Воспитание волевого поведения дошкольников
консультация по психологии

Живых Анна Викторовна

С самого раннего возраста возникают волевые действия: дотянуться до игрушки, преодолеть посильные препятствия. Позже воля воспитывается в коллективных играх, в ситуации ожидания, в необходимости соблюдать дисциплину. А в школе воля поможет управлять своим поведением, выполнять скучные, но необходимые здания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_volevogo_povedeniya_u_doshkolnikov.pptx184.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание волевого поведения у дошкольников Педагог-психолог ГБОУ Школа № 423 Живых Анна Викторовна

Слайд 2

1. Понятие С понятием «воля» часто связывают процесс сознательной регуляции человеком своих поступков и поведения в целом. У воли есть две функции : 1. Стимулирующая . Она побуждает к совершению необходимых действий для достижения определенных целей, несмотря на возникшие трудности. Порой человеку приходится делать то, что он не хочет, но надо. 2. Тормозящая . Благодаря силе воли человек может воздержаться от совершения каких-либо поступков, даже если ему очень хочется их совершить. Если ребенок умеет осознанно контролировать свое поведение, прикладывать определенные усилия для осуществления конкретной цели, то такое поведение называется волевым .

Слайд 3

2. Волевые качества Волевое поведение проявляется через волевые качества, которые у дошкольников только формируются.

Слайд 5

После 3-х лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений. Постепенно движения превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку. В этом возрасте дети ставят цели, связанные с их личными интересами и сиюминутными, импульсивными желаниями. В возрасте 4-5 лет происходит переход от необдуманных действий к обдуманным. При появлении у дошкольников мотивов, импульсивность уступает место произвольности. Ребенок учится ставить перед собой цели, планировать пути ее достижения и контролировать этот процесс. В 5-6 лет дети легко сохраняют неподвижную позу и достаточно долго удерживают интерес к деятельности. Это не требует от них непрерывного усилия. В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К 6-7 годам складывается произвольность в сфере общения со взрослыми: отношение к заданиям взрослого, подчинение правилам. В этом возрасте многие дети ставят перед собой цели, важные как для них, так и для окружающих. Произвольность

Слайд 6

3. Особенности негативных проявлений волевого поведения дошкольников Упрямство – необоснованное и нерациональное противодействие просьбам, советам, требованиям. Ребенок может продолжать делать то, что уже понятно, делается неправильно. Кстати, бывает из-за страха признать ошибку. Непокорность – нежелание кому-либо подчиняться, игнорирование требований и просьб взрослого. Своеволие – наблюдается у детей, которые стремятся выполнять все самостоятельно, не согласовывая с другими свои действия, не принимая помощь со стороны. Из-за этого возникают конфликты, у ребенка появляется обида, он сорится с детьми. Негативизм – непринятие чего – либо без определенных причин. Стремление поступить наоборот.

Слайд 7

4. Воспитание волевого поведения Воспитание волевого поведения необходимо осуществлять одновременно с развитием интеллекта и воспитанием морально-нравственных качеств. В процессе формирования волевого поведения дошкольников большое значение имеет организация коллективных форм деятельности . Когда ребенок участвует в коллективных делах, то учится управлять своим поведением, контролировать свои поступки, сдерживаться от негативных проявлений. Педагогам и родителям полезно объяснять детям цель и мотивы деятельности. Цель - для чего эта деятельность. Мотив - почему совершается эта деятельность. Например, Цель: «Я хочу это сделать хорошо» Мотивы: чтобы меня похвалила воспитательница, учительница как папа и мама хорошо работают, так и я должен стараться чтобы дать братику поиграть я хочу быть лучше всех за мое старание мама покупает мне конфеты Т.е. мотивы бывают – низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (общественные, чувство долга).

Слайд 8

Успешнее дошкольники достигают цели, если мотивация понятна . Так, деятельность дошкольников была более активной, когда дети изготовляли флажок для малышей, а салфетку для мамы. Если ситуация менялась (салфетка предназначалась для малышей, а флажок для мамы), ребята очень часто не доводили дело до конца, постоянно отвлекались. Они не понимали, зачем маме нужен флажок, а малышам - салфетка. Необходимо поддерживать желания достигать намеченных целей. Если у дошкольника что-то не получается в силу своего возраста, необходимо оказать помощь. В одной ситуации хватит лишь совета, в другой придется помочь действием. Очень важен личный пример и доброжелательный тон. Один из факторов воспитания воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает ребенка к порядку, дисциплине. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов – хорошее средство воспитания воли.

Слайд 9

Воля развивается:

Слайд 10

Преодоление бытовых трудностей с последующим поощрением. Ребенок должен справляться самостоятельно с делами, которые ему по силам. Чтение поучительных историй и рассказов о волевых, мужественных людях, о героических поступках. Сюда же относится ознакомление с художественной литературой, где главными персонажами выступают благородные, добрые и отзывчивые люди. Беседы «Умеем ли мы мириться», «Хорошо ли обижаться», «Как научиться быть храбрым», «Хочу, но не могу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников

Часто проблемы и огрехи в воспитании ребёнка становятся заметны именно тогда, когда малыша выводят «в люди» - в детский сад, в школу или просто на детский праздник. Прежде всего, эти огрехи явно...

Памятка для родителей по воспитанию волевых качеств дошкольника.

Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он...

Консультация "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное, нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь чтобы тебя уважали, - уважай других. Чтобы воспитать в ...

Картотека бесед по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Задача педагогов – создать условия для развития у детей доброжелательного и уважительного отношения к окружающим, бережного отношения к результатам труда людей, желания помогать взрослым. Воспитывать ...

Родительское собрание "Азы воспитанности или воспитание культуры поведения дошкольников в семье"

Представленное собрание позволит родителям задуматься о воспитанни культуры поведения детей. Встреча с родителями проходит  в форме игры "Брейн-ринг"....

Консультация для родителей "Конструирование , как способ формирования основы волевого поведения дошкольника"

Данный материал поможет родителям при выборе правильного конструктора для ребёнка, расскажет о роли и значении  конструирования в развитии детей дошкольного возраста....