Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.
статья по психологии (старшая группа)

Юлия Задорина

Внимание – это необходимое свойство для успешного развития и обучения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание – это необходимое свойство для успешного развития и обучения ребенка. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания есть выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту [2].

По активности человека в организации внимания психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное [4].

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Проявления внимания называются качествами, или свойствами,  которые имеют сложную функциональную структуру.  Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания,  к вторичным переключение внимания.

Организовывая деятельность детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать то, что такие дети могут плодотворно выполнять одно задание не более 10-15 минут. При этом важно осознавать, что в устойчивости внимания очень остро выражаются личные отличия детей (темперамент) [3].

 Дети старшего дошкольного возраста способны связывать свою деятельность с речевой установкой. У них пока еще непроизвольное внимание преобладает над произвольным, однако уже приблизительно с шести лет можно замечать постепенное развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малоинтересной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Применение на занятиях элементов игры и частая смена форм деятельности, позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Значительную роль в развитии внимания детей  имеет и распорядок дня, который формирует базу в жизни детей, способствует более легкому переключению, распределению, концентрации внимания.

Непроизвольное внимание, которое проявляется в отсутствие установленной цели, преобладает у младших дошкольников. Но к окончанию дошкольного этапа начинает возникать произвольное, деятельное внимание, которое связанно с осознанно назначенной целью, усилием воли. Его появление определено развитием лобных долей коры головного мозга. С его формированием дошкольники старшего возраста обретают потенциал точно обращать свое сознание на необходимые объекты и явления, сохранять его на протяжении какого-то времени [1].

Уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста характеризует развитость его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. У старших дошкольников изменения уровня развития внимания касаются всех видов и свойств. Поднимается его объем: ребенок уже сможет функционировать с 2-3 объектами. Внимание становится более устойчивым. Четкость ослабления длительности отвлечения можно заметить у детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет» [3].

Таким образом, главные характеристики развития внимания у старших дошкольников:

  1.  существенно повышается сосредоточенность, объем и устойчивость;
  2.  сформировываются компоненты произвольности в контроле над вниманием на базе формирования речевой деятельности, познавательных увлечений;
  3.  внимание принимает вид опосредованного;
  4.  возникают компоненты послепроизвольного внимания.

«Развитие произвольного внимания - основная задача дошкольного развития. Нарушение каждого из перечисленных выше свойств, приводит к патологиям в поведении и деятельности ребенка» [2].

При плохо сформированной переключаемости внимания ребенку тяжело переключаться с выполнения одного рода занятий на другой. Для устранения данных несовершенств, требуется, как показывают исследования, специально организованная работа с детьми.

Таким образом, одним из актуальных вопросов, связанных с развитием внимания детей старшего дошкольного возраста, является своевременно начавшаяся диагностическая и развивающая работа.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1998. 464 с.

2. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Педагогика, 2006. № 8. С. 12-32.

3. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: Просвещение, 2001. 436 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 705 с. (Мастера психологии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В настоящее время ...

Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанав...

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Изменения в дошкольном образовании вызывает две противоположные тенденции. Первая - это гуманизация целей и принципов педагогического процесса и осуществление личностно ориентированной модели взаимоде...

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Методическая статья о развитиии внимания детей старшего дашкольного возраста спомощью дидактической игры....

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...