замысел в процессе выполнения деятельности, реализовывать замысел.

Стимулировать чувство радости, удовольствия при восприятии прекрасного.

Формировать устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности, умения внимательно и заинтересованно слушать музыкальное произведение, замечать его настроение, следить за динамикой музыкального образа, самостоятельно рассуждать, отвечая на вопросы о содержании и средствах выразительности музыкального произведения, образно передавать музыкальные образы в музыкально-ритмических движениях и пении, передавать музыкальный ритм.

Правила коррекционно-развивающей работы:

  • Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.
  • Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.
  • К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.
  • Психо-коррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.
  • Коррекционные группы и подгруппы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психо-коррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).
  • Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой и подгрупповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психо-коррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.
  • Психо-коррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирования психического развития детей.

Условия реализации программы

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности.

Виды игр: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская), дидактическая игра и др.

Игровая ситуация - форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно.

Чтение - основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей.

Мастерская - форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.

Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др.

Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка.

Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента - отношения ребёнка со своим социальным окружением.

Проект - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.

Беседы, загадки, рассказывание, разговор.

Викторины и конкурсы - своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.

Слушание музыки, исполнение и творчество.

Методы реализации программы

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:

  • Методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
  • Методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
  • Методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
  • Информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
  • Репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
  • Метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
  • Эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
  • Исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).

Все формы реализации коррекционно-развивающей программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метод проектов).

Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:

  • Демонстрационные и раздаточные;
  • Визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
  • Естественные и искусственные;
  • Реальные и виртуальные.

Средства, направленные на развитие деятельности детей:

  • Двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
  • Игровой (игры, игрушки);
  • Коммуникативной (дидактический материал);
  • Чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • Познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты,  карты, модели, картины и др.);
  • Продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования).

Материально-техническое оснащение

Основной задачей специализированного кабинета педагога-психолога и комнаты психологической разгрузки является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей с нарушениями когнитивной и эмоционально-волевой сферы.

Создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях нашего образовательного учреждения.

Психологический кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия педагога-психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок, прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.

С учетом задач работы педагога-психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Площадь зонирована на 3 функциональных блока: рабочее место педагога-психолога, оборудованное письменном  столом, креслом и компьютером и периферийной техникой, диагностический и коррекционный блок для индивидуальной, подгрупповой работы. В кабинете располагаются несколько столов и стульев для подгрупповой работы. На противоположной стене находится магнитная доска для удобства проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми. Для хранения методических пособий и развивающих дидактических игр в кабинете присутствует шкаф и стеллаж. Для проведения мероприятий по релаксации в кабинете имеются колонки для прослушивания расслабляющей и релаксационной музыки. Для работы по направлению «Песочной терапии» имеется стол для рисования песком и комплект фигурок, а также «бассейн с шарами».

Используемая литература и дидактические пособия:

  1. Л.А Венгер «Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога».
  2. О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Я, ты, мы» (социально-личностное развитие).
  3. И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду».
  4. И.А. Пазухина «Тренинговые занятия по развитию эмоционального мира дошкольников» и другие.
  5. В. Воскобович «Сказочные лабиринты» (для развития интеллектуально-творческих способностей у дошкольников).
  6. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии».
  7. М.Н. Ильина «Подготовка к школе» и другие.
  8. «Геоконт», «Змейка», «Квадратные забавы» для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста. Автор  В. Воскобович.
  9. «Соты Кайе» (для формирования творческого, объемно-пространственного и ассоциативного мышления).
  10.  Серия «Развивающие игры. Логико-малыш» (психология – 6 альбомов).
  11.  Интеллектуальные игры Б.П. Никитина «Уникуб», «Сложи узор», «Кубики для всех».
  12.  Цикл  игр-занятий «Найди друзей» для эффективной работы с детьми, имеющих нарушение эмоциональной сферы и другие.
  13.  Л.М. Макарова, А.И. Зыбанова, Н.Д. Погодина, Г.Г. Валявина «Профориентация дошкольников на профессии сферы железнодорожного транспорта».
  14.  Л.Н. Шеболдина, Т.Н. Сташкова «Дидактическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста» с использованием материала по ознакомлению детей с железной дорогой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей ЗПР 2019 - 2020 уч.год.

Пояснительная записка      Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. И...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 4-5 лет с задержкой психического развития 2019 -2020 уч год

Пояснительная запискаДошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качест...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи 2019 -2020 уч.год.

Пояснительная запискаДошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качест...

Коррекционно - развивающие занятия в подготовительной группе 6 -7 лет 2019 -2020 у.г

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебн...

Рабочая программа для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫобщеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 летна 2019 – 2020 учебный год...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА логопедического сопровождения в условиях ДОУ на 2021 - 2022 учебный год

Данная коррекционно – развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам , имеющим различные  речевые нарушения.Овладение правильным произношением речевых...