Проект "Игровая деятельность с кинетическим песком с детьми младшего дошкольного возраста"
проект по психологии (младшая группа)

Щербакова Марина Александровна

Проект «Игровая деятельность с кинетическим песком с детьми младшего дошкольного возраста»

 

Содержание

 

1. Паспорт проекта

2. Актуальность

3. Постановка проблемы

4. Цель, задачи проекта

5.Ожидаемые результаты

6.Подготовительный этап

7. Основной этап

8. Заключительный этап

9.Список литературы

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно - творческий.

Тип проекта: групповой.

Сроки реализации: краткосрочный (один месяц).

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Целевая аудитория: 3-4 года

Место проведения: групповая комната.

Форма проведения: игра

 

Актуальность:

Игра  является  основной формой проявления активности ребёнка, важным фактором в становлении социального поведения, эффективности образовательного процесса.

В настоящие время кинетический песок, благодаря своим замечательным качествам, стал  одной из самых популярных, игрушек для детей дошкольного возраста. Большая часть песка (по его составу) – это природный кварцевый песок, а наименьшая – силиконовый полимер. Он пластичен, как пластилин, имеет определённую вязкость, может держать форму, на нём чётко остаются различные отпечатки, рисунки. Песок не сыплется, не липнет к рукам, одежде. Наощупь песок  прохладный, приятный, мягкий, пушистый, при прикосновении к нему вызывает ощущение комфортного состояния, релаксации. После игры его удобно собирать, складывать, сохранять даже на длительное время.

У дошкольника формируется познавательный интерес, развивается  инициатива, самостоятельность, целеустремлённость, усидчивость, фантазия, ребёнок с большим удовольствием участвует в развитии сюжета творческой игры

Игры и упражнения с кинетическим песком помогают эффективно развить у ребёнка ручной интеллект, мелкую моторику, формируют коммуникативные навыки общения с другими детьми.

Проблема.

Проблема заключается в том, что у младших дошкольников 3 – 4 лет  недостаточно развиты мелкая моторика, тактильные ощущения и образное восприятие, связная и диалогическая речь; не сформированы коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса образования.

Использование уникального инструмента – кинетического песка в игровой деятельности способствует развитию мелких мышц рук, тактильной чувствительности, сенсомоторных функций, творческой активности обеспечивает наивысший результат  гармонического формирования личности ребёнка, стабилизации эмоционального состояния (проявление ярких позитивных эмоций и новых впечатлений, формирование дружеских взаимоотношений).

На данный момент, игровые упражнения и игры с кинетическим песком являются наилучшим, полезным средством, так как имеют терапевтическое свойство снижать психофизическое напряжение, регулировать эмоциональное состояние ребёнка, вызывают положительное желание ходить в детский сад, ускоряют прохождение адаптационного периода.

Игровая деятельность с кинетическим песком содействует оптимальному развитию таких  психофизических качеств личности: усиленного внимания, целеустремлённости, усидчивости, образной памяти, логического мышления, тактильной чувствительности.

Цель:  развитие и совершенствование игровой деятельности с кинетическим песком.

Задачи: создать условия для  развития и совершенствования игровой деятельности с использованием кинетического песка, как инструмента в проведении дидактических, сюжетно – ролевых игр, упражнений; формирования трудовых навыков; сохранения и укрепления психического здоровья детей, обеспечивающее благополучное эмоциональное состояние, развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, внимание, мышление, связную и диалогическую речь, творческий, игровой  замысел, создать благоприятные условия для  стабилизации эмоционального состояния детей, развития положительных впечатлений, коммуникативных навыков общения; воспитывать желание доводить начатое дело до конца,  доброжелательность, аккуратность в работе с кинетическим песком. 

 

Ожидаемые результаты

  • создание свободного, активного взаимодействия родителей, детей и педагогов (сотрудничество, партнёрство) по теме проекта;
  • знакомство со свойствами кинетического песка;
  • формирование навыков комукативного общения детей;
  • Ввести режимные моменты для ребёнка дома, соответствующие в детском саду;

1 этап Подготовительный

  • Привлечение родителей к процессу совместной проектной деятельности

в ходе реализации проекта.   

