Профилактика эмоционального выгорания педагогов
статья по психологии

Хлопкова Наталья Владимировна

В жизни каждого человека были моменты, перенасыщенные эмоциями разного характера – положительными либо отрицательными. Понятие «стресс», как правило, ассоциируется с понятиями «беспокойство», «напряжение», «дискомфорт», «потрясение». Создается впечатление, что стресс – это негативное и несущее в себе лишь разрушительные функции, явление в жизни человека. Так ли это на самом деле? (вопрос педагогам, примеры стрессовых ситуаций).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл буклет20.46 КБ
Microsoft Office document icon buklet_antistress.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов в рамках профилактики эмоционального выгорания «Стресс и способы его преодоления»

Цель:

Способствовать эффективной работоспособности, предупредить профессиональное выгорание педагогов.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с понятиями «стресс», «ди-стресс», «стрессогенные факторы».
  2. Показать педагогам способы отслеживания признаков стресса у себя и других людей.
  3. Познакомить педагогов с различными техниками сохранения и восстановления ресурсных состояний.
  4. Способствовать развитию навыков преодоления негативных последствий стресса.

Введение в материал.

Что же такое стресс? В жизни каждого человека были моменты, перенасыщенные эмоциями разного характера – положительными либо отрицательными. Понятие «стресс», как правило, ассоциируется с понятиями «беспокойство», «напряжение», «дискомфорт», «потрясение». Создается впечатление, что стресс – это негативное и несущее в себе лишь разрушительные функции, явление в жизни человека. Так ли это на самом деле? (вопрос педагогам, примеры стрессовых ситуаций).

Стресс могут вызвать не только отрицательные, но и положительные (позитивные) события. 

Тем не менее, если стрессовые факторы присутствуют в жизни человека на протяжении долгого времени, это наносит ущерб не только нервной системе и психическому состоянию человека, но и имеет весомые соматические последствия.

Мозговой штурм – ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА.

Практическая часть.

Тест «О плохой погоде и нестиранных носках»

Представьте себе, что вы перенеслись назад – во времена, когда все стирали руками и вывешивали белье сушиться во двор. Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?

1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Ключ

1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

Уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьезно повлияет на ваше здоровье.

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

Уровень стресса: 50. Вы не поддаетесь стрессу, вам удается сохранять позитивное видение, даже когда все идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.

3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

Уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Уровень стресса 100. Вы чувствуете такое огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, все заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали все, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков еще раз или купите новые.

Упражнение «Передышка»

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются [4].

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

X – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать [2]!

Упражнения – аффирмации

Аффирмации – это предложения, которые человек произносит себе осознанно  в мыслях. Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание. Вы просто выбираете позитивную фразу и произносите время от времени.

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникален во всей Вселенной.
Я единственный и неповторимый в своем роде.
Я абсолютно уверен в себе и своем будущем.
Я контролирую свою судьбу. Я сам ее вершу.
Я – хозяин своей жизни.
Я – свободная личность.

«Эмоциональный таймер»

На протяжении дня человек испытывает множество разных эмоций, переживает массу разных событий и думает миллион всевозможных мыслей. Зачастую, к концу дня мы не можем понять, почему мы опустошены, находимся в дурном расположении духа, не вспомним, что вызвало это состояние.

 Задание на отслеживание ваших мыслей и эмоций в течение дня для того, чтобы понять. Какой ваш собственный внутренний баланс, что вы для себя зарабатываете своим внутренним состоянием.

С момента пробуждения каждые полчаса делать отметку в блокноте: какую эмоцию испытываю, о чем думаю, что вызвало эту эмоцию. В конце дня оценить уровень своего эмоционального состояния – каких эмоций было больше, чем или кем они были вызваны.

Рекомендации.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

 — громко запеть;

 — резко встать и пройтись;

 — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом.



Предварительный просмотр:

АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЁМЫ

Наша жизнь набрала такой темп, что это начинает угрожать не только нервно – психическому, но и физическому здоровью людей.

