Консультация "Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности"
консультация по психологии (подготовительная группа)

Nosova
 Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием , т.е. приобретением новых знаний и умений , но и в возникновении новых потребностей и интересов . В известном смысле эти изменения являются основополагающими , поскольку достижения в умственном развитии детей в значительной степени зависят от того , какие мотивы побуждают их к деятельности , к чему они стремятся , как они эмоционально относятся к окружающим людям и стоящим перед ними задачам .
     Научить маленького ребёнка чему-то можно лишь тогда , когда у него удаётся вызвать интерес и желание сделать то , что требует от него взрослый ( педагог , родитель ) . Перед педагогом стоит задача не только использовать уже сложившиеся у дошкольника мотивационно-эмоциональный опыт , но и воспитывать новые чувства , новые потребности и интересы .  
     Дошкольное детство – это возрастной период , когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства . От того,  как они будут воспитаны в первые годы жизни ребёнка , во многом зависит всё его последующее развитие . Мотивы и эмоции , подобно умственным и волевым процессам , формируются на протяжении детства , в результате овладения ребёнком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм , идеалов .
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                           Детский сад компенсирующего вида № 29

КОНСУЛЬТАЦИЯ

« УЧАСТИЕ ЭМОЦИЙ И МОТИВОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКОЙ ЛИЧНОСТИ»

Педагог-психолог: Носова О.А

 

 Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием , т.е. приобретением новых знаний и умений , но и в возникновении новых потребностей и интересов . В известном смысле эти изменения являются основополагающими , поскольку достижения в умственном развитии детей в значительной степени зависят от того , какие мотивы побуждают их к деятельности , к чему они стремятся , как они эмоционально относятся к окружающим людям и стоящим перед ними задачам .

     Научить маленького ребёнка чему-то можно лишь тогда , когда у него удаётся вызвать интерес и желание сделать то , что требует от него взрослый ( педагог , родитель ) . Перед педагогом стоит задача не только использовать уже сложившиеся у дошкольника мотивационно-эмоциональный опыт , но и воспитывать новые чувства , новые потребности и интересы .  

     Дошкольное детство – это возрастной период , когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства . От того,  как они будут воспитаны в первые годы жизни ребёнка , во многом зависит всё его последующее развитие . Мотивы и эмоции , подобно умственным и волевым процессам , формируются на протяжении детства , в результате овладения ребёнком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм , идеалов .

     Общественные мотивы поведения должны в своей простейшей форме складываться уже на самых ранних ступенях развития малыша . Например , осуществляя трудовое воспитание , педагог может приучить детей выполнять первые , маленькие дела серьёзно , по-настоящему . Усложняя трудовые задания от индивидуальных до коллективных и направляя внимание при знакомстве с предметами на то , кто их сделал и для чего они предназначены, т.е. подчёркивая общественную значимость труда взрослых , педагог таким образом воспитывает у детей уважение к труду и формирует у них простейшие трудовые навыки .

        Понятия мотив и мотивация тесно связаны с понятиям потребность . Когда говорят о потребностях ребёнка , то имеют в виду объективную нехватку для его организма чего-то , что находится вне его и что представляется как необходимое условие его существования . Принято различать потребности двух видов : биологические и социальные (характерные только для человека : потребность в общении с другим человеком , в социальном признании , духовные потребности и т.д. ) .

     Очень важно говоря о потребностях , выделять два момента их формирования : 1) появление потребности при отсутствии конкретного предмета её удовлетворения . Поведение ребёнка в таком состоянии характеризуется ненаправленной активностью , общепоисковым характером этой активности ; 2 ) появление предмета , способного удовлетворить потребность .

      Вместе с проявлением объекта потребности у детей нередко происходит становление устойчивых форм поведения , причём не всегда являющихся желательными и приемлемыми для окружающих . Например , следуя привычке сосать соску , при отсутствии последней , малыш тянет в рот палец или другой похожий предмет . Так появляется у него устойчивая , длительная и т трудом поддающаяся устранению вредная привычка . На примере поведения детей-подростков часто приходится убеждаться в том , что у этих детей потребность в другом человеке , близком друге , при определённых условиях ( особенно при довольно холодных и отчуждённых отношениях между членами семьи ) может реализоваться нежелательным образом , если объектом реализации данной потребности будет взрослый или сверстник с плохой репутацией , с отрицательным поведением . Важно отметить , что при выполнении различного рода заданий дошкольники интересуются не только результатом своей работы , но и тем значением , которое она имеет для окружающих .

      Что же именно побуждает дошкольника трудиться и какие мотивы являются для него наиболее действенными ? Какая связь существует между мотивом и процессом деятельности ? Если меняется мотив деятельности , то меняется ли от этого характер процесса труда и качество продукта ? Ответы на эти и другие связанные с мотивацией вопросы очень важно знать педагогу.

