Картотека игр в адаптационный период
материал по психологии (младшая группа)

Блохина Лада Юрьевна

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_adaptatsii.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

«Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Игры выбираются с учётом возрастных возможностей детей, места проведения.

 Приведенные игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному и агрессивному ребенку.

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за

руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

                                 

                                 

                               

                              «Доброе утро!» 

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:  создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.

 Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

-  Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись?             (хлопки в ладоши)

-  Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся?               (хлопки в ладоши)

-  Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

-  Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

-   Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

-  Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)        

 Ты проснулся?                    (хлопки в ладоши)

-  Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись!                         (руки наверх, потягиваемся)

                       

           

   «В нашей группе»

 

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; знакомств  детей друг с другом. 

Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть … Настя

А у нас есть … Петя и т.д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

 

Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.

                 

                         «Хоровод»

 

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:  создание положительного эмоционального климата в группе;  снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.

 

Ход игры. Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!   При произнесении последней фразы все «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!    Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

 

                 

                       

                  «Прыгай веселей»

 

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.

 

Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! ----------- Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай- побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! ---------------- 
руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!--------------
 кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра повторяется несколько раз.

                     

                     

                  «Осенние листочки»

 

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:  создание положительного эмоционального климата в группе;  снятие эмоционального напряжения;  развитие чувства ритма, координации движений;  взаимодействие детей.

Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

 

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

- Давайте назовем, какого цвета листочки.

- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

- А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

                             

                             

                       «Пускание мыльных пузырей»

 

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:  создание положительного эмоционального климата в группе;  снятие эмоционального напряжения.

Материал: мыльные пузыри.

Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

— Осторожно, пузыри!

— Ой, какие!

— Посмотри!

— Раздуваются!

— Блестят!

— Отрываются!

— Летят!

— Вот — со сливу!

— Вот — с орех!

—   Вот не лопнул дольше всех!

Дети ловят мыльные пузыри.

                               «Поезд»

 

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе;  снятие эмоционального напряжения;  взаимодействие детей; отработка основных движений – бег, ходьба .

 

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»:

«Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.

 «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».

                    «Огуречик-огуречик»

 

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.

 

Ход игры: на одном конце площадки – воспитатель, на другом – дети. Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет. При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

 

Игра повторяется несколько раз.

                     

                     «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы

внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с

большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки»

     

  «Бабочки на весеннем лугу»

Цельрегуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры: накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался!  Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

Мы — бабочки весенние,

На листиках сидели  -           (ребенок сидит на корточках).

Ветер дунул — полетели   -  (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

Мы летели и летели

И на землю тихо сели -   (садится на корточки, замирает).

Ветер снова набежал,

Высоко он нас поднял -  (встает, поднимает руки вверх).

Он вертел нас и кружил

И на землю опустил  -   (кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

               

                        «Храбрые лягушата»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений.

Оборудование: бумага в рулоне, корзина.

Ход игры: (От рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется на пол.)

«Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают?

Правильно, ква-ква-ква… И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся»

А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют.

Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых.

       

                   

                 

                    «Наливаем, выливаем»

Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода расслабляет и успокаивает.

Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде.

Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

                 

                 «Рисунки на песке»

Песок помогает расслабиться:

-  руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;

-  песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;

- из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения,

превращения отвлекают от переживаний.

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа, песок, кинетический песок.

Ход игры: Можно насыпать песок горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик.

                 

                      “Пляшут наши детки! ”

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.

 

Ход игры:  

- Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

Где же, где же наши ручки?  Разводят руками, удивлённо смотрят друг на друга.

Где же наши ручки?     Прячут руки за спину.

Нету наших ручек !      Выставляют руки вперёд.

Вот, вот наши ручки!   Поворачивают ладошки вверх-вниз.

Вот наши ручки!      

Пляшут, пляшут наши ручки!   Показывают фонарики.

Пляшут наши ручки!

Где же, где же наши ножки?    Разводят руками

Где же наши ножки?

Нету наших ножек!                                

Вот, вот наши ножки!     Обхватывают ноги руками

Вот наши ножки!           Ритмично хлопают ладошками по ногам.

Пляшут, пляшут наши ножки!        Ритмично топают ногами.

Пляшут наши ножки!

Где же, где же наши детки?        Разводят руками

Где же наши детки?

Нету наших деток!             Закрывают лицо ладошами.

Вот, вот наши детки!

Вот наши детки!              Разводят руки в стороны.

Пляшут, пляшут наши детки!       Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.

Пляшут наши детки!

               

                 “Подари любовь и тепло”

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

Ход игры:  

Педагог приносит солнышко в корзинке и предлагает детям по очереди подержать его на руках. Дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.

- Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше... И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку.

                        «Мишка косолапый»

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение.

Ход игры: Предложите детям игру в мишку.

– Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за  мной движения!

 Мишка косолапый по лесу идет (ходьба вперевалку)

 Шишки собирает, песенку поет  (делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

 Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу)

 Мишка рассердился и ногою – топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).

                       «Мы ногами топ-топ-топ!»

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

Ход игры: Предложите малышам новую игру.

 

Мы ногами топ-топ-топ! (топаем, высоко поднимая ноги)

 А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп! (хлопаем в ладоши)

Ай да малыши!

Ай да крепыши! (руки на пояс, кружимся)

Вот такие мы!

                     «Покажи картинку.»

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

Оборудованиепредметные картинки по разным темам по количеству детей.

Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и

показать нужную картинку.

- Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все они разные. Саша покажи кубик.

Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша покажи куклу. И т.д.

В этой игре можно подбирать картинки из разных темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок,

предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько 2 – 3.

                     «Иди ко мне»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется по желанию

ребёнка. Подзывайте к себе всех детей по очереди.

                «Пришел Петрушка»

Взрослый приносит игрушку Петрушку (или любую другую), рассматривает его с ребёнком. Петрушка гремит погремушкой (вместо погремушки могут быть коробочки с песком, крупой, звенящие игрушки и др), потом дает ребёнку погремушку. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются. Привлекайте к игре нескольких детей, вместе устройте оркестр погремушек.

                              «Мяч»

Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После освоения ребёнком игры попробуйте

поиграть с другими детьми или со всеми вместе. Встав в круг вы имитируете движение (стук по мячику), проговариваете стишок, а дети прыгают в такт стишку.

                   

                  «Чудесные камешки». 

Раздайте детям по два камешка и пригласите ими поиграть:

постучать камешками друг о друга; постучать своими камешками о камешки других детей и т.д. Потом вы сами включитесь в игру, весело постукивая по камешкам детей и

припевая.

В следующий раз можно предложить малышам забрасывать камешки в коробку, корзину, шляпу.

                                «Под зонтом». 

Взрослый показывает детям яркий зонт. «Ой, кажется, дождик

капает (вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь). Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. Зонтик, открывайся быстрее! Открылся!

Скорее, скорее бегите все ко мне под зонт! Всех спрячу: и Петю, и Олю (называет каждого ребенка по имени). Вот как хорошо. Все спрятались под зонт.

Все, дождик кончился. Можно теперь всем бегать по лужайке. Все побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячьтесь ко мне под зонтик!»

                       

                «Собирание «сокровищ»

Материалы к игре: корзина.

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с детьми «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья) и складывают их в корзину. Выясняет какие «сокровища» вызывают у детей наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

                         «Мяч в кругу».

Материалы к игре: мяч.

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет...

Картотека "Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет"

В картотеке собраны игры для дошкольников, начинающих посещать ДОУ....

Картотека «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет»

Актуальность:Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствую...

Картотека игр в адаптационный период во второй младшей группе

В данной картотеке подобраны игры, которые помогут ребенку более безболезнонно преодолеть эмоциональный дискомфорт в адаптационный период, его симбиотические связи  с мат...

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет

«Доброе утро!» Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи:создание положительного эмоционального климата в группе;снятие эмоционального напряжения....

КАРТОТЕКА ИГР В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА  СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ....

Картотека "Игры в адаптационный период"

Картотека игр в адаптационный период для детей младшего дошкольного возраста....