Проект "Радуга поведения" (социально - коммуникативный)
проект по психологии (старшая группа)

Богданова Ольга Степановна

Пространство для реализации проекта:  сказка и игровая деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raduga_povedeniya_-_kopiya.docx222.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 70 «Солнечный город»

630126 г. Новосибирск, ул. Выборная, 113/2, тел.: 8(383) 209-04-22,

e-mail: s_gorod@mail.ru

________________________________________________________________________

001.png

Социально – коммуникативный проект

«Радуга поведения»

Авторы проекта:

Богданова Ольга Степановна, воспитатель

Зайцева Ирина Вадимовна,  педагог-психолог

Новосибирск, 2021 год

Краткая аннотация проекта

Полное название проекта

Социально-коммуникативный проект «Радуга поведения» в старшей комбинированной группе «Непоседы»

Авторы проекта

Богданова Ольга Степановна, воспитатель

Зайцева Ирина Вадимовна,  педагог-психолог

Условия участия в проекте

Воспитанники старшей комбинированной группы «Непоседы», их родители и педагоги

Цель и задачи проекта

Цель – приобретение дошкольниками необходимых навыков поведения, когда дети начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

 Задачи:

- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей;

- учить конструировать свое поведение на основе анализа действительности и удержания этого правила;

- формировать у ребенка в детском саду и дома социально – нравственные качества;

- повышать родительскую компетенцию и привлекать их к активному сотрудничеству в вопросах воспитания.

Сроки реализации

октябрь - декабрь 2020г.

Пояснительная записка

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития и социальной компетенции. Начиная с дошкольного возраста, в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Поэтому очень важно и необходимо создавать условия для успешной социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Особенно это актуально для вновь образованных детских коллективов.

В августе 2020 года была сформирована старшая комбинированная группа «Непоседы» в количестве 29 человек, из них 17 мальчиков, 12 девочек, 14 детей со статусом ОВЗ.

Работа воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога была направлена на формирование благоприятного социально-психологического климата в группе, а именно на  организацию режимных моментов, непосредственную образовательную деятельность, проведение в группе мероприятий и развлечений, общение с родителями, их консультирование по различным вопросам и т.д. Если говорить простым языком, то шел процесс превращения хаоса в структуру. В процессе работы мы увидели:

- многим ребятам свойственен эгоцентризм, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место;

- каждый ребенок – это индивидуальность со своими чувствами и переживаниями. Именно поэтому общепринятые нормы и правила воспринимаются детьми по-разному;

- в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые  характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.

Кроме того, анализ анкетирования родителей по вопросам социально – нравственного воспитания (Приложение 1) показал, что родители заинтересованы в дружеских взаимоотношениях между сверстниками и в воспитании в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость, умение оценивать свои поступки и поступки других.

Сложившаяся ситуация актуализирует проблему приобретения дошкольниками необходимых навыков поведения для формирования у ребенка в детском саду и дома социально – нравственных качеств.

Пространством для реализации проекта «Радуга поведения» были выбраны сказка и игровая деятельность. Сказки - это целый детский морально-этический кодекс, веками создаваемый народом. Они учат различать добро и зло, любить, сопереживать. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций.

Игровая деятельность способствует сплочению детского коллектива, развитию у детей коммуникативных навыков, созданию условий для активной творческой жизни, психологическому комфорту в группе, социализации детей.

Главными участниками данного проекта являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, социальным опытом, из разных семей. А потому проект построен так, чтобы максимально подружить ребят, научить более внимательно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению партнера, устанавливать друг с другом позитивные отношения.

Цели и задачи проекта

Цель – приобретение дошкольниками необходимых навыков поведения, когда дети начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

 Задачи:

- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей;

- учить конструировать свое поведение на основе анализа действительности и удержания этого правила;

- формировать у ребенка в детском саду и дома социально – нравственные качества;

- повышать родительскую компетенцию и привлекать их к активному сотрудничеству в вопросах воспитания.

Участники проекта

В проекте принимают участие дети старшей комбинированной группы «Непоседы», в том числе, дети с ОВЗ.

Кадровое обеспечение

Проект «Радуга поведения» разработан и реализуется воспитателем и педагогом – психологом старшей комбинированной группы «Непоседы».

Функционал участников проекта

Должность

Обязанности

Воспитатель

Координация проекта.

Организация игровой деятельности в соответствии с планом работы (дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи, загадки по темам недели).

Изготовление страниц для книжки – передвижки.

Педагог – психолог

Знакомство детей со сказками, проведение беседы о прочитанном, изготовление эмблемы в соответствии с темой недели.

Родители

Помощь в приобретении оборудования для занятий (музыкальная колонка, бумага, акварельные краски, кисточки), чтение сказок дома для своих детей.

Описание проекта:

стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Наш проект начался с того, что в старшей комбинированной группе «Непоседы» была выявлена потребность в формировании у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств, осознание детьми своего поведения и умения исправлять ошибки. 

Участниками проекта был определен срок его реализации - 14 недель: с 21 сентября по 20 декабря 2020г.

В работе с детьми мы сформировали 3 раздела:

- «Я и мои родные»

- «Учимся дружить»

- «Мой любимый детский сад».

Каждый раздел состоит из 4 тем. Всего 12 тем: «Моя семья», «Наши бабушки и дедушки», «Добрые дела для родных», «Что такое счастье», «Что такое дружба», «Я хочу дружить», «А вот я какой», «Мы дружим», «Я не одинок», «Дружная команда», «Мы - друзья», «Я пришёл в детский сад».

Процесс знакомства с каждым разделом рассчитан на 4 недели. Каждую неделю новая тема. Рассмотрение тем предполагает цикличность, и цикл состоит из нескольких этапов:

  1. Один раз в неделю педагог – психолог приходит к ребятам с деревянной шкатулкой, в которой находится круглая эмблема – рисунок
  2. Педагог знакомит детей со сказкой по теме недели (Приложение 2), задает вопросы для обсуждения, определяет с ребятами основную мысль и делает совместный вывод, который записывает на страницу – заготовку для будущей книжки - передвижки
  3. Педагог показывает ребятам эмблему, которая символизирует рассмотренную тему, объясняет значение эмблемы и также размещает ее на странице – заготовке для будущей книжки – передвижки (Приложение 3)
  4. Воспитатель закрепляет полученные знания с помощью игровой деятельности (Приложение 4)
  5. Страница книжки – передвижки  и сказка размещаются в приемной группы в качестве консультации для родителей.

Каждая новая тема рассмотрена по данной структуре. По окончании проекта все 12 тем формируются в книжку – передвижку, которая постепенно оформляется в приемной группы (Приложение 5).