9 профилактических правил для всех и каждого.

  1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В  общем, хватит отдавать себя только работе!
  2. Не реже одного раза в день говорите самому  дорогому для вас человеку тёплые слова. Не сомневайтесь, что он(а) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что кто-то вас любит способно защитить от тяжёлых срывов.
  3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам понадобится душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.
  4. Пейте побольше воды. Для того, чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1 – 1,5 литра в день.
  5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть – чуть»нарушить диету, на которой  вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже чем обычно). Следить за собой необходимо, но когда делается слишком серьёзно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.
  6. Не позволяйте расхищать свою жизнь!!! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, телефонные звонки - без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.
  7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: переставьте мебель, раскидайте сугробы, вскопайте огород или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и там покричать. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.
  8.  Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической ёмкостью.
  9. Приобретите телефонный аппарат с высвечивающим или сообщающим голосом номер звонящего. Это позволит вам не дёргаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

             * * * * * * * * * * * * * * * *

ПРАВИЛА ВЫДАЮЩЕГОСЯ ФИЗИОЛОГА АКАДЕМИКА Н. ВЕРНАДСКОГО

Как избежать нервного перенапряжения при умственной деятельности?

Первое.

Постепенность вхождения на всякую умственную деятельность.

Для умственной работы совсем не годится принцип «пришёл, увидел, победил», зато подходит желание делать дело «с чувством, с толком, с толком, с расстановкой».

Второе.

Ритмичность труда.

Начиная работу, не забывайте о своих биологических часах, не нарушайте их естественного хода. Такая «безделица», как правильное чередование труда и отдыха, обернётся экономией сил, творческим удовлетворением.

Третье.

Систематичность работы.

Не стремитесь сделать всё – это просто недостижимо. Куда плодотворнее пойдёт дело, если вы разобьёте его на кусочки. И, преодолевая кусочек за кусочком, идя от одного отрезка к другому, придерживаясь правила делать всё по порядку, то что, обдуманно, вы решите поставленную задачу.

Четвёртое.

Общественная значимость.

Не торопитесь качать головой в знак сомнения. Ваша работа, работа учащегося, имеет огромную общественную ценность. Просто вы обычно не задумываетесь над ней, либо недооцениваете её. Вы работаете, чтобы получить знания – огромные богатства для себя и общества.

* * * * * * * * * * * * * * * *

УПРАЖНЕНИЯ для РЕЛАКСАЦИИ

МУХА

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

ЛИМОН

Представьте, что в каждой руке вы держите по лимону. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок из лимонов, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны

СОСУЛЬКА

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 - 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

ЧЕРЕПАШКА

Представьте себя черепашкой, которая спокойно отдыхает около воды под теплым солнышком. Полное спокойствие и безопасность. Но когда приближается опасность, черепашка сразу же втягивает голову и конечности в панцирь. А теперь как черепашка втяните голову и плечи, а руки и ноги подберите как можно ближе к туловищу. Некоторое время посидите в такой позе. Но вот опасность миновала, и черепашка может снова расслабиться и отдыхать около воды под теплым солнышком.

МАРИОНЕТКА

Вы никогда не ощущали себя марионеткой, которую дергают за веревочки? А сейчас Вы сможете быть одновременно и марионеткой и тем, кто, ею управляет.

Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Вы стали твердым, как Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги, колени и пройдитесь так. Ваше тело - деревянное. Напрягите лицо и шею, наморщите лоб, сожмите зубы. А теперь голосом кукольника скажите себе: «Расслабься и размякни». Расслабь мышцы.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 - 2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

ЛЕНИВАЯ КОШЕЧКА

Представьте себя пушистой ленивой кошкой, которая очень любит потягиваться. Руки вытягиваем вперед, затем вверх, чувствуем напряжение в плечах, когда поднимаем руки как можно выше и как можно дальше отводим их назад. Важно проделать это 3 раза, каждый раз чувствуя разницу между напряженными плечами и руками и расслабленными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...