Конспект развивающего группового занятия «Непохожие», ко Дню Толерантности
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Листопадова Олеся Александровна
Данное занятие направлено на создание у детей понимания слова "толерантность", на положительные восприятие друг друга и создание позитивного настроя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_den_tolerantnosti-2.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развивающего группового занятия «Непохожие», ко Дню Толерантности

Вид занятия: Социально – личностное.

Тип занятия: Психопрофилактическое

Возраст детей: 6-7 лет (дети подготовительной группы).

Цель: Формирование у детей положительного отношения к себе и окружающим.

Развитие нравственно-значимых качеств личности.

Формирование культуры межличностных отношений между детьми.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитание нравственных основ личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.

Формирование благоприятного психологического климата группы.

Развивающие:

Развитие навыков общения, дружеских отношений между детьми, умение договариваться, позитивного социального поведения.

Обогащение новыми умениями и знаниями в области бесконфликтного общения.

Развитие умения выражать свои эмоции, чувства, понимать чувства и эмоции другого человека.

Развитие мелкой моторики.

Обучающие:

Знакомство детей с понятием «толерантность» и историей его происхождения.

Учить решать сообща заданную проблему, умение договариваться, уступать друг другу.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: толерантность, дружба, доброта.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативная, речевая, познавательная.

Материалы и оборудование: Оборудование для презентации (ноутбук) и портативная колонка. Песни «Я, ты, он, она», «Непохожие» Quest Pistols Show. Клей. Ватман с изображением дерева. Световые/песочные планшеты (2 шт) либо емкости с крупой.

Методы и приёмы: Словесные и игровые.

Предполагаемые результаты: Ребёнок умеет делать выводы, имеет предпосылки к поисковой деятельности, умеет работать в коллективе: активно и доброжелательно взаимодействует со взрослыми и сверстниками в решении поставленных задач, выражает положительные эмоции.

Время проведения: 18 ноября, 9:00.

Место проведения: игровая группы № 9.

Предварительная подготовка: Беседа с детьми на тему, что такое дружба. Чтение произведений, на которых дети учатся быть добрыми, заботливыми, внимательными друг к другу. Детям дается задание на дом – вместе с родителями и членами семьи разукрасить и вырезать, предварительно распечатанную «Ладошку Добра». Распечатать контур ладошки (формат А5). Нарисовать дерево Дружбы. Подготовить презентацию «Все равно, что мы не похожи», где изображены приветствия разных народов. Подготовить рисунки для упражнения «Найди улыбку».

ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Психолог и дети стоят в кругу.

Психолог: - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. А сейчас я предлагаю вам доброжелательно поздороваться со мной и друг другом.

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши),
Друзья (соединяем руки ладонями).

-Ребята, совсем недавно – 16 ноября был день Дружбы и толерантности. А что это такое, мы сейчас с вами разберёмся.

Когда то, давным-давно во Франции жил князь Талейран. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. Вот почему его имя было использовано для названия такого понятия в психологии, как толерантность.

И сегодня во всех странах мира люди стараются совершать добрые дела и поступки, помогать больным, старикам, никого не обижать.

Посмотрите, ребята что же вкладывают в это понятие люди в разных странах:

– Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

(В английском языке)

– Прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим.

(В арабском языке)

– Означает “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

(В китайском языке)

Как вы думаете, что значит слово толерантность в русском языке? (ответы детей).

Толерантность — означает уважение, принятие и признание другого - человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- И сегодня я предлагаю вам взрастить дерево Дружбы и Толерантности. А вырастить такое дерево нам помогут новые знания, а какие мы сейчас и узнаем. Ребята, когда мы куда-нибудь приходим, что мы делаем, встречая знакомых людей? (ответы детей).

- Правильно, здороваемся! Хотите научиться здороваться по-новому?

Презентация «Все равно, что мы не похожи»

На фоне текста песня «Непохожие» Quest Pistols Show

Слайд 1

Таджик, принимая гостя в своем доме, пожмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения. Протянуть в ответ одну — знак неуважения.

