Индивидуальный подход с позиции позитивной педагогики
консультация по психологии

Васильева Юлия Витальевна

Раскрываются понятия "позитивная педагогика" и "индивидуальный подход". Методы работы с детьми дошкольного возраста  с позиции позитивной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход к обучению с позиции позитивной педагогики

Проблема индивидуального подхода в педагогическом процессе – проблема не новая, но  всегда актуальна. Люди, как и листья на дереве – очень похожи, но нет одинаковых представителей  человеческого рода. В каждом из нас в той или иной мере присутствует индивидуальность. 

К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения,  особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. 

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности?

 Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Вторая точка зрения – массовое образование не может и не должно учитывать индивидуальность, приспосабливать к каждому отдельному ребенку. Все дети должны получать одинаковые "порции" педагогической деятельности. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обучения и воспитанности, принятым на данной ступени образования.

Однако на современном этапе развития образования, каждый педагог  живет в состоянии постоянного противоречия между привычной традиционной педагогической техникой и более демократическими требованиями воспитанников.

В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но, наверное, одной из ключевых и наиболее важных является проблема того, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться от него желаемого поведения с учетом его индивидуальных особенностей. Сегодня я хочу рассказать вам о позитивной педагогике и методах обучения и воспитания  в позитивной педагогике.

 Кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, дети различаются и по некоторым психофизиологическим особенностям своего психического склада и поведения. В основе индивидуальных различий лежат особенности свойств нервной системы, на основе которых формируется психическая жизнь личности, все ее психические процессы, ее особенное и индивидуальное.

Позитивная педагогика – педагогика сопровождения, поддержки и сотрудничества. Она строится на уверенности в возможности управления человеком своими отрицательными чертами и отрицательными сторонами жизни в ходе личного самосовершенствования и продуктивного взаимодействия с миром и людьми.

Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика, а предпосылкой этого принятия, т. е. первым шагом - умение увидеть в любо ребенке что-то хорошее.

Сверхзадача позитивной педагогики – развивать у человека позитивное мышление, формировать умение, а затем и привычку искать позитивную составляющую, позитивное содержание событий, поступков, ситуаций. Эта сверхзадача может быть решена посредством особых технологий позитивной педагогики – перспективных технологий развития позитивного мышления личности в процессе воспитания.

Цель позитивной педагогики – создание условий для воспитания позитивной личности. К таким условиям следует отнести воспитание и развитие позитивного мышления, формирование позитивного отношения к миру и опыта позитивного поведения человека.

Позитивное воспитание невозможно без умения любить детей. Это умение можно считать аксиоматичным для педагога, т.к. оно названо в числе обязательных его профессиональных качеств. 

УСЛОВИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА.

Первая педагогическая аксиома: учитель должен относиться к детям с уважением. Некоторые взрослые всерьез считают, что ребенок, маленький человек – это маленькие потребности, маленькие печали и радости. Ребенок – будущий человек, не сегодняшний. Этой позиции соответствуют методы воспитания, в основном, разновидности наказания: надзор, контроль, критика, обвинение. Далее позиция «взрослый – маленький» только усиливается, взрослые не доверяют, подозревают, следят, запрещают, принуждают. При этом взрослые сравнивают слабости детского возраста со своими взрослыми достоинствами, детским поступкам они противопоставляют свои взрослые положительные качества. Авторитет взрослых непогрешим, при этом забываются собственные ошибки. Согласимся, что никто не может дать гарантию, что всегда поступает правильно, никто не застрахован от ошибок и заблуждений. Поэтому уважение к ребенку проявляется, прежде всего, в том, чтобы научить его находит достойный выход из недостойной ситуации. Педагогу важно признать право ребенка на ошибку. Это обеспечит позитивное восприятие негативного поведения ребенка, которое возникает часто не из злого умысла, а по незнанию.

Вторая педагогическая аксиома: ребенок имеет право на незнание. Взрослые часто объясняют свою авторитарную позицию, тем, что дети все равно не знают, как поступить, поэтому должны подчиняться. Но никто не любит слепого подчинения, жесткого принуждения! Однако, взрослые не оставляют тщетных попыток насильно сделать ребенка воспитанным, насильно сделать его образованным. Такой диктат порождает либо забитых, безвольных детей, либо сопротивляющихся и протестующих против всего на свете. Ребенок скорее  будет готов следовать требованиям взрослого, если педагог, уважая его незнание, объяснит необходимость следовать совету, подчиниться требованию, покажет, как лучше поступить и почему так будет лучше. Сотрудничество с ребенком, расширение его знаний о мире обеспечивает позитивное педагогическое восприятие ошибочных решений, которые иногда принимаются ребенком.

Третья педагогическая аксиома: педагог должен уметь любить детей. С этой аксиомой не каждому учителю легко согласиться. Должен любить? Всех детей? Как любить тех детей, которые совсем не располагают к такому чувству? И что такое любовь к детям? Любить детей – это, прежде всего, понимать их, понимать, что происходит с ребенком, что он чувствует, когда совершает тот или иной поступок. Педагогическая деятельность носит двусторонний характер. Работа педагога всегда направлена на ребенка и определяется ответной реакцией ребенка. Исходная установка педагога-профессионала – желание видеть ребенка хорошим и его ответное стремление быть хорошим. Каждый ребенок уверен, что он хороший, он нуждается во взаимодействии со взрослым, который готов это признать и понять. Понимание стремления детей быть хорошими людьми обеспечивает позитивное педагогическое восприятие всего педагогического процесса и собственной педагогической деятельности.

Позитивное мышление  - основа позитивного обучения. Следует подчеркнуть, что большое значение в формировании того или иного способа мышления играет период детства и значимые взрослые.

СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Позитивное мышление, как психолого-педагогическое явление включает три компонентаКогнитивный компонент – это совокупность позитивных мыслей, убеждений, установок, представлений, образов, интерпретаций, объяснений, жизненных ориентиров, оценок, умозаключений, выводов, прогнозирование и высокая оценка своей способности справляться с тем или иным видом деятельности. Эмоциональный компонент, который включает понимание и осознание различных эмоций человека и эмоциональную саморегуляцию деятельности и поведения, оптимистическое восприятие мира (реалистичный оптимизм). Поведенческий компонент, проявляющийся в стремлении к реализации позитивных форм поведения, позитивного реагирования, выработке конструктивных поведенческих стратегий, в активности по изменению неблагоприятных ситуаций к лучшему, а также в позитивном стиле жизни в целом при любых внешних условиях.

При этом позитивное мышление выполняет следующие важные функции в жизнедеятельности человека. Оздоровительную функцию по изменению сложившегося стиля мышления, переосмыслению привычной жизненной позиции, сформировавшихся жизненных установок, нахождению альтернативных возможностей и решений. Умение видеть благоприятные аспекты в каждой ситуации, а также принятие жизни как таковой. Снижая эмоциональное напряжение, позитивное мышление укрепляет психологическое и физическое здоровье человека, способствует дальнейшему позитивному развитию личности. Адаптивная функция позитивного мышления предполагает использование способов реагирования и поведения, адекватных изменившимся обстоятельствам. Это позволяет человеку успешно адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей действительности, способствует его приспособлению в современном стремительно меняющемся мире. Позитивное мышление выполняет функцию формирования активной жизненной позиции личности, что не позволяет поддаваться влиянию неблагоприятных обстоятельств, социальных факторов и вызванному ими отрицательному эмоциональному состоянию. Позитивное мышление помогает человеку стать субъектом собственной жизни, ее активным созидателем, который берет на себя контроль и ответственность за происходящие события жизни. Итак, характерные признаки, структурные компоненты и выделенные функции описывают модель позитивного мышления человека. 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗИТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Практическая реализация позитивной педагогики требует соблюдения специфических принципов – правил педагогической деятельности: четырех принципов позитивной педагогики.

Принцип позитивных приоритетов: человеку все время приходится решать, что для него главное в жизни. Важно сосредоточить свое внимание на позитивном, хорошем и добром, из всего многообразия событий жизни.

Принцип позитивного наполнения жизни: каждый по-своему строит свою жизнь. Необходимо заботиться о наполнении своей жизни позитивными событиями, ситуациями, отношениями и поступками, этому нужно учить детей.

