Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания».
план-конспект занятия по психологии

Рябова Ксения Олеговна

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжения приводят к ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 «Земляничка»

Психологический тренинг для педагогов

«Профилактика эмоционального выгорания для педагогов»

Составитель:

 педагог-психолог

Рябова Ксения Олеговна

г. Бор

2022 год

Актуальность темы

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжения приводят к ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Цель: повышение общего позитивного эмоционального настроя и психологической устойчивости педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи: 

- снизить уровень психологического напряжения, эмоционального выгорания педагогов;

- восполнить ресурсы педагогов;

-вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии;

- анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;

- формирование позитивного отношения к себе, к жизни;

- повышение мотивации к профессиональной деятельности;

-развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;

-  повышать самооценку педагогов;

- создать атмосферу открытости и доверия в педагогическом коллективе;

- обращать внимание на распределение своей психической энергии;

- вырабатывать такие качества, как позитивное отношение к жизни, расширять диапазон о способах эффективной саморегуляции.

Оборудование: доска, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, бумага.

Ход тренинга.

  1. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов».

Педагог-психолог:

- Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Проблема сохранения психического здоровья педагогов в данное время стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

 Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами:

- страх быть покинутым, не найти поддержки;

- страх оказаться непрофессионалом;

- страх перед контролем.

 Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» у педагога отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

 Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

  1. Практическая часть.

Педагог-психолог:

- Каждый человек должен уметь расслабляться, а особенно люди Вашей профессии. Вам свойственно педагогическое «выгорание» из-за напряжения и стрессов. Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укрепить психологическое и физическое здоровье.

  1. Упражнение «Выбор».

Цель: определение психологической устойчивости личности каждого педагога.

Ситуация: вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

 1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

 2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

 3​. Съедаете что-то другое.

 4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

 Комментарий ведущего:

  • Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
  • Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
  • Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
  • Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

2. Игра «Австралийский дождь».

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он.

Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движениями. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно

• В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

• Начинает капать дождь. (Клацание пальцами по коленям).

• Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

• Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

• А, вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

• Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

• Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

• Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами по коленям).

• Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

• Солнце! (Руки вверх).

3. Упражнение «Лестница» 

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

 — Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

 — Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

 — Что мешает Вам находиться наверху?

 — Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

Ведущий рассказывает притчу участникам.

«Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.»

Размышления и высказывания участников.

4. Упражнение «Распредели по порядку».

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

Представьте себе ситуацию: вы находитесь дома один, и тут одновременно:

  1. Зазвонил телефон!
  2. Заплакал ребенок!
  3. Прорвало кран, вода вот-вот потечет на пол!
  4. Полил дождь, а на балконе сохнет ваше белье!
  5. Звонок в дверь!

Участники описывают свои действия последовательно: 

  1. Что вы сделаете в первую очередь?
  2. Что – во вторую, и так далее…

Ключ к тесту

Этот тест — на приоритеты. Первое в списке — это главная для вас (по крайней мере, на данный момент) сфера жизни.

Ребенок — это семья

Вода — деньги

Телефон — работа

Дверь — друзья, знакомые

Белье —любовь, доверие

 Через некоторое время педагог-психолог может предложить вариант оптимального распределения перечня:

  • Я
  • Муж (жена)
  • Дети
  • Работа
  • Друзья, родственники.

 Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

Педагог-психолог:

- Для снятия напряжения, повышения эмоциональной устойчивости, психологической проработки внутренних конфликтов, значимости своего собственного «Я», познакомлю Вас с современным видом арт-терапии «Нейрографикой».

Нейрографика является творческим методом, принадлежащим доктору психологических наук Павлу Пискареву.

 Нейрографика – это современный метод арт-терапии, который позволяет работать с подсознанием через рисунок. С помощью фигур и линий человек выводит на сознательный уровень свои чувства, проблемы и текущее состояние, а после начинает работать над ними. Данный метод является инструментом решения психологических задач графическим способом.

- Решая графически задачу снятия ограничений и выравнивания психологического ландшафта, мы будем использовать линию и круг. По большому счёту, нейрографическая линия – это линия, которая не повторяет себя на каждом участке своего движения, и которую мы ведём туда, где не ожидаем её увидеть.

- В работе каждый из Вас будет использовать графический метод трансформации сознания, метод творческого управления своей реальностью. Каждый работает с тем, что ему актуально в текущий момент жизни, поэтому каждая работа обладает психическим содержанием. Никаких навыков рисования не нужно. При этом включается мелкая моторика рук, связанная с нейронными сетями мозга. Благодаря этому нейрографический процесс рисования способен создавать новые нейронные связи в мозге и, следовательно, менять процесс мышления.

Каждому участнику выдаётся половинка листа А4, цветные карандаши, маркеры чёрного цвета.

-Напишите тему вашей проблемной ситуации, состояния на данный момент текущего месяца, в профессиональном аспекте вашей работы.

-За 2 минуты Вам необходимо написать 20 и более слов, которые возникают в вашем сознание на данную тему.

- Проанализируйте свои слова, выделите те, которые Вам не нравятся, раздражают.

- Рисовать мы будем в технике АСО (алгоритм снятия ограничений).

Алгоритм снятия ограничений (АСО):

  • актуализация проблемы – необходимо четко продумать проблему, сосредоточить все напряжение на ней и выплеснуть ее на бумагу в виде линий и фигур, хаотично располагая их на листе бумаги;
  • сглаживание углов – необходимо сгладить все углы на картине, которые сами по себе символизируют конфликт;
  • объединение – на этом шаге нужно сгруппировать фигуры в группы, выделяя их различными цветами;
  • границы – граница рисунка означает границу личности человека, поэтому следует линиями соединить изображение с фоном картины, подразумевая слияние проблемы человека с его окружением;
  • фигура фиксации- представление конкретного образа стечения энергии, обстоятельств. Нейронная сеть в голове человека подстраивается под заданный план, что приводит к результатам.
  • линии поля – необходимо провести дополнительные линии одного направления через всю картину, мысленно соединяя ее в одно целое;
  • вербализация – после окончания работы над изображением, необходимо снова сосредоточиться на решаемой проблеме и проанализировать полученные в ходе алгоритма изменения

- На новом листе, каждому из вас необходимо будет нарисовать выброс.

Выброс- это остроконечная фигура, в технике черкания без отрыва руки от листа бумаги. Делаем глубокий вдох, на выдохе, можно со звуком делаем выброс.

Нейрографическая линия- это которая не повторяет себя на каждом участке своего движения, и мы ведем ее туда, где не ожидаем ее увидеть. Такая линия уводит нас от стереотипа, который сидит у нас внутри, уводит от повторения внутреннего алгоритма.

-При помощи нейрографической линии, как будто растворяем свой конфликт-выброс на рисунке.

- Переходим к «сглаживанию» всех пересечений линий на рисунке, которые образуют угол.

- Следующий этап работы, заключается в объединение – на этом шаге нужно сгруппировать фигуры в группы, выделяя их различными цветами. Вносим цвет в рисунок.

- Фигура фиксации этап представления конкретного образа стечения энергии, обстоятельств. Нейронная сеть в голове человека подстраивается под заданный план, что приводит к результатам.

- На этапе работы, линии поля, необходимо провести дополнительные линии одного направления через всю картину, мысленно соединяя ее в одно целое;

- Вербализация – после окончания работы над изображением, необходимо снова сосредоточиться на решаемой проблеме и проанализировать полученные в ходе алгоритма изменения.

III. Подведение итогов.

Обсуждение и анализ работ педагогов.

Обратная связь.

– Самым полезным для меня было…

– Мне понравилось…

– Я хотела бы изменить…

-Что вам дало сегодняшнее занятие? Что нового узнали? Что будете использовать в дальнейшей жизни?

Завершающее слово педагога-психолога:

- Наше тренинг подошёл к концу. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ "

Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания. когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и с...

Семинар-тренинг для педагогов "профилактика синдрома профессионального выгорания"

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитив­ной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомл...

Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

       «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...

Психологический тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

материал данного тренинга полезен в качестве профилактики СЭВ педагога....