Презентация: Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
презентация по психологии

Хавак Инга Михайловна

В данной презентации представлены особенности эмоционально-волевой сферы детей с задеожкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_emotsionalno-volevoy_sfery_detey_s_zpr.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР Выполнила: Хавак Инга Михайловна Педагог-психолог

Слайд 2

Эмоционально-волевая сфера — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции.

Слайд 3

Эмоции Эмоции - психическое отражение в форме переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта. Изучением эмоций занимались такие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи и нейрофизиологи как Петр Кузьмич Анохин, Лев Семенович Выготский, Александр Романович Лурия, Чарльз Дарвин и другие.

Слайд 4

Воля - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к саморегуляции (М.И. Еникеев). Волевое поведение обусловлено внутренним планом действий, сознательным выбором цели и средств деятельности с учетом условий, необходимых для достижения планируемого результата, опережающим отражением действительности.

Слайд 5

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности.

Слайд 6

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР 1. Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.

Слайд 7

Причины затруднений в вербализации эмоций, состояний, настроения у детей с ЗПР: а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний; б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения; в) не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли; г) многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях.

Слайд 8

2. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. 3. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики. 4. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга.

Слайд 9

5. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. 6. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

Слайд 10

7. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Некоторые прямо заявляют: «Я не люблю заниматься!» Поэтому для ребенка с ЗПР нецелесообразно представлять диагностическую процедуру как занятие или испытание. Желательно предлагать это как игру. Очень успешным оказался опыт предъявления диагностических заданий в качестве попытки лучше узнать ребенка.

Слайд 11

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР конституционального происхождения Эмоционально-волевая сфера у этих детей как бы находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью, наблюдаются преобладания эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций, легкая внушаемость. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально – волевой сфере.

Слайд 12

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР соматогенного происхождения Эмоционально-волевое развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности .

Слайд 13

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР психогенного происхождения Развитие эмоций характеризуется многообразием и зависит от этиологического фактора. при явлениях гипоопеки отмечаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости; в условиях гиперопеки у детей отсутствуют черты самостоятельности, инициативности, ответственности.

Слайд 14

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР церебрально-органического генеза Отмечаются: слабая заинтересованность в оценке; низкий уровень притязаний; пониженный фон настроения; нерешительность; безынициативность; боязливость.

Слайд 15

Коррекционная работа при нарушениях эмоционально-волевой сферы с детьми с ЗПР Мимические и пантомимические игры и упражнения Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, вязанных с переживанием телесного и психологического удовольствия и неудовольствия. Осознание детьми пространства собственного тела для выработки умения управлять им. Игры на выражение отдельных черт характера Выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (доброта, жадность, честность), их моральная оценка. Обучение детей навыкам самоконтроля, перевода агрессивных реакций в социально приемлемые формы с помощью игровых приемов. Прием Цель

Слайд 16

Игры, имеющие психотерапевтическую направленность Коррекция настроения и отдельных черт характера. Развитие умения чувствовать чужое настроение и эмоционально откликаться на него. Психомышечная тренировка Снятие психоэмоционального напряжения, обучение детей навыкам произвольного расслабления. Формирование адаптивных форм поведения Развитие навыков совместной деятельности, закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций. Приобщение детей к народной культуре Развитие патриотических качеств личности. Обогащение чувственного и эмоционального опыта детей. Организация театрализованной деятельности Обучать детей навыкам партнерства в игре. Продолжать формировать у детей желание участвовать в совместной деятельности. Учить детей регулировать свои эмоциональные проявления и чувства. Снятие психоэмоциональной зажатости.

Слайд 17

Итак , эмоционально-волевая сфера у детей с задержкой психического развития находится как бы на более ранней ступени развития. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы личности в целом (преобладают игровые интересы). Эти особенности необходимо учитывать при обучении таких детей с целью правильной подачи им учебного материала и уменьшения возникающих у детей трудностей в обучении.

Слайд 18

Список использованной литературы: Выготский Л.С. Дефектология / Л.С. Выготский // Сборник сочинений: в 6 т. Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика - Т.5: Основы дефектологии. - 1983. – 369 с. Изард К.Э. Эмоции человека / К.Э. Изард. – М.: Издательство МГУ, 1980. – 440 с. Ильин Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека / Е.П. Ильин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. - Симферополь, 1983. - С. 71-85 Калин В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности / В.К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. - Симферополь, 1983. - С. 101-107 Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. - М.: Академия, 2009. - 280 с. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 2001. - 210 с. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. - СПб.: Речь, 2004. - 352 с. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: практическое пособие / Л.С. Маркова. - М.: АРКТИ, 2002. - 187 с. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: практическое пособие / Л.С. Маркова. - М.: АРКТИ, 2002. - 187 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В материале рассмотрены основные особенности детей школьного возраста с умственной отсталостью, а также рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной шк...

Особенности эмоционально-волевой сферы Шкала эмоциональных проявлений (на основе типологии акцентуаций А. Е. Личко)

Явственным эмоциональным показателем уровня психической активности выступает настроение. Синонимом хорошего настроения является радость, синонимом плохого - грусть и печаль. ...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития

Для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подража...

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие ребенка является общей для всех высших психических функций дорогой -  от внешних социально обусловленных форм к внутренним психических процессов.На базе врожденных реакций ...

Подготовка к обучению в школе детей с особенностями эмоционально-волевой сферы

В настоящее время многие дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы все еще не получают адекватного обучения и воспитания. Проблемы обучения и социализации детей о...

«ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» С каждым годом возрастает количество детей с речевой патологией. Одним из самых сложны...

Статья "Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"

У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере....