Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе педагога – психолога дошкольного учреждения
статья по психологии (старшая, подготовительная группа)

Гонтаренко Людмила Ивановна

В статье представлены основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми дошкольного возраста, приведены упражнения различной тематики. Статья будет полезна для детских педагогов, психологов, а также родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Гонтаренко Людмила Ивановна,

2.МАДОУ детский сад №145 г. Екатеринбург

3. Педагог-психолог

Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе

педагога – психолога дошкольного учреждения

 Сопровождение дошкольника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно способствовать, согласно ФГОС охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Дошкольники не умеют контролировать свои эмоции. Это ведет к нарушениям поведения — агрессивности, вспыльчивости, замкнутости. Предложенные игры и упражнения используются в работе с воспитанниками и рекомендуются педагогам и родителям. Нарушения поведения у детей — это те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя: сковывают, ухудшают отношения среди сверстников; наносят вред психологическому и физическому здоровью ребенка; негативно сказываются на адаптации в социуме.

Наиболее распространенные формы нарушенного поведения:

  • агрессивность — ребенок рвет книги, разбрасывает и крушит игрушки, кидается ими в детей и взрослых, ломает вещи, оскорбляет других, дразнится, ругается;
  • вспыльчивость — по любому, даже самому незначительному, с точки зрения взрослых, поводу устраивает истерики, может расплакаться, разозлиться (но без проявления агрессии); это, скорее, выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера;
  • пассивность — при внешнем благополучии ребенок чувствует себя несчастным, подавленным, страдает от застенчивости, изолируется в собственном мире. При этом он может сосать палец, царапать кожу, выдергивать у себя волосы или ресницы, раскачиваться из стороны в сторону
    и т. п.;
  • гиперреактивность — для такого ребенка характерны отвлекаемость внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Он действует, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого стал. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

В настоящее время существует несколько направлений коррекции трудностей поведения дошкольников. Из них наиболее эффективны арт-терапевтические методы: изотерапия, песочная терапия и игротерапия. Они оказывают коррекционное воздействие не только на поведение ребенка, но и на его личность, содержание деятельности, характер отношений со взрослым и сверстниками.

Арт-терапевтические методы коррекции поведения

Коррекционно-развивающая работа – основное направление деятельности педагога-психолога. Она предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам. Арт-терапия является одним из направлений, которые используется в психо-коррекции детей дошкольного возраста.

Смысл арт-терапии – творчество, оно активно используется и как инструмент, и как диагностический и аналитический материал. В творчестве заложен огромный целительный потенциал, ресурс для развития, как эмоционального, так и интеллектуального.

Арт-терапия дает ребенку неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. В творческой продукции воплощаются его чувства, идеалы, мотивы поступков. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих повышает его самооценку, степень самопринятия. Отсюда важный принцип арт-терапии — одобрять и принимать все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества. Применяя арт-терапию в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями поведения, используются возможности таких видов искусства, как музыка (музыкотерапия), литература (библиотерапия, в том числе сказкотерапия), живопись (рисуночная терапия).

Музыкотерапия

Слушание музыки, ритмические движения под музыку развивают личность ребенка, положительно воздействуют на его поведение.

Игры и упражнения.

«Шарф с волшебными историями». Упражнение для индивидуальной работы с гиперактивным ребенком. Учит его успокаиваться и сосредотачиваться.

Инструкция. Включите музыку и двигайте над ребенком большой яркий шарф. Одновременно рассказывайте фантазийную историю, например, про него самого. При этом предложите ребенку в случае, когда шарф взлетает вверх или колышется из стороны в сторону, двигаться произвольно, а когда опускается — останавливаться.

Во время упражнения необходимо синхронизировать подвижные и спокойные эпизоды в движениях шарфа, в музыке и в истории.

«Клоуны ругаются». Терапевтическая игра для групповой работы. Снимает вербальную агрессию. Музыкальный материал — «Клоуны» Д. Кабалевского.

Инструкция. Введите детей в игровую ситуацию: «Клоуны показывали представление, веселили зрителей, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обратите внимание на то, что интонации должны быть сердитыми. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» остальных воспитанников. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает ее, если дети используют другие слова или проявляют физическую агрессию. Затем вы говорите: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось. И тогда клоуны стали учить их не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами». Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

«Морское дно». Упражнение для расслабления. Можно использовать для индивидуальной и групповой работы. Музыкальный материал — «Лунный свет» К. Дебюсси.

Инструкция. В случае групповой работы дети произвольно размещаются в зале. Проговаривайте текст, согласуя его с движением музыки: «Сейчас мы окунемся в морскую глубину. Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся!.. Сделайте спокойно глубокий вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас — чистая голубая вода. А теперь представьте, что вы — морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря. Почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно.

Вдруг течение изменилось! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать по морской глубине, встречать новых морских жителей…

Но вот наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла — это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно».

После упражнения предложите детям под эту же музыку нарисовать образы, возникшие в их воображении. Проанализируйте детские рисунки: цвет, насыщенность, силу нажима карандаша. Это поможет выявить скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию.

Сказкотерапия

Мир литературного произведения для дошкольника не вымысел, не фантазия, а особая реальность. Для ребенка 5–6 лет язык сказки самый понятный. Через нее он усваивает социальный опыт. Любое задание выполняет лучше и с удовольствием, если оно сопровождается сказочным сюжетом.

В процессе чтения, слушания, сопереживания сказочным героям ребенок учится понимать не только их чувства, мотивы поведения и поступков, но и свои собственные. Он получает представление об иных возможных способах поведения, возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других детей. Таким образом, ребенок учится анализировать, а затем и контролировать свои эмоциональные реакции, поведение.

Когда ребенок проживает сказку, образуются связи между сказочными событиями и его поведением в реальной жизни. При обсуждении прочитанного он быстрее усваивает жизненные уроки. Это способствует дальнейшему гармоничному развитию ребенка и его успешной самореализации. Если сказки не обсуждать, то жизненные уроки и ценности ребенок усваивает хуже.

В ходе работы со сказкой предложите ребенку выполнить следующие задания:

1) сочинить волшебную историю (с помощью вопросов и без них) — таким образом он моделирует поведенческие ситуации, учится их анализировать и разрешать (особенно если речь идет о конфликтах, ссорах и прочих негативных проявлениях);

2) сыграть сказку по ролям — это возможность для ребенка превратиться в актера, режиссера и сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему бывает нелегко прожить — так он учится управлять своим поведением и эмоциями.

Рисуночная терапия

Изобразительная деятельность ребенка в рамках коррекционной работы направлена на то, чтобы научить его управлять своим поведением. Поэтому интересен не только рисунок, качество его исполнения, но и особенности поведения ребенка в процессе рисования, спонтанные речевые высказывания, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования и т. п.

Приведем примеры упражнений.

«Имя». Цели — научить ребенка лучше понимать себя, развить коммуникативные навыки. Упражнение подходит для индивидуальной и групповой работы.

Инструкция. Предложите придумать и нарисовать на бумажном кружке символ — предмет, который, по мнению ребенка, отражает его самого. Если вы проводите работу в группе, попросите детей по очереди назвать свое имя и показать рисунок.

«Придумаем сказку». Цели — научить взаимодействовать с другими, уважать чужое мнение, развить творческое мышление и воображение.

Инструкция. Разложите на полу в центре комнаты ватман. Предложите детям по очереди подойти к нему и нарисовать то, что подсказывает им их фантазия: домик, лес, озеро, горы и т. п. После того как сказочная страна нарисована, предложите заселить ее сказочными героями (используйте игрушки, которые надо разместить на ватмане) и сочинить волшебную историю.

«Волшебные руки». Цель — гармонизировать эмоциональное состояние.

Инструкция. Предложите детям на листе бумаги обвести силуэт ладони и раскрасить (оживить) его так, как хочется. Затем попросите их разбиться на пары и под музыку изобразить пантомиму: наши руки знакомятся → ссорятся → мирятся → дружат. После пантомимы предложите детям под тихую музыку закрыть глаза, представить, что руки стали волшебными, и изобразить ими порывы ветра, распускающиеся цветы, стебли трав, крылышки бабочек, ветви деревьев. Обсудите с детьми чувства, которые они испытывали при выполнении упражнения.

Песочная терапия

Игры с песком— одна из форм естественной деятельности ребенка. Это уникальный способ, чтобы снять внутреннее напряжение, воплотить его на бессознательно-символическом уровне и тем самым повысить уверенность в себе, гармонизировать эмоциональное состояние.

