Конспект коррекционно-развивающего занятия "Волшебное яблоко"
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Малик Надежда Михайловна

Социально-коммуникативная готовность ребенка к школе формируется путем  формированию коммуникатив­ных навыков сотрудничества в общении со свер­стником, развития умения анализировать действия, мотивы поступков людей, развитию сотрудничества у детей при решении познавательных, творческих задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnoe_yabloko.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Тема: «Волшебное яблоко»

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется по программе «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет», авторы: Куражева Н. Ю., Козлова И. А.

Методы, приемы, технологии, используемые в ходе мероприятия: сказкотерапия, элементы арт-терапии, психогимнастика, нейроупражнения, мнемотехника, коммуникативная игра, пальчиковая игра, рефлексия.

Планируемый результат (рефлексия): изменение  взгляда ребенка на мир и отношения к окружающим, осознание  и контролирование своих влечений к чужим вещам, формирование внутреннего плана действий (саморегуляция).  

Рекомендации по использованию данного конспекта в других ОУ:

 Данное занятие может быть использовано с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к обучению в школе, а также в ситуации актуальной для группы темы воровства.

Цель: Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.

Задачи:

  1. Развитие умения анализировать действия, мотивы поступков персонажей.
  2. Способствовать развитию сотрудничества у детей при решении познавательных, творческих задач.
  3. Развитие умения определять  эмоцию и находить ее изображение (пиктограмма).
  4. Развитие навыков саморегуляции.
  5. Развитие внимания, памяти, мышления (умения выделять главное, систематизировать «анализ-синтез»), воображения.
  6. Развитие мелкой моторики.

        Оборудование для педагога

Коврик «Подсказка», желтая веревка (3м), объемная разрезная картинка «красное яблоко» (9 частей), мольберт с формулой эмоций, ширма, персонажи сказки, пиктограмма «Стыд», набор карточек с черно-белым изображением героев сказки, магнитофон, релаксационная музыка, контурное изображение яблока, цветной песок

       Оборудование для воспитанников

Набор сигнальных карточек с эмоциями, Pop-it, цветные карандаши, бланки с заданиями.  

Содержание

 I Вводная часть – мотивация, постановка проблемы

  1. Приветствие «Добрый день»

Дети с психологом стоят в кругу, сначала протягивают правую руку соседу справа, затем левую, берутся за руки.

Психолог:

- Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом

 Добрый день- тебе сказали,

 Добрый день- ответил ты,

 Как две ниточки связали красоты и доброты.

  1. Упражнение «Фонарик»

Дети стоят в круге с психологом, по очереди пожимают руку соседу справа.

- Ребята, в нашей Лесной школе еще темно, давайте поможем  ребятам- зверятам, зажжем им фонарик. Я предам  искру добра, тепла и света … (имя ребенка находящегося справа), он передаст ее… (имя ребенка). Когда психолог получает искру «фонарик зажигается», дети поднимают руки вверх.

- Молодцы, спасибо! А что же ежик? Он тоже спешит.

3. Упражнение «Ежик»

Дети в круге повторяют движения за психологом в соответствие с ритмом стихотворения.

Ёжик выбился из сил, (пустили руки вниз, расслабились)
Яблоки, грибы носил,
Мы потрем ему бока,
 (потираем бока вверх, вниз)
Надо их размять слегка,
А потом почешем брюшко, 
(потираем животики)
Пощекочем возле ушка. 
(растираем ушки)
А потом погладим ножки, 
(гладим ножки)
Чтобы отдохнул немножко.
Ёж по тропке убежал, 
(ходьба на месте)
Нам «Спасибо» пропищал.
 (говорим «Спасибо»)

- Молодцы, ребята! А что же произошло в нашей Лесной школе? Хотите узнать? Чтобы попасть в Лесную школу, давайте посмотрим на наш коврик «Подсказку»

 II Основная часть

  1. Мини-квест «Коврик «Подсказка»

Дети подходят к коврику «Подсказке» (коврик представляет собой фланелиграф А3, разделенный на три столбика, два ряда. На верхнем этаже три схемы: 1. перепутанные животные в  черно-белом изображении ( главные герои сказки),  2. Заштрихованный черно -белый прямоугольник (предмет из сказки) 3. Недорисованная пиктограмма эмоции (эмоция в сказке ). На каждом занятии детям дается задание на определение главных героев, предмета и эмоции, которая будет соответствовать тому, что произошло в школе.)

  Задание  « Отгадай Главного героя»

- Что вы видите? (В столбике «главные герои» синий кружок)

- Где еще вы его видите? (на столе)

- Давайте узнаем, кто сегодня будет главным героем.

Дети подходят к столу с синим кружком и выполняют задание.

На листе изображено три ряда, в каждом по четыре изображения героев сказки.

- Какой герой сказки есть и в 1м, и во 2м, и в 3 ряду? (волчонок и лисенок)

Психолог выдает изображение волчонка и лисенка, дети прикрепляют к коврику-подсказке.

Задание   «Отгадай предмет»

- Что вы видите на коврике еще? (красный кружок)

- Есть ли еще такой же кружок в нашей комнате? (стол, на котором закрыты кубики с разрезной картинкой красного яблока)

-Перед тем, как выполнить задание, отгадайте, пожалуйста загадку

Круглое, румяное

С дерева достану я

На тарелку положу,

Кушай, мамочка, скажу. (яблоко)

- соберите картинку.

- Что получилось? (красное яблоко)

Дети получают картинку с изображением красного яблока и прикрепляют его к коврику.

Задание «Отгадай эмоцию»

- Ребята, что еще нам надо отгадать? (Какая эмоция будет в сказке)

- Как мы сможем это сделать? (найти,  где изображен желтый кружок и выполнить задание.)

(На маркерное доске прикреплены две недорисованные эмоции, детям надо «соединить их мысленно» и нарисовать то, что получилось.)

- Ребята, что здесь нарисовано? (2 эмоции не дорисованы)

- Как вы думаете, что надо с этим сделать? (сложить)

- Кому вы доверите, нарисовать то, что получится, если сложить эти два изображения?

Ребенок рисует.

- Посмотрите, у меня такая же? Что это за эмоция? Как выглядит человек, которому стыдно? (Глаза опущены, плечи опущены, красные щеки…)

Психолог выдает пиктограмму, которую дети прикрепляют к коврику.

- Давайте посмотрим на коврик. Мы все отгадали? Вам интересно, что же произошло в Лесной школе? (да)

Тогда в путь.

Проход в Лесную школу.

Дети встают, прижавшись друг к другу плечом, взявшись за руки. Мелкими, приставными шагами боком идут по желтой веревке, скрученной в виде петли на полу, проговаривая слова:

- Кто друга в пути не потеряет, тот в Лесную школу попадает.

  1. Сказка «Волшебное яблоко»

Дети садятся за столы согласно зрительным особенностям. На центральном столе открывается ширма с персонажами сказки.

Психолог: «Сейчас я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки.»

В Лесной школе на завтрак давали вкусные, сочные красные яблоки. Все ребята-зверята яблоки съели, а Волчонок положил свое в портфель: «Моя мама очень любит сладкие фрукты. Угощу свою мамочку» — подумал Волчонок.

Когда закончились уроки, ученики стали укладывать в портфель книжки и тетрадки. Волчонок, положив книжки, решил полюбоваться подарком для мамы. Но где же яблоко? Он стал искать его в портфеле, в парте, около парты. Нигде нет! Со слезами на глазах Волчонок спрашивал у своих друзей: «Вы не видели мое яблоко?»

— Нет!

— Нет! Нет! Не видели! — отвечали ученики. Волчонок заплакал. Это заметил Учитель-Еж.

— Что случилось? — спросил он.

— Пропало яблоко, — ответили ребята.

— Я его. хотел. маме. подарить. Она очень любит, — всхлипывал Волчонок. Еж понял, в чем дело:

— Да, плохо, что кто-то яблоко взял и съел. Но еще хуже, что яблоко-то было не простое, а волшебное. Да, да! Оно ведь было приготовлено для мамы в подарок от чистого сердца. А тот, кто такое яблоко съест, тот ослепнет, оглохнет и у него отвалится хвост.

Звери с испугом смотрели то на Учителя, то друг на друга.

— Что? Что? — спросил Лисенок. — Подойдите поближе, я плохо вижу! У меня хвост еще не отвалился? Это я съел яблоко.

Все ребята-зверята поняли, что это сделал Лисенок. Они были рады, что он сознался.

А Лисенок плакал. Ему было очень стыдно.

