Тренинг для педагогов: «Профилактика эмоционального выгорания»
методическая разработка по психологии

Манжеева Елена Дмитриевна

Тренинг для педагогов образовательных учреждений "Профилактика эмоционального выгорания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тренинг эмоциональное выгорание75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  для педагогов:

«Профилактика эмоционального выгорания»

Актуальность тренинга. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросло много требований к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растёт и нервно-психическое напряжение личности, переутомление.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

Цель: профилактика психологического выгорания педагогов посредством формирования внутренней позиции успешного педагога.

Задачи:

Расширение зоны личной уверенности педагогов.

Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.

Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Место проведения занятия: в аудиториях образовательных организаций.

Ведущий: педагог-психолог.

Вид занятия: коррекционно-развивающее.

Формы работы: тренинг.

Методы и приемы работы: беседа, обсуждение, работа в группе, упражнения.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Количество участников: 10-25.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сборник мелодий для релаксации, бейджи, приготовленные бланки для упражнений и рефлексии, ручки, карандаши, бумага формата А4.

План тренинга:

Этап тренинга

Время

Ориентировочный этап:

1.

2

3.

Приветствие. «Притча о молодом человеке»

Краткое озвучивание основных правил работы в группе

Знакомство–самопрезентация: «Моё имя»

3-5 мин.

3-5 мин.

5 мин.

Основной этап

4.

5.

6.

7.

Упражнение: «Я-концепция»

Упражнение: «Марионетка»

Работа в парах. Упражнение: «Сила языка»

Упражнение: «Я заслуживаю...»

25 мин.

15 мин.

15 мин.

10 мин.

Заключительный этап

8.

Рефлексия занятия: «Свободный отчёт»

10 мин.

Ход тренинга

Ориентировочный этап

«Ни один ветер не будет попутным,

если ты не знаешь, куда плыть» - Сенека

1.  Приветствие

Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы. Ведущий: «Добрый день уважаемые коллеги, сегодня у нас с Вами пройдёт  тренинг  на тему: «Профилактика эмоционального выгорания» и начать наш тренинг хотелось бы с восточной мудрости».

«Притча о молодом человеке»

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь, наконец-то он сможет реализовать свои мечты – он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Своё отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.

Правила работы на тренинге

Ведущий. Наша  работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

Доверительный стиль общения;

Активное участие в происходящем;

Общение по принципу «здесь и теперь»;

Уважение к говорящему.

Знакомство-самопрезентация: «Моё имя»

Ведущий называет своё имя: «Я – Елена»

Е – естественность

Л – лёгкость в общении

Е - единство с природой

Н – наслаждение быть самой собой

А – активность

Какими достоинствами наградило вас ваше имя?

Основной этап

4. Упражнение: «Я-концепция»

Ведущий: У каждого человека есть своя теория, касающаяся того, что именно делает его уникальным в своём роде индивидом, отличает его от всех людей. При этом возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам себя считает. И если они определяют меня иначе, то что же лежит в основе их восприятия и оценки? Попробуем выяснить этот вопрос в ходе выполнения следующих заданий.

Инструкция. У вас есть бланк, поделённый на 3 колонки. В первой колонке запишите 10 ответов на вопрос «Кто я такой?». Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову. Во второй столбик запишите ответы на тот же вопрос, но так, как по Вашему мнению, отозвались бы о Вас ваши ученики. В третий столбик запишите то, как по Вашему мнению, отозвались бы о Вас ваши коллеги.

Дайте 10 ответов на вопрос: Кто я такой? Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову

Ответьте  на тот же вопрос так, как по Вашему мнению, отозвались бы о Вас ваши дети (ученики)

Ответьте на тот же вопрос так, как по Вашему мнению, отозвались бы о Вас ваши коллеги

1

2

Ведущий: Теперь сравните эти три набора ответов:

В чем состоит сходство?

Каковы различия?

Если есть различия, то как Вы их объясните применительно к самому себе? В какой степени Вы ведёте себя по разному с разными людьми и какие роли принимаете на себя при общении с близкими людьми?

Каким образом эти различия объяснимы, исходя из индивидуальных особенностей этих других лиц, т.е. как их ожидания формируют те же суждения о Вас, которые Вы им приписываете?

Ведущий: Укажите, какие из 10 ответов Вашей самохарактеристики (пункт 1) касались:

а) физических качеств (облик, сила, здоровье и т.п.)

б) психологических особенностей (интеллект, эмоциональная сфера и т.п.)

в) социальных ролей (профессиональная деятельность, семейное положение и т.п.)