В рамках коррекционной работы с детьми с нарушением поведения используются в индивидуальной и групповой работе следующие игры.

«Волшебные дюны». Погрузите вместе с ребенком руки в песок, пошевелите пальцами, проследите за изменениями песочного ландшафта.

«Песочные часы». Расскажите ребенку о песочных часах и предложите ему показать, как они работают. Для этого попросите взять в одну руку песок и сыпать его тонкой струйкой. То же самое повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.

«Песочная река». Вместе с ребенком сделайте в песке реку, погрузите ладони в песок и медленно подвигайте пальцами. Попросите ребенка представить, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок. Кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно.

Эта кропотливая и созерцательная работа вызывает спокойствие, сосредоточенность, развивает умение слушать тишину, себя и окружающих. Упражнение проводите под релаксационную музыку.

«Дракон». Игра поможет преодолеть агрессивное поведение. Предложите вылепить из песка фигурку дракона. Параллельно обсудите с ребенком, что он чувствует, когда лепит, какой у дракона характер, есть ли у него друзья, как его зовут, чем он питается, где живет и т. п. Как только фигура будет готова, скажите ребенку, что если дракон злой — его необходимо разрушить. Победу над драконом отметьте танцем победителей под веселую музыку.

Игротерапия

В общении с дошкольником с нарушениями поведения наказания, запреты, нравоучения положительный результат не принесут. Поэтому используйте игры и игровые ситуации, которые позволят ему критически оценивать свои знания и опыт в действии.

Приведем примеры групповых игр на снижение агрессии. Данные игры реализуют потребность детей в агрессии, которая снимает мышечное напряжение.

«Ёж». Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность: они защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей — медленно вытягиваются и греются на солнышке. Повторите игру 3 раза.

«Хищник». Дети, каждый для себя, выбирают хищников (тигра, льва, волка, рысь и т. п.) и располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, они успокаиваются, показывают, что уважают силу и достоинство каждого.

Кроме игр на снижение агрессии используйте игры на формирование группового единства и на расслабление.

«Поварята». Дети встают в круг — это кастрюля. Ведущий предлагает сварить суп (компот, сделать винегрет, салат). Каждый ребенок придумывает, чем он будет (картошкой, морковкой, луком, капустой, солью и т. д.). Ведущий по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя участник впрыгивает в круг. Следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все «компоненты» не окажутся в круге.

«Огонь и лед». Дети стоят в кругу. По команде «Огонь!» они начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый выбирает сам. По команде «Лед!» — застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Игру повторить несколько раз.

Список литературы:

Е.А. Алябьева, «Психогимнастика в детском саду» Москва, «Сфера»

Л.Б. Фесюкова, «Воспитание сказкой» Харьков «Фелио», 1997

Т.А. Данилина, В.Е. Зедгенидзе, М.М. Степина, «В мире детских эмоций», М., Айрис-пресс

М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина, «Агрессивное поведение, коррекция поведения дошкольников», Изд. ТЦ «Сфера», М

И.А. Пазухина, «Давайте познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет, Санкт-Петербург, «Детство-пресс»

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина, «Тропинка к своему Я», Изд. «Генезис», М.

А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик, «Планета чудес. Развивающая сказкотерапия», Санкт-Петербур, «Речь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная комната в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения

Данная презентация отражает работу педагога-психолога в детском саду с использованием специального оборудования сенсорной комнаты. В презентации представлена коррекционно-развивающая программа "Волшеб...

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Артерапия-это лечение искусством. в своей работе с детьми, родителями и педагогами стараюсь использовать арт-терапевтические технологии. Презантауия демонстрирует мои наработки по данной теме. арт-тер...

Использование ИКТ в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения

21 век называют веком информации.  Современные информационные технологии внедряются в различные сферы нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в т...

Методическая разработка "Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе педагога-психолога дошкольного учреждения".

В настоящее время дошкольное образование, став ступенью общего образования, направлено на обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного детства)...

Особенности использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе педагога-психолога с эмоциональ-ными состояниями дошкольников.

Описание общих разделов арт-терапии.Применение различных способов арт-терапии для коррекции и воспитания ребенка....

«Значение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе педагога психолога с детьми ТНР».

Использование ИКТ в коррекционной работе педагога-психолога с детьми ТНР, открывает новые возможности его деятельности, направленной на активизацию познавательных процессов, развитию высших психически...