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (21.09.-04.10.2020г.)

На данном этапе воспитатель и педагог – психолог:

- определяют цель и задачи, форму реализации проекта;

- изучают отношение родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможности семей воспитанников по поддержке проектной работы;

- выбирают название разделов и их тематическое наполнение;

- подготавливают основные методические материалы (подбор сказок, изготовление эмблем и заготовок страниц книжки – передвижки, поиск игр: дидактических, подвижных, речевых, музыкальных, пальчиковых).

        Практический этап (05.10.-06.12.2020г.)

На данном этапе ребята знакомятся со сказками, благодаря которым погружаются в свой волшебный мир, представляя себя в роли персонажа, и таким образом начинают учиться на поступках героев. После прослушивания сказки ребята вступают в диалог с педагогом, высказывают предположения и формулируют выводы о прочитанном. Также ребята знакомятся с эмблемой, как условным изображением темы, и высказывают собственные мысли о том, что можно было бы еще изобразить на эмблеме или чем заменить существующий элемент.

По окончании обсуждения сказки, ребята играют в новые игры, предложенные воспитателем, закрепляя полученные знания по теме на практике.

Общая план-сетка работы по проекту        

1 раздел: «Я и мои родные»

                            октябрь

Время

проведения

Тема недели

Работа психолога (Чтение сказок)

Работа воспитателя

(Игры)

1 неделя

«Моя семья»

«Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму»

Вопросы по сказке

Речевые игры «Скажи ласково», «Мама печет пироги»

Пальчиковая игра «Семья»

2 неделя

«Наши бабушки и дедушки»

«Родные вещи»

Вопросы по сказке

Пальчиковая игра «Бабушка»

П/игры «Золотые ворота», «Колечко»

3 неделя

«Добрые дела для родных»

«Лесной помощник»

Вопросы по сказке

Рассматривание сюжетных картин «Что хорошо, а что плохо»

Игровая ситуация «Я помогаю»

4 неделя

«Что такое счастье»

«Сказка про счастье»

Вопросы по сказке

Игра «Волшебные очки»

2 раздел: «Учимся дружить»

                                        ноябрь

1 неделя

«Что такое дружба»

«Сказка про ежика Витю»

Вопросы по сказке

Загадки по теме «Дружба», игра «Паровозик», упражнение «Подари улыбку»

2 неделя

«Я хочу дружить»

«Сказка про енота»

Вопросы по сказке

Мультфильм «Как стать другом», эстафета дружбы

3 неделя

«А вот я какой»

«Сказка о ёжике»

Вопросы по сказке

Игра – танец «Приветствие»

4 неделя

«Мы дружим»

«Про зайчонка Стёпу»

Вопросы по сказке

Муз. игра «Острова», пирамида любви и дружбы

3 раздел: «Мой любимый детский сад»

декабрь

1 неделя

«Я пришёл в детский сад»

«Маленький медвежонок»

 Вопросы по сказке

Игра «Ветер дует», «Рулет»

2 неделя

«Я не одинок»

«Помидор Сашка»

Вопросы по сказке

 «Злые добрые кошки», «Тихий колокольчик»

3 неделя

«Мы - друзья»

«Ленточка дружбы»

Игра «Зеркало», «Вежливо – не вежливо»

4 неделя

«Дружная команда»

«Приключения медвежонка»

Игра «Небоскреб», «Дрозды»

Завершающий этап (07.12.-20.12.2020г.)

На заключительном этапе планируется:

- провести повторное анкетирование родителей и проанализировать результаты (Приложение 6);

- сформировать книжку – передвижку «Радуга нашего поведения»;

- обсудить с родителями перспективы дальнейшей работы в направлении социально – нравственного воспитания детей;

Практическая значимость и результативность

Значимость для родителей:

Родители получили возможность обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье, повысить свою педагогическую компетентность.

Значимость для детей:

Дети расширили свои знания о семье, взаимоотношениях со сверстниками, о правилах и нормах поведения в детском саду. Благодаря проделанной работе, между детьми установились дружеские взаимоотношения. Путем специального моделирования ситуаций общения была стимулирована речевая активность детей, что благоприятно отразилось на общей речевой культуре в группе.

Значимость для педагогов:

Педагоги повысили собственный уровень знаний, пополнили методические копилки ДОУ в целом и персональные, познакомились с новыми интересными формами работы

Значимость для детского сада:

Рост уровня доверия к ДОУ со стороны родителей, создание положительного имиджа детского сада.

Оценка рисков

Риск

Меры, запланированные для минимизации влияния факторов риска

1

Низкая заинтересованность родителей

Регулярное размещение новой странички книжки – передвижки в приемной группы в качестве консультации для родителей и постоянное освещение проекта в родительском групповом чате WhatsApp

2

Детям не интересны персонажи сказок

Рисовать героя сказки нетрадиционными способами (ватные палочки, пальцы и т.д.); предложить встать на место героя сказки более «продвинутому» персонажу и сделать выводы

Ресурсы (бюджет проекта)

Необходимо для работы

Цена

Имеется в наличии

Бумага (формат А 4)

260,00

+

Краски акварельные

65х10=650,00

+

Кисточки

15х20=300,00

+

Колокольчик

300,00

+

Шкатулка

350,00

+

Очки

150,00

+

Музыкальная колонка

1500,00

+

Проектор

8000,00

+

Экран

3000,00

+

Итого:

14510,00

0

Перечень источников:

  1. Кочанская И.Б., Полезные сказки. Беседы с детьми о хороших привычках. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96с.
  2. Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. – 14-е изд. – М.: Академический проект, 2018. – 175с.
  3. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151с.
  4. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет: совместная деятельность развивающие занятия / авт.-сост. Т.Д. Пашкевич. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 123с.
  5. Шорыгина Т.А., Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96с.

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально - нравственному воспитанию наших детей.

Подчеркните ответы на вопросы анкеты.

1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на целый день?

1. Да

2. Нет

2. Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из детского сада?

1. Чем вас сегодня кормили?

2. Что интересного было в дошкольном учреждении?

3. Что ты сегодня натворил?

4. Как ты себя сегодня вел в детском саду?

3. Что вы знаете о том, как следует реагировать на агрессивное поведение ребенка в детском саду?

1. Я много об этом читал, знаю многое.

2. Я мало что знаю об этом.

3. Не знаю ничего.

4. Знаете ли Вы, что надо сделать, чтобы исправить поведение ребенка в детском саду и дома?

1. Да, знаю.

2. Знаю, но хотелось бы знать больше.

3. Не знаю ничего.

5. Нужен ли Вам совет по улучшению поведения ребенка дома и в детском саду и оказания ему разумной помощи?