Слайд 2

Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают свою правую ладонь к сердцу.

Слайд 3

В Конго приветствуют друг друга так: протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них.

Слайд 4

Японцы при встрече кланяются: чем ниже и медленнее, тем важнее персона. Самый низкий и уважительный — сакэйрэй, средний — под углом 30 градусов, легкий — всего на 15 градусов. При этом они говорят «День настал».

Слайд 5

Корейцы и китайцы тоже традиционно кланяются, однако все больше китайцев предпочитает здороваться по-современному: подняв над головой сцепленные руки. Но если несколько китайцев познакомятся с новым человеком, они могут ему и зааплодировать — отвечать на это нужно тем же. Традиционная фраза приветствия в Китае переводится: «Ел ли ты сегодня?»

Слайд 6

В некоторых североафриканских странах подносят правую руку к своему лбу, потом к губам, а затем — к груди. Это означает: «я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя». Африканские масаи прежде, чем подать руку встречному знакомому, плюют на нее. А кеннийские акамба просто плюют друг в друга, не утруждаясь протягиванием руки — тем не менее, это знак глубокого уважения. В Замбези хлопают в ладоши, приседая.

Слайд 7

Тибетцы правой рукой снимают с головы шапку, а левую закладывают а ухо и высовывают язык. Таким причудливым способом демонстрируется отсутствие дурных намерений.

Слайд 8

Аборигены Новой Зеландии при встрече вообще вытворяют невообразимое: свирепо выкрикивают слова, хлопают ладонями по бедрам, со всей силы топают ногами, сгибают колени, выпячивают грудные клетки, высовывают языки, выпучивают глаза. Этот сложный ритуал может понять только «свой», таким образом аборигены и распознают чужаков.

Слайд 9

Эскимосы несильно ударяют друг друга кулаком по голове и по спине. Делают это только мужчины.

Слайд 10

Полинезийцы, наоборот, гладят друг друга по спине при встрече, обнюхиваются и трутся носами. «Носовое» приветствие в ходу и у жителей Лапландии — они будто греют замерзшие носы.

Слайд 11

Жители острова Пасхи вытягивают перед собой кулаки на уровне груди, затем поднимают их над головой и, разжав, «кидают» руки вниз.

Слайд 11

В некоторых индейских племенах принято приседать на корточки при встрече незнакомца и сидеть так, пока он не заметит — это демонстрирует миролюбие. Иногда Слайд 12

Обитающие в Сахаре туареги начинают здороваться на расстоянии ста метров друг от друга, и затягивается это на длительное время: они прыгают, кланяются, принимают странные позы — все для того, чтобы распознать намерения встречного.

Слайд 12

В Египте и Йемене прикладывают ладонь ко лбу, повернув ее в сторону того, с кем здороваются.

Слайд 13

Арабы скрещивают руки на груди.

Слайд 14

Австралийские аборигены приветствуют друг друга танцем.

Немец при встрече спросит немного иначе: «Как идется?», а вот итальянец - «Как стоишь?». Другие народы ничего при встрече не спрашивают: гренландцы говорят «Хорошая погода!», индейцы навахо восклицают: «Все хорошо!» Персы при встрече желают: «Будь весел», арабы - «Мир с тобой!», евреи - «Мир вам!», а грузины - «Будь прав!» или «Побеждай!». Правда, входя в церковь или приходя в гости, грузины также желают мира.

Слайд 15

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЗДОРОВАЙСЯ, КАК Я»

- Запомнили? Теперь давайте потренируемся. Вам нужно разделиться на 3 команды. (Дети делятся на команды). Теперь вам нужно всей командой определить какое приветствие вам больше всего понравилось. Когда я скажу: «Здравствуйте» вы должны все вместе со мной поздороваться.

Каждая команда здоровается, выбранным способом.

- А кто мне скажет, как же здороваются в России? (ответы) Правильно. Нужно крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки. Давайте все вместе и поздороваемся именно так.