— Прости меня. Волчонок! Я очень люблю такие сладкие фрукты. Не удержался, — сказал Лисенок.

Волчонок простил друга.

На следующий день в Лесной школе на завтрак давали оранжевые, вкусно пахнущие апельсины. Лисенок очень их любил. Он понюхал свой апельсин, потрогал упругую кожицу и протянул Волчонку:

— Это для твоей мамы!

— А ты? — спросил Волчонок.

— Я потерплю, — прошептал Лисенок. Волчонок положил апельсин в портфель для мамы. А свой завтрак разделил поровну. Одну половину апельсина взял себе, а вторую отдал другу.

После того, как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного. У детей на столах наборы с сигнальными карточками- эмоциями.

- Понравилась вам сказка?

- Какое настроение было у ребят в начале? Покажите. (радостное)

- Что случилось в школе?

- Когда волчонок не нашел яблоко, что он почувствовал. Покажите.  (расстроился)

- Почему лисенок взял чужое яблоко? (Лисенок украл чужое яблоко, потому что не удержался, он очень их любил)

- Какое чувство испытал лисенок? Покажите. (стыд)

- Хорошо ли он поступил? Почему?

- Как он исправил ситуацию? (отдал свой апельсин волчонку)

- Что сделал волчонок? (простил)

- Какое настроение у героев сказки стало после того, как друзья помирились?

- Как бы вы поступили на месте волчонка, лисенка?

- В жизни, как и в Лесной школе случаются разные ситуации, очень важно уметь… как вы думаете что? (Держать себя в руках, когда что то хочется взять чужое, признавать свою вину, просить прощение, прощать).

 6. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

- Ежик нам тоже приготовил задания, перед тем как их выполним, приготовим наши пальчики

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

       7. Игра «Правая-хлопок-левая»

Каждому ребенку выдается пупыт.

- Ребята, начинаем по моему сигналу «колокольчик» хлопать кружочки. С верхнего ряда слева направо. Сначала указательным пальцем правой руки верхний ряд, как только закончили верхний ряд, хлопок руками, левым указательным пальцем второй ряд и так далее. Кто прохлопает все кружочки, поднимет две руки вверх. Молодцы.

8. Упражнение «Вкусные яблочки».

Каждому ребенку выдается бланк.

- Лисенок принес для всех учеников вкусные яблоки и не только. … Обведите все яблоки красным цветом, все мячики – зеленым

9. Упражнение «Волшебное яблоко»

- Ребята, ежик предлагает нам сделать «волшебное яблоко» для вашей группы.

Дети по очереди подходят к столу, на котором лежит контурное изображение яблока, намазанного клеем, берут из контейнеров цветной песок и под музыку сыпят песок на изображение.

- Как вы думаете, почему оно  волшебное? (напоминает о том, как можно выходить из трудных ситуаций)

III Заключительная часть

10. Рефлексия «Интервью».

Сорока- Белобока из Лесных новостей, хочет узнать, как прошло сегодня занятие у нас. Психолог передает микрофон детям, задает вопросы.

- Какое настроение у вас?

- Понравилась ли сказка?

- Кто был главным героем?

- Какое настроение было у главных героев?

- Какое задание больше всего понравилось?

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

  

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в старшей логопедической группе с применением утилиты "Несколько мышей" и с использованием лексичекой темы "Транспорт"

Одно занятие из цикла "Несколько мышей" в логопедической группе с использованием лексических тем, изучаемых в данный период....

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Зимний день"

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Зимний день» Лексическая тема: Зима (признаки, одежда) Цель: развитие мелкой моторики, мышления, навыков рефлексии. 1.    Ритуал прив...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с поведенческими проблемами «Волшебный цветок»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с поведенческими проблемами "Волшебный цветок", цель: коррекция двигательной расторможенности, агрессивных проявлений, психического напряжения, раз...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Скоро в школу"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста, с нарушениями в развитии внимания и эмоционально-волевой сферы. В занятие представлены упражнения направленные на развитие переключения, концентрации,...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Развивающие игры»

Конспект коррекционно-развивающего занятия  педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Развивающие игры"...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия Тема: «Яблоки в саду»

Участники коррекционно-развивающего занятия: воспитанники группы компенсирующей направленности с расстройствами аутистического спектра и общим недоразвитием речи первого уровня. Понимание обращенной р...