1. Да, он необходим.

2. Нет.

6. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

1. Да, это единственный способ воздействия на ребенка.

2. Да, но я избегаю этого.

3. Нет, это неверно.

 

Приложение 2

 

 Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму

В уютном домике на лесной опушке жил Зайчик. Как-то раз захотелось ему поиграть с друзьями на солнечной поляне.

— Мама, можно я пойду погулять с друзьями? — спросил он.

— Конечно, можно,   — сказала мама,— только не опоздай к обеду. Когда кукушка прокукует три раза, возвращайся домой, а то я буду волноваться.

— Я обязательно приду вовремя, — сказал Зайчик и побежал гулять.

На лесной поляне ярко светило солнышко, и зверята весело играли то в прятки, то в салочки, то в чехарду… Кукушка прокуковала и три раза, и четыре, и пять раз. Но Зайчик так увлекся игрой, что и не услышал ее. И только когда наступил вечер, и зверята стали расходиться по домам, Зайчик тоже весело побежал домой к маме.

Но мама его была очень сердита на него за то, что он опоздал. Она отругала Зайчика и в наказание запретила ему выходить из дома. Зайчик обиделся на маму: он ведь не хотел ее огорчать, просто заигрался с друзьями и совсем забыл о времени, а его так несправедливо наказали. «Мама меня совсем не любит, — подумал Зайчик. — Если бы она меня любила, то не стала бы наказывать».

И Зайчик убежал из дому в лес, нашел норку и решил остаться там жить. Ночью пошел дождь, стало холодно и неуютно. Зайчик чувствовал себя очень одиноким, ему хотелось домой к маме, но он не мог простить ее за то, что она его наказала.

Утром Зайчика разбудила болтовня сорок, которые сидели на соседнем дереве. «Бедная Зайчиха, — говорила одна сорока другой. — Вчера ее Зайчонок убежал из дома, она всю ночь искала его в лесу под дождем, а теперь она тяжело заболела от огорчения и беспокойства».

Услышав эти слова, Зайчик подумал: «Раз мама волнуется из-за меня, значит, она меня, наверное, любит. Она заболела, потому что я убежал, и ей теперь очень плохо. Я должен простить ее и вернуться домой, ведь я тоже ее люблю». И Зайчик помчался домой.

Как только мама увидела его, она сразу выздоровела, встала с кровати и ласково обняла своего Зайчонка.

— Как я рада, что ты вернулся, мой хороший, — сказала мама. — Мне было очень плохо без тебя, ведь я так сильно тебя люблю.

— Я тоже тебя люблю, мамочка, — сказал Зайчик.

С тех пор Зайчик и его мама жили дружно и не обижались друг на друга. Зайчик понял, что мама его любит и будет любить всегда, что бы ни случилось.

Вопросы для обсуждения:

  • За что Зайчик обиделся на маму?
  • Обиделся бы ты на его месте?
  • Почему Зайчик вернулся к маме?
  • Что понял Зайчик из этой истории?

Родные вещи

Жила в одной деревне дружная семья: дедушка да бабушка, батюшка да матушка и двое детей – Настя и Ваня. Изба у них была хорошая, новая. Ведь батюшка-то плотник отменный. Топор в его руках становится быстрым и ловким. Посреди избы – русская печка. А в печке – щи духовитые, каша рассыпчатая, пироги да блины румяные.

Все в семье работать любили. Летом на огороде или в поле трудятся, а зимой каждый своим ремеслом занимается. Дедушка лапти плетет, бабушка пряжу прядет, матушка с дочкой – искусные рукодельницы – шьют, вяжут, вышивают. А Ванюшка все около отца вертится – всему у него понемногу учится.

Однажды летело мимо Чудо-юдо поганое, увидело на крылечке синеглазую Настеньку, приглянулась ему девица. Чудо-юдо схватило и унесло ее за тридевять земель, в тридесятое царство.

Загоревала семья, заплакала. Да слезами горю не поможешь, надо спешить – Настеньку из беды выручать.

Все захотели Настеньку спасти, Чудо-юдо наказать. Но тут вперед вышел Ваня и сказал:

– Дедушка и бабушка, батюшка и матушка, позвольте мне пойти в тридесятое царство. Я сестренку обязательно найду!

Согласились родные, стали мальчика в путь-дорогу собирать.

– Береги себя, сынок, – вздохнул отец. – Вот тебе топор стальной с ручкой резной. Может, он тебе понадобится.

– Возьми, внучек, лапотки плетеные, – попросил дедушка.

– И носочки вязаные, – подала пареньку шерстяные носки бабушка.

– Сыночек, родной! Захвати полотенце вышитое – оно тебе пригодится в дороге, – сказала матушка, подавая Ване полотенце.

А еще надела матушка Ване на шею холщовый мешочек с горстью родной земли.

Проводить мальчика зашла старушка-соседка. Была та старушка доброй волшебницей. Она дотронулась волшебной палочкой до всех вещей, что дали ему родные, и произнесла:

– С любовью делали твои родные эти вещи, так пусть их любовь в трудную минуту тебе поможет.

Взял Иванушка торбу, положил в нее вещи, поклонился всем, да и отправился в путь-дорогу. Шел он шел и оказался в дремучем лесу.

Видит Ваня: в глухой чащобе избушка стоит на курьих ножках, а в окошке огонек светится.

– Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! – попросил Иванушка.

А избушка-то совсем ветхая, еле на куриных ногах держится, вся мхом заросла. Заскрипела она, застонала, еле-еле повернулась к Иванушке.

Тут со скрежетом открылась дверь, и на пороге показалась старая-престарая Баба Яга – Костяная нога.

– Чую-чую, русским духом пахнет! Ты зачем, паренек, пришел? Дело делаешь или от дела бегаешь? – спрашивает она Иванушку.

– Да я, бабушка, сестру свою Настеньку ищу!

– Ну, коли так, заходи в избушку.

Зашел Ваня в избу, видит, избушка-то скособочилась, обветшала: крыша дырявая, половицы скрипучие.

– Что же ты, бабуля, избушку свою не починишь? Скоро она у тебя совсем развалится!

– Ох, ох, ох! – заохала Баба Яга. – Стара я стала, вижу плохо, руки-ноги не слушаются. Как мне самой избу починить? Осенью ее дожди заливают, зимой морозы выстуживают. Видно, на старости лет я бездомной останусь!

Жаль стало Иванушке Бабу Ягу.

– Ну, ничего, – говорит Ваня, – я твоему горю, бабушка, помогу. Есть у меня топорик стальной с ручкой резной, да и плотницкому делу я выучился.

Утром Иванушка встал пораньше и принялся за дело: крышу починил, полы настелил, куриные ноги поправил, лесенку с перилами точеными срубил. Стала избушка как новенькая!

Обрадовалась Баба Яга, да и спрашивает:

– Как же мне тебя, Ванюша, отблагодарить?

– А скажи, не знаешь ли, где Чудо-юдо Настеньку прячет?

– Я-то не знаю, а вот сестра моя старшая знает. На тебе клубочек, брось его на землю и иди за ним. Он тебя к сестре приведет.

Поблагодарил Ваня Бабу Ягу, бросил клубочек и пошел за ним.

К вечеру добрался до другой избушки. Там жила старшая сестра Бабы Яги. Ваня вошел в избу, а старшая Баба Яга лежит на печи и стонет:

– Ох! Ноги болят. Встать не могу. Застудила их совсем.

– Я тебе, бабушка, помогу!

Достал Иванушка из торбы шерстяные носки да лапти плетеные.

– На, бабушка, надень теплые носки, а на них – лапти. Ногам твоим легче станет!

Баба Яга надела носки да лапотки и повеселела сразу.

– Ах, спасибо тебе, добрый молодец! Как мне отблагодарить тебя?

– Скажи, не знаешь ли, куда Чудо-юдо Настеньку унесло?

– Знаю, как не знать, – отвечает старуха. – За рекой широкой есть пещера глубокая. Там Чудо-юдо Настю прячет. Дам я тебе клубочек, он тебя приведет к пещере.

Поблагодарил Ваня Бабу Ягу, бросил клубок на землю и пошел за ним. Подошел к реке. А она широкая, и волны по ней ходят высокие. Достал мальчик полотенце, положил его в воду и превратилось полотенце в лодочку. Сел Иванушка в лодочку да и переплыл на другой берег.

Клубок на землю положил и вскоре подошел к пещере. А там Настенька сидит и слезы льет. Увидела она Иванушку, обрадовалась и говорит:

- Бежим скорее, братец, пока Чудо-юдо не вернулось!

Взялись они за руки и побежали.

А Чудо-юдо прилетело, видит – нет Насти в пещере, и пустилось в погоню. Того и гляди настигнет беглецов.

- Ванюша! Брось горсть родной земли, - говорит Настя.

Иванушка бросил горсть земли, выросла гора высокая-превысокая и преградила путь Чуду-юду.

Долго Чудо-юдо пыталось через гору перелететь, да только все силы растеряло. И решило оно тихо жить, людей не обижать.

А Ваня и Настя скоро оказались в родном доме. То-то радости было!

Вопросы для обсуждения:

  • Почему семья Вани была дружной и работящей?
  • Кем был Ванин отец?
  • Что умели делать дедушка, бабушка, мать и сестра Вани?
  • Что случилось с Настенькой?
  • Кто отправился выручать Настю из беды?
  • Какие вещи Ваня взял с собой?
  • Как Ваня помог бабе Яге?
  • Чем Ваня помог ее старшей сестре?
  • Где он нашел Настю?
  • Почему Чудо-юдо не смогло догнать детей?
  • Как вы думаете, почему вещи, взятые Ваней, названы родными?
  • Как вы думаете, почему Ване удалось спасти свою сестру?

 

Лесной помощник

Как-то раз Алёнка и Ванечка пошли на прогулку в добрый лес. Гуляли они, любовались цветочками, ели ароматную землянику, слушали пение птиц, вдыхали аромат свежей хвои. Вдруг вышли ребята на полянку, на которой раньше никогда не были и увидели, что стоит там маленький хорошенький домик.

— Интересно, кто живёт в этом домике? – произнёс Ванечка.

— Это домик гномика Феди, — вдруг послышался тоненький голосок.

Ребята оглянулись и увидели, что с ними разговаривает Птичка, которая сидит на ветке берёзы.

— А кто он, гномик Федя? Мы с ним ещё не знакомы,- спросила Алёнка.

— Федя – лесной помощник, — ответила Птичка.

— Это что, у него работа такая? – удивился Ванечка.

— Да нет, — покачала головой Птичка, — это не работа, просто Федя – очень добрый гном. Он всегда всем помогает: лечит поломанные деревья, следит, чтобы птенцы не выпадали из гнёзд, помогает лесным зверушкам делать запасы на зиму. Для каждого всегда найдёт Федя доброе слово, поможет в любой беде, поэтому все всегда спешат к нему за помощью.

— Какой молодец этот гномик! – воскликнула Алёнка.

Тут ребята увидели, что из домика на полянку вышел сам гномик Федя, поздоровался с солнышком, с лесом, а потом заметил ребят и пригласил их к себе пить чай с бутербродами с малиновым вареньем.

— Обязательно заходите в гости, когда будете приходить в лес! – сказал Федя, когда прощался с ребятами.

Так Алёнка и Ванечка познакомились с Федей. С тех пор они часто встречали его в лесу, когда он помогал кому-то из лесных жителей. Иногда ребята заглядывали к Феде в гости, правда, он не всегда бывал дома, часто уходил по своим добрым лесным делам. Ведь в лесу всегда кому-то нужна помощь.

В один из первых осенних деньков, Алёнка и Ванечка пошли в лес за грибами. За день до этого шёл грибной дождь, как сказала бабушка, и ребята решили собрать грибов, чтобы насушить на зиму. Собирая сыроежки и лисички, брат с сестрой сами не заметили, как тропинка привела их к домику Феди.  Алёнка постучала в маленькую дверку, и ребята услышали из глубины дома голос Феди:

— Заходите, не заперто!

Это было немного странно, так как хозяин домика всегда сам открывал дверь гостям. Когда Алёнка и Ванечка зашли в дом, то увидели, что Федя лежит в постели. На их вопрос, что случилось, гномик ответил:

— Да вот, три дня назад, после дождя пошёл проверить, как дела в лесу. Поскользнулся, упал и сломал ногу. Хорошо, что меня нашли эльфы и помогли добраться до дома.

— Федя, если бы мы знали, что ты тут один лежишь, мы бы раньше пришли! – сказала Алёнка. – Может, тебе помощь нужна, сделать что-то, принести?

— Спасибо, дорогие мои. Всё у меня есть. Не один я. Мои лесные друзья меня в беде не оставили. Зайцы принесли щавеля, да заячьей капусты, белочки орехов, ежи – яблочек. Заходила знакомая фея, принесла мазь волшебную да сварила мне суп и пирожков с яблоками напекла. Угощайтесь! Лисица прибегала – порядок в домике навела. Не оставили меня в беде мои друзья.

Тут в дверь постучали, и вошла Медведица с полным бочонком мёда.

— Это для тебя, Федя, — прорычала она. – Ты нам всегда помогаешь, вот и мы о тебе не забыли!

