Семинар: "Личностный рост педагога"
план-конспект занятия по психологии

Манжеева Елена Дмитриевна

Семинар проводится с целью профилактики эмоционального выгорания, повышения уровня сплочённости педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_lrp.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ: «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА»

Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.

Задачи:

Повышение настроения, получение психологической поддержки.

Формирование уверенности в себе, содействие личностному росту педагогов.

Профилактика эмоционального выгорания, выявление ресурсов.

Повышение уровня сплочённости педагогического коллектива.

Оборудование: мультимедийная установка (звук, видео), ноутбук, приготовленные бланки для упражнений и рефлексии, бумага формат А4, ручки, карандаши, наборы метафорических ассоциативных карт.

Семинар проводится в течение 2 астрономических часов, в изолированном помещении, в котором есть стулья и столы.

План семинара:

Вводная часть

Приветствие. Представление цели и задач семинара, организационные вопросы.

Упражнение: «3 слова о себе»

Инструкция: Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Правила работы на семинаре (выносятся на слайд)

Инструкция: «Наша  работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно»:

Доверительный стиль общения;

Активное участие в происходящем;

Общение по принципу «здесь и сейчас»;

Конфиденциальность всего происходящего;

Обратная связь.

Основная часть

Упражнение: «Моё эмоциональное состояние»

Цель: определение актуального эмоционального состояния участников тренинга.

Инструкция: Каждый участник вытягивает карту «рубашкой» вниз. Затем по просьбе ведущего они переворачивают карту и рассказывают о своём эмоциональном состоянии, глядя на карту, отвечая на вопросы:

Что Вы видите на Вашей карте?

Нравится она Вам или не нравится? Почему?

Какие чувства вызывает у Вас ваша карта?

Материалы: набор метафорических ассоциативных карт: «Эмоции и чувства».

Упражнение: «Притча о жизни – разноцветная реальность»

Цель: расширение видения ситуации и возможных вариантов поведения.

Инструкция: Внимательно послушайте притчу и расскажите о том, какие мысли и чувства она вызывает у вас?

Один старый и очень мудрый китаец сказал своему другу: Рассмотри комнату, в которой мы находимся, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета. В комнате было много чего коричневого, и друг быстро справился с этой задачей. Но мудрый китаец попросил его: «Закройка глаза свои и перечисли все вещи...синего цвета! Друг растерялся и возмутился: «Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета!» На что мудрый человек ответил ему: «Открой глаза, осмотрись, ведь в комнате очень много вещей синего цвета». И это было чистой правдой.

Тогда мудрый китаец продолжил: «Этим примером, я хотел тебе показать правду жизни: если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни – только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни. Запомни: «Если ты ищешь, плохое, то ты обязательно его найдёшь и никогда не заметишь ничего хорошего. Поэтому если всю жизнь ты будешь ждать и морально готовиться к худшему – то оно обязательно произойдёт с тобой, ты никогда не будешь разочарован в своих страхах и опасениях, но будешь находить им новые и новые подтверждения. Но если ты будешь надеяться и готовиться к лучшему, то ты не будешь притягивать плохое в свою жизнь, а просто рискуешь всего лишь иногда быть разочарованным – жизнь невозможна без разочарований. Ожидая худшее, ты упускаешь из жизни все то хорошее, что в ней на самом деле есть. Если ожидаешь плохого, то ты его и получаешь. И наоборот. Можно приобрести такую силу духа, благодаря которой любая стрессовая, критическая ситуация в жизни будет иметь и положительные стороны».

Упражнение: «Мои цели»

Цель: осознание целей своей жизни и развитие способности целеполагания.

Инструкция: «Возьмите 4 листка бумаги, ручку или карандаш. На одном листе напишите: «Каковы мои жизненные цели?». В течение 2 минут ответьте на этот вопрос. Записывайте все, что приходит в голову, независимо от того, насколько это вам покажется общим, или абстрактным, или тривиальным. Вы можете записать личные, семейные, профессиональные социальные общественные или духовные цели. Дайте себе ещё 2 минуты, чтобы проверить ваш список, дополнить или исправить что-то. Затем отложите этот лист сторону.

Возьмите второй лист и напишите сверху: «Как я хотел бы провести ближайшие 3 года?». Потратьте 2 минуты на ответ, потом в течение 2 минут просмотрите, проверьте, дополните список. Это поможет вам уточнить ваши цели, наметить их более определённо, чем в первом вопросе. Отложите и этот лист.

Чтобы увидеть свои цели под другим углом, напишите на третьем листе: «Если бы я узнал, что мне осталось жить шесть месяцев с сегодняшнего дня, как бы я прожил их?». Цель этого вопроса - выяснить, нет ли чего-нибудь, что важно для вас, но чего вы не делаете и о чем даже не задумываетесь. Напишите об этом также в течение 2 минут и возьмите ещё 2 минуты на просмотр.

На четвёртом листе выпишите три цели, которые кажутся вам наиболее важными из всех, ранее записанных.

Обсуждение: «Сравните ваши листы. Есть ли какие-нибудь темы, проходящие через различные названные вами цели? Относятся ли все ваши цели к какой-нибудь определённой категории. Например, к личной или социальной? Есть ли одинаковые цели на первых трёх листах? Отличаются ли чем-нибудь от всех других три цели, которые вы выбрали в качестве наиболее важных?».

Комментарий: это упражнение - хороший способ обнаружить соотношения между целями и повседневной деятельностью. Полезно повторять это упражнение каждые полгода, чтобы посмотреть, происходят ли какие-нибудь изменения.

Упражнение:  «Зато...»

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей её разрешения.

Инструкция: Ведущий предлагает каждому участнику вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

Затем все листки ведущий собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения: Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь ...».

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, ведущий предлагает обсудить результаты и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение: «Мои ресурсы»

Инструкция: Каждый участник вытягивает карту «рубашкой» вниз. Затем по просьбе ведущего участники переворачивают карту и рассказывают о том, какие внутренние и внешние ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций у них есть.

Материалы: Набор метафорических ассоциативных карт «Она» / «Все - все - все» / «Сокровищница жизненных сил».

Заключительная часть

Рефлексия «Мне сегодня…»

Инструкция: Каждый участник группы завершает фразу: «Мне сегодня…» и отвечает на вопрос: «Оправдались ли ваши ожидания?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Управление профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)

В данной статье рассматривается проблема управления профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)....