Помощь детям с РАС в преодолении проблемного поведения на слово «нельзя»
консультация по психологии
К чему ведет проблематичное поведение: затрудняет общение с ребенком и интеграцию в нормальную среду, подвергает риску самого ребенка и его окружающих, затрудняет процесс обучения.
Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда проблемное поведение ребенок демонстрирует, как только ему говорят «нельзя». В таком случае можем эту стратегию применить.
Прежде всего нам необходимо приготовить предметы в наборах по три штуки. Все эти предметы, наборы 3 штуки должны быть абсолютно одинаковыми. Мы это можем делать в детском саду, мамы, папы, законные представители дома. Собираем различные предметы по три. От немотивационных до мотивационных, то есть от предметов не вызывающих интерес данного ребенка, до тех предметов, которые завораживают и удерживают внимание ребенка максимально долгое время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_detyam_s_ras_v_preodolenii_problemnogo_povedeniya_na_slovo.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Помощь детям с РАС в преодолении проблемного поведения на слово «нельзя»
Подготовила: воспитатель Филиппова Анна Валентиновна
К чему ведет проблематичное поведение: затрудняет общение с ребенком и интеграцию в нормальную среду, подвергает риску самого ребенка и его окружающих, затрудняет процесс обучения.
Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда проблемное поведение ребенок демонстрирует, как только ему говорят «нельзя». В таком случае можем эту стратегию применить.
Прежде всего нам необходимо приготовить предметы в наборах по три штуки. Все эти предметы, наборы 3 штуки должны быть абсолютно одинаковыми. Мы это можем делать в детском саду, мамы, папы, законные представители дома. Собираем различные предметы по три. От немотивационных до мотивационных, то есть от предметов не вызывающих интерес данного ребенка, до тех предметов, которые завораживают и удерживают внимание ребенка максимально долгое время.
Начинаем, конечно же, с немотивационных. У нас есть, например, три контейнера или три списка, как нам это удобнее будет делать. Первый контейнер это немотивационные предметы или первый список с немотивационными предметами, следующий список со среднемотивационными предметами, которые ребенок иногда берет и манипулирует, какой-то короткий промежуток времени и третий список, где самые мотивационные предметы. Начинаем с немотивационных предметов. Например, в детском саду предлагаю ребенку, когда развешиваю полотенца, выбор из трех. Вот они три абсолютно одинаковые полотенца, говорю: «Выбирай какое», ребенок протягивает руку к какому-то полотенцу, я говорю: «Это нельзя» и убираю за спину например, так чтобы ребенок не видел и остаются перед глазами другие два. Говорю: «Выбирай какое», ребенок выбирает, опять говорю: «Это нельзя» и убираю. Остается одно, говорю: «Выбирай какое» и собственно ребенок выбирает. Они все должны быть одинаковые. Или беру три одинаковых карандаша и говорю: «Выбирай какой». Ребенок выбирает, говорю: «Это нельзя» и убираю. Выбирает другой, говорю: «Это нельзя» и то, что остается, то можно. Вот эти предметы, которые мы предлагаем на первом этапе, они немотивационные, ребенку в принципе должно быть все равно каким карандашом или каким полотенцем пользоваться.
Помним, конечно, что все они у меня промаркированные и я ребенку повешу то, которое необходимо, но для того, чтобы потренировать навык могу брать три полотенчика, три платочка, три ложки, вот то, что могу обеспечить. Три одинаковых кубика, три одинаковых блока из конструктора, три одинаковые книжки, игрушки, которые у нас есть и которые немотивационные для ребенка и буду часто — часто предлагать вот этот выбор из трех и говорить нельзя.
Таким образом слово нельзя становится не таким страшным словом и нельзя это не значит, что нельзя ничего на свете. Вот это нельзя, но остается всегда выбор что можно. Тогда, когда предложила ребенку все предметы, которые были немотивационные и он не демонстрировал проблемного поведения перехожу к следующему контейнеру или списку. Беру среднемотивационные предметы и проверяю на них. Предлагаю на выбор, когда здесь тоже ребенок не демонстрирует проблемное поведение, только тогда я перехожу на мотивационные предметы и предлагаю выбор из трех, среди мотивационных предметов.
Цель этой стратегии — помочь ребенку справиться с этой негативной реакцией на «нельзя» и понимать, что нельзя это не все на свете нельзя, всегда остается что-то, что можно.
Использованная литература:
1. Мелешкевич, О. Ю. Эрц. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития.— Самара: издательский Дом «Бахрах — М», 2017.
2. Морозова С.С.. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложнённых формах/ пособие для учителя дефектолога — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме "Ребенок и слово нельзя"
В консультации представлены советы и рекомендации родителям малышей в вопросах воспитания....
Консультация для родителей «Проблемное поведение детей: капризы, истерики. Пути помощи ребенку и семье»
В конспекте рассмотрены причины проблемного поведения, а также направления помощи ребенку и семье....
Презентация семинар - практикум "Преодоление нарушений слоговой структуры слова с помощью игровых приёмов у детей с ТНР"
В презентации представлены игры для совершенствования слоговой структуры слова у детей. Данные игры могут применять в своей работе как воспитатели, так и учителя - логопеды....
консультация в рамках ранней помощи детям по теме "10 правил изменения проблемного поведения ребенка"
В идеале, Вы должны быть членами одной команды, чтобы достичь успеха. Потренируйте с ним новое поведение, которое призвано заменить проблемное, чтобы он знал, как правильно его использовать....
«Проблемное поведение детей: капризы, истерики. Пути помощи ребенку и семье»
С детскими капризами и истериками приходится сталкиваться всем родителям. Они начинают проявляться у детей 2-3 летнего возраста. Почти всем родителям хотелось бы, чтобы м...
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...
В помощь родителям. Игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова.
Упражнения для игры в домашних условиях....