 Принцип позитивной перспективы: человек всегда думает о будущем. Даже если сегодня что-то не так, есть проблемы, трудности, важно понимать, что позитивный выход есть всегда. Завтра – обязательно будет лучше, чем вчера, важно только увидеть позитивное направление развития событий.

Принцип замещения негативного позитивным: в любом человеке сочетаются как позитивные, так и негативные качества. Позитивная педагогика избавляет от необходимости тратить силы на перевоспитание негативных качеств. Вместо борьбы с недостатками, следует направить усилия на замещение негативных проявлений развитием позитивных качеств личности.

Соблюдение этих правил – принципов позитивной педагогики предполагает применение в практике воспитательной работы особых технологий, которые обеспечат достижение желаемого результата – воспитание позитивной личности.

Все технологии позитивной педагогики делятся на три группы: повседневные, ситуативные и перспективные технологии позитивной педагогики. Повседневные технологии обеспечивают построение позитивного взаимодействия между субъектами воспитательного процесса, позитивного решения повседневных задач воспитания, обучения и развития ребенка. Ситуативные технологии раскрывают возможности позитивного разрешения различных педагогических ситуаций, как типичных, так и нестандартных, проблемных. Перспективные технологии обеспечивают достижение долгосрочных педагогических целей, раскрывают позитивные перспективы развития педагогического процесса.

Интегрирующую роль в системе этих технологий выполняет технология развития позитивного мышления, которое должно с одной стороны, пронизывать любое педагогическое взаимодействие, как повседневное, ситуативное, так и перспективное. С другой стороны, развитие позитивного мышления выступает как самостоятельная задача позитивной педагогики, решение которой требует целенаправленной и специально организованной педагогической работы.

В профессиональную позицию учителя должны быть заложены следующие нормы поддержки:

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать.

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы.

д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, права на собственное волеизъявление ребенка.

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа.

ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката).

з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить оценку и самооценку.

МЕТОДЫ ПОЗИТИВНОЙ ПЕАГОГИКИ:

1. Метод доброты (сказка) состоит в том, что без этой фундаментальной основы результаты действий не принесут ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается. Идея добра должна пронизывать все свершения. Доброжелательности, добродушия, добросердечности не хватает в нашей современной жизни и не достаёт в работе большинства наших школ.

2. Метод успешности состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости- сродни способности восхищаться чем-то в других людях. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить её яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости»- это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровье сберегающим результатом, но и замечательная педагогическая программа воспитания.

3. Метод эффективности усилий - в профессионализме всех работающих педагогов. Необходимо формировать это пространство грамотной заботы о детях, работая в котором невозможно оставаться грубым авторитарным, безразличным, незаинтересованным.

4. Метод результативности - в целенаправленном воспитании культуры учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.

5. Метод соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании получаемых результатов.

6. Метод технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приёмов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.

7. Метод надёжности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков.

8. Метод перспективности преобразований состоит в наличии грамотной программы действий, по которой педагог начинает работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 года (с перспективой на 5-7 лет), научно обоснована, а в её разработке, кроме учёных, курирующих школу, должны принимать участие большинство педагогов и специалистов ДОУ.

Таким образом, построение теории позитивной педагогики отвечает насущным потребностям современной педагогической науки и практики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход-принцип помогающего общения между взрослым и ребенком

Индивидуальный подход- принцип помогающего общения между взрослым и ребенком. В детском саду используем разнообразные формы обучения: индивидуальная работа с детьми в процессе повседневной жизни,...

Консультация для педагогов по теме "Единство осуществления индивидуального подхода в ДОУ и семье"

Данная консультация поможет старшим воспитателям подробно раскрыть воспрос применения  индивидуального подхода  к воспитанникам в ДОУ. В ней отражены технологии индивидуального подхода и осн...

Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

Индивидуальный образовательный маршрут по музейной педагогике

Современное общество испытывает кризис в нравственно – патриотическом воспитании, поэтому возрастает необходимость возрождения духовности, патриотизма – воспитания любви к Родине, к родным...

Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнка.

Сообщение на семинаре –практикуме   «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнк...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...