Саморазвитие
методическая разработка по психологии

Матвеева Анастасия Юрьевна

Развитие эмоционального интеллекта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основные аспекты работы по развитию э моционального интеллекта у дошкольников с ТНР» Разработала педагог-психолог Матвеева А.Ю. МБОУ «СОШ 11» г. Пушкино

Слайд 2

«Управляй своим настроением ибо оно, если не повинуется, то повелевает. ( латинское изречение) » В реализации ФГОС ДО перед педагогами стоит задача-развитие всех сфер деятельности дошкольников, а одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социально-эмоционального благополучия.

Слайд 3

Раньше дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и импровизированных игр с другими детьми. А сейчас вместо того чтобы играть со сверстниками, дети проводят всё больше времени перед экраном телевизора, компьютера, либо с телефоном в руках .

Слайд 4

Мы часто слышим от родителей о желании развить у своего ребёнка умственные способности и мало слышим об озабоченности в развитии эмоциональной сферы . В нашем обществе умение распознавать эмоции и управлять ими часто не дооцениваются . А ведь – это одно из основных составляющих успеха человека как в жизни, так и в работе . Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году. Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением .

Слайд 5

Эмоциональный интеллект-это способность: - безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей; - понимать значение эмоций; - управлять эмоциями; - использовать эмоциональные знания и умения для построения взаимоотношений с окружающими.

Слайд 6

Особое значение формирование эмоционального интеллекта имеет для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Для детей этой категории характерны следующие общие особенности: недостаточность словарного запаса ; аграмматичное построение фразы ; недостатки в выражении эмоционально- смыслового высказывания ; проявления гипомимии , проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний :

Слайд 7

В нашем детском саду коррекционно - развивающая работа с детьми по развитию эмоционального интеллекта проводится по следующим направлениям: - знакомство с базовыми эмоциями; - понимание собственных эмоций; - обучение приемам саморегуляции , отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях ; - понимание эмоций других; - отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Слайд 8

Работа по формированию основ эмоционального интеллекта у дошкольников с ТНР начинается с актуализации лексического запаса • уточнение и формирование эмоциональной лексики • работа по словообразованию и словоизменению (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением и значением увеличения; образование синонимов антонимов; превосходной степени прилагательных и т.д.); • включение изученных слов в словосочетания и предложения; • развитие паралингвистических средств общения • эмоциональная идентификация, изучение и уточнение эмоциональных состояний, умение их передавать, развитие эмпатийности , способности понимать свои чувства и чувства других людей; • формирование интонационной стороны речи; • развитие связной монологической и, особенно, диалогической форм речи.

Слайд 9

«Нарисуй эмоцию» Детям раздаются листы с уже нарисованными на них кружками. Предлагается нарисовать лицо человечка, который «Удивлён», «Грустит», «Радуется» или «Злится».

Слайд 10

Игра «Что я чувствую сейчас » Для этой игры можно использовать карточки с эмоциями. На каждом занятии предлагается детям поймать эмоцию, которую он ощущал или ощущает сейчас и рассказать о ней.

Слайд 11

Для того, чтобы дети научились понимать чужие эмоции они прослушивают музыку, просматривают сказки, мультфильмы, тематические картинки направленные на изучение эмоций других.

Слайд 12

Игра «Угадай эмоцию по голосу » Выбираем любые фразы и произносим их с разной интонацией, а ребятам предлагается угадать по голосу, что Вы чувствуете, затем меняемся ролями. Для этой игры подойдут самые обычные фразы, например: «Я сегодня пойду в магазин», «Мы пойдём на праздник». Игра «На что похоже настроение» Предлагаем детям пофантазировать и подумать, на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому (например, мое настроение похоже на журчащий ручеёк» или «мое настроение похоже на ураган»). Игра «Сказочные герои и их эмоции » С помощью специальных карточек с изображением сказочных героев, обсуждаем с детьми, что испытывают герои на картинках, чем вызваны их эмоции.

Слайд 13

У пражнение «Мимическая гимнастика » Задания на карточках: - улыбнуться, как веселый Буратино. - испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк . - рассердиться, как злой волк . Игра «Изобрази» Игра-упражнение на развитие чувств и эмоций, умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Изобразите, пожалуйста: сладкую конфету; горькое лекарство; кислый лимон; грязную бумажку; красивую игрушку .

Слайд 14

Родители, воспитатели, педагоги – модель подражания. Когда ребёнок наблюдает за взрослыми, он начинает понимать , как следует общаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего и расстроенного, иногда разозленного, иными словами, естественного . Показывая свои чувства, мы, взрослые, как образец подражания, даём право ребёнку переживать всё многообразие эмоций, но важно еще и учить выражать их « экологичными » способами. Нужно научить ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Саша рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не смог нати подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство». С уважением отнеситесь к чувствам детей: они, как и взрослые, имеют право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте их отказаться, например, от проявления гнева. Все эмоции для нас полезны . И злость, и обида, и страх и тд . Чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным . Стыд помогает нам понять, что мы совершили «не совсем хороший» поступок.

Слайд 15

Мой опыт работы с дошкольниками по данному направлению, небольшой, но уже видно, что у ребят происходят изменения в эмоциональной сфере. Меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими . Дети учатся решать свои конфликтные ситуации без слез и драк. Возрастает потребность осознавать и контролировать свои эмоции. Формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Слайд 16

Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться… Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эксперементирование в дошкольном возрасте, как средство саморазвития личности"

1.  Консультация для родителей: "Одевайся по сезону"( Из опыта работы)2.консультация для воспитателей :"Экспериментирование в дошкольном возрасте, как средство саморазвития личности" (Из опыта ра...

Консультация для воспитателей «От развития – к саморазвитию»

Консультация для воспитателей «От развития – к саморазвитию»...

Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....

Тренинг с педагогами ДОУ "Профессиональное саморазвитие педагога "Взрослый в мире детей"

Тренинг состоит из 12 встреч педагога-психолога с педагогами   ДОУ продолжительностью 60 мин. Направлен на активизацию стремления участников к познанию себя и самосовершенствованию, личностн...

"Саморазвитие и самовоспитание личности руководителя- важный фактор оптимизации управления"

"Кто хочет , чтобы его подчиненные и коллеги изменились должен быть готов анализировать и менять собственное поведение, рабочие методы и отношения. Это золотое правило каждого руководителя"....

«Проект программы саморазвития профессиональных компетенций»

«Проект программы саморазвития профессиональных компетенций»...

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и к...