Тренинг «Бумеранг родительского гнева»
материал по психологии

Овчинникова Ирина Викторовна

Тренинг  «Бумеранг родительского гнева»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_bumerang_roditelskogo_gneva.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  «Бумеранг родительского гнева».

Задачи: формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого, дать рекомендации родителям по вопросам позитивного общения с детьми; заострить их внимание на эмоциональном мире детей, ознакомить родителей с особенностями формирования личности, развить умения семейного воспитания.

Материалы: лист с нарисованным циферблатом и темами для бесед, альбомные листы по количеству участников, цветные карандаши.

1.Ритуал приветствия.

Цель – сплочение группы, выработка механизмов эмпатии.

«Встаньте в круг, возьмите друг друга за руки. Приветливо посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь»

Информирование родителей о цели тренинга. Сегодня мы с вами поговорим о воспитании детей, о том, как наши эмоции сказываются на их психологическом здоровье, уделим внимание вопросам регулирования собственного гнева.

2.Игра-активатор «Час общения»

Цель – снятие эмоционального напряжения при общении.

  1. У каждого из вас лист с нарисованным циферблатом (приложение 1). Сейчас вам предстоит назначить друг другу встречи. Чтобы не забыть о встречах (во сколько и с кем вы встречаетесь) вы будете их записывать в бланк. На одно и тоже время можно назначить встречу только с одним человеком. Время назначения встреч ограничено, поэтому действуйте быстро и организованно. Ваша задача – назначить как можно больше встреч. Время пошло. (1 мин.)
  2. Всем спасибо. Сейчас вторая часть игры. Я буду называть час, вы встречаетесь с тем, с кем у вас назначена встреча и беседуете на предложенную мною тему. Например, я объявляю «час», вы встречаетесь, я говорю: «Тема – погода», вы беседуете (приложение 2).

Для беседы отводится 60 сек.

Вопросы родителям:

-  Легко ли было справиться с 1 частью игры и смогли ли вы назначить 12 встреч? Как это происходило: вы сами назначали встречу или к вам подходили? Приходилось ли отказывать или назначать другое время? Смогли ли вы сразу начать беседу по заданной теме, и кто был инициатором? Что вызвало затруднения?

3.Мини-лекция «Мир детства» (приложение 3)

Практический блок.

Сегодня мы постараемся побыть нашими детьми, прочувствовать их чувства и эмоции, проанализировать свои действия и поступки.

4.Упражнение «Цветок».

Цель – способствовать формированию позитивной позиции по отношению к имени ребенка, своему собственному.

Перед Вами лист бумаги. Нарисуйте в середине листа круг – это сердцевина цветка. Вспомните, как вы выбирали имя своему ребенку, как трепетно вы к этому относились.

Напишите имя своего ребенка в сердцевине. Напишите чувства, которые вы испытываете, когда читаете, слышите имя своего ребенка.

У каждого цветка есть лепестки и у нашего цветка тоже будут лепестки. Количество лепестков соответствует количеству имен-обращений к вашему ребенку. Постарайтесь вспомнить все имена обращения, не только те с которыми вы обращаетесь, но и другие члены семьи, друзья и знакомые вашего ребенка. Впишите в каждый лепесток имя-обращение. Напишите чувства, которые вы испытываете, когда слышите то или иное имя-обращение к своему ребенку. Если вам не нравится какое-либо имя-обращение, то заштрихуйте этот лепесток.

У цветка есть стебель. Вспомните, как вы обращаетесь к ребенку в порыве гнева, раздражения – подпишите это имя-обращение около стебля. Напишите, что вы чувствуете, когда вспоминаете свою интонацию при данном разговоре.

А сейчас задумайтесь, что нужно цветку, чтобы благоухать и радовать наш глаз? Конечно, ему необходимо питание, а получает он его через стебель.

А теперь посмотрите, какое питание получает ваш цветок, какие чувства его подкрепляют? Не зря говорят: «Ложка дегтя способна испортить бочку с медом». Так и мы порой своим обращением перечеркиваем все то, что для этого долго и упорно создавали. Даже если это имя, произнесенное с другой интонацией.

У цветка есть лист. Подпишите его тем именем-обращением, которое больше всего нравится вашему ребенку. Напишите свои чувства. Как вы думаете, совпадают ли ваши чувства с чувствами ребенка? Постарайтесь обращаться к нему так, как он любит.

5.Мини – беседа «Колобок и стрелы гнева».

Цель – активизировать членов группы, отреагирование чувств.

Представьте себя в образе «колобка». Вспомните, как начинается ваше утро.

Звук будильника,
«уже вставать», легкое раздражение,
надо принять душ, все входит в свое русло;
пора будить ребенка,
в ответ: «не хочу, еще чуть-чуть»;

«Я опаздываю, а ты снова со своими капризами», снова появляется раздражение, и т.д. и т.п. (Даете описание всего дня, при этом заостряете внимание там, где появляется раздражение. Потом вы говорите, что раздражение – это стрелы гнева, сначала полученные извне, а потом обратно выпущенные). И вот наш милый колобок превратился уже в колючего ежика. (Обсуждение)

6.Упражнения: «Кулачки», «Ежики».

Цель – осознание неконструктивных способов выражения агрессии.

Сейчас мы разделимся на две команды – яблоки и груши. (Работа в парах) «Яблоки» сжимают правую руку в кулак. Сожмите очень сильно, а «груши» должны разжать кулак, при этом старайтесь не причинить физическую боль. (потом меняются)

Обсуждение: кому удалось разжать кулак? Какие приемы вы использовали? Трудно ли было выполнить задание?

Аналогично проводится упражнение «Ежики». Один в паре сворачивается в клубок (кладет голову на колени и закрывает ее руками), а другой должен развернуть клубок.

А сейчас все сожмите все правую руку в кулак, сожмите очень крепко, а я пройду посмотрю. Когда убедитесь, что все выполнили ваше задание, просите: «Уважаемые родители, разожмите, пожалуйста, кулачки. Посмотрите на свои прекрасные добрые руки». Родители непроизвольно разжимают кулаки. А ведущий подводите итог: «оказывается не надо применять силу, манипулирование, угрозы – порой достаточно доброго, ласкового слова и все поменяется вокруг».

7.Беседа «Конструктивные способы разрядки гнева и агрессии».

Цель – расширение знаний родителей по сдерживанию нарастающей агрессии (приложение № 4).

Рефлексия.

8.Упражнение «Дерево».

Цель – закрепление основ правил воспитания.

Инструкция: «Нарисуйте дерево, таким каким вы его представляете». Обсуждение: (корни – питание, ствол – ребенок, солнце – любовь «любви не может быть много, но она не может быть слепой и не видящей проблем», дождь – проблемы, человек «привить к яблоне грушу»).

9. «Обратная связь»

10. «Прощание «Я желаю тебе…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Конспект занятия "Гнев"

Цели и задиЦельСоздание условий для естественногопсихологического развития ребенкаЗадачиРазвитие эмоциональной сферыРазвитие коммуникативных уменийРазвитие волевой сферыРазвитие личностной сферыРазвит...

Научите ребенка выражать свой гнев!

Консультация для родителей....

конспект занятия "развитие поведенческой сферы детей 5-7 лет" (борьба с гневом)

показ некоторых премов оптимального разрешения конфликтных ситуаций ....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы "В стране настроений" (радость, грусть, гнев)

Задачи:1.     Закрепить и обобщить знания у детей о чувствах радости и грусти. 2.     Познакомить детей с чувством гнева (злости).3....

Многиликий гнев. Психотерапевтическая работа с гневом у детей и подростков

Из всех эмоций именно  гнев наиболее труден для определения. Почему? Во‑первых, то, что похоже на гнев, может им совсем и не быть, и, наоборот, то, что нам не кажется проявлением гнева, часто ока...

Консультации педагога-психолога "Родительский гнев"

Родительский гнев Мы уверены, что его причина – поведение ребенка.Но на самом деле причина в нас самих.Родители часто признаются, что самое трудное в общении с детьми – сдерживать сво...

Консультация «Родительский гнев и как его преодолеть?»

На самом деле умение владеть такими сильными эмоциями как гнев и злость это очень важный навык для человека, особенно для родителей....