Ведущий: Затем установите очерёдность, которую Вы считаете целесообразной при перечислении этих трёх групп качеств. Остаётесь ли Вы теперь на своих первоначальных позициях в составлении своей характеристики? Если нет, то запишите новый порядок следования упомянутых Вами в самом начале качеств. Прибавились ли или заменились какие-либо из них и чем Вы это объясняете?

Ведущий: Если Вы выполнили упражнение, то написанный Вами итог можно определить как словесное определение Вашей Я-концепции, т.е. относительно согласованного и зафиксированного представления о самом себе. Тут же отметим зависимость Я-концепции от воспринимающих Вас других людей, предположительного Вами варианта своего имени, который, кстати, тоже во многом зависит от окружающих.

5. Упражнение: «Марионетка»

Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя.

Участники должны разбиться на тройки. Для каждой тройки расставляются 2 стула на расстоянии 1.5-3 метра. В каждой выбирается «марионетка» и два «кукловода». Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионеток». Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.

После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей.

Инструкция. Вы разбились на тройки. Двое из вас должны играть роль кукловодов – полностью управлять всеми движениями куклы – марионетки, а третий участник будет играть роль куклы. Цель «кукловодов» – перевести «куклу» с одного стула на другой. Тот, кто играет «куклу» не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды».

Вопросы для рефлексии:

– Что вы чувствовали во время игры, когда вы были в роли «куклы»?

– Понравилось ли вам это чувство? Комфортно ли было?

– Хотелось ли что-либо сделать самому?

Примечание: очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. Данное упражнение при качественном исполнении (когда «марионетки» не двигаются самостоятельно) даёт возможность участникам почувствовать ситуацию отсутствия свободы проявления своих желаний, испытать на себе зависимость от другого человека, давление чужой воли. Но это не значит, что у всех участников оно вызовет негативные чувства. После того как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловодов», управлявших её движениями. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта; важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искажёнными и неполноценными. В конце необходимо объяснить особенности пассивной и активной жизненной позиции в различных ситуациях.

 Ведущий: После выполнения этого упражнения у меня приготовлен для Вас подарок (на слайд). (Желательно включить спокойную музыку).

Инструкция: Существуют личные права, которыми все могут пользоваться, как механизмом защиты при разрешении конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что мы имеем право.

«Ваши права»

Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя;

Вы имеете право не оправдываться и не извиняться за своё поведение;

Вы имеете право решать, должны ли вы брать ответственность за чужие проблемы;

Вы имеете право передумать, изменить своё мнение;

Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них;

Вы имеете право сказать: «Я не знаю»;

Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие;

Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений;

Вы имеете право сказать: «Я не понимаю».

Соблюдение данных прав – первый шаг на пути к уверенному поведению и спокойному состоянию.

6. Работа в парах. Упражнение: «Сила языка»

Инструкция. Возьмите лист бумаги и ручку. Выберите себе пару. Сядьте лицом к партнёру и, глядя ему в глаза, скажите 3 фразы, которые будут начинаться со слов «Я должен». Затем пусть партнёр также скажет 3 фразы, которые будут начинаться с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо. Запишите эти фразы на своих листах. Так же нужно написать по 3 предложения на фразы: «Я не могу» и «Я боюсь».

Через несколько минут следующая инструкция.

Замените «Я должен» на «Я выбираю», «Я не могу» на «Я не хочу» и «Я боюсь» на «Я хотел бы». Все остальное остаётся без изменения.

Первые фразы, которые вы продолжали, отрицают способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы сможете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.

Обсудите свои мысли и чувства с партнёром.

7. Упражнение «Я заслуживаю...»

Ведущий: Счастье редко даётся человеку «большим куском». В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю...», вспомните всё то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, чтобы дети сегодня не получили ни одного замечания за поведение», и т.п. Вспомните не менее пяти событий.

Задание на дом: каждый вечер перед сном вспоминайте не менее десяти хороших событий дня, начиная фразой: «Я заслуживаю...». Это необходимо делать в течение трёх недель. Чтобы не забыть, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте на видное место, это будет напоминать вам о домашнем задании. Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

Заключительный этап

Рефлексия занятия: «Свободный отчёт»

Ведущий: Продолжите  фразы:

Я благодарен тренингу...

Я благодарен ведущим...

Я благодарен группе...

Я благодарен себе...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ "

Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания. когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и с...

Консультация для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

Как помочь педагогам  сохранить себя как профессионала,как распознать эмоциональное выгорание? Как не допустить его и продолжать работать в удовольствие?...

Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

       «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...