Какие проблемы ожидают первоклассника в школе
консультация по психологии (подготовительная группа)

Киретова Юлия Владимировна

Каждый родитель, отправляя своего ребенка в школу, мысленно представляет, как он будет с удовольствием познавать новое и радовать их своими успехами. Однако на деле многие сталкиваются с прямо противоположной картиной: поход в школу и любые интеллектуальные занятия вызывают у ребенка отвращение. Почему так происходит?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kakie_problemy_ozhidayut_pervoklassnika_.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ В 1 КЛАССЕ ОЖИДАЮТ РЕБЕНКА

Каждый родитель, отправляя своего ребенка в школу, мысленно представляет, как он будет с удовольствием познавать новое и радовать их своими успехами. Однако на деле многие сталкиваются с прямо противоположной картиной: поход в школу и любые интеллектуальные занятия вызывают у ребенка отвращение. Почему так происходит?

Во-первых, детскому организму сложно резко перестроиться на рабочий лад. Первые 2-3 недели ребенок может жаловаться на бессонницу, головные боли, усталость и другие недомогания. В группе риска, прежде всего, детки со слабым телосложением. Для них особенно важно соблюдение режима дня, сбалансированное питание и спокойная обстановка в доме. Постарайтесь в первый школьный год оградить ребенка от кардинальных перемен. В этот период лучше не менять места жительства, не планировать рождения ребенка и даже не заводить домашних животных.

Во-вторых, у расторможенных деток проблемы в 1 классе могут возникнуть из-за сложностей с концентрацией внимания. Зачастую первоклассники не понимают роли учителя и не могут объяснить, зачем они ходят в школу. Для развития внимания педагоги рекомендуют приобщать детей к интеллектуальным играм: шашкам, нардам, го и др.

В-третьих, первоклассникам тяжело долгое время находится в неподвижном состоянии, а выполнение скучных заданий порой кажется им настоящей пыткой. Поэтому родителям, отдавшим своих детей в первый класс, следует позаботиться о развитии у малышей волевых качеств. При этом не стоит заваливать ребенка домашними делами. У школьника должны быть посильные обязанности по дому. Более того психологи рекомендуют превращать непривлекательную для детей работу в игру. Так, например, при уборке комнаты можно перевоплотиться в юнгу и отдраить палубу корабля.

В-четвертых, у ребенка может появиться страх перед неуспехом, особенно если он часто слышит от родителей, что он всегда и во всем должен быть первым. Если первоклассник испытывает сложности в учебе, прежде всего, нужно показать ему, что вы его любите не за его успехи, а просто потому, что он есть. Постарайтесь не делать ребенку критических замечаний, когда он делает уроки. Фразы типа «Если бы ты внимательно слушал, что говорит учительница, то смог бы решить эту задачу» или «Если бы ты все время не отвлекался, уже давно бы сделал все уроки» никак не способствуют сосредоточенности, зато убивают в малыше уверенность в себе.

И, наконец, в-пятых, у детей не всегда складываются отношения с учителями и одноклассниками. Для деток 6-7-ми лет учитель такой же авторитетный человек, как и родители. Если малыш не чувствует от него благорасположения, для него это настоящая катастрофа. В случае если первоклассник не может приспособиться к учителю и страдает от этого, психологи настоятельно рекомендуют задуматься о переводе его в другой класс. Однако такое решение должно быть взвешенным, ведь переход в новый коллектив – огромный стресс для ребенка.

Иногда проблемы в 1 классе возникают и в общении с одноклассниками. Родителям следует насторожиться, если их школьник постоянно конфликтует и ввязывается в драки с другими детьми. Возможно, малыш просто гиперактивен и не умеет играть спокойно. В этом случае его следует записать в спортивную секцию, где он бы «выпускал пар». Излишняя агрессивность зачастую свидетельствует о внутреннем неблагополучии ребенка. Подумайте, не слишком ли вы строги со своим чадом, не требуете ли вы от него чрезмерной аккуратности и непомерных успехов. Конфликты между детьми неизбежны. Не пытайтесь очертя голову защищать или отчитывать своего ребенка. Всегда старайтесь понять обе стороны и подсказать, как бы вы сами поступили в подобной ситуации.

Беспокойство должен вызвать и тот факт, что спустя полтора-два месяца ребёнок так ни с кем и не подружился или вообще стал предметом насмешек со стороны сверстников. Психологи рекомендуют еще до школы подготавливать ребенка к тому, что с ним будут учиться разные дети, что, возможно, ему не удастся подружиться с некоторыми из них, но нужно постараться выстроить хорошие отношения со всеми одноклассниками. Можно вместе разыграть ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в школе, и подумать, как можно из них выпутаться. Если вы заметили, что ваш малыш оказался аутсайдером, подумайте, как можно поднять его авторитет. Возможно, его не берут в компанию, потому что у него нет «культовых» игрушек. А может над ним смеются, потому что он неопрятный? В этом случае с ребенком следует потренироваться завязывать шнурки, вытирать нос и т.д.

ОТМЕТКИ НЕ ГЛАВНОЕ!

Все родители уверены, что их ребенок обязательно будет отличником! Поэтому проблемы в 1 классе могут вызвать и низкие отметки, а точнее, негативное отношение к ним. Нередко, когда малыш сталкивается с первыми трудностями, у мам и пап появляется чувство разочарования, а на детскую головку нередко обрушивается куча упреков: ты совсем не стараешься, такой неусидчивый, растяпа…

Изначально не только родители, но и сам малыш представляет, как он будет отличником. Поэтому при первых неудачах, как правило, он недоумевает, почему у него ничего не получается. А тут еще самые близкие люди вместо того, чтобы его поддержать, повышают на него голос и наказывают. У ребенка появляется чувство вины и он начинает сомневаться в любви мамы и папы. Зачастую у деток создается ощущение, что если раньше их любили просто за то, что они есть, то теперь им предстоит заслуживать любовь родителей. Чтобы этого не допустить, постарайтесь воздерживаться от упреков, когда у вашего чада что-то не получается. А чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе, объясните ему, что в школу ходят ради того, чтобы всему научиться и ничего страшного, если с первого раза что-то не выходит. Вспомните с ребенком, как он учился кататься на велосипеде или роликах, как вначале он не умел держать равновесие, зато, как было весело, когда он поехал.

Вряд ли найдется родитель, который придя с работы, первым делом бы не спросил: «Что нового в школе? Уроки сделаны?». Мнение о том, что подобные вопросы ускоряют процесс адаптации к школе и делают ребенка более дисциплинированным, ошибочно. На деле, зачастую эффект получается обратным: дети начинают злиться и делать что угодно, только не уроки. Дело в том, когда родители проявляют повышенный интерес к учебе, школьники намеренно отказываются оправдывать их надежды. Это своего рода протест. Кроме того из-за этих вопросов у малыша может сложиться ощущение, что для вас его успехи в школе важнее его самого. В этом возрасте в его жизни происходит масса интересных событий, и занятия в школе вряд ли занимают основное место. Постарайтесь не надоедать ребенку с допросами по поводу его успеваемости. Лучше спросите, что интересного у него произошло за день, все ли ему нравится в школе, что дается труднее или легче всего. Таким образом, вы получите гораздо больше интересующей вас информации, а, главное, покажете своему малышу, что вы с ним заодно и чуть что, всегда готовы ему помочь. Это очень важно, ведь очень часто нежелание учиться связано не с умственными способностями ребенка, а с несложившимися отношениями с одноклассниками или учителем. Вам будет сложно разобраться в проблеме, если малыш замкнется из-за того, что вы интересуетесь только его успеваемостью.

Чтобы первоклассник стремился к знаниям, ему нужно хорошее настроение и вера в себя. Не акцентируйте внимание на промахах, наоборот, хвалите каждую маленькую победу малыша. Вы должны быть уверены в своем школьнике на все 100%, тогда он ни на секунды не будет бояться промахов и сомневаться, что у него все получится.

ПЕРВОКЛАШКА – САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК

Одна из основных задач родителей первоклассников – не перепутать понятия «вместе» и «вместо». Очень часто можно заметить, как мамы, забирая своих детей со школы, первым делом спрашивают: «Много нам сегодня задали?». Не нужно превращать домашнее задание в общие задачи. Напротив, ребенку следует сразу объяснить, что у вас есть работа, а у него – учеба, и каждый отвечает за свое дело. Главный урок, который должен усвоить каждый школьник – самостоятельность.

Первый класс – лучшее время, чтобы позволить ребенку почувствовать себя большим. Конечно, помогать с выполнением домашнего задания нужно, особенно на первых порах, но не стоит вмешиваться в учебу слишком активно. Позвольте крохе испытать удовлетворение от того, что он самостоятельно справился с решением трудной задачки.

В случае если ребенок привыкнет выполнять домашнее задание только вместе с родителями, можно не удивляться, что однажды придя вечером с работы, выяснится, что малыш даже не открывал учебники. При этом объяснение будет простым: взрослых не было дома или непонятно условие задачи. Такие детки часто невнимательны на уроках, ведь дома мама или папа все объяснят им заново. С такими успехами в один прекрасный момент, увидев в тетрадке много исправлений, вы рискуете услышать от своего чада аргументы типа «это ты мне не так объяснила» или «ты сама неправильно решила».

Если же ребенок отказывается давать тетрадки на проверку, не настаивайте. Он научится самостоятельно отвечать за свои школьные дела, а это гораздо важнее идеально выполненных домашних заданий под вашим пристальным вниманием. Разумеется, малышу иногда может понадобиться ваша помощь, но она не должна перерастать в систему, где ответственность за ошибки школьника перекладываются на плечи родителей. По статистике больше половины учеников, делавших все домашние задания вместе с родителями, не могут избавиться от этой привычки даже в старших классах.

В жизни малыша, пожалуй, нет больше ни одного переломного момента, когда бы так кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Все детки, «домашние» и детсадовские, едва читающие и хорошо подготовленные, в первый школьный год встречают одинаковые проблемы в 1 классе. И прежде чем малыш осознает, что значит быть школьником, как правило, требуется не один месяц. Насколько легко он приспособится к новому распорядку и как он будет реагировать на возникающие сложности в учебе, во многом зависит от поведения родителей. Поэтому важно внимательно относиться к любым изменениям в поведении, физическом состоянии и настроении своего малыша и решать все возникающие проблемы как можно быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие портфели нравятся первоклассникам.

Эта презентация в помощь будущим первоклассникам при выборе портфеля....

Консультация для родителей "Большие проблемы маленьких первоклассников"

Успешность ребенка в учебе во многом определяется его психологической готовностью к школе – интересом к получению новых знаний, умений ладить с окружающими, концентрировать внимание, контролировать св...

Родительское собрание в подготовительной группе «Какой он, будущий первоклассник?».

Собрание поможет родителям сориентироваться в готовности ребёнка к школе....

Проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить и...

Круглый стол «Будущий первоклассник, какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС»

В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебник...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе»

Цель: повысить психологическую культуру родителей будущих первоклассников по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения с детьми для сохранения психологиче...