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОВО, КОТОРОЕ ВСЕМ НРАВИТСЯ»

- Ребята! Мы с вами замечательно повеселились и поздоровались, а теперь у меня к вам вопрос: «Какое слово всем нравится?» (Ответы детей)

- Ребята, я предлагаю нам всем сесть в круг и каждому из вас нужно вспомнить, как его называют ласково дома и рассказать нам. И начнем с воспитателя. (ответы)

- Спасибо, вам ребята!

УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ УЛЫБКУ»

- Немного мы с вами загрустили. Предлагаю вам поискать хорошее настроение и улыбки. Мы делимся на две команды (делятся на команды). У нас на столе есть волшебные коробочки. В них спрятаны маленькие картинки с хорошим настроением и улыбками. Победит та команда, которая за 3 минуты отыщет больше всего улыбок и оставит после себя минимум рассыпанных горошинок. Начинаем по моей команде. На старт, внимание, поехали!

Музыка.

(Игра проводится в 2-х вариантах. 1. Световые песочные планшеты. 2. Коробочки с мелкими предметами/фасолью или горохом. Дети делятся на 2 команды и по очереди ребенку необходимо отыскать изображение положительной эмоции или улыбки в песке или крупе)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «УЛЫБНИСЬ»

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)

УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

- Ребята, каждый из вас принес с собой на занятие необычную вещь – ладошку, которую вы разрисовали вместе со своей семьей. И сейчас я предлагаю с нашей помощью поместить ладошки на наше чудесное дерево Толерантности и Дружбы.

(Детям предлагается наклеить разрисованные ладошки на дерево дружбы под музыку. Песня  «Я, ты, он, она».

РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, мы с вами сегодня хотели понять, что значит такое странное слово – толерантность. (ответы детей)

Правильно, толерантность - это любовь, доброта, радость, щедрость, удача, красота, дружба по отношению к другим людям.

Давайте будем любить друг друга, людей, проходящих мимо и совсем не похожих на нас, людей других национальностей, тогда и они ответят нам тем же, ведь за добро всегда платят добром, за любовь - любовью, за щедрость - щедростью.

ПРОЩАНИЕ «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»

Зазеленеет даже пень, Услышав ... добрый день.

Не видел его триста лет Скорее говори ему ... привет.

 Каждое слово для людей Имеет значение,

На прощание всем говорим ... до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Один дома" № 1. (Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития)

Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития. Цель: Научить детей адекватным способам поведения в трудной ситуации. Снятие уровня тревожности....

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего возраста "Путешествие звука Ч"

Конспект фронтального сюжетно-тематического занятия для детей старшего возраста в ДОУ...

Конспект интегрированного группового занятия по развитию речи на тему: "Транспорт"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 17" Расширение и закрепление представлений о транспорте, развитие лексико-грамматического строя речи....

Конспект интегрированного группового занятия по развитию сенсорных представлений у детей среднего дошкольного возраста"Веселая карусель".

Данное занятие учит детей взаимодействию в группе.Развивает сенсорные понятия-цвет,форма,размер предметов,величина.Служит примером коррекции внимания,памяти,мышления у детей среднего дошкольного возра...

Конспект открытого группового занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе "Развитие внутренних отношений детей подготовительной группы"

Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Участники: дети старшего дошкольного возраста в количестве 8-10 человек, продолжительность занятия 40 мин...

Конспект логопедического группового занятия на тему: «Знакомство с буквой «Ш» и звуком [ш]» в подготовительной группе.

Знакомство с буквой "Ш" и звуком "Ш". Закрепление правильного произношения звука....

Конспект открытого группового занятия в ГКП для детей с ОВЗ совместно с детьми ГКП «Играя, обучаюсь» Тема: «Зимние забавы»

Открытое занятие в адаптационной группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ с различными нарушениями в развитии (синдром Дауна, ДЦП, сложная структура дефекта, органические поражения головного...