— Может, всё-таки мы можем что-то для тебя сделать? – спросил Ванечка.

— Думаю, что можете, — улыбнулся Федя. – Я вот переживаю, кто о лесе позаботится, пока я болею. Вы не могли бы пройти по лесу и посмотреть, как там дела, не случилось ли чего?

Ребята попрощались с гномиком и пообещали, что обязательно выполнят его просьбу. Федя оказался прав, в лесу всегда кому-то нужна помощь: любопытному совёнку, выпавшему из гнезда, волчонку, хвост которого застрял в расщелине дуба, ежу, пытающемуся стрясти яблоки с яблони, да ещё много кому.

Алёнка и Ванечка вернулись домой уже ближе к вечеру, с полупустыми корзинками. Некогда им было грибы собирать. Дети рассказали бабушке о том, как прошёл их день и о гномике Феде. Бабушка их похвалила и сказала:

— Видите, тот, кто всем бескорыстно помогает, никогда сам не останется без помощи. Федя всегда всем приходил на помощь, а теперь и его лесные жители в беде не оставили!

— Алёнка, а давай теперь будем каждый день, пока Федя не выздоровеет, в лес ходить и смотреть, как там дела, нужна ли кому-то помощь! – предложил Ванечка, и его сестричка с ним с радостью согласилась.

Вопросы для обсуждения:

  • Быть помощником – это работа или добровольное желание?
  • Почему лесные жители помогали Феде?
  • Хорошо ли быть помощником? Почему?
  • Кому вы готовы помогать и как?

Сказка про Счастье для детей

Жило-было Счастье. И не было у него своего дома. И решило Счастье поискать дом, где бы можно было остановиться.

Вот идёт Счастье по белу свету и видит – стоит дом. Дом, как дом, красивый, высокий.

Дай, — думает, — поживу.

И живёт себе, Счастье, не тужит. Дом большой, нарядный. Стены справные, картинки в красивых рамках. Еды в закромах – видимо-невидимо. Голодным не останешься. День Счастье живёт привольно, другой, а на пятый скучно ему стало.

— Не хлебом единым на белом свете живут, — подумало оно, — и отправилось дальше. Видит Счастье – другой дом стоит на пути его.

— Дай, — думает, — зайду. Встречает его мил человек. Байки рассказывает! Заслушаешься. Про чудеса всякие, про диковины разные, про чародейства неслыханные. Мил человек угощает Счастье, яства разные выставляет, не скупится. Живёт себе Счастье припеваючи и в ус не дует. Да только приелась ему еда быстро, надоели разговоры про одно и то же.

Собралось Счастье в дорогу – пойду, ещё на белый свет погляжу, может, лучше где бывает.

Идет себе Счастье – а на пути его новый дом. Поднимается Счастье на крыльцо – а детишки ухватили его за рукава, и в лучшую комнату тащат. А там начали играть с ним, песни петь, хороводы водить. Взрослые щами да пирогами угощают, отдохнуть с дороги предлагают.

Счастье отдохнуло и решило здесь пожить немного. Да так до сих пор и живёт. С малышками-детишками возится, забот не знает.

Все в доме Счастье уважают и ценят. А ему того и надо.

Счастье уважительного отношения к себе требует!

Вопросы и задания к сказке:

  • Весело ли было Счастью в первом доме?
  • Как ты думаешь, почему Счастье не задержалось в первом доме?
  • Как развлекал Счастье мил человек во втором доме?
  • Чем привлёк Счастье третий дом?
  • Нарисуй дом, в котором живёт семья с детишками и Счастье.
  • О чём эта сказка? Судя по названию, о счастье. Почему Счастье не задержалось в первом доме. Одинокий этот дом. Еды много, а милых голосов человеческих не слышно. Пришло Счастье во второй дом. Живёт в нём мил человек, и всё вроде бы хорошо. Но Счастью и этого показалось мало. И лишь в третьем доме Счастье осталось. Почему? Потому что в нём живёт крепкая семья. И детей в семье много. А дети – это счастье. Дети приносят в дом радость.
  • Какие пословицы подходят к сказке? (Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. В дом, где добро, приходит и счастье).

Сказка про ежика Витю

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

— Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты? — говорила Вите лиса.

— Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой, — бурчал медведь.

— Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь, — пищал зайка.

— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя, — курлыкал ему прямо в ухо соловей.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального! слуха?» — плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.

Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький», — подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.

Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.

— Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, -— сказала лиса.

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.

Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

Вопросы для обсуждения:

  • За что было обидно ежику, почему он плакал?
  •  Что изменило жизнь ежика?
  • Кто такой настоящий друг по мнению ежика?
  • А как считаешь ты?

Сказка про Енота

Жил-был маленький полосатый Енот. Он боялся всего-всего на свете, и поэтому у него не было друзей. Ему было очень тяжело с кем-нибудь познакомиться. Каждое утро он ходил через ручей за деревянными палками. Это была его работа. Но с палками он не мог разговаривать, и поэтому ему было очень скучно.

Однажды утром, переходя ручей, он заметил Белочку, которая мыла грибы и складывала их в корзину. Он испугался и тихо перешел ручей, чтобы она его не заметила. Енот шел по лесу и думал о том, что Белочка ему очень понравилась. Но как с ней познакомиться, он не знал.

Каждое утро по дороге в лес Енот видел Белочку, но подойти к ней и заговорить он не решался. Енот потерял аппетит и почти не мог спать, потому что всё время думал о Белочке. Он исхудал, ослабел и работал еле-еле.

Однажды, переходя ручей по мелкому месту, он остановился и стал издалека наблюдать за ней. В это время Белочка нечаянно уронила корзину с грибами в ручей, и она стала медленно уплывать по течению в сторону Енота. Белочка пыталась поймать ее палкой, но корзина была уже далеко от берега. Эти грибы Белочка собирала целый год, ей было очень горько и обидно, она села на берег и стала плакать. Енот стоял в оцепенении и ничего не мог поделать с собой. Это был его единственный случай, когда он мог бы помочь Белочке. Но очень боялся это сделать, сам не понимая почему. Корзина медленно приближалась к Еноту и уже стала проплывать мимо него, а он все никак не мог ничего сделать. Колени его дрожали, к горлу подступала тошнота, на лбу выступил пот, а самому ему стало очень, очень холодно. И когда корзина начала отплывать от Енота, он все же решился. Шагнув вперед и утонув по пояс в воде, он схватил корзину за ручку и вытащил на берег.

От холодной воды все его страхи исчезли. Енот смело подошел к Белочке, поставил корзину и сказал: «Вот ваша корзина, не расстраивайтесь». Белочка очень обрадовалась, благодарно посмотрела на Енота и сказала: «Большое спасибо. Ты настоящий друг». Маленький Енот весь засветился от счастья, ему еще никто не говорил таких добрых слов. «Но ты весь мокрый, — сказала Белочка, — пойдем ко мне, ты должен обсохнуть». Они пошли к Белочке, пили чай с вкусным вареньем и долго разговаривали.

С тех пор Енот и Белочка стали дружить и всегда друг другу помогали. Тот день стал самым счастливым в жизни Енота, потому что у него появился друг.

Вопросы для обсуждения:

  • Из-за чего грустил Енот? Ты когда-нибудь грустил из-за того же?
  • Что помешало Еноту подружиться?
  • Как бы ты поступил на месте Енота, когда мимо него проплывала корзина?
  • Что помогло Еноту подружиться с Белочкой?

 Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание

Далеко-далеко, за морями, за горами, за высокими лесами, в дремучей-дремучей чаще была маленькая уютная полянка. На этой полянке жили всякие разные звери: белки, зайцы, обезьяны, попугаи и даже маленький гиппопотам. Среди них был один ежик по имени Вася, который очень гордился своими колючками.

Был этот ежик Вася непохожий на других. Больше всего на свете любил он, когда на него обращали внимание. Настолько, что даже казалось, что все люди обращают на него внимания меньше, чем на других. Хотелось ежику, чтобы только на него всегда смотрели, только его все слушали.

Встанет он утром, снимет пижаму и зашвырнет подальше, а мама потом ищет и ругается: «Куда ты ее подевал». Хоть и кричит. А все-таки на него.

Приходит он на занятие с белкой-воспитательницей. Только начинает она что-нибудь рассказывать, ежик как захрюкает громко-громко. Все смеются, на него смотрят, а воспитательница его за шиворот и с поляны выгоняет.

Затем к детям идет. Там замок из песка строиться. Зайдет ежик с одной стороны, с другой — никто на него не смотрит. Как размахнется тогда он — и ногой прям по замку. Девочки в плач, а мальчики кулаки сжимают — бить его хотят.

И так каждый день. И все вроде бы хорошо, но стала такая жизнь ежику надоедать. Внимание-то конечно обращают — это приятно. Но ругаю много — от этого грустно. С такими печальными мыслями, однажды вечером, наш ежик лег спать.

И вот, приснился ежику сон. Будто громадный волшебник в плаще расшитом золотыми нитками прилетел к нему и говорит: «Слушай ежик! Я буду тебя превращать!»

Испугался ежик, запищал: «Нет, не надо меня, нет… нет…».

«Не бойся» — улыбнулся волшебник — «Лучше послушай, как я тебе хочу поколдовать. Я отправлю тебя в два мира, сначала в один, а потом в другой. В одном из них ты бываешь часто и сам, в другом — не был никогда. Когда вернешься, — скажешь мне, где тебе больше понравилось».

Взмахнул волшебник ярко-желтой палочкой, зашипело все вокруг и… Оказался ежик в невиданном царстве-государстве. И главное то, что сам он как-то себя по-странному ведет. Помогает он всем, поступки приятные совершает, слушает внимательно, что говорят ему, чужие игрушки не ломает, а, наоборот, чинить помогает. И внимания на него за это обращают — так, что даже стыдно немного. Приятно ежику, приятно и всем вокруг. Хвалят все ежика, умиляются им, разговаривают про него, а ему — как будто все время по головке гладят.

Тут вдруг все начало меняться, треск, шипение, промелькнул пред глазами волшебник в мантии, и вот… другой мир. Тут все наоборот. Как в жизни. Тоже все на ежика смотрят, однако, за то, что,   например, нахулиганил он или побил кого-то или хрюкает громко. И ругают его и ругают. А под конец все: мама, папа, воспитательница, соседка, родственники, дети из группы всей толпой как окружили его. Каждый о своем кричит, ничего ежику непонятно, однако знает он, что каждому из них что-то не так он сделал. Шаг назад. Еще шаг. Отступает ежик, звери на него. Еще шаг и как будто в черную яму падает ежик, только и слышен крик: «Не хочуууу здееееесь».

Проснулся ежик соскочил с кровати и вспомнил свой сон. И только захотелось зашвырнуть ему подальше свою пижаму, так, чтоб мама потом искала и ругалась на его, как подумал ежик: «А что если я наоборот делаю. Как в первом мире во сне?»

Так и вышло. Сложил ежик ночную одежду на стульчик и маму ждет. Мама пришла, уже готовая ругаться и… только руками всплеснула: «Ах ты мой хороший. Какой ты молодец». Приятно стало ежику. Почесал он левую переднюю иголку и решил сегодня на этом не останавливаться.

Отправился он на поляну. А там воспитательница-белка зверят считать учила, к школе их готовила. Подкрался он тихонько и стал ждать. Задет белка вопрос: «Сколько будет два плюс три». А зверята все в это время ворон считали, так, что ежик первым успел. «Пять!» — радостно выкрикнул он. «Вот, смотрите», — важно проговорила белка, — «Учитесь все, как внимательно надо слушать». Еще больше приятнее стало ежику. И вот, когда занятие кончилось, отправился он к песочной куче.

А там уже вовсю новый замок строится. Подошел он тихонько, дотронулся до плеча мишки и прошептал: «можно с вами поиграть». Глянул на него мишка и пробурчал недовольно: «Ну ладно уж, садись». Сел ежик и так вдруг у него красиво получилось башенки лепить, что скоро все звери свор работу бросили и только смотрели на него. «Ух ты, а мы и не знали, что ты так можешь!» — раздавалось по сторонам. «Я и сам не знал» — смущенно отвечал ежик.

Когда наступил вечер, уставший, но довольный ежик пришел домой. А дома… дома его ждал пирог. «Ты думаешь, я не заметила, что с сегодняшнего дня ты стал совсем другим» — ласково сказала мама. — «Я думаю, это надо отпраздновать». Ежик был не против. Засовывая в рот толстенный кусок маминого вкуснейшего пирога он еще раз подумал: «Как все-таки хорошо, когда на тебя обращают внимание за что-нибудь хорошее».

Вопросы для обсуждения:

  • Чего хотелось ежику? Зачем?
  • Тебе хотелось бы того же?
  • Как ежик пытался привлечь внимание?
  • Как ты думаешь, в чем была его ошибка?
  • Каким теперь стал ежик?
  • Что изменилось в его жизни?

Сказка про то, как друзья зайчонку Стёпе помогали

        Как-то вечером, когда ёжик Вася и зайчонок Стёпа уже собирались идти домой, Вася сказал: — Стёпа, мы завтра решили пойти с Мико и Потапкой на земляничную поляну за земляникой. Ты же пойдешь с нами? Я знаю, как ты землянику любишь!

— Не могу я, — грустно ответил Степа, — я маме пообещал, что помогу ей завтра посадить капусту на огороде. Идите без меня.

 — А может, мы подождем, когда ты закончишь? – спросил Вася.

— Нет, Вася, там много работы. Я быстро не управлюсь, — ответил Стёпа.

На следующее утро в дверь домика, где жили зайцы, постучались. Стёпа открыл дверь и увидел на пороге ёжика Васю, бельчонка Мико и медвежонка Потапку.

— Стёпа, мы пришли помочь тебе на огороде! – дружно сказали друзья.

         Как обрадовался Стёпа! Так грустно было ему, что он не сможет пойти с друзьями за земляникой, а они такие молодцы – пришли ему помочь! Взяли друзья инструменты, и отправились на огород. И пошла работа. Вася грядочки копает, Стёпа семена в землю бросает, а Мико их сверху землёй присыпает. А медвежонка решили на огород не пускать, а то он неуклюжий, все грядочки потопчет. Потапка не расстроился, он сидел на пенёчке и рассказывал всем сказки и пел песенки, чтобы друзьям было не скучно работать. Мама-зайчиха пришла на огород, хотела друзьям помочь, но они ее заверили, что сами со всем управятся. И действительно, они быстро посадили капусту, выпололи сорняки на морковных грядках и довольные уселись погрызть сладкой морковки, которую им принесла Зайчиха.

— Спасибо вам, друзья! – сказал зайчонок Стёпа, — Без вас я бы и до обеда не управился, а так у нас еще много времени осталось, чтобы сходить за земляникой.

— Не могли же мы оставить тебя одного делать дела, а сами идти за земляникой, которую ты так любишь, — сказал ёжик Вася, — мы же твои друзья. А друзья для этого и нужны, чтобы дела делать вместе и веселиться вместе.

— Тем более, что когда все вместе берутся за дело, оно гораздо быстрей делается, — добавил Мико.

        А медвежонок Потапка ничего не сказал, он просто их всех крепко крепко обнял. Стёпа сбегал за корзинкой, и они все вместе пошли на земляничную поляну. Друзья вдоволь наелись ароматной земляники, еще и собрали полную корзинку с собой. Из нее потом мама-зайчиха вкуснейшее варенье сварила.

Вопросы для обсуждения:

  • Хорошие друзья у зайчонка Стёпы? Почему?
  • Друзья Стёпы могли поступить иначе?
  • Что почувствовал бы Стёпа, если бы друзья ушли без него?
  • У вас есть друзья?

Маленький медвежонок

Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик. 

Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать», — так думал Медвежонок.

Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
 — Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом, — сказала Белочка.

— Но посмотрите, — закричал Зайчик, — он сжал кулаки и собирается с нами драться!

Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться».
 — Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться, — закричали зверята. — Мы будем защищать себя!

И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.
 — Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться, — сказали зверята. — Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..— закричали они
— Мы не будем с тобой дружить!

И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками?» — думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.

«Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!» — решил Медвежонок.

На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть?
  • Так ли это было на самом деле? 
  • Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить?
  •  Из-за чего они так подумали?
  • Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами?
  •  Что бы ты еще ему посоветовал сам?

Помидор Сашка

 На большой широкой улице, по которой с грохотом и шумом ездили машины, трамваи и автобусы, стоял огромный детский магазин игрушек. Он весь светился ярким блеском, потому что в его зеркальных окнах отражались лучи веселого солнца. На третьем этаже находился самый большой отдел, где продавались мягкие игрушки. В этом отделе жил большой мягкий красный помидор. Звали его Сашка. Он очень любил смеяться, и баловаться, как все дети. Этот отдел был самым веселым и шумным, потому что все игрушки, которые там продавались, были лучшими друзьями друг другу. Они уже долго жили в одном отделе и никогда не ссорились. У Сашки была самая любимая продавщица Ира. Она тоже очень любила Сашку и заботилась о нем как самая нежная мама.

Но однажды утром все закончилось. В магазин пришла женщина и купила Сашку. Она забрала его и принесла домой. Бедный Сашка оказался один, без старых друзей в жуткой пустой комнате. Ему было одиноко, грустно и тоскливо. В этой квартире были еще игрушки, но Сашка никого не знал и боялся их. Его посадили на пустую полку. Сашка сидел там один и все время смотрел в окно. Это было единственное занятие, которое он смог себе найти. По улице постоянно ездили машины, сновали туда-сюда люди. Моросил мелкий противный дождик. И на душе у Сашки было так гадко. Он вспоминал большой магазин и ему становилось невыносимо грустно от того, что он оказался здесь один. От таких мыслей и безумного страха и одиночества Сашка заболел. У него поднялась температура и он думал, что уже никогда не поправится. Да ему и не хотелось. А для чего? зачем? Друзей у него здесь нет, да и любимая продавщица Ира, наверное, уже не вспоминает о нем. А он по ней скучал больше, чем по кому бы то ни было.

К вечеру Сашка заснул и увидел удивительный сон. Ему приснилась Ира, она была одета в яркое желтое платье и похожа на те солнечные лучики, которые пробивались через окна и заполняли большой отдел в их любимом магазине. Ира нежно улыбнулась, крепко обняла Сашку, погладила по голове и спросила, почему он такой грустный. А Сашка тяжело вздохнул и начал рассказывать: «Мне так плохо, мне скучно, у меня нет друзей, мне не с кем поиграть». «Не плачь, — сказала Ира, — никто не подходит к тебе, потому что ты всегда сердитый, не улыбаешься. Если ты будешь приветливым и не будешь бояться, у тебя будет очень много друзей. Надо только очень сильно этого захотеть и очень постараться и у тебя все получится!» «Правда?» — удивился Сашка. «Конечно, — ответила Ира. — Я тебе обещаю!» — сказала она и исчезла в белом волшебном облаке.

Вдруг Сашка проснулся. Его сон казался ему таким реальным. Уже настало утро и солнышко ласково светило в окно. «У меня будут здесь друзья, — сказал сам себе Сашка. — Я уверен в этом, я это точно знаю!». Как только он это сказал, в комнату вошла женщина и разбудила мальчика. «С днем рождения, сынок, — сказала она и подарила ему вместе со всеми игрушками Сашку. Сашка улыбался во весь рот и прямо-таки светился от радости и счастья. Мальчик тоже обрадовался и заулыбался. А днем был задорный и веселый детский праздник: было шумно, суетливо и все комнаты наполнились веселым детским смехом. Сашка чувствовал себя самым счастливым на Земле, потому что он чувствовал в себе силы радоваться, шутить, бегать и играть с другими куклами, которые в этот вечер стали его друзьями, и веселиться с детьми, которые в этот вечер пришли на самый радостный детский праздник — день рождения.

Вопросы для обсуждения:

  • Как чувствовал себя Сашка в новом доме?
  • Из-за чего он грустил?
  • Какой совет дала Сашке Ира?
  •  Как еще можно было бы помочь Сашке?

Ленточка дружбы

Рома пришел утром в детский сад и после завтрака стал играть с железной дорогой. «Ду-ду-ду!» - гудел он, как поезд. «Чух – чух –чух!» - это стучали колеса вагонов.

Рома придумывал разные истории с маленькими куколками, которые ехали в поезде. Словом, ему было совсем не скучно.

В самый разгар игры у Роме подошел Дима. Он постоял немного, посмотрел, как играет друг, и захотел поиграть вместе с ним. Стал сажать в другой вагон маленьких зверюшек, остановил поезд. Испортил Роме игру.

Рома сказал сначала довольно спокойно:

- Димка, отойди! Ты мне мешаешь, займись чем-нибудь другим.

Но Дима и не думал уходить:

- Я тоже буду играть в железную дорогу. Ведь игрушки-то общие!

Тогда Роман встал с колен и сильно толкнул Диму в плечо, тот упал. Дима разозлился, встал и ударил Рому кулаком. Ребята сцепились, как два шипящих котенка, и стали мутузить друг друга кулаками.

Девочка Таня побежала за воспитательницей Анной Анатольевной. Та вышла лишь на минутку, и вот пожалуйста! Она разняла драчунов и строго сказала:

- Сейчас мы все будем разучивать песенку к празднику, а вы пойдите в другую комнату и посидите там на диване, подумайте о своем поведении!

- Я не виноват, я не виноват! - закричал Рома. – Я тихо и спокойно играл в железную дорогу, драку затеял Дима.

- Неправда! – заревел Дима. – Я не затеял драку, просто тоже поиграть с Роминой железной дорогой, а он меня толкнул и я упал.

- Я не знаю, кто из вас затеял драку, но я слышала, как вы ругались плохими словами, и видела, как били друг друга.

Итак, воспитательница отправила драчунов в другую комнату, а сама увела группу в музыкальный зал, чтобы разучивать песенку.

В это время Рома и Дима совсем загрустили. Они не разговаривали, сидели на диване, отодвинувшись друг от друга. Вдруг мальчикам показалось, что зазвенели тихонько колокольчики и послышались слова песенки.

- Что это? – спросил Дима.

- Не знаю, - ответил Рома.

Мальчики придвинулись друг к другу, и вдруг их оплела золотая ленточка.

- Ой, смотри! Золотая ленточка!

А песенку между тем звучала и звучала, а когда закончилась, сказала:

- Я – песенка. Другие ребята меня в музыкальном зале разучивают, а я к вам прилетела. Пойте вместе со мной, только негромко. И Рома с Димой перестали дуться друг на друга, они помирились и старательно подпевали песенке. Скоро мальчики знали ее наизусть.

Когда Анна Анатольевна закончила занятие с группой, она пошла за Димой с Ромой. Удивилась воспитательница, что мальчики, взявшись за руки, поют песенку.

- Как вы разучили песенку? – спросила она мальчиков.

- А к нам песенка сама прилетела и научила нас, - ответили Дима и Рома.

- Вот и хорошо, что больше не ссоритесь, - обрадовалась Анна Анатольевна. – А что это за лента золотая? – спросила она детей.

- Ее песенка принесла, - ответил Рома.

- И нам на память оставила, - предположил Дима. – Это ленточка дружбы.

Вопросы для обсуждения:

- Из-за чего поссорились Дима и Рома?

- Как помирились ребята?

- Кто помог им вернуть дружбу?

Приключения медвежонка

(сказка для разыгрывания)

Медвежонок шел по лесу и увидел ребят: еще Медвежонка, Лисенка и Волчонка, они играли. Медвежонок подошел к ним, и они его приняли в игру в прятки.
        Но потом они его захотели съесть, потому что он им не понравился. Он неправильно играл, громко кричал. Медвежонок услышал про это и убежал домой.
Дома он все рассказал маме. Вместе они пошли обратно и нашли их. Мама хотела их съесть, но ребята объяснили, почему они не приняли Медвежонка. Медвежонок понял, что ему надо было спокойно играть и никому не мешать. Тогда он подружился с ребятами.

Затем Медвежонок с мамой пошли гулять в лес. Вдруг они заблудились. Темно. За деревом они увидели страшную тень. Это была тень мышки, но им показалось, что это большой зверь.

Они бросились бежать и заблудились еще больше. Сели и заплакали: «Мы не знаем, куда идти!». Но тут из леса вышел Мыш. Это был тот самый Мыш, чьей тени они испугались. И они увидели, что это не страшный зверь, а мышка. Мыш был умный, он знал все-все дороги в лесу. Он повел их домой и вывел из леса.

По пути они поели вкусной малинки. Пришли домой и сладко-сладко заснули.

 

Приложение 6

Анкетирование родителей (по итогам работы)

  1. Получали ли Вы информацию о работе проекта «Радуга поведения»?

Да

Нет

  1. Что из работы проекта больше всего запомнилось Вам и Вашему ребенку? (перечислите)
  2. Изменилось ли поведение Вашего ребенка дома? Если, да, то каким образом?

Да

Нет

Ничего не изменилось

  1. Была ли информация, представленная в консультациях для родителей «Радуга нашего поведения» полезна для Вас?

Да

Нет

Иногда

       5. Актуальна ли для Вас страничка детского сада ВКонтакте?

Да

Нет

  1. Ваши пожелания и предложения по организации работы по социально – нравственному воспитанию с детьми в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Развитие коммуникативных умений в ДОУ» План-конспект выступления«Коммуникативная деятельность. Трудности общения».

Полноценное проживание ребенком дошкольного периода детства в современной системе образования выдвигается на первый план. В этом процессе особое место занимают коммуникативные умения....

Активизация речи детей в коммуникативной деятельности (картотека коммуникативных игр)

Коммуникация - это всегда обмен информацией между людьми, который может осуществляться вербально (речь) и невербально (жесты, мимика, интонация). Одной из форм активизации речи является создание игров...

Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию "Как звери к зиме готовились" (с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий)

Цель: Продолжать формировать представления детей о поведении диких животных в разное время года; воспитывать экологическую культуру через наблюдения и экспериментальную деятельность. Задачи:·...

Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет

Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи....

Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога».

Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога»....