     Чтобы выявить мотивы , побуждающие активность ребёнка , можно предложить детям ряд заданий через определённые интервалы; технически это одинаковые задания , но предъявляемые с разными мотивировками( например , надо сделать салфетку или флажок ) .Техника изготовления подобных предметов довольно проста и не занимает много времени .

    Предлагая подобные задачи детям разного возраста , им объясняют , что они должны делать , для чего и кому это необходимо . В одном случае результаты работы нужны для предстоящей игры , в другом – сама трудовая деятельность осуществляется в форме игры в « мастерскую» , где ребёнок подражает труду взрослых , в третьем – готовится подарок маме  или детям младшей группы детского сада , в четвёртом – ребёнок может сам выбрать любую привлекательную для него работу .

     Таким образом , одно и то же трудовое задание осуществляется при различных мотивировках , которые для краткости можно обозначить так : труд для мамы ,  для малышей , для последующей игры , подражание труду взрослых , ради удовольствия от самого процесса деятельности .

     Эмоции выражают особую значимость для ребёнка объектов и ситуаций с точки зрения его потребностей и мотивов . Эмоции -  то звено , с помощью которого и через которое мотивы становятся актуальными и нередко осознаются дошкольниками . Формирование у ребёнка новых мотивов или же изменение имеющихся также связано с появлением у него переживаний .

     Эмоциональные реакции и состояния детей могут быть чрезвычайно разнообразны по силе , длительности и устойчивости переживаний. Они вызываются различными воздействиями : отдельными физическими раздражителями ( звуком , светом , болевым воздействием ) , сложными условиями того или иного вида деятельности ( пониманием задачи , характером материала , особенностями продукта и т.д. ) , отношением других людей – сверстников и взрослых . Эти разные по содержанию эмоции отличаются также глубиной протекания и последствиями . Так , ребёнок может ощутить сильную физическую боль и тем не менее он довольно быстро забудет её . В то же время он может испытать унижение или оскорбление , причиненные ему сверстниками ; переживание такого отношения окажется очень устойчивым и повлияет на последующие взаимоотношения со сверстниками .

       Следовательно , педагогу необходимо не только увидеть сам факт эмоционального переживания ребёнка , но и установить его причину . Эта задача не простая , поскольку часто переживания могут казаться беспричинными , беспредметными , немотивированными .

    В принципе любой предмет может служить источником переживаний у детей . Однако эти переживания будут существенно разными в зависимости от того , входит или нет данный предмет в круг формирующихся у ребёнка мотивов и ценностей .

    Исходя из того , что человек и человеческая жизнь в системе материальных и духовных ценностей занимает высшее место , следует предполагать , что эмоции , связанные с другим человеком , занимают в эмоциональном опыте ребёнка особое место . Это вовсе не исключает тот факт , что иногда какой-то весьма заурядный предмет может стать для ребёнка предметом особого значения . У дошкольников такими особо значимыми предметами могут стать отдельные игрушки , бережно хранимые в течении многих лет , отдельные предметы одежды , с которыми они трудно расстаются , и т.д.

     Итак , выражение « стать личностью» обозначает реализацию ряда условий , главные из которых состоят в следующем : а) занять определённую нравственную позицию ; б) осознать эту позицию и быть ответственным за неё ; в) утверждать её своими поступками , делами , поведением .

       Ребёнок-дошкольник – тоже личность , которая ещё развивается , формируется . Поэтому применительно к детям дошкольного возраста все названные выше положения приобретают очень важную особенность : и сама нравственная позиция и её осознание , и утверждение делами – все эти проявления формирующейся личности ребёнка находятся ещё в состоянии становления . И родителям и педагогам важно знать , в каком направлении происходит такое становление , что представляют собой « ростки» складывающейся личности ребёнка и его нравственной позиции .

     Одно из существенных условий формирования полноценной личности дошкольника – преодоление односторонности в практике обучения и воспитания и утверждение задач подлинно гармоничного развития ребёнка .

    Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности . Педагог должен понимать основные мотивы поведения ребёнка и способы их реализации . Только с учётом всех  этих особенностей педагог может решать стоящие перед ним задачи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

статья о проблемах формирования личности в дошкольном возрасте...

Формирование детской личности

В статье кратко описывается как происходит формирование личности у детей....

Музыкальный театр в детском саду как средство формирования творческой личности

       На современном уровне общественного развития все большую актуальность приобретает творческий, креативных подход к решению различных задач. Что же такое творческая лич...

«Развитие социальных эмоций и мотивов в общении ребенка с природой»

Анализируя обозначенный круг проблем и методов их решения я пришла к выводу что социальные эмоции и мотивы, можно развивать в ребенке не только в сфере человеческих отношений, но и в общении ребенка с...

"Развитие социальных эмоций и мотивов в общении ребенка с природой"

Анализируя обозначенный круг проблем и методов их решения я пришла к выводу что социальные эмоции и мотивы, можно развивать в ребенке не только в сфере человеческих отношений, но и в общении ребенка с...