  • обсуждение целей, задач с родителями, детьми;
  • Поднятие уровня психолого – педагогической  компетентности педагогов, родителей с целью обогащения знаниями о возрастных особенностях и закономерностях психического развития дошкольников, приобретения навыков в организации образовательной работы с детьми, психологических культурных знаний, формирование культуры общения;  
  • ознакомление родителей с применением в младшей группе образовательной практики работы кинетическим песком;
  •  разработка и изучение методических материалов для решения проблемы. Обогащение научными знаниями:  (практическое применение игрового метода с  обычным  песком знаменитыми психотерапевтами: Карлом  Юнгом, Маргарет Ловенфельд;

авторская методика плассотерапия;

знакомство с уникальными, полезными свойствами «живого песка, впервые созданного в Швеции в 2013 г.;

применение кинетического песка в игровой деятельности с целью: развития и саморазвития ребёнка, терапевтического воздействия, создания благополучной эмоциональной атмосферы;

  • организация развивающей среды в группе (приобретение кинетического песка, дидактического материала, атрибутов);
  • использование ИКТ с целью оптимизации образовательного процесса, повышения его результативности, обмен опытом;
  • разработка  дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых,  пальчиковых игр;
  • подбор  художественной литературы, пословиц, потешек, загадок.
  • использование технических средств обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр (для создания эмоционального фона, релаксации);
  • взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:
  • Консультации
  • 1.Организация игр с кинетическим песком для родителей и детей «Волшебный песок»
  • 2.«Советы по организации работы с кинетическим песком, его хранению», 3.«Использование кинетического песка как терапевтическое средство»; Индивидуальные беседы:
  1. «Приготовление кинетического песка в домашних условиях»;

2.«Правила игры с кинетическим песком в песочнице для детей».

 

2 этап Основной

Перспективное планирование по реализации проекта,

  • Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Интеграция с другими образовательными областями:

  •  «Речевое развитие»
  •  «Художественно - эстетическое развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Физическое развитие»

 

«Социально – коммуникативное развитие»

Цель: создание благоприятных условий для развития игровой деятельности детей с кинетическим песком.

Социально-коммуникативное развитие – это развитие комукативного общения во взаимодействии ребенка со сверстниками, педагогами, взрослыми, установление добрых взаимоотношений, проявление желания  играть дружно, оказывать взаимопомощь, доводить начатое дело до конца. Поддержание психологически благополучной атмосферы для его выполнения.

Планомерное проведение образовательного процесса, развитие  продуктивной деятельности, включает систему знаний и умений, направленных на реализацию игровой деятельности с кинетическим песком. А так же для формирования умения находить выход из сложившейся проблемной ситуации через  осмысливание, выбор нужной информации.  

 

Формы работы с кинетическим песком:

  1. индивидуальные игры, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.  2.групповые игры с песком в группе направленные в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

 

  1. Кинетический песок – универсальная игрушка, которую можно использовать для проведения сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Столовая», «День рождения куклы», «Кафе», «Магазин». Из кинетического песка сделать различные угощения для игрушек: кондитерские и хлебобулочные  изделия, овощи, фрукты, разные продукты питания. Разложить их по тарелочкам, нарезать игрушечным ножом. 

«Речевое развитие»

Цель: развитие речевого общения (связной и диалогической речи), словарного запаса, мышления, познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации;

Создание ситуаций с целью развития у детей самостоятельности, инициативности. Формирование умения слушать и отвечать, строя грамматически правильные предложения. Обогащение знаниями о свойствах кинетического песка, правилах пользования.

Кинетический песок универсален, имеет комплексное воздействие, его можно использовать даже в то время, когда  ребёнку необходимо снять мышечное напряжение, чтобы улучшить  эмоциональное состояние.

витие игровой деятельности.

 

 «Познавательное развитие»

Цель: активизация  образовательного процесса, создание условий для обогащения знаниями, развития мотивированного отношения к играм, упражнениям и занятиям с кинетическим песком.

 Ознакомление с окружающим предметным миром в процессе дидактических, ролевых игр, упражнений с кинетическим песком.

 В игре каждый ребёнок переносит свой чувственный опыт в общий замысел, развивает сюжет игры, вместе с другими детьми придумывает разные ситуации, происходящими с героями - игрушками, тем самым обогащается их жизненный опыт, развивается связная речь, память, мышление, дружеские взаимоотношения. Происходит обогащение представления детей о свойствах, способах игр с кинетическим песком; проявление заинтересованности к  игровой деятельности; развитие положительной эмоциональной сферы.

 

«Физическое развитие»

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

 

Проявление желания заботиться о своём здоровье с помощью игр и упражнений с кинетическим песком.

В процессе проектной деятельности добиться высокой активности, инициативности, общительности, добровольного отклика на выполнение упражнений, на участие в подвижных, пальчиковых играх.

 Формирование пространственного поля движения ребёнка, физических качеств личности ребёнка – быстроты движений, ловкости.

Формирование правильной осанки.

Формирование умения выполнять упражнения в групповой деятельности, действовать, согласовывая свои движения с движениями других детей, соблюдая правила игры.

Развитие внимания, памяти, логического мышления, целеустремлённости, самостоятельности. 

Развитие волевой сферы -  выдержки, настойчивости.

Развитие движений частей тела, подражательных движений, движений речи, губ и яз1ыка.

Воспитание дисциплинированности, дружелюбия, отзывчивости, доброты, умения радоваться достижениям товарищей, общительности.

  • 3 этап: Итоговый:

Результат проведенной работы по проекту «Игровая деятельность с кинетическим песком»

 

  • Родители  с большой заинтересованностью приступили к проблеме проекта «Игровая деятельность с кинетическим песком».
  • Родители ознакомились с организацией проведения дидактических игр и упражнений с песком в домашних условиях.
  • Создана картотека игр с кинетическим песком для детей младшей группы».
  • Развивающая среда пополнилась приобретением кинетического песка (для каждого ребёнка группы в нужном количестве), необходимых игрушек, атрибутов для игровой деятельности с кинетическим песком.
  • Проведена совместная  игра детей и родителей «Волшебный песок».
  • Вовлечение детей и родителей в игровой процесс с кинетическим песком позволил установить более крепкий контакт педагог – ребёнок – родитель, повысился уровень взаимодействия и общения между родителями и ребёнком.
  • Созданы благоприятные условия для введения в практику игровой деятельности  кинетического песка, что способствовало успешному формированию у  детей интеллектуальных, нравственных, эстетических, физических качеств личности;  развитию психических процессов: тактильного восприятия, усиленного внимания, усидчивости, целеустремлённости, любознательности.
  • Дети с большим желанием, удовольствием играют с «живым» песком. У них появился приобретённый игровой опыт, который совершенствуется, приводит  к созданию новых образов животных, сказочных героев, построек горок, домиков, дорог, городов, развитию сюжетной игры. Отношения между сверстниками, педагогом, родителями  активизируются, становятся добрыми и доверительными.
  • Повысился уровень психолого – педагогической  компетентности педагогов, соблюдаются все режимные моменты в детском саду, что позволило  создать благоприятные условий для успешного, облегчённого  прохождения адаптационного периода детей младшей группы.

Литература.

  • Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М., А. Васильева Программа «От рождения до школы».  
  • Т.А. Андреенко «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками», СПб: «Детство пресс», 2017 г.
  • Т.М.Грабенко «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева, СПб: «институт специальной педагогики и психологии», 2000г.
  • О.Б. Сапожникова,  Е.В. Гарнова « Песочная терапия в развитии дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2014.
  • Т.М.Грабенко «Практикум по песочной терапии» Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева, СПб: «Речь», 2005г
  • Е. В. Яковлева «Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников». Инновационные педагогические технологии: материалы III международной научной конференции г. Казань, 2015 г.
  • Интернет - ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

План проекта.

1. Актуальность темы. 
2. Выявление проблемы.
3. Цель, формулировка задач.
4. План реализации проекта.
5. Предполагаемый результат. 
6. Список литературы.

Актуальность темы.

Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.

В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, что указывает на возможность создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.

Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком. Непосредственно – образовательная деятельность предполагает индивидуальную деятельность с ребёнком или совместную деятельность в паре “ребёнок – родитель”. Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми, имеющими высокую тревожность.

Выявление проблемы: Песочная терапия – одна из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем, а именно – снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста через творчество и игру.

Цель: Создание условий для снижения тревожности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) Организовать приобретение песочницы и игрового материала; 
2) Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы по психофизическому оздоровлению детей; 
3) Повышение компетентности родителей при использовании в домашних условиях форм естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.

Тип проекта:

  • По доминирующей деятельности информационно-практический;
  • По числу участников групповой, ориентированный на детей cтаршего дошкольного возраста, родителей, педагогов;
  • По времени проведения долгосрочный;
  • По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Средства реализации:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта (беседы, консультации, лекции);
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы), коллекцию мелких игрушек (человеческие персонажи, здания, дома, замки, животные: домашние, дикие, морские, машины, сказочные герои: злые и добрые, символические предметы: источники для загадывания желаний, камушки, “драгоценности”, растения – деревья, кусты, цветы, овощи, фрукты, естественные предметы из окружения.

План реализации проекта.

I. Подготовительный этап:

  • Определение педагогами темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
  • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, подбор необходимого диагностического инструментария.

II. Основной этап реализации проекта:

1. Содержание деятельности родителей:

  • Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
  • Участие в анкетировании, тестировании, на родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях;
  • Активное участие в совместной деятельности с ребёнком в играх и упражнениях с песком.

2. Содержание деятельности педагога:

  • Просветительская работа с родителями
  • Фотовыставка “Игры детей на песке”;
  • Разработка серий конспектов непосредственно – образовательной деятельности с детьми на песке;
  • Индивидуальная и групповая консультативная работа;
  • Практическая помощь родителям;
  • Контроль осуществления проекта;
  • Подготовка презентации проекта.

3. Содержание деятельности детей:

  • Активно участвуют в играх и упражнениях на песке;
  • Принимают посильное участие в изготовлении фигурок – образов;
  • Конструируют из песка;
  • Рисуют песком на песке;
  • Экспериментируют;
  • Составляют узор на песке;
  • Создают песочные композиции и “секреты”.

III. Заключительный этап.

  • Разработка презентации проекта;
  • Презентация проекта на родительских собраниях, на педагогическом совете;
  • Участие в конкурсах, конференциях;
  • Проведение совместной и индивидуальной непосредственно – образовательной деятельности с детьми на песке.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта.

В результате реализации проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса. Введение в практику работы ДОУ элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей, что положительно повлияло на эмоциональное самочувствие детей. Наблюдается снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. У детей появилась потребность на установление контакта и доверия в общении с другими людьми. Наблюдается улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке. Возросла речевая активность детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

Используемая литература:

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб., 2004.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. – 2001. – 38 (44).
  3. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб., 2005.
  4. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. // Ребёнок в детском саду. – 2010. – №2 – с.2.
  5. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально – волевой и социальных сфер детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №1.– с.50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с кинетическим песком с детьми младшего дошкольного возраста

В данной презентации представлены игры с кинетическим песком, которые помогают детям снять напряжение. В играх с кинетическим песком гармоничнои интентсивно развиваются все познавательные функции (вос...

Конспект занятия с кинетическим песком для детей младшего дошкольного возраста.

Игра - занятие с использованием кинетического песка для детей младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия с кинетическим песком для детей младшего дошкольного возраста

Задачи: снимать психоэмоциональное напряжение, продолжать знакомить с эмоциями, развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения, регуляция мышечного напряжения, расслабление.Предвар...

Занятия с кинетическим песком с детьми младшего дошкольного возраста.

Занятия с кинетическим песком с детьми младшего дошкольного возраста.Кинетический песок является очень распространённым игровым материалом в развивающей предметно-пространственной среде современного Д...

Конспект занятия с кинетическим песком для детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Волшебный песок»Цели:- формировать представления детей о свойствах песка;- обогащать тактильный опыт детей;- развивать мелкую моторику рук;- развивать зрительно-моторную координацию...