Детская субкультура как социокультуральная система.
учебно-методический материал по психологии

Селезнева Елена Николаевна

Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы бываем удивительно слепы по отношению к жизни и культуре "племени детей". Нам взрослым кажется невероятно просто оценить, например, те усилия, которые нужно приложить, чтобы взять в руку ложку, или, допустим, точно определить, где край кровати и какое движение телом нужно сделать, чтобы не упасть. Для ребенка, который еще и понятия не имеет, что такое ложка и край, не говоря уже о более сложных вещах, это целая наука. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, а потом перевести его в знание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_subkultura.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

  Детская субкультура как социокультуральная система.

Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы бываем удивительно слепы по отношению к жизни и культуре "племени детей". Нам взрослым кажется невероятно просто оценить, например, те усилия, которые нужно приложить, чтобы взять в руку ложку, или, допустим, точно определить, где край кровати и какое движение телом нужно сделать, чтобы не упасть. Для ребенка, который еще и понятия не имеет, что такое ложка и край, не говоря уже о более сложных вещах, это целая наука. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, а потом перевести его в знание.

Взрослые в лице родителей, воспитателей, учителей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых к тому, что они не замечали (или не хотели замечать) значимости того формирующего личность социально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка его сверстники.

Конечно, воспитатель-практик не может не считаться с тем, что одногруппники в детском саду, одноклассники в школе, товарищи по играм во дворе, компания дачных приятелей или подруг – это тоже своего рода социальные воспитатели личности ребенка. Но обычно взрослые мало задумываются над тем, какими именно способами дети воспитывают друг друга. В обыденной жизни воспитатели склонны в большей или меньшей степени учитывать влияние среды сверстников как факт. Иногда они хотят извлечь из него пользу, например, когда отдают домашнего ребенка за год до школы в детский сад только для того, чтобы он привык быть в детском коллективе и «научился общаться». Иногда, наоборот, взрослые активно борются с влиянием сверстников, стараясь свести на нет «бесцельные» прогулки и игры детей во дворе, их «пустую» болтовню и «уличные» считалки, песенки, дразнилки, анекдоты. Свободное игровое общение детей такие прагматики-взрослые стремятся заменить полезными, с их точки зрения, занятиями с педагогами или заданиями, которые должны увеличить количество знаний, умений и навыков у ребенка.

К сожалению, большинство людей, став взрослыми, на удивление быстро забывают «страну детства», откуда все мы родом, не помнят ее законов и традиций, не осознают того культурного наследия, которое получают ее маленькие граждане.

Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути (разумеется, кроме родителей) оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Практически все мы в той или иной степени были когда-то причастны к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.

Рассматривая возрастные субкультуры, Г.С.Абрамова отмечает существование признаков субкультуры уже в дошкольных группах .

А.П.Усова и её последователи отмечали, что к 4,5-5 годам в детском саду складываются относительно самостоятельные сообщества детей, у которых есть свои игровые традиции, нормы и правилами поведения. Игра рассматривалась как основа функционирования таких сообществ.

Детство как субкультура сохраняло статус terra incognita до самого конца XIX века. Только в последние 70-80 лет исследователи стали проявлять к ней серьезный интерес. Про детей как особенное "племя" в 1930-е годы одним из первых писал выдающийся русский исследователь детской культуры Виноградов. Однако впервые преставление про детей как субэтнос было высветлено в работах известного американского этнографа детства Маргарет Мид. Дальнейшее развитие эта идея получила в исследованиях русского философа И. Кона и психолога В.М. Осориной.

   Сегодня, исследованию детской субкультуры, мифов и стереотипов в сознании современного ребенка, посвящены труды М. В. Осориной, Н. Ивановой, И. В. Носко, В. В. Абраменковой, М.П. Чередниковой и др.

Актуальность проблемы взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми обусловлена значительными изменениями, которые произошли в детских и взрослых сообществах. В частности, речь идет о снижении воспитательного потенциала семьи, ухудшении ее социального положения, отчуждении детей от родителей в связи с резким ухудшением социально-экономических условий жизни, плюрализации ценностей. Налицо серьезные перемены и в детской субкультуре, носителем которой является современное детское сообщество, имеющее свои нормы, ценности, особенности вербального и невербального общения, пространственно-временной организации жизни. В целом в современном обществе наблюдается ситуация разрушения естественных институтов социализации -- семьи и детского сообщества, что является важнейшим фактором риска духовного, психического развития ребенка.

Детская субкультура (от лат. sub -- под и cultura -- возделывание, воспитание, развитие) -- в широком значении -- все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком -- смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Различия между детской и взрослой субкультурами в системе ценностей особенно ярко показаны на примере представлений взрослых и детей о "хорошем" ребенке. Для взрослого критерием идеального ребенка является его "удобность" (послушность, аккуратность, уравновешенность). В этой связи понятным становится отношение взрослого к ребенку как к объекту воспитания. Детям в качестве "хорошего" ребенка важен сверстник как партнер по игре, т.е. тот, с кем удобно, интересно играть. Исследования, посвященные изучению жизни современного детского сообщества, наглядно показывают, что дошкольник представляет себя как человека играющего, приобщенного к сверстникам посредством игры и других детских видов деятельности. Кроме того, в отличие от взрослых, система ценностей в детской субкультуре представлена не в виде логических конструктов (понятий, умозаключений, суждений), а в виде образов, символов, метафор.   Мир…….

В.В. Абраменкова, рассматривая социоэволюционный смысл детской субкультуры для человечества, выделяет несколько ее основных функций.

         Во-первых, в связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной ее функцией является социализирующая. Уже на самых ранних этапах социо- и онтогенеза детское сообщество вместе с семьей (а порой и вместо нее) берет на себя обучающие и воспитывающие функции.

         Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью субкультурных средств – детского правового кодекса, детского фольклора, игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.

          Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.

          В-третьих, пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.

Детская субкультура как социокультуральная система характеризуется следующими особенностями.

1. Она является частью, или подсистемой культуры того общества, к которому принадлежат дети (отсюда и приставка суб-, указывающая на подчиненность, в слове «субкультура»). Однако детская субкультура всегда сохраняет относительную автономию и самостоятельность.

2. Детская субкультура отличается консерватизмом (игры, шалости, фольклорные тексты сохраняются в детской среде иногда на протяжении столетий (!), несмотря на то, что смена поколений у детей происходит через каждые 5 лет), обладает своеобразными «цензурными фильтрами», не позволяющими расшатывать ее устои. При этом она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно-детские культуральные структуры.

3. Субкультуры детей разных стран обладают своими особенностями, но имеют и несомненное, иногда поражающее исследователей сходство. Причиной этого сходства является общность природы детской психики, потребностей формирующейся личности ребенка, характера решаемых детьми возрастных и социально-психологических проблем.

4. Детская субкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей в свободном общении, играх, познавательной деятельности в неформальных группах. При этом одна из важнейших функций детской субкультуры состоит в регуляции взаимоотношений между членами детского игрового сообщества и отношений с окружающим миром природы и миром взрослых. Детская субкультура как явление существует в возрастном диапазоне между 3–4 годами (когда у детей появляется самостоятельная социальная жизнь в группах сверстников) и 12–13 годами, когда возникает подростковая субкультура.

5. Психологические предпосылки для передачи (трансляции) детской традиции создаются на основе возникающих на определенных возрастных этапах социальных и личностных потребностей детей, но обеспечивается трансляция традиции у детей по вертикали: от старших к младшим. Этому способствует обычный для спонтанно складывающихся детских игровых групп небольшой (в 2–3 года) возрастной разрыв в составе участников.

Субкультура детства Пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.

   Понимание собственных детей и детского мира вообще связано, прежде всего, с интересом, с желанием узнать, почему происходят те или иные события детской жизни. Зачем дети ходят в "страшные" места? Что происходит, когда они сидят в "штабе"? Чем привлекательна свалка? Каков психологический смысл детских секретов и тайников? Отчего детям нравится играть в одних местах и не нравится в других?

И.С. Кон выделяет 3 главных подсистемы «культуры детства»:

1) детская игра;

2) детский фольклор и художественное творчество;

3) коммуникативное поведение детей

Литература.

1.Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мир взрослых. –ПИТЕР, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детская субкультура как механизм социализации дошкольников»

Данный опыт работы могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Детская субкультура"

Почти все дети рано или поздно начинают увлекаться коллекционированием....

Детские страхи и тайны как особенности проявления детской субкультуры

В материале указано:Общая характеристика понятия «Страх». Основные формы страха.Происхождение Страха. Детские страхи.Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста.Психолого-педагогическ...

Конспект презентации на тему: «Реализация права детей на проживание и воспитание в семье) (итоги работы по программе «Дорога к дому») (в рамках проведения семинара директоров детских домов и школ-интернатов Орловской области «Детская субкультура как меха

Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государс...

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Образовательная деятельность с учетом детской субкультуры (задачи, формы работы, Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре)

Цель: формирование представлений педагогов о детской субкультуре.Задачи: - продолжать знакомить педагогов с детской субкультурой;- раскрыть формы приобщения дошкольников к детской ...