Тренинг для педагогов с использованием МАК
материал по психологии

Столярова Елена Валентиновна
  • способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию воспитанников;
  • создать условия для осознания роли воспитателя в психологическом состоянии детей, их личностном развитии;
  • снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг 

для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт

Цели тренинга:

  • способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию воспитанников;
  • создать условия для осознания роли воспитателя в психологическом состоянии детей, их личностном развитии;
  • снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Количество человек: 16.

Продолжительность: 1–1,5 часа.

Материалы: набор метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека» листы А4, цветные карандаши.

Музыкальное сопровождение: звуки леса.

Комментарий ведущего. Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характерах, жизненном цикле, среде и условиях обитания. Даже во внешности есть сходства: ствол — это тело, ветви — руки, корни — ноги, крона — волосы, кора — кожа.

В культуре различных народов можно обнаружить схожие и взаимодополняющие архетипические образы Древа. Античные мифы сохранили память о похищении Гераклом золотых яблок из сада Гесперид. В русских сказках добыча молодильных яблочек — распространенный сюжет. Саги рассказывают, что северный бог Один с целью постичь руны принес себя самого в жертву, девять суток провисев на стволе Мирового древа — ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьем. Согласно библейскому мифу история человечества началась с того, что Ева отведала яблоко с Древа познания Добра и Зла. Обратим внимание, что все приведенные сюжеты — описание обрядов перехода, целью которых было обретение новой идентичности.

Образ дерева люди часто используют для того, чтобы метафорически донести до других особенности своего состояния.

Данная метафора — огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности: каким я вижу себя, как оцениваю, как чувствую себя в данный момент, какими силами располагаю.

Упражнение-приветствие «Здравствуйте! Я делюсь с вами…»

Участники, стоя в кругу, по очереди произносят и дополняют фразу «Здравствуйте! Я делюсь с вами… (хорошим настроением, радостью, оптимизмом и т. п.)».

Примечание. Игра поможет снять барьеры, скованность, повысить самооценку, уверенность педагогов в себе, создать позитивную атмосферу.

Слово педагога-психолога: С деревом у нас связано множество ассоциаций — древо жизни, генеалогическое дерево, новогодняя елка. Образ дерева широко представлен в литературных, песенных, поэтических образах, сопровождающих нашу жизнь. Вспомните строчки из песен, стихов, названия фильмов, где упоминаются деревья… («У лукоморья дуб зеленый…», «Но нельзя рябине к дубу перебраться…», «Когда деревья были большими», «И на камнях растут деревья» и т. п.).

Деревья, как и люди, рождаются, растут, развиваются, переживают периоды расцвета, зрелости, увядания. Так же как и люди, они болеют, противостоят ветрам, дождям, засухам и прочим непогодам. Большинство стойко переживают жару, дожди и снегопады, однако отдельные виды нуждаются в особом уходе: их надо поливать, утеплять… А есть деревья, которые растут в суровых условиях — пробиваются сквозь асфальт, растут на камнях, в засушливой пустыне, стоят в саванах в гордом одиночестве. Деревья растут поодиночке и в группах. Даже визуально образ дерева напоминает образ человека.

Сегодня мы поработаем с набором метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека».

Упражнение «Я — такое дерево»

Инструкция педагогам: Рассмотрите карты с изображением деревьев. Выберите дерево, про которое вы сможете сказать: «Это я». Прокомментируйте свой выбор. Ответьте на вопрос: «А каким деревом вы хотели бы быть?»

Упражнение «Я садовником родился»

Цель: проанализировать свой профессиональный путь.

Инструкция педагогам: Выберите три карты, которые отражают этапы вашего профессионального становления:

  • карта 1 — «Каким воспитателем я была в начале профессионального пути»;
  • карта 2 — «Какой воспитатель я сейчас»;
  • карта 3 — «Каким воспитателем я хочу быть».

Покажите свои карты группе, прокомментируйте свой выбор.

Коллективная работа «Портрет идеального воспитателя»

Цель: проанализировать собственные сильные и слабые стороны.

Вопросы для обсуждения:

  • Какими личностными и профессиональными качествами обладает компетентный (идеальный) воспитатель?
  • Что мешает вам стать таким идеальным воспитателем?
  • Вспомните сложный случай из вашей педагогической деятельности — конкретного ребенка, в работе с которым вы испытывали трудности. Каким деревом вы видите его?

Слово педагога-психолога: Ресурсы для изменений, личностного и профессионального роста — в нас самих! Найдите ресурс в своей карте «Каким воспитателем я хочу быть» (карта № 3 из упражнения «Я садовником родился»), озвучьте. Например, «Я выбрала карту с изображением красивого сильного дерева с хорошо развитой корневой системой и развесистой кроной. Хочу так же крепко стоять на ногах в своей профессии и так же, как мое ветвистое цветущее дерево, дарить радость и приносить пользу детям, родителям, коллегам. Для этого я должна повышать уровень квалификации… (использовать инновационные технологии в работе с дошкольниками и родителями, учиться у более опытных коллег, научиться не бояться неудач, быть уверенной в себе и т. д.)».

Техника «Расширение рисунка»

Инструкция педагогам: Положите каждый свою карту № 3 в центре чистого листа. Продолжите изображение так, чтобы весь лист был заполнен. (Включите звуки леса.)

Примечание. Техника помогает педагогам ослабить тревогу, защиту, дает чувство контроля над ситуацией, как следствие — осознание себя в профессии растет.

Упражнение «Подарок-пожелание соседу»

Каждый педагог вслепую вытягивает из колоды позитивных карт-картинок одну карту. Исходя из картинки делает подарок (говорит комплимент, пожелание) любому участнику тренинга.

Рефлексия

Педагоги продолжают предложения:

  • Главная мысль нашей встречи — …
  • Настроение нашей встречи — …
  • Слово нашей встречи — …
  • Итог нашей встречи — …

 По материалам  Марины Жагариной
педагога-психолога детского сада № 214 ОАО «РЖД», г. Черемхово, Иркутская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тренинги для педагогов с использованием ИКТ"

Сборник тренинговых игр и упражнений для педагогов с использованием реласксационных роликов (ИКТ)....

тренинг для педагогов с использованием арт-терапевтических методов

Данный тренинг разработан при участии педагога-психолога и музыкального работника. Он направлен на предотвращение эмоционального выгорания у педагогогов во время учебного года, а так же на развитие тв...

Физкультурный тренинг для педагогов ДОУ «Использование ИКТ при организации физкультурно-оздоровительной деятельности»

При организации и проведении занятия физической культуры необходимо использование ИКТ. Это позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творче...

Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт

Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характера...

Тренинг для педагогов с использованием МАК «Способы саморегуляции эмоционального состояния»

Тренинг для педагогов с использованием ассоциативных метафорических карт. которые запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального выхода из кризиса....

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ

Педагоги редко говорят о своих личных проблемах. Это плохо сказывается на их работе, общении с детьми и коллегами. Как им помочь? Используйте метафорические ассоциативные карты. Они помогут "разг...

Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, которые определяют